Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Очумелые ручки"
календарно-тематическое планирование

Мирошниченко Альвина Давыдовна

Данная образовательная программа необходима для формирования эстетического восприятий и чувст обучающихся, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитания у них бережного отношения к произведениям искусства, к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ochumelye_ruchki.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Пояснительная записка

Декоративно – прикладное искусство

           «Источники способностей и дарования  детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые  питают источник творческой мысли»,  писал великий  В. А. Сухомлинский. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.  Ручной труд является одним из видов трудовой деятельности школьников, который даёт не только полезные практические умения и навыки, но и служит прекрасным средством умственного развития, нравственного и эстетического воспитания детей. Большое влияние изготовление самоделок оказывает на развитие общей ручной умелости, мелкой моторики, точности движений и силы нажима руки, сенсомоторики; синхронизирует работу обеих рук

        При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремлённость, самостоятельность, уверенность в себе и собственных силах.

        Данная образовательная программа необходима для формирования эстетических восприятий и чувств обучающихся, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитания у них бережного отношения к произведениям искусства, к природе.

Актуальность  программы заключается в том, что на занятиях каждый воспитанник проходит путь от художественно - образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда. Итогом этого пути должно стать раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной, творческой деятельности.

       Данная программа кружка «Очумелые ручки» включает 33 часа – 1 час в неделю и ориентирована на учащихся 1-4 классов средней общеобразовательной школы. Она обеспечивает минимальный уровень знаний, умений школьников и снижает объем теоретических сведений до 15% и увеличивает возможность практической преобразовательной деятельности до 85%.    Реализация программного материала  рассчитана на срок с  сентября  по  май.  Занятия проводятся с подгруппой детей школьного возраста один раз в неделю, во вторую половину дня. Длительность занятий 45 минут.

        Выполнение практических работ, указанных в программе, не всегда возможно в процессе деятельности кружка и зависит от многих причин, в частности от материально-технической базы. Поэтому руководитель кружка может внести в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые.

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы  в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых потребностей  саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства.

 Задачи:

Обучающая:

  •  вооружать опытом самостоятельной практической деятельности;

  • обучать детей безопасным приёмам работы с различными  видами                               инструментов;

  • учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

  •  формировать устойчивый познавательный  интерес;
  • формировать  умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения;
  • расширить представление о многообразии видов декоративно-прикладного искусства.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию  художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, коллективизма, ответственности, культуры поведения и общения;
  • приобщать школьников к народному искусству;
  • помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Развивающая:

  • содействовать развитию мелкой моторики, творческого мышления; воображения и фантазии, развития речи;
  • развивать познавательный интерес к живой и неживой природе;
  • развивать самооценку, стремление к творческому самовыражению и самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности.

Ожидаемый результат

           Освоение детьми программы  «Очумелые ручки» направлено на достижение  комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный  интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов  изобразительного  искусства;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практической работы;

-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, взаимопомощь, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение  к чужому труду и результатам труда;

-ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность  самооценки на основе критерия успешности  деятельности;

Младшие школьники получат возможность для формирования:

-устойчивого  познавательного  интереса к творческой деятельности;

-возможность реализовать творческий потенциал в собственной  художественно – творческой  деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

-эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осозновать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- выбирать художественные материалы. Средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способов действий;

-учитывать выделенные ориентиры в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

-навыкам работы  с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере  сделанных ошибок;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- самостоятельно и адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить коррективы в  исполнения действия как по ходу его реализации. Так и в конце действия;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем  трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно- прикладного творчества.

- осуществлять поиск  

информации с использованием литературы и средствами  массовой информации.

- отбирать и выстраивать оптимальную технологию последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере  познавательных универсальных  учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного творчества, представлять их  место и роль в жизни  человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

-развивать художественный вкус как способ чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать  свою точку зрения к различным произведениям  декоративно- прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих  задач.

