Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках
статья (3 класс)

Мартынова Елена Алексеевна

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-1.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках

Большинство детей рождаются с нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира, соответственно, и к хорошей учебе. Почему же дети ленятся, не хотят учиться? Одна из причин низкого интереса к учебе- недостаток учебной мотивации учащихся.

Причины снижения учебной мотивации учащихся:

  1. Несформированность умений учебной деятельности.
  2. Нет навыков самостоятельного приобретения знаний.
  3. Сложностей в понимании материала из-за низкого уровня учебных возможностей.

Также есть причины мотивации, зависящие от учителей:

  1. Неправильный отбор учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся.
  2. Не постоянное использование современных методов обучения.
  3. Неумение строить взаимоотношения с учащимися и отношение школьников друг с другом.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась недавно действующая система образования. Изменилась ситуация социального развития детей: резко возросла информированность детей, современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу, ограниченное общение со сверстниками в живую, поэтому не выработано умение говорить. И сегодня учитель ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?», создает свою собственную модель обучения с соответствиями с современными реалиями.

У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Любая деятельность невозможна без мотивации, стремления учащегося к учебе, что является одним из важнейших факторов. Ведь мотивация-это не врожденное, а приобретенное качество. В основу новых стандартов заложен метапредметный подход. При таком подходе у учащихся формируется отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Данная технология разрабатывалась научной группой под руководством Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик Эльконина-Давыдова; школа Щетинина. Это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Результатом освоения метапредметных связей:

  1. Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
  2. Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.

Немаловажно и то, что учителя должны формировать умения продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии. Мотивация-не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения, ситуации,  конкретного предмета изучения и личности учителя.

В процессе работы, учителям, при реализации исследовательского подхода в обучении, отводится роль сопровождения в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Учитель должен понимать проблемы, с которыми могут столкнуться ученики при исследовании, уметь ставить перед ними реальные задачи в понятной форме; выполнять функцию координатора в исследовательской деятельности и партнера, избегать директивных указаний; стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

Процесс развития метапредметных результатов требует от учителя кардинального переосмысления, владения в совершенстве активными методами и приемами обучения, осуществления исследовательского, системно-деятельностного подхода и проблемного метода обучения, широкого использования ИКТ для создания новых интересных заданий, активизирующих мыслительную деятельность учеников.

Литература

Бажович Л.И. Проблема формирования личности.-М-Воронеж., 1995

Гузева Н.Ю. Современные образовательные технологии на уроках русского языка: учебно-методические рекомендации. Биробиджан: Изд-во СДВГСГА,  2007

Файн Т.А. Формирование метапредметных результатов обучающихся при исследовательском подходе в обучении: Методические рекомендации. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Методическая разработка на тему: "Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка"....

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...

Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....

Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.

Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить...