Рабочая программа развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России"
рабочая программа (3 класс)

Клочко Надежда Анатольевна

Данная рабочая Программа развития социальной активности обучающихся начальной школы "Орлята России" разработана на основе Всероссийской Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России", но с учётом проведения занятий внеурочной деятельности 1 раз в неделю и учётом особенностей региона. У участников данной Программы формируются уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны. Закрепляются уверенность в успехе командной работы, в желании жить во благо другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Орлята России204.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  №2 ст.Архонская»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № ___________    

 «_____»___________2022г.

 Согласовано:

Заместитель директора по  ВР МБОУ «СОШ № 2»

___________/Кузнецова А.А. /

                   

 «_____»______________2022г.

 Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 2»

_____________/Крутоголова Ю.В./

                 

  «____»_____________ 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности  

по реализации всероссийского проекта РДШ

  «Орлята России»

(направление социальной активности)

для 3 «А» класса

срок реализации  1 год.

 

                                                 Составитель:

                                                        Клочко Н.А. - кл.рук.3 «А» кл.

                                                       

 

                                            2022 - 2023 уч.год

                                               Пояснительная записка

                                                                             Содержательные основы Программы развития    

                                                                            социальной активности обучающихся                      начальных  

                                                                                         классов «Орлята России»

В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё      осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.

Актуальность Программы «Орлята России»

Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

Ценностные основания Программы «Орлята России»

Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны. Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей. Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому. Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы. Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании. Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности. 

Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!

Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.

Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе. Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в регионах сроков школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями, а не семестрами/ триместрами

Четверть

Деятельность

Даты

Комментарии

          I

четверть

Вводный

«Орлятский урок»

сентябрь

Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на    участие в Программе.

«Орлёнок – Лидер»

октябрь

Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в  коллективе, что необхо-димо в начале  учебного года. Также занятия трека позволят выявить первичную оценку     уровня сплочён-ности класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп.

Каникулы с 30 октября по 7 ноября

II

четверть

«Орлёнок – Эрудит»

ноябрь

Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиа-ды. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации.

«Орлёнок – Мастер»

декабрь

Данный трек проходит в два этапа: 1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта;

2 – знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами  региона/страны.

Каникулы с 25 декабря по 8 января

III

четверть

Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе

январь

Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер»  «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

Игру учитель проводит самостоятельно, используя

предоставленные методические рекомендации.

«Орлёнок – Доброволец»

январь

Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться к имеющемуся социаль-ному опыту детей и истории добровольческого/ волонтерского/ тимуровского движения в любое время учебного года.

«Орлёнок – Спортсмен»

февраль

Учитывая разницу в погодных условиях предлагается трек провести в данное время: в большинстве школ проходят различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с возрастом,

можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спор-тивная семья» и другие соревнования

«Орлёнок – Эколог»

март

Несмотря на большую разницу в климате реги-онов страны, весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы.

Каникулы с 26 марта по 2 апреля

.

IV

четверть

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

апрель

В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – хранитель исто-рической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основ-ная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/и Мы – хранители исторической памяти своей страны.

Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году

май

В УМК – использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут: личностное развитие ребён-ка, сформированность класса как коллектива; уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе.

Логика построения треков

1 занятие

Орлятский урок

Погружение в тематику трека (работа с

понятиями, качествами)

Занятия/мастер- классы, участие в которых поможет детям выработать идею для КТД

Подготовка КТД

Реализация КТД (для себя, параллельного

класса, родителей, младших классов)

Содержание курса внеурочной деятельности для 3 классов

Тема

Содержание темы

Виды

деятельности

Формы

организации занятий

Трек «Орлёнок – Лидер» 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер»

В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений.

1

«В команде рождается лидер»

Возвращаемся к конструктору «Лидер», где учитель заранее добавляет много новых качеств лидера как положительных, так и отрицательных. Обсуждаем! Убираем лишнее.Введение ЧТП и развитие умения работать в команде. Что такое ЧТП (чередование творческих поручений? Какие могут быть поруч-ения? Как их можно вы-полнять?) Делимся на команды. Оформляем наглядно.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое.

Беседа. Тренинг. Динамические паузы.

2

«КЛАССный выходной»

Выход детей с родителями, настав-никами и классным руководителем на «выходной». С целью для спло-чения коллектива класса, родителей и наставников. Привлечение наста-вников обязательно –старшеклас-сников, которые помогают в организации испытаний. Предпола-гается, что эти испытания раскроют лидерские качества в учениках. Дети учатся преодолевать себя, свои страхи, учатся ставить цели

Познавательная, игровая, досугово- развлекательная. Взаимодействие – групповое.

Верёвочный курс

3

«От идеи – к делу!»

По методике КТД   работаем над созданием общего дела для других ребят (для 1-2 классов, в паралле-ли, для родителей и пр.)

Познавательная, игровая, досугово- развлекательная.

КТД

4

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

Гость рассказывает, как важно быть ответственным перед людьми, что помогает ему быть лидером, вести за собой.

Познавательная, проблемно- цен-ностное общение.

Встреча с интересными людьми.

Динамические паузы.

5

«Мы дружный класс!»

Смотрят фото/видео как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер». Каждая группа (по ЧТП) придумывает, готовит и показывает для ребят сюрприз. Вывод: мы дружный класс! Итоговая социометрия.

Познавательная, игровая.

Взаимодействие – парное, групповое.

Подведение итогов.

Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание  Символ трека – конверт-копилка  Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация к учёбе

1

«Я эрудит,  а это

значит…»

Повторяем интеллектуальные секреты эрудита – смекалка, ум, знание, любознательность, внимате-льность, увлечённость,изобретатель-ность, коммуникабельность, эрудиция. Как их приобрести? Способы решения интеллектуальных  задач – интеллект, логика, дедукция, интуиция. Учимся работать в парах: игра «Интеллектуальный  кроссворд» с применением различных способов решения. *Работа с конвертом- копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Сложно ли быть эрудитом? Что для этого надо? качества

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное.

Взаимодействие – групповое.

Игра

«Интеллектуальный кроссворд»

2

«Эрудит – это широкий кругозор»

Презентация «10 великих изобре-тений русских учёных» - как ученые расширяют свои знания. Как я сам могу пополнить свои знания? Что для этого нужно сделать? Знакомство с детской литературой, журналами, Интернет ресурсами, где можно найти знания.Заполняем по группам круг Знаний Он поможет педагогу

выявить интеллектуальные интересы детей, *Работа с конвертом- копи-лкой трека «Орлёнок – Эрудит». Вкладываем в конверт- копилку. В конце года анализируем – что узнали и т.п. Учимся выдвигать идеи и планировать: для кого можно про-вести интеллектуальную игру, груп-па должна предложить идею по

проведению Обсуждаем идеи. Син-тезируем все идеи в одну. Опреде-ляем план действий по подготов-ке. Распределяем           обязанности. *Работа с конвертом- копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Подводим итоги: как сработали? Результат вкладываем в конверт-

копилку.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное.

Взаимодействие – групповое.

Презентация «10

великих изобретений русских учёных».

Круг Знаний.

3

КТД «Играй, учись и узнавай»

Повторяют этапы КТД на практике. Заполняя таблицу с проектирова-нием нового КТД, его подготовкой,

проведением, анализом. Проводим КТД для ребят 1-2 класса.*Работа с конвертом- копилкой Эрудита. В конверт-копилку вкладываем свои

впечатления.

Социальное творчество.

Взаимодействие – групповое.

КТД.

4

Встреча с эрудитом

«Хотим всё знать»

Данное занятие отводится для очной встречи с личностью,  которая воплощает в себе успех в рамках изучаемого трека. Приглашенный гость может быть известен на городском, региональном, Всерос-сийском уровне. Приглашаем с учётом того, что он интересен детям данного возраста.

*Работа с конвертом- копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Дополняем конверт- копилку своими впечатлениями о встрече.

Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное.

Встреча с интересными людьми.

Динамические паузы.

5

Итоги трека

«На старте новых открытий»

Смотрят фото/видео как проходил трек.*Работа с символом треква - конвертом- копилкой Эрудита. Открывают конверт-копилку анализируют Награждение и поощрение лучших ребят.

Познавательная, игровая.

Взаимодействие – парное, групповое.

Подведение итогов.

Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

1

«Россия мастеровая»

Презентация учителя о 10 самых известных мастерах                родного края России.

Учимся придумывать: кто из вас хочет быть мастером? Какие этапы проходит

мастер, чтобы показать людям своё

произведение (обращаемся к шкатулке Мастера).Учимся работать в группах.

Разбивка на микро группы по 5 человек.

Притча о мастерах (в методических рекомендациях) – обсуждаем, делаем вывод. КТД «Россия         мастеровая»

1 вариант: может быть в форме лото – город России на карте, чем славится, чему можем научиться –каждая группа готовит сообщение. Коллективная карта              страны.

  • 2 вариант: каждая команда получает конверт с заданием, в котором один из народных промыслов России. Необходимо распределиться в группе на пары и выполнить задание. Потом собраться вместе и подготовить рассказ о промысле. Презентовать другим группам. *Работа с символом трека – шкатулкой Мастера:выводы о важности работы вместе, на общее дело, помогать друг другу.

Познавательная, досугово- развлекательная, художественное творчество, проблемно-

ценностное общение. Взаимодействие – групповое.

Презентация учителя о 10 самых

известных мастерах родного края, России.

КТД «Россия мастеровая».

2

«В гости к мастерам»

- 1 вариант: идём на экскурсию к мастерам (знакомимся с профессиональ-ными мастерами – это может  быть театр, музей, библиотека, дворец  творчества и пр.). 2 вариант: родители/наставники демонстрируют своё мастерство ребятам.

3вариант: мастер- класс от учителя «Делай как я, делай лучше меня!». На данном занятии ученикам можно пред-ложить участие в мастер-классах*Работа с символом трека - шкатулкой Мастера: какие профессии мастеров узнали ?

Познавательная, игровая.

Экскурсия/мастер- класс

3

КТД  «Мастер

своего дела»

Реализуем в классе для себя или для ребят 1-2 класса (необходимо прописать для учителей, как это сделать).

Познавательная, игровая.

КТД

4

«Мастер – это звучит     гордо!»

Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, который является Мастером своего дела!

Приглашенная персона   может быть известной на городском, региональном,

всероссийском уровне по возможностям школы и фантазии учителя. С учётом того, что приглашаемая персона интересна детям данного возраста.

Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное.

Встреча с интересными людьми.

Динамические паузы.

5

«Путь в мастерство»

– подводим итоги.

Смотрят фото/видео как проходил трек. Открывают шкатулку мастера, анализируют результат,

Совместно составляют опорную схему и размещают в классном орлятском уголке.Награждение и поощрение ребят.

Познавательная, игровая.

Взаимодействие – парное, групповое.

Подведение итогов.

1

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»,  «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Мастер»

Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота

Символ трека – круг Добра

Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.

1

«Спешить на помощь безвозмездно!»

Волонтёрское движение в России.

Где помогают волонтёры и почему всем это важно? Почему люди говорят  волонтёрам «спасибо»? Виды  волонтёрства.

Работа по группам:

  1. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду?» Вывод – настоящее волонтерство безвозмездно, это для других…*Работа с символом трека: дополняем «Классный  круг добра» –безвозмездно, для других.
  2. Что лично я могу сделать для других? Составление списка добрых дел. *Работаем с символом трека: фиксируем перечень в круге добра. Рассказ учителя о самых известных волонтёрах России

Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое.

Работа по группам. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». Динамические паузы.

2

КТД «Создай хорошее настроение»

Список добрых дел. Выбираем «Создай хорошее настроение».

Обсуждаем: Как можно создать хорошее настроение другим?

Придумываем. Делимся на группы. КТД «Создай людям хорошее настроение» (через создание плаката-сюрприза, творческое выступление, сюрприза-открытки, организации игры или веселой фотосессии и т.д.) Мини-тренинг. Сюрприз от учителя. Учитель показывает ребятам, как можно и себе поднять настроение. Флешмоб

«Хорошее настроение». *Работа с символом               трека:дополняем «Классный  круг добра» – дарим радость другим.

Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое.

КТД «Создай людям хорошее

настроение». Мини-тренинг.

Флешмоб «Хорошее настроение».

Динамические               паузы.

3

«С заботой о старших»

Демонстрация детьми результатов КТД «Создай хорошее настроение».

Совместное обсуждение с

родителями и детьми: Как делать добро для бабушек и дедушек? (для родных, соседей) Что значит быть добрым рядом с ними?

Рассказ учителя о «Фонде «Старость в радость» .Совместная поздрави-тельная открытка для старшего

*Работа с символом          трека: допо-лняем «Классный круг добра»: проявляй  доброту…Учитель рас-сказывает родителям и детям об  акции «Коробка храбрости», о том, что необходима будет  их помощь.

Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное.

КТД «Создай хорошее настроение». Беседа.

Акции «Коробка храбрости» Динамические паузы.

4

«Доброволец –

это доброе сердце»

Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества. Дополняют «Классный круг добра» новой информацией, которую, возможно, узнали от гостя.

Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие        – групповое.

Встреча        с

интересными людьми.

Динамические паузы.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» 4 занятия Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни

Символ трека – чек-лист

Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

1

КТД

«Спортивное»

Кто такой болельщик? Чем он «болен»? Роль болельщика? Как

можно поддержать свою команду? КТД «Плакат болельщика». Формат плаката – А4 для каждой команды. Ребята придумывают, рисуют, «защищают» плакат. Каждая команда придумывает кричалку, лучшую разучивают все вместе.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение.

КТД «Плакат болельщика».

Игра-обсуждение

«Копилка болельщика». Работа с чек-листом.

2

Спортивная игра

«Книга рекордов»

Спортивные соревнования.

Используем плакаты, кричалки.

*Работа с символом трека «Орлёнок –Спортсмен» :размещение 6-го пункта в чек-листе –«Я принял(а) участие в соревнованиях».

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение.

Спортивные

соревнования. Работа с чек-листом.

3

«Встреча – подарок»

Встреча – подарок с интересными людьми из области спорта.

Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть профессиональным спортсменом. Размещение 7-го пункта в чек-листе - «Я узнал(а) как стать профессионалом в спорте»

Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие - парное.

Встреча с интересными людьми.

Динамические паузы.

Работа с чек-листом.

4

«Азбука здоровья»

Подведение итогов. Что важного для себя узнали? – обобщение чек-листа.

Составляем азбуку здоровья (эта работа может быть продолжена на уроках окружающего мира, в

рамках других треков).

Познавательная, игровая.

Взаимодействие – парное, групповое.

Подведение итогов. Работа с чек-листом.

Трек «Орлёнок – Эколог» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: природа, Родина

Символ трека – рюкзачок Эколога  Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность                 использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.

1

«Мой след на планете»

Актуализация важности бережного  отношения к природе и планете. 

Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?» Как уменьшить количество бытового мусора?

Работа с символом трека – рюкза-чком Эколога: составляем правила эколога

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое.

Дидактическая игра из «Орлёнка»: что в мусорном ведре?

Просмотр экологического

мультфильма.

2

КТД «Знаю, умею,

действую»

Обсуждаем где разместили плакаты? как отреагировали окружающие? Важность того, что сделали? 1 вариант: экскурсия в экологический центр    2 вариант: интеллектуальная игра «Знаю,умею» (опыт проведения исследований, наблюдение за приро-дой, эксперимент с озвучиванием звуков животных, птиц, сравнение «природных» и «искусственных» звуков, работа с детской энциклопе-дией «Что такое? Кто такой?»).

Подведение итогов. *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога.

