Воспитание положительных личностных качеств у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через трудовую деятельность
учебно-методический материал

Яшкина Татьяна Юрьевна

Важную роль в формировании личности ребенка с ОВЗ играет труд. А.С. Макаренко утверждал: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

В процессе трудовой деятельности осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие, формируются его мировоззрение, воля, характер, а также такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Становление и формирование положительных качеств личности воспитанника с ОВЗ возможно лишь при наличии направляющего влияния воспитателя или учителя. При отсутствии этого влияния труд не оказывает на учащихся должного воспитательного воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_polozhitelnyh_kachestv.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание положительных личностных качеств

у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

через трудовую деятельность

Важную роль в формировании личности ребенка с ОВЗ играет труд. А.С. Макаренко утверждал: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

В процессе трудовой деятельности осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие, формируются его мировоззрение, воля, характер, а также такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Становление и формирование положительных качеств личности воспитанника с ОВЗ возможно лишь при наличии направляющего влияния воспитателя или учителя. При отсутствии этого влияния труд не оказывает на учащихся должного воспитательного воздействия.

Психологически и практически коррекционная школа должна подготавливать воспитанников к труду на пользу обществу.

Поэтому основными задачами по трудовому воспитанию являются:

- воспитание у воспитанников таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и соблюдать трудовую дисциплину;
- формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание культуры труда и умения использовать в практической деятельности общеобразовательные знания.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ немыслимы без трудовой подготовки. Установлено, что трудовая деятельность не только подготавливает учащихся в профессиональном отношении, но и при соответствующей организации является эффективным средством коррекции недостатков их психики. Труд помогает ученику конкретизировать имеющиеся у него представления и понятия об окружающем мире, развивается их мышление. Таким образом, трудовая деятельность создает условие для наиболее эффективной коррекции недостатков физического и умственного развития учащихся.

Самообслуживающий труд.

Постоянное пребывание детей в данном учреждении невозможно без труда по самообслуживанию, тесно связанного с усвоением санитарно-гигиенических навыков и развитием общей культуры воспитанников. К этому виду труда относится уход за самим собой. Ежедневно по полчаса утром и вечером дети должны быть заняты самообслуживанием, то есть выполнять определенные трудовые обязанности - убирать утром и разбирать на ночь постель, складывать одежду, пришивать пуговицу, стирать и гладить белье, правильно есть и т.д. К навыкам и умениям, которые необходимо привить детям, относятся также уход за одеждой, обувью. Воспитатели организуют в группах занятия-практикумы по починке одежды, чистке обуви, в процессе которых стараются научить воспитанников видеть недостатки в своей одежде – оторванную пуговицу, дырку – и устранить их. Воспитатели широко используют прием сравнений: сравнивают чистые и грязные вещи, мятые и выглаженные, неряшливо и аккуратно заправленную постель. Можно использовать элементы игры, соревнования, конкурсы: кто лучше и быстрее сложит вещи, уберет постель, пришьет пуговицу («Лучший дежурный», «Чистый стол», «Красивая постель»). Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения таких занятий, - это формирование у детей положительного отношения и интереса к труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте, аккуратности, опрятности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых.

В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии у ребенка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

Хозяйственно-бытовой труд.

Особенно дисциплинирует детей связанный с личным самообслуживанием - хозяйственно-бытовой труд. Это вид труда – одно из основных средств создания дружного детского коллектива. Дети, воспитанные в труде, меньше ссорятся, всегда жизнерадостны, доброжелательны, общительны.

Воспитанники усваивают навыки ухода за жилищем, поддерживая чистоту и порядок в спальнях, столовой. При этом они начинают принимать активное участие в жизни интерната. Включаясь в обязательные дежурства по спальням, столовой, классу и школе, они учатся быть наблюдательными, ответственными, и постепенно сами стараются улучшить санитарно-гигиеническое состояние интерната.

Хозяйственно-бытовой труд реализуется только при соблюдении определенных гигиенических условий. Так, для проведения генеральной уборки в спальнях (акции «Сделаем свой дом чистым и уютным», «Субботние хлопоты») необходимо обеспечить воспитанников соответствующим инвентарем: веник, ведро, тряпки. Воспитатель должен разъяснить обязанности каждого воспитанника и вместе с детьми приступить к выполнению задания. Такие совместные мероприятия способствуют выработке у воспитанников чувства ответственности, коллективизма.

Участие в хозяйственно-бытовом труде требует от воспитанников не только многообразных умений, но и выполнения заданий в строго определенные сроки. Есть такие обязанности, которые необходимо выполнить именно сегодня, а не завтра; а есть такие, которые надо выполнять только раз в неделю (например, уход за цветами – 1 раз в неделю, а вытереть пыль – ежедневно). Таким образом, дети приучаются следовать определенному ритму, выполнять необходимые операции вовремя, это дисциплинирует детей – в этом большое воспитательное значение хозяйственно-бытового труда.

Общественно- полезный труд.

Непосредственное участие воспитанников в общественно-полезном труде является основой формирования нравственных качеств воспитанников.  

Общественно-полезный труд заключается в выполнении воспитанниками полезных дел. Выбор деятельности зависит от поставленной цели, от возраста и психофизических возможностей учеников. Степень организованности и результаты деятельности зависят от качества инструктажа, который получат дети, от понимания ими поставленной задачи.