- более углубленному освоению понравившегося ремесла  в  изобразитель- творческой деятельности.

 В сфере коммуникативных универсальных  учебных действий учащиеся научатся:

- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

-формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

  - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную  позицию;

-задавать вопросы, необходимые мнения для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции  своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у  обучающихся  должны быть развиты: аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, умение замечать красивое.

     Одним из показателей успеха в работе кружка «Очумелые ручки» будет являться участие кружковцев в различных выставках и конкурсах, успешность в учебной деятельности, т.к. программа направлена на развитие мелкой моторики, мышления,  воображения.       

   

 Достижения ребенка:

-ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

-осуществляет творческий подход к каждой работе;

-владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

-проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов

Формы подведения итогов реализации   дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
• Участие в районных выставках.

      Направления работы с детьми:

Работа сприродным материалом

Аппликации из различного материала

 Скульптура

Бумажная пластика

Поделки из бросового материала

        В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программ

Программа разработана на основе следующих документов:

  • концепции о правах;
  • закона об образовании;
  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 г);
  • устава МБОУ «Корниловская СОШ» Томского района
  • нормам СанПиНа (постановление № 189 от 29 декабря 2010 г);


Список оборудования и материалов, необходимых для занятий кружковцев:

  1. учебные столы и стулья;
  2. белая бумага;
  3. цветная бумага;
  4. природный материал;
  5. проволока;
  6. волокнистые материалы;
  7. соломка;
  8. бросовый материал
  9. ножницы;
  10. клей ПВА;
  11. кисточки для клея;
  12. бумажные салфетки;

     13. компьютер;        

     14. проектором;

     15. телевизором;

     16.магнитофоном;

     17.копировальной техникой;

 

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название

разделов

Количество часов

1кл

2кл

3кл

4кл

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу.

1

1

1

1

2

Работа сприродным материалом

1

4

1

4

1

4

1

5

3

Аппликация

1

5

1

5

1

5

1

5

4

Бумажная пластика

1

6

1

6

1

6

1

6

5

Скульптура

1

4

1

5

1

5

1

5

6

Поделки из бросового материала;

1

7

1

7

1

7

1

7

7

Подготовка к итоговой выставке

1

1

1

1

Всего

33

34

34

34

Содержание курса

  • Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
  • Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по  эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
  • На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
  • Четвертый  год направлен  на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать  замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами

1.Введение  в образовательную программу

Первый год обучения. Краткое содержание программы, организация рабочего места, правила поведения и требования к учащимся. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика знаний, умений и навыков.

Второй год обучения. Знакомство с содержанием  программы второго года обучения, правила организация рабочего места, поведения и требования к учащимся. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика знаний, умений и навыков.

Третий год обучения Знакомство с содержанием  программы третьего года обучения, правила организация рабочего места, поведения и требования к учащимся. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика знаний, умений и навыков.

Четвёртый год обучения. Знакомство с содержанием  программы, правила организация рабочего места, поведения и требования к учащимся. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика знаний, умений и навыков.

       2.Работа с природными материалами

Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

        Практическая работа: изображение уголков природы. 

Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян ит.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

        Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере так и в декоративной.

        Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

        Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом – выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном курсе картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

        Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

          3.Аппликация

        Первый год обучения. Работа с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых световых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

        Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получение симметрических форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

        Практическая работа: изображение пейзажей, животных.

        Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

        Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмами использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

           

            4.Бумагоплстика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

        Практическая работа: изображение отдельных предметов пышных форм, симметричные фигуры.

        Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

        Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

        Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

        Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

        Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работанад объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

        Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

                5.Скульптура

        Первый год обучения

1.Вводное занятие  «Путешествие в Пластилинию».

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».

          Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке»

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание).

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

4. Плоскостное изображение.  «Рыбка».

Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и у меня.

5.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Божьи коровки на ромашке.

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

6.«Ромашки»

Трафаретные технологии пластилиновой живописи.

Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии

 

        Второй год обучения. 