Дополнения в рюкзачок эколога, что должен знать эколог.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое.

КТД «Знаю, умею, действую».

Динамические паузы.

3

Экологи-

ческий квест

«Ключи природы»

Проигрываем квест от учителя – ищем ключи-задания к подготовке квеста от класса.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение.

Экологический квест

«Ключи природы»

4

«Шагая в будущее – помни о планете»

Работа с рюкзачком

эколога: достаем из рюкзачка всё содержимое, которое собрали, участвуя в треке, смотрим

фото/видео как проходил трек, рисунки – обсуждаем как прошел трек, создаём опорную схему по треку и размещаем в орлятском классном уголке. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля». Делаются выводы о роли эколога, о его роли для природы. Поощрения и

награждения.

Познавательная,

проблемно- ценностное общение.

Подведение итогов.

Просмотр

мультфильма.

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители»

Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».

1

«Орлёнок – Хранитель историческо й памяти»

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Понятие

«Хранитель»: лексическая работа – значения нового слова.

Учимся работать в группах – обдумывают идею. КТД «Альбом памяти» Задание перед треком: принести фото исторического или обычного события семьи, узнав о нём всю информацию. *Работа с символом трека - альбомом Хранителя исторической памяти. Карточки с опорным текстом вкладываются в альбом (с ними можно поработать на уроках, дополнив их).

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое.

КТД «Альбом памяти».

2

«Традиции моей

страны»

Обсуждаем: я – семья- Россия – традиции и важность их

Сохранения Какие традиции есть      в России? Истинная традиция та, которая прошла через наше сердце (шествие Бессмертного полка, Масленица, Новый год и пр.).

Определяем какой должна быть

настоящая традиция:

  • общенародной; доброй;
  • значимой для всех.

Учимся работать в парах: обсуждаем какие настоящие традиции есть в России и регионе, делаем художественный          коллаж из заготовок/вырезок

«Традиции России». Обсуждаем, какие из этих традиций важны для самих ребят и почему? *Работа с символом трека «Орлёнок – альбомом Хранителя исторической памяти»: коллажи вкладываем в альбом.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение, художественное творчество.

Взаимодействие – парное.

Поделка «Традиции России».

3

«Знать, чтобы

хранить»

Познавательная игра- квест

«Ключи истории» (возможно проведение в музее города, в

библиотеке, в общественном центре) с элементами поисковой деятельности – дети примеряют на себя роль храни-телей и решают интеллектуально-

творческие задачи из области истории и культуры родного края

и России.

Познавательная, игровая.

Взаимодействие – групповое.

Игра-квест «Ключи истории».

4

КТД «Мы

хранители памяти»

Формируем важность и значимость работы по КТД для ребят: результат работы презентуем для

других, рассказывая о своих успехах на каждом этапе (от идеи к проведению). Это может быть и для 1-2 классов, и в параллели, и для Совета школы, и для родителей. Награждение и поощрение лучших ребят.

Познавательная, игровая.

Взаимодействие – групповое

КТД «Мы хранители памяти»

1

Подведение итогов

Игра-квест «Ключи   истории». Награждение и поощрение лучших ребят.

Познавательная, игровая.

Игра-квест «Ключи истории».

Календарно-тематическое планирование 3  класс

Срок проведения

Тема

Кол-во

часов

Старт Программы

Вводный «Орлятский урок»

1

«Орлёнок – Лидер»

«В команде рождается лидер»

1

«КЛАССный выходной»

1

«От идеи – к делу»

1

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1

«Мы дружный класс!»

1

«Орлёнок – Эрудит»

«Я – эрудит, а это значит…»

1

«Эрудит – это широкий кругозор»

1

КТД «Играй, учись и узнавай»

1

Встреча с эрудитом «Хотим всё  знать!»

1

Итоги трека «На старте новых  открытий»

1

«Орлёнок – Мастер»

«Россия мастеровая»

1

«В гости к мастерам»

1

КТД «Мастер своего дела»

1

«Мастер – это звучит гордо!»

