Конспект занятия "Свойства воды"
план-конспект

Конспект воспитательного занятия актуален для обучающихся с легкой умстенной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svoystva_vody.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Подготовила и повела воспитатель: Смирнова Светлана Павловна.

Тема: Вода. Свойства воды.

Тип: комбинированный

Название программы: Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1 учебного плана)

Цель: создать условия для формирования позитивного отношения и интереса к изучению основных свойств воды и значения воды для жизни человека.

Задачи: 

Образовательная: 

- способствовать формированию элементарных представлений о свойствах воды;

- способствовать формированию первоначального интереса и стремления к познанию природы, через опыты;

- создать условия для формирования ценностного отношения к водным ресурсам и понимания значения воды для жизни человека.

Коррекционно-развивающая: 

- способствовать коррекции и развитию мышления при выполнении заданий, требующих анализа;

- способствовать коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы при выполнении заданий до конца;

- способствовать коррекции и развитию зрительного восприятия и внимания при работе с наглядным и демонстрационным материалом;

- развивать наблюдательность, активность и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательная: 

- воспитывать интерес к теме через практические задания и познавательную информацию;

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам;

- воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Ресурсы занятия:

Оборудование:

Компьютер, аудиозапись шума воды, демонстрационный наглядный материал, оборудование для проведения опытов (бутыль с водой, одноразовые стаканы, прозрачные пластиковые бутылки по количеству обучающихся, одноразовые ложки, маленький мяч, емкости разной формы (стеклянные стаканы, банки), соль, яйцо, молоко, апельсиновый сок.

Используемая литература и интернет источники:
Яковлев В. А. Вода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

https://pkwater.ru/articles/unikalnye-svoystva-vody/, https://ru.wikipedia.org/wiki/, http://abratsev.ru/hydrosphere/phisprop3.html 

Планируемые результаты

Предметные:

Личностные:

- первоначальные представления о свойствах воды,

- элементарное понимание влияния водных ресурсов на жизнь людей,

- развитие элементарного интереса к познанию природы,

- умение ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

- элементарное осознание значения изучаемой темы,

- позитивное отношение и интерес к изучению окружающего мира через практическую деятельность,

- готовность к сотрудничеству с педагогом и другими обучающимися.

Ход занятия.

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент.

- Садитесь по удобнее. Поприветствуйте наших гостей.

- Сегодня нам предстоит выполнить очень интересное и важное поручение, я надеюсь, что мы вместе с ним справимся.

Приветствуют гостей.

Настраиваются на занятие.

Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия.

- Сегодня на занятии мы будем говорить об уникальном веществе, с одной стороны, очень простом, но с другой, самом сложном и таинственном. Этому веществу посвящено огромное количество научных трудов, но до сих пор оно остается неизученным до конца. Это вещество считается священной основой жизни, с ним связаны важнейшие ритуалы практически всех религий. Это вещество самое распространенное на Земле.

Чтобы узнать, о каком веществе мы будем сегодня говорить, отгадайте загадку:

Загадка.

С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда. (Вода).

- Как вы догадались, что это вода? О каких трех состояниях воды в ней говорится? (Твердом, жидком, газообразном).

- Вода единственное вещество на земле, которое существует одновременно в 3-х агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном.

- Какие примеры воды в твердом состоянии вы можете назвать? (Лед, снег, иней).

- В какое состояние вода превращается при закипании? (В газообразное).

- При закипании воды мы можем видеть газообразное состояние воды в виде пара, так как при кипении воды образуется большая концентрация пара. А в основном газообразное состояние воды невидимо. В воздухе вода находиться постоянно, но мы ее не видим. О том, что она присутствует в воздухе мы можем узнать из прогноза погоды, когда говорят о влажности воздуха.

- Как вы думаете, когда мы дышим, есть ли вода в выдыхаемом воздухе? (Да).

- Вода при выдохе находится в газообразном состоянии, она не видима, но ее наличие можно легко проверить, если подышать, например, на стекло. На стекле сразу образуется конденсат, что говорит о наличии воды в выдыхаемом воздухе. Давайте это проверим. (Педагог выдыхает на стекло).

Слушают, отгадывают загадку, отвечают на вопросы, наблюдают.

Работа по теме занятия.

Упражнение «Ассоциации»

- Ребята, когда слышите слово вода, что вы представляете?

- О чем вспоминаете? (море, дождь, роса, снег).

- Что вы знаете о воде?

- Где и когда в природе встречаемся с водой? 

Интересные факты о воде.

- У воды есть свой праздник. 22 марта, отмечается Всемирный день водных ресурсов, учрежденный ООН в 1973 году. 

- Горячая вода замерзает быстрее, чем холодная.  Опыты экспериментально доказывают это, но почему так происходит, ученые до сих пор не знают наверняка.

- Вода обладает памятью. Вода записывает всю окружающую её информацию. Этот эффект ученые назвали «память воды».

- Самая чистая вода находится в Финляндии. За ней следуют Канада и Новая Зеландия. Об этом свидетельствуют данные ЮНЕСКО от 2003 года.

- Загрязнённые подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.

  • - Самая большая дождевая капля была зафиксирована в США —размер «капельки» составил 9,4 см (Демонстрация изображения капли воды соответствующего размера).
  • - Самый продолжительный дождь был зафиксирован в Индии —ливень поливал почти 2 года.
  • - Самая крупная градина упала с неба в Бангладеш —её вес составил 2 кг и 2 грамма.
  • - Многие ученные считают, что человеческая жизнь представляет собой «борьбу за воду». Вода — индикатор старения. Тело ребенка от рождения до годовалого возраста содержит 80–85% воды. При достижении возраста 18 лет содержание воды уменьшается до 65–70%, а в старости — до 25%. (Демонстрация схематического  изображения  людей разного возраста  с указанием пропорций воды в организме).

Поэтому считают, что в обеспечении организма качественной водой и в количестве, необходимом для нормального процесса обмена веществ, заключается секрет продления молодости. От качества воды зависит качество нашей жизни.

- Вода покрывает 70% территории нашей планеты. В то же время пресной, то есть пригодной для питья, являются только 3% от этого количества. Но большая часть её невозможно использовать, так как она находится в ледниках. Людям доступно менее 1%. (Демонстрация схематического изображения Земли с изображением пропорций воды и сущи).

- Одному миллиарду людей безопасная вода недоступна. Каждый шестой житель Земли мечтает хоть раз напиться воды вдоволь, но не имеет такой возможности. Если в нашей стране напиться воды можно просто открыв кран квартире, то есть регионы, где питьевая вода – роскошь.

Отвечают на вопросы

Слушают, смотрят предложенные схематические картинки.

Практическая работа

-Ребята, ко мне обратились мой друзья ученые с просьбой.  Они отыскали в одном из таких регионов, где проблемы с водой, огромный резервуар с какой-то жидкостью. Они проверили эту жидкость и пришли к выводу, что жидкость абсолютно безопасна для человека и ее без вреда для здоровья можно пить. Но у них очень много работы, и они попросили нас с вами провести дальнейшие исследования и выяснить, является ли эта жидкость водой. Вы согласны сегодня стать учеными и поработать в исследовательской лаборатории?

- Ученые передали нам образец этой жидкости и перечень свойств, которые есть у воды.

Свойства воды в жидком состоянии написаны на доске:

  1. Не имеет запаха.
  2. Не имеет вкуса.
  3. Текучая.
  4. Бесцветная.
  5. Прозрачная.
  6. Не имеет формы.
  7. Вода - растворитель.

- В нашей лаборатории есть необходимое оборудование, чтобы провести опыты и выяснить, является ли образец жидкости, который нам предоставили ученые, водой.

Опыт 1.

Каков запах жидкости?
- Как проверить, что жидкость не имеет запаха? (Понюхать)
- Давайте понюхаем апельсиновый сок, который мы пробовали на вкус и проверим, имеет ли он запах.

- Сделайте вывод.
Вывод: жидкость не имеет запаха.

Опыт 2.
- Как можно проверить какой вкус у этой жидкости? (Надо ее попробовать на вкус).

- Какую жидкость можно попробовать из имеющихся в лаборатории, чтобы убедиться, что у нее есть вкус? (На столе есть сок, его можно попробовать).

- Сделайте вывод.
Вывод: Жидкость не имеет вкуса.

Опыт 3.

Является ли жидкость текучей?

- Где в природе можно наблюдать текучесть воды? (Течение рек, ручьев, водопады…).

- Как можно увидеть течение воды у нас в классе? (Включить кран с водой).

- Давайте послушаем, какой звук издает вода, когда течет в природе?

Аудиозапись «Журчание воды».

- Как проверить текучесть нашей жидкости? (Перелить в другую посуду).
- Я сейчас каждому налью в бутылку жидкость, а вы понаблюдаете, как жидкость будет перетекать от горлышка на дно при наклоне бутылки.
-  Что можно сказать о жидкости? Какое свойство жидкости мы проверили?
Вывод: Жидкость течет (свойство - текучесть).

- Как вы думаете, может ли вода течь вверх? (Да, например, по стволу дерева, в почве…)

Опыт 4.
Какого цвета жидкость?
- На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет жидкости. Приложите и сравните цвет жидкости и цвет каждой полоски.
- Какого цвета жидкость?
Вывод: жидкость бесцветна.

Опыт 5.

Какова прозрачность жидкости?
- Подумайте, как можно проверить прозрачность жидкости? Какой можно поставить опыт, имея ложки? (В стакан с жидкостью опустить ложку и посмотреть, видна ли она? О каком свойстве жидкости это говорит? (О прозрачности).

- У нас есть молоко. Является ли молоко жидкостью?

- Давайте проверим прозрачность молока и сравним с прозрачностью нашей жидкости.

- Какой можно сделать вывод?
Вывод: жидкость прозрачна, а молоко нет.

Опыт 6.
Какую форму имеет жидкость?
- Подумайте, как можно проверить, имеет ли жидкость форму? (Налить в другой сосуд жидкость, если жидкость приобретёт форму сосуда, значит она не имеет формы).

- Если мы мяч положим в какой-нибудь сосуд, он изменит свою форму? (Нет).

- Давайте это проверим.

- Какой можно сделать вывод?
Вывод: жидкость не имеет формы.


Опыт 4.
Является ли жидкость растворителем?
- Если в стакан с водой насыпать немного соли или сахара, то они растворятся. Давайте высыплем ложку соли в нашу жидкость и посмотрим, раствориться ли она.
- О чем говорит этот опыт? (Жидкость растворила кристаллы соли).

- Любое ли количество соли может растворить жидкость?

- Давайте высыплем несколько ложек и посмотрим, что произойдет.

- Когда соль уже не может растворяться в жидкости, такой раствор называют насыщенным и жидкость становится плотной. Чтобы пронаблюдать, как изменилась плотность жидкости, после того, как мы насыпали в нее соль, мы сейчас опустим обыкновенное яйцо сначала в обычную жидкость, а потом в раствор соли. Посмотрим, что произойдет.
Вывод: жидкость - растворитель, но при большом количестве растворяемых веществ раствор становится насыщенными жидкость становится более плотной.

- Мы провели все свойства жидкости, какой можно сделать вывод? (Жидкость не имеет вкуса, запаха, формы, она, бесцветная, прозрачная, текучая, может растворять другие вещества значит, эта жидкость- вода).

Слушают, отвечают на вопросы.

Читают свойства воды, написанные на доске.

Отвечают на вопросы, сравнивают запах двух жидкостей, делают выводы.

Отвечают на поставленные вопросы, пробуют на вкус жидкости, делают выводы.

Отвечают на вопросы, один из обучающихся включает кран с водой, все наблюдают, как течет вода из крана.

Слушают аудиозапись.

Наклоняют бутылки с жидкостью, наблюдают, как перетекает жидкость, делают выводы.

Отвечают на вопросы, сравнивают цвет жидкости и цветных полосок, делают выводы.

Отвечают на вопросы, опускают ложки в жидкости, оценивают прозрачность жидкостей, делают выводы.

Отвечают на вопросы, переливают жидкость в разные сосуды, помещают мяч в разные емкости, делают выводы.

Отвечают на вопросы, растворяют соль в жидкости, проводят опыт с яйцом, наблюдают, делают выводы.

Рассуждают, делают выводы.

Закрепление.

- Мы сегодня убедились, что вода обладает многими свойствами. Зная свойства воды, человек, ее широко использует.

- Благодаря каким свойствам воды, когда мы готовим пищу, каждая еда приобретает свой вкус и запах? (Отсутствие у воды вкуса и запаха).

- Какое свойство воды помогает нам видеть рыб в аквариуме? (Прозрачность).

- Во время стирки вещи не меняют свой цвет, почему? (Потому что вода бесцветная).

- Какое свойство воды помогает нам пить разные напитки? (Текучесть).

- Благодаря какому свойству воды, мы можем наполнять ею любые емкости? (Отсутствие формы).

- Когда мы купаемся в море, соленая вода очень хорошо нас держит и нам легко в ней плавать. Какое свойство воды делает морскую воду соленой и плотной? (Вода может растворять другие вещества).

Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Подведение итогов. Рефлексия.
- Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы обучающихся).
- Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду - наше главное богатство - надо беречь!

- Вы бы хотели что-нибудь еще интересное узнать о воде?

- В нашем городе есть предприятие, которое отвечает за водоснабжение всего города - это «Водоканал». В «Водоканале есть музей, который называется «Вселенная воды». Этот музей можно посетить и узнать еще очень много интересного о воде.

Отвечают на вопросы, подводят итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока "Вода"

Конспект урока в 3 классе "Вода"...

Презентация "Сказка о капельках",конспект Круговорот воды в природе"

Материал предназначен для использования на уроке окружающего мира при изучении темы "Круговорот воды в природе", для работы над экологическим проектом...

Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"

Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».Тип урока – решение учебной задачи.Цели урока сформулированы четко, конкретно, были реализованы в ход...

Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"

Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».Тип урока – решение учебной задачи....

конспект урока Вода – необычное вещество. 3 класс УМК ПНШ

Цель:1. Познакомить с необыкновенным веществом -водойЗадачи:1. Повышать познавательную активность  и самостоятельность детей;2. Развивать навыки общения со сверстниками;3. Формировать интерес к п...

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...