Очень важно, чтобы детям было ясно, какую пользу принесет их труд, и чтобы их деятельность была четко организована, только тогда труд вызовет у детей положительные эмоции. Поэтому воспитатель стремится дать учащимся работу, имеющую общественную значимость.

Общественно полезный труд включает как элементы производительного труда, так и элементы труда, не создающего материальные ценности, но имеющего важное воспитательное значение, так как участие в нем приучает детей к бескорыстию, развивает у них стремление быть полезным людям, нести им радость, отдавая время, умение, знания, силы. Такого рода деятельность приучает детей трудиться на благо общества и является началом их трудовой жизни.

В большинстве случаев интернаты представляют собой целый городок, на территории которого расположены учебные здания, спальный корпус, мастерские, столовая, хозяйственный двор - все эти объекты распределены между группами. Каждая из групп отвечает за порядок на закрепленном за ней объекте.

При такой организации труда воспитанники имеют задания не на один день, а на месяц, год, что повышает их активность и ответственность за качество выполнения задания. Таким образом, трудовые поручения общественного характера могут быть не только разовыми, но и длительными, постоянными.

Очень важно, чтобы дети имели определенные обязанности, отвечали за них. В начале учебного года осуществляется распределение постоянных трудовых обязанностей между воспитанниками, их назначают или выбирают санитарами, завхозами, цветоводами, физоргами, и так далее. В этой связи дети переживают чувство удовлетворенности, радости, у них воспитывается ответственность. Система отдельных общественных поручений предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, включение его в общественную деятельность и трудовую жизнь коллектива интерната.

Учить детей выполнять общественные поручения следует постепенно. В первое время воспитатель подробно инструктирует учеников и контролирует каждый их шаг, в дальнейшем он представляет им больше самостоятельности - только проверяет результат работы и отмечает успехи и недостатки.

Виды общественно полезного труда многообразны. Большое значение для воспитания у ребенка трудолюбия оказывают задания, связанные с жизнью школы. Например, во многих коррекционных школах стало традицией участие воспитанников в подготовке школы к новому учебному году: в ремонте спален, классов, игровых площадок, в ремонте мебели, в уборке территории. Дети занимаются сельскохозяйственными работами - озеленением школьного участка, посадкой деревьев, цветов, кустарников не только на территории интерната, но и в ближайших парках. В процессе такой деятельности закрепляются умения планировать и организовывать свой труд, работать в коллективе, помогать товарищам. К видам общественно полезного труда относится: охрана птиц (изготовление кормушек), подготовка и оформление помещений к различным праздникам, ремонт книг в школьной библиотеке («Книжкина больница»), изготовление поделок к знаменательным датам («Мастерская Деда Мороза», 8 Марта), участие в субботниках, городских акциях по уборке территории, шефская работа (старшие оказывают помощь малышам: учат убираться, заправлять постель, пришивают пуговицу).

Таким образом, общественно полезный труд способствует формированию бережного отношения к имуществу, является средством сплочения коллектива, средством коррекции нравственных качеств личности, средством выработки практических умений и навыков. В коллективных формах трудового воспитания, происходит эмоциональное обобщение воспитанниками положительного опыта, исправляется эмоциональная деятельность ребенка, его внимание, память, воля, а также речь и мышление.

Огромное значение в трудовом воспитании имеют учет количества и качества выполненной работы, оценка деятельности групп и каждого воспитанника в отдельности. Трудовая деятельность доставляет ребенку особую радость, если замечают, как старательно он трудится. Признание работы хорошей – лучшая награда для детей за их труд. Общественная оценка воодушевляет ребенка и вызывает у него желание еще лучше проявлять себя в той или иной работе, более ответственно относиться к поручениям. Все это способствует формированию правильного отношения к труду, целеустремленности и других волевых качеств личности. Поэтому широко используются гласность результатов труда. В зависимости от формы соуправления, члены Актива школы учитывают и контролируют выполненную работу.  

Например, оформляются стенды, где указываются фамилии наиболее трудолюбивых и инициативных воспитанников. Используется школьная газета, в которой отводится место специальным колонкам для анализа работы, выполненной той или иной группой. Отличившихся в труде ребят награждают грамотами, ценными призами, поездками на общешкольных линейках.

Большое значение для трудового воспитания учащихся коррекционных школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на промышленные предприятия, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, тематические вечера, конференции, посещение музеев, выставок. Такие мероприятия значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства, пробуждают интерес к труду. Дети убеждаются в том, что самое главное в жизни – это добросовестный труд, который приносит человеку радость, уважение товарищей и материальное благосостояние.

Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. В коррекционных школах это кружки по труду, кружки художественной самодеятельности, экологические кружки, драматические и т.д. В процессе работы у ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности, ребята учатся самостоятельности и творчеству.

Все вышеперечисленные мероприятия являются важнейшими средствами воспитания у детей положительных качеств личности, а также формирования трудовых умений и навыков.

Методический материал:

1. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1985.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.

3.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – АРКТИКИ, 2002.

4. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

5. Мачихина В.Ф. Внеклассная работа во вспомогательной школе-интернате. М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».

Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными н...

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы

В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс)

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  «Уроки нравственности» (1 – 4 класс). Цель программы: воспитани...

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использован...