Конспект занятия в начальной школе на тему "Дружба"
план-конспект занятия (1 класс)

Тема: «Дружба»

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи: 1) помочь формированию представлений о дружбе;

2) показать важность друзей в жизни человека;

3) способствовать воспитанию уважения друг к другу.

Предметные результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие.

Метапредметные результаты:

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, работа в группах, игра.

Основные термины и понятия: дружба, друг, взаимопомощь, взаимопонимание.

Оборудование: толковые словари, плакат «Солнышко», карточки, ручки, маркеры, конверты, презентация о своём классе, проектор.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_1.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дружба»

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи: 1) помочь формированию представлений о дружбе;

2) показать важность друзей в жизни человека;

3) способствовать воспитанию уважения друг к другу.

Предметные результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие.

Метапредметные результаты:

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, работа в группах, игра.

Основные термины и понятия: дружба, друг, взаимопомощь, взаимопонимание.

Оборудование: толковые словари, плакат «Солнышко», карточки, ручки, маркеры, конверты, презентация о своём классе, проектор.

 

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Живя в обществе, человек постоянно находится в каких-либо отношениях с людьми.

- Как только человек появляется на свет, у него начинается общение с родителями – это семейные отношения.

- У всех есть соседи по дому, по квартире – это соседские отношения.

- Каждый учится или работает – это служебные отношения.

Все эти отношения должны строиться на уважении, понимании, взаимопомощи. Но даже, если отношения оказываются именно такими, человек может чувствовать себя одиноким.

- Как вы думаете, почему?

- Ответы детей.

На доске:

«Тот, кто лишён искренних друзей, поистине одинок»

(Фрэнсис Бэкон)

2. Объявление темы урока и постановка задач.

- Сегодня тема нашего урока «Дружба».

- Послушайте стихотворение и подумайте, какие задачи мы перед собой можем поставить, на какие вопросы хотелось бы получить ответы?

- Чтение стихотворения Измайлова «Монолог дружбе»

(читает учитель или заранее подготовленный ученик)

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «Дружба» что обозначает?

Может быть, поход в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, и молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба – это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою, пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

- Беседа по тексту стихотворения и формулировка задач.

На доске:

  • Что такое дружба?
  • Что такое дружеские отношения, их отличительные черты?
  • 3. Что помогает и что мешает дружбе?
  • Зачем нужна дружба?

 

3. Работа над понятием «Дружба».

- Так что же такое дружба? Ответ начните со слов

«Дружба – это…» (обсуждения в группах, ответы детей).

- Мы услышали много мнений о значении слова «Дружба», а теперь давайте обратимся к словарям С. И. Ожегова и В.И.Даля

4. Словарная работа.

- Найдите в словаре значение слова «Дружба». (Чтение словарной статьи, работа в группах).

«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». С. И. Ожегов

«Дружба – это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении». В.И.Даль

- После выступлений представителей групп и обсуждения слово даётся ученику, заранее готовившему материал,

- Откуда появилось слово «дружба»?

- В Библии понятие «Дружба» связано со словом «филиа» в переводе с греческого языка «дорожить»

- А как же отличить дружбу от других отношений между людьми?

5. Работа с новым материалом.

1. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ

- В народе говорят:

«Родителей не выбирают»

«Свой своему поневоле друг» (одноклассники, коллеги)

- Подумайте, подходят ли эти высказывания к понятию «Дружба»?

- Ответы детей.

Конечно, в отличии от родителей или одноклассников каждый из вас может выбирать себе друзей. Первая отличительная черта дружбы – избирательность (на доске).

Работа в группах «Собери высказывание»

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу , кто ты.

- анализ высказывания

- историческая справка

Впервые эта мысль встречается у древнегреческого драматурга и поэта Еврипида. Но в настоящей, широко известной афористической форме она стала популярной благодаря испанскому писателю Мигелю Сервантесу де Сааведра (1547—1616), который использовал ее в своем романе «Дон Кихот» (полное авторское название романа «Славный рыцарь Дон-Кихот Ламанчский», 1615). Смысл выражения: о человеке, его характере, устремлениях, моральных качествах, принципах можно многое сказать, если знать, с кем он дружит, с кем близок и т. д.