 1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

2. Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

 Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

5.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала

         Третий год обучения Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание, и т.д.) со скульптурными материалами – глиной (или солёным тестом) и пластилином. Работа  с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры..

1.Пластилинография – как способ декорирования.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

2.Фоторамка.

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

3.Подсвечник.

Анализ образцов подсвечников из разных материалов.  Форма и цветовое решение. Компо зиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

4.Ваза.

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори.  Ваза как  подарок или часть интерьера.

Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

5.Объемно – пространственная композиция.

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур

6.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и  бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Практическая частьВыполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

        Четвёртый год обучения

. 1.Панно из пластилина.

Знакомство с принципами работы  Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

 Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Практическая часть. Проект. Подбор эскиза  для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние.  Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

3.Подбор цветовой гаммы.

     Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

Практическая часть.  Выполнение практической работы

4.Тематические композиции.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Практическая часть.   Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

             6 . Поделки из бросового материала

  Первый год обучения. Знакомство с понятием бросовый материал, с выразительными возможностями бросового материала,

              Практическая работа: создания игрушек из бросового материала. Упражнение на развитие  восприятия, вооображения,   фантазии, моторики мелких мышц кистей рук.

 Второй год обучения. Активное закрепление навыков работы с бросовым материалом, возможностями сочетания.

             Практическая работа: создание композиций из бросового материала

 Третий год обучения Развитие навыка использования основных приёмов работы с бросовым материалом, умение  применять «не нужные вещи» в быту.

              Практическая работа: изготовление из подручного материала простых необходимых в быту вещей ( пенал, ваза,  сувениров)

   Четвёртый год обучения. Совершенствование  навыков работы с бросовым материалом, умение использование одноразовой посуды для оформления интерьера, садовых участков

          Практическая работа: поделки из одноразовой посуды

               

   7.Организация и обсуждение выставки детских работ

        Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

        Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

        Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут, высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

        Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

Тематический план занятий по программе «Очумелые ручки»

1 год обучения.     (1 час в неделю)

Дата план

 

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

1

Введение: правила техники безопасности.

1

1

2

 Работа с природным материалом

5

1.

Вводное занятие «Путешествие в мир природы»

1

 2

Поделки из шишек (Звери)

2

3

Цветы   из семян

2

3

Аппликация

6

1

Вводное занятие. Что такое аппликация?

1

2

Бумага  «Кораблик»

1

3

Бумага «Павлин»

1

4

Бумага «Ежик»

1

5

«Осень»

2

4

 Скульптура

5

1

Пластилинография

Вводное занятие.   «Путешествие в Пластилинию».

2

2

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

7

3

Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».

1

4

Плоскостное изображение.  «Рыбка»

1

5

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

8

6

Божьи коровки на ромашке. «Ромашки»

1

7

Подготовка к итоговой выставке

1

                                                                                                               Итого: 33часа            

Тематический план занятий по программе «Очумелые ручки»

2 год обучения.     (1 час в неделю)

Дата план

Дата факт

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

1

Введение: правила техники безопасности.

1

1

2

 Работа с природным материалом

5

1.

Вводное занятие «Путешествие в мир природы»

1

 1

Поделки из шишек (Звери)

2

2

«Фантазии» из природного материала

2

3

Аппликация

6

1

Вводное занятие. Виды аппликации.

1

2

«Рыбка» (листья)

1

3

«Лев»  (клен)

1

4

«Улитка»(бумага)

1

5

Панно «Цеты»

2

4

 Скульптура

6

1

Вводное занятие.   «Виды пластичного материала».

1

2

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

1

3

Объемное   изображениеа  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

2

4

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

2

5

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

1

5

Бумагопластика 

7

1

Вводное занятие. История бумаги. Технологии работы с бумагой

1

2

«Ёлка»

2

3

 «Самолёт»

1

4

Панно «Завитушки»

2

5

«Цыплёнок»

1

6

Поделки из бросового материала

8

1

Вводное занятие. «Фантазии»

1

2.

