Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poigraem_vmeste.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 пос. Бичевого

муниципального образования Ленинградский район

УТВЕРЖДЕНА

Приказом по МБОУ СОШ № 8

от «____» ___________ 2011 г.

                                                № _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

 «ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

2011г.

ОДОБРЕНА

школьным методическим объединением учителей начальных классов

Руководитель

Афанасьева Татьяна Евгеньевна

______________________

        (подпись)

Составлена в соответствии с …

Автор:

Кюлленина Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов

Рецензент:

Великоднева Юлия Вячеславовна, к.п.н., преподаватель педагогики высшей квалификационной категории.

1.Пояснительная записка

               Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

              Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

       К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми. Поэтому образовательный процесс оздоровительной направленности должен обратить пристальное внимание к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения  недостатков в физическом развитии. Игра является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды. Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.

        Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

         В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые. Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

             Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели -характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.

Цели программы: оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга.

Задачи:

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
  • снижать негативные последствия учебной нагрузки.

После освоения программы

Требования к знаниям  и  умениям:

Знать:

  • историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
  • основы техники безопасности во время занятий ;
  • роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
  • правила и последовательность выполнения упражнений, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
  • методику судейства соревнований по спортивным играм;
  • характерные спортивные травмы и их предупреждение;
  • правила оказания первой доврачебной помощи;
  • правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);
  • понятие о силе воли и спортивном характере;

Уметь:

  • выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в  подвижных  играх ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;
  • активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий  подвижными   играми ;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
  • объяснять в доступной форме правила (технику) выполнения  подвижных  игр , двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • оказывать первую доврачебную помощь;
  • анализировать технику своего бега и определять ошибки;
  • подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
  • работать в составе судейских бригад школьных соревнований;
  • владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр;

2.Тематический  план

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

1класс

2класс

3класс

4класс

все

го

в том числе

все

го

в том числе

все

го

в том числе

все

го

в том числе

тео

рия

прак

тика

тео

рия

прак

тика

тео

рия

прак

тика

тео

рия

прак

тика

I

Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой Понятие « Подвижные   игры ». История возникновения  подвижных   игр. Правила игр и техника безопасности в играх.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

II

История возникновения национальных игр народов Кубани.  Техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

III

Подвижные   игры  без применения спортивных снарядов.

9

9

10

10

10

10

10

10

IV

Подвижные игры народов Кубани.

Правила игр и техника безопасности в играх.

10

10

10

10

10

10

10

10

V

Подвижные   игры  с применением спортивных снарядов.

9

9

9

9

9

9

9

9

VI

Самостоятельный поиск игр детьми. Тестирование.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

VII

Соревнования

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого: 

33

1,5

31,5

34

1,5

32,5

34

1,5

32,5

34

1,5

32,5

Всего:

135 часов

3.Содержание программы:

            Программа кружка «Поиграем вместе» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:        1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.

Программа кружка «Поиграем вместе» состоит из двух частей:  

Теоретическая часть

  • Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой .

Ценность  кружка , его задачи,  программа , темы.

  • Понятие « подвижные   игры »

Понятие « Подвижные   игры ». В чем суть  подвижных   игр . Ценность их. Какие бывают  подвижные   игры .

  • История возникновения  подвижных   игр 

Как возникли  подвижные   игры . Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми.

  • История возникновения национальных игр народов Кубани

Место нашего проживания в регионе. Как возникли национальные игры. Отличие от простых  подвижных   игр . Зачем нужны национальные игры.

  • Техника безопасности на занятиях и соревнованиях

Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять

  • Правила игр и техника безопасности в играх

Правила каждой игры. Техника безопасности в каждой игре. Целесообразность применения правил.

  • Самостоятельный поиск игр детьми

Работа со справочной литературой. Усовершенствование правил игр, выбор разного применения тех или иных игр.

Практическая часть  включает  3 раздела:

  • Подвижные   игры  без применения спортивных снарядов

1 класс : Подвижные   игры . Совушка. Волки во рву. Игра «Кто скорее соберется ».  «Салки.», «Лягушки и цапля».. Горелки. Чехарда. Гуси – лебеди. Перемена мест. Шишки, желуди, орехи.. Два мороза. Кто дальше? Прыжки по полоскам. Лиса и куры. Зайцы, сторож и Жучка. Веселая змейка.  День ночь. Мышеловка. «Карлики и великаны», «Запрещенные движения».

2 класс: Мы веселые ребята. Вызов номеров. Домики и гномики. Через  ручеек. Пустое место. Кот идет. Птица без гнезда. Быстро по местам. Ловишки. Карлики и великаны. Бой петухов. Бездомный заяц. Воробушки и автомобиль. Светофор. Волк во рву . Кошки мышки. Два мороза.Возьми крепость. «Куры и лиса». «Лада».

3 класс: Подвижные   игры . День и ночь. Кто обгонит? Шутливая эстафета. Линейная эстафета с бегом. Пятнашки маршем. Эстафеты с прыжками. Западня. Компас. Бой петухов. Бездомный заяц. Линейная эстафета с бегом. Караси и щуки. Вызов номеров. По звериным следам. Великан. Совушка.  Белки, волки, лисы. Удочка.  Перемена мест. Море волнуется – раз.  Прыгай через ров. Пятнашки с передачей.

4 класс: Мышеловка. Горелки. Коршун и наседка. Не оступись. Штурм зимнего бастиона. Салки со снежками. Два Мороза. Меткий стрелок. Цепи кованные.Лада. Третий лишний. Цветные автомобили. Ручеёк. Поезд. Весёлые эстафеты. «Ловишка в кругу». Кто самый ловкий? Линейная эстафета с бегом. Лада. Цепи кованные.

  • Подвижные   игры  с применением спортивных снарядов

1класс :  «С мячом под дугой», Попрыгунчики – воробушки. Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли». Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?» Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки. Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда. Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку. Выбивной. Беги и собирай. Мяч – соседу. Через кочки и пенёчки. Удочка. Не давай мяча водящему.

2 класс: Прыжки через  длинную веревку. Охота на уток. Перебежки с выручкой. Мяч с четырех сторон. Салки с мячом. Метко в цель. Караси и щука. Охотники и утки. Передал – беги.  За флажками. Удочка. Горячая картошка. Выбивной. Футбол. Веселые эстафеты  с предметами.

3  класс : Гонка мячей по кругу (волейбольные мячи). Выиграть время (мешочки с песком).  Подвижная  цель (волейбольный мяч). Охотники и утки (волейбольный мяч). Попади в мяч (волейбольный и малый мячи). Салки – ноги от земли (скамейка, гимнастическая стенка, маты). Альпинисты (гимнастическая стенка, бревно, маты). Эстафета с лазанием и перелезанием (бревно, гимнастическая стенка). Футбол( футбольный мяч). Крепость. Эстафета «под обстрелом». Попади в городок. Игра с веревкой. Перетягивание каната. Кто самый ловкий? Пионербол. Побеждают ловкие. Эстафета на горке.

4 класс: Бег за флажками (флажки). Перебежки с выручкой (кегли). Удочка (веревочка с мешочком на конце или скакалка). Снайперы (малые мячи, городки). Охотники и утки (малый мяч).Эстафета с клюшками. Не давай мяч водящему. Футбол. Пионербол. Лапта. Мини-футбол.

  • Игры казаков.

1 класс:

Горелочки. Пятнашки. Кто первый? Иголка, нитка и узелок. Заря. Ляпка. Снежинки, ветер и мороз. Казачья игра «Лошадки». Игра «Казачата». Отобрать палочку. Перетягивание каната. Всадники. Казачья игра «Надень папаху». Салки. Шушукали. Весёлые эстафеты. Потиг.Конники. игра-поиск -Атаманов клад.

2 класс:

Колесо. Конники.   В город. Потиг. игра-поиск -Атаманов клад. Весёлые эстафеты. Шушукали. Брыль. Казачья игра «Надень папаху». Игра «Чехорда».  Салки. Кувшинчик. Перетягивание пальцами. Перетягивание каната. Всадники. Салки. Кувшинчик .Цветы.

3 класс:

Пятнашки с мячом. Бег на выдохе. Бег с палкой – «копьем» (палка).  Не замай. Сторожевые. Игра с веревкой (веревка длиной 3-3,5 м). Прыжки под длинную веревку. Борьба спинами стоя (маты). «Хоровод с подснежниками». Перетягивание палки (палка длиной 60-80 см, толщиной 4-5 см). Перетягивание каната (канат – веревка длиной 20 м, толщиной 3-4 см). игра-поиск -Атаманов клад. Медведь (длинная веревка, посреди которой сделана петля). Игры с шашкой (палка). «Гори–гори,  ясно».Игра «Схоронички».

4 класс:

Игра «Чехорда» Линейная эстафета с бегом. Игра «Городки». Пятнашки от земли с мячом. Пятнашки казаков. Прыжки под длинную веревку. Игра с веревкой . Прыжок за прыжком. Перетягивание с помощью ремня

Догони и коснись. Перетягивание каната. Игры с шашкой.» « Надень папаху» . «Схоронички» . Пятнашки с маршем. «Как по морю». Казачий круг .

  • Соревнования.

Участие в проведении Дня здоровья .

Участие в проведении общешкольной игры «Зарница».

Участие в районных соревнованиях Всекубанской спартакиады.

4. Средства обучения:

         Мячи: баскетбольные, волейбольные, малые;

Скакалки: коротки и длинные, гимнастические палки, шесты, толстые палки длиной 70-80 сантиметров, канат, веревка, санки, хоккейные мячи, стойка для прыжков, мешочки с песком.

        Средства обучения: материал из книг, дидактические материалы, тестовый материал, средства наглядности (рисунки, открытки, и т.д.)

Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

5. Литература:

  1. М. Н. Жуков « Подвижные   игры », Москва АКАДЕМА, 2000 г.
  2. М. В. Былеева, И. М. Коротков « Подвижные   игры », изд. Пятое, Москва, ФИС, 1982 г.
  3. В. И. Прокопенко «Самобытные игры нанайцев», Хабаровск, 1988 г.
  4. И. М. Коротков « Подвижные   игры  в школе», Москва «Просвещение», 1979 г.
  5. М. А. Васильева «Руководство играми детей в школьных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986 г.
  6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4  классов  общеобразовательной школы, Москва, 1992 г.
  7. П. П. Миненко, В. И. Галкин, А. С. Дорошенко «Система физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в режиме учебного и продленного дня общеобразовательного учреждения», Хабаровск, 2000 г.
  8. Е. Н. Литвинов и др. «Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов», М;, «Просвещение», 1997 г.
  9. О. И. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду», М;, «Просвещение», 1992 г.
  10. «Физическая культура в семье» (сост. А. А. Светов, Н. Д. Школьникова), 4 изд-е, М;, «ФИС», 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе.

Рабочая  программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-сам, мы-вместе!"

Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Че...