Социометрии
тест

Давыдова Ирина Игоревна

Несколько социометрий, для работы классного руководителя по выявлению статусов учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiometrii.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Социометрии

Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Два домика

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)

Пример протокола социометрического исследования

Класс: 3

Классный руководитель: Давыдова И. И.

Дата проведения: 13.01.2022 г

Метод исследования: социометрическое исследование.

Анализ психометрических данных позволяет  констатировать:

В психологическом исследовании межличностных отношений в классном коллективе  по поводу учебной деятельности приняли участие  7  учеников.

Структура эмоциональных отношений в группе.

Статус «звезда» имеют  учеников –  

Статус «предпочитаемые» имеют   учеников – 

Статус «отвергаемые» имеют  4 ученика – 

Результаты исследования показали:

 Анализ общей структуры отношений по поводу учебной деятельности показывает степень сплоченности классного коллектива.  Рост числа учащихся в крайних статусных категориях свидетельствует о избирательности в сфере личных взаимоотношений. Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Опираясь на наблюдения свои собственные, я могу сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются и нашем в коллективе.

Рекомендации по улучшению межличностного взаимодействия в детском коллективе

  • Вовлечение изолированных учеников в интересную деятельность, способствующую повышению их социометрического статуса, используя разовые школьные поручения, игры
  • Помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой, прежде всего зависит положение учащегося (преодоление неуспеваемости)
  • Проведение беседы с родителями, направленной на вовлечение изолированных детей в разнообразную внешкольную сеть образовательных учреждений (спортивные секции, кружки), где есть возможность завоёвывать более устойчивый статус в новой структуре межличностных отношений.
  • Способствование развитию взаимной симпатии в межличностных отношениях между членами группы.
  • Учить замечать достоинства каждого члена группы.
  • Формирование нравственных отношений между учениками.
  • Предложить авторитетным сверстникам поддерживать изолированного ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тест: «Цветовая социометрия»

Методика «Цветовая социометрия»Для исследования эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Данный тест был успешно использован при работе с детьми с ОВЗ....

Социометрия класса

Бланк социометрического опроса и социометрия класса до проведения проекта и после проекта....

Социометрия

Методика позволяет изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят....

Социометрия.

Социаметрия-это очень важная вещь в начальной школе. Иногда не достаточно того, что мы видим в классе и на помощь приходят подобные анкеты. На основе авторских методик и личного опыта я составила данн...

Социометрия

Выбери 3 друга, с которыми ты бы отправился на необитаемый остров , отметил бы вместе Новый год или свой День рождения!...

Результаты социометрии

Аналитическая записка по результатам исследования отношения учащихся 4 «Б» класса к школе и учителям и рекомендации к изменениям в учебном процессе(февраль 2017) В анкетировании прини...

социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений...