Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазёр"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Валерьевна Сёмина

Нет аннотации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_vn._d._fantazer.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Рабочая программа

начального общего образования

по внеурочной деятельности 1 – 4  классов

(общекультурного направления  )

«Фантазёр»

 

                                                                  2019-2020 уч.  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фантазёр» предназначена  для детей  1-4 классов общеобразовательной школы и разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

      - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 304-ФЗ от 31.07.2020 г.

       - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения;  

      -основная образовательная программа начального общего образования

      -учебный план на 2019 – 2020 учебный год;

      -СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

     -Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учителя  

Рукоделие – понятие очень широкое, к нему можно отнести все, что сделано нашими умелыми руками.

Рукоделие было популярно во все времена и во всех народах, с глубокой древности принято было в свободное время вязать, шить или вышивать, украшать рисунками предметы обихода и одежду, формировать интерьер дома. Сделанные своими руками уникальные поделки часто служили в качестве дорогого и желанного подарка, а умение рукодельничать для многих мастериц служило источником получения дохода.

Рукоделие не потеряло свою актуальность и сегодня. Для многих оно - лучший способ самовыражения. Рукоделие позволяет выразить свое художественное чутье, воплотить в реальность свои фантазии, подчеркнуть свой вкус и умение выполнять тонкую работу.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений обучающихся   по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания: в каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Цель программы: помочь школьникам проявить себя в декоративно творческой деятельности.

    Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;

-  научить приёмам исполнительского мастерства;

-  научить видеть, понимать и анализировать творческие работы;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Используемые технологии и формы организации обучения

     Особое место в программе занимают следующие формы и технологии обучения: репродуктивная (воспроизводящая); объяснительно-иллюстративная (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); технология проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично-поисковая; практическая.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Виды и формы текущего контроля :

Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемой темы. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: выставки, коллективные работы.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации творчества, успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Срок реализации программы 1 год.

Структура рабочей программы:

1.        Планируемые результаты изучения учебного курса

2.        Содержание учебного  курса

3.        Тематическое планирование

Особенности содержания

Программа рассчитана на обучающихся школы, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (1 полугодие).

Задания направлены на освоение языка декоративно-творческой деятельности (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами.

Адресность

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7-10 лет.

На  внеурочную деятельность по общекультурному направлению «Фантазер»  отводится  0,5 часа в неделю (17 часов).

1. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты освоения курса:

У обучающихся будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности  творческой деятельности;
  • внутренняя позиция  на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженная познавательная мотивация;
  • устойчивый интерес к новым способам познания;

Метапредметные результаты освоения курса:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебно - творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;

              вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
  • проявлять познавательную инициативу;

            самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

            самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения, анализ и выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно - творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся :

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

I. «Вводное  занятие. Техника безопасности на занятиях». (1 час)

II. «Работа с бумагой и картоном». (4  часа)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

1. Объемная водяная лилия.

2. Фантазии из «ладошек». Аппликация.

3. Букет из роз.

4. Чудо-елочка.

 

III. «Работа с природным материалом». (2  часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев).

2. Аппликация из листьев.

Тема круглого стола: «Флористика».

IV. «Работа с тканью». (3  часа)

В ходе работы с тканью обучающиеся  знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

1. Аппликация из ткани.

2. Виды швов.

Тема круглого стола: «Откуда ткани к нам пришли?»

V. «Рукоделие  из  ниток». (4  часа)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника «изонить»  также применяет в своей работе нитки.

1. Аппликация из нарезанных ниток.

2. Изонить. Открытка «Сердечко».

3. Коллективная работа «Корзина с цветами».

VI. «Работа с бросовым материалом». (2  часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, технических навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

 1. Аппликация из фантиков.

VII. «Итоговое занятие. Выставка работ». (1 час)

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

№  раздела

Основные разделы программы

Виды деятельности

Количество часов

1.

«Вводное  занятие. Техника безопасности на занятиях».

Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

1

2.

«Работа с бумагой и картоном».

Организовывать  рабочее место для работы с бумагой и картоном;

Запоминать правила техники безопасности при работе с ножницами;

Осваивать умение работать в группе – изготавливать отдельные детали и объединять их в единую композицию;

Осмысливать свое эмоциональное состояние от работы;

4

3.

«Работа с природным материалом».

Слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

Наблюдать и отбирать природные материалы;

Называть известные природные материалы;

Объяснять свой выбор природного материала для определенной композиции;

2

4.

«Работа с тканью».

Организовывать рабочее место для работы с текстилем;

Наблюдать и называть свойства ткани;

Анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель;

Осваивать умение работать в группе – изготавливать отдельные детали и объединять их в единую композицию;

3

5.

«Рукоделие  из  ниток».

Отбирать необходимые материалы для композиций;

Составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

Проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию;

Осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе;

4

6.

«Работа с бросовым материалом». 

Составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

Отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;

Осваивать умение работать в группе – изготавливать отдельные детали и объединять их в единую композицию;

2

7.

«Итоговое занятие. Выставка работ».

Оценивать результаты своей работы  и работы одноклассников;

1

Итого: 17 часов

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема занятия

Техника

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1 час

«Работа с бумагой и картоном» - 4 ч

2.

Беседа «История бумаги». Букет из роз.

Моделирование

1 час

3.

Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

1 час

4.

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

1 час

5.

Фантазии из «ладошек»

Аппликация, вырезание.

1час

 «Работа с природным материалом» - 2 ч

6.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

1 час

7.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1 час

 «Работа с тканью» -3 ч

8.

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1 час

9.

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1 час

10.

Виды швов.

Шитье.

1 час

«Рукоделие из ниток» - 4 ч

11

«Смешарики»  из нарезанных ниток.

Аппликация.

1 час

12

Открытка «Сердечко»

Изонить

1 час

13

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1 час

14

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1 час

«Работа с бросовым материалом» -2 ч

15-16.

Коллективная работа «Веселый автомобиль».

Аппликация из фантиков.

2 часа

17.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...