«Лошадка»

1

3

«Животные»(стаканчики)

2

4

«Кукла – ложка»

1

5

Ваза из кофейных зёрен

2

6

«Дикие животные »

1

7

Подготовка к итоговой выставке

1

                                                                                                               Итого: 34часа            

Тематический план занятий по программе «Очумелые ручки»

3 год обучения.     (1 час в неделю)

Дата план

Дата факт

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

Практ.

1

Введение: правила техники безопасности.

1

1

2

 Работа с природным материалом

5

1.

Вводное занятие «Путешествие в мир природы»

1

 2

Поделки из шишек. Сувениры

2

3

«Фантазии» из природного материала

2

3

Аппликация

6

1

Вводное занятие.  Аппликация в интерьере.

1

2

Панно «бабочка»

2

3

Панно из семян

1

4

Панно «Зимний вечер» (ткань)

3

4

 Скульптура. Пластилинография – как способ декорирования

6

1

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

1

2

Фоторамка

2

3

Подсвечник

1

4

Ваза

2

5

Бумагопластика

7

1

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

1

2

Конструирование из бумажных полос

2

3

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

2

4

Панно из роз

2

6

Поделки из бросового материала

8

1

Вводное занятие. Простые  и нужные вещи.

1

2.

«Пенал – матрешка(машинка)»

2

3

Вазон под цветы

1

5

Сувенир «Дерево»

2

6

Ваза -бутылка

2

7

Подготовка к итоговой выставке

1

                                                                                                               Итого: 34часа            

Тематический план занятий по программе «Очумелые ручки»

4 год обучения.     (1 час в неделю)

Дата план

Дата факт

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

1

Введение: правила техники безопасности. Чему будем учиться на занятиях.

1

1

2

 Работа с природным материалом

5

1

Вводное занятие «Путешествие в мир природы»

1

 2

Поделки из веточек. Сувениры

2

3

«Фантазии» из природного материала.Чага.

2

3

Аппликация

6

1

Вводное занятие.  Аппликация в интерьере.

1

2

Панно «бабочка»

2

3

Панно из семян

1

4

Панно «Зимний вечер» (ткань)

3

4

Скульптура

6

1

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы

1

2

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

1

3

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

2

4

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

2

5

Бумагопластика

7

1

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

1

2

Завивка, закругления «Павлин»

3

3

Панно «Рыбки»

3

6

Поделки из бросового материала

8

1

Вводное занятие. Поделки из одноразовой посуды

1

2.

«Кувшинки»

4

3

«Павлин»

2

5

Панно «цветы»

1

7

Подготовка к итоговой выставке

1

                                                                                                               Итого: 34часа            

Список литературы

1.В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. — М.:  Изд-во Мое. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995. — 24

2.Законодательство Российской Федерации об образовании.  

 Федеральные базовые законы. — М.: ИФ «Образование в документах»,  

2001. — 2-е изд. — 104 с.

3.Коротов В.М. Программирование учебно-воспитательного
процесса как условие комплексного подхода // Сб. материалов

для обсуждения на совместном заседании Ученых советов   НИИ ОП и НИИ ОПВ АПН СССР. — М., 1988. — Л    с. 28.

4. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу
развития школы: Методическое пособие для руководителей
образовательных учреждений. — М.: Новая школа, 1993. —
48с.

5. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М. Моисеева. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 191 с.

6.  Региональная программа развития общего образования  Саратовской области на 1996-1998 годы  /Под ред. Л. Г. Вяткина,

Н. П. Корнюшкина. — Саратов: Слово, 1996. — 71с. Симонов В. М. Педагогика: Краткий курс лекций. — Волгоград: Учитель-2, 1997. — 71с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения «Умелые ручки»

Программа кружка предназначена для 1-х классов. Содержит различные виды работ по направлениям: работа с бумагой и картоном, работа с крупой, работа с тканью и нитками....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Мир книг"

Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. За...

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"

Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...