2. БЕСКОРЫСТИЕ

- Послушайте стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

- Можно ли считать одного из героев стихотворения другом? Почему?

- Ответы детей.

Вторая отличительная черта дружбы – бескорыстие (на доске).

- Владимир Иванович Даль: «Дружба - … это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

 

3. Взаимная симпатия и общие интересы.

- Послушав это стихотворение, вы сможете разгадать третью отличительную черту дружбы. (читает наизусть подготовленный ученик)

Мы с приятелем вдвоем замечательно живем!

Мы такие с ним друзья - куда он туда и я.

Мы имеем по карманам две резинки, два крючка

Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке,

Два тяжелых пятачка.

Мы живем в одной квартире

Все соседи знают нас

Только мне звонить четыре,

А ему двенадцать раз

И живут в квартире с нами два ужа и два ежа,

Целый день поют над нами два приятеля чижа,

И про наших двух ужей, двух ежей и двух чижей

Знают в нашем новом доме все двенадцать этажей!

- Ответы детей

Третья отличительная черта дружбы – взаимная симпатия и общность интересов (на доске).

Не зря говорят: «Друзей выбирают по себе и своим интересам».

- Давайте повторим отличительные черты дружбы.

6. Закрепление.

1. Ещё с древних времён люди задумывались, как прожить в мире и согласии:

  • Одна из заповедей гласит: «Да, любите друг друга, как я возлюбил Вас».
  • Ученики знаменитого учёного и философа Пифагора считали, что дружба должна быть основана на честности и верности. Нельзя отрекаться от друга ни из-за несчастий, ни из-за болезней или беды, постигшей его. В наши дни их дружба служит примером.
  • Русский полководец А.Суворов сказал: «Сам погибай, а товарища выручай!».

Огромное количество пословиц и поговорок унаследовали мы, посвящённых дружбе.

Блиц-турнир пословиц.

2. Как же найти настоящего друга и самому быть таковым? Каждый ли умеет дружить? Какие качества нужны для этого? Давайте попробуем разобраться.

На доске плакат «Солнышко» (без лучиков).

Игра «Помогает и мешает».

(каждой группе выдаются карточки с положительными и отрицательными качествами человека, разноцветные ладошки, конверт с грустным смайликом).

В ходе работы карточки с положительными качествами приклеиваются на ладошки, а затем на общий плакат. Карточки с отрицательными качествами складываются в конверт, заклеиваются и выбрасываются.

- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (ответы по очереди).

3. Оказывается.

Дружбе есть место в любом народе и в любое время. И есть смысл задуматься над этим в Международный день друзей 9 июня. Этот день как будто специально создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они нам дороги и важны.

 

  • Подведение итогов.

Работа в группах «Заполни проталинки».

  • Заключение.

Показ презентации «Наш дружный класс» (используются материалы, собранные за 4 года).

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

  • Рефлексия.

У вас на столах лежат кружки, нарисуйте своё настроение, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.

  • Домашнее задание.

Составить синквейн на тему «Дружба» (выдать памятки).

Памятка:

1 строка – 1 существительное, связанное с темой

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов

5 строка – ассоциация с первым словом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник конспектов внеклассных занятий для начальной школы

1. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "БЕРЕГИ глаз как алмаз"  (беседа из тематического цикла бесед  «Твое здоровье в твоих руках»)2. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ...

конспект занятия для начальной школы

Конспект открытого занятия . Разработан учителем логопедом для открытого занятия ....

конспект занятия для начальной школы

Конспект занятия для начальной школы....

Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"

Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"...

Конспект психокоррекционного занятия в начальной школе VIII-вида "Солнце дружбы"

(Конспект  логопедического занятия по формированию личности школьника, с развитием таких качеств как ответственность, честность, дружелюбие.)...

Конспект занятия в начальной школе "Мой Междуреченск"

Расширять представление о родном городе Междуреченске. Закрепить знания о родном городе.  Воспитывать интерес к своему городу, чувство любви и гордости за свой город.  Познакомить с основным...

Конспекты занятий для начальной школы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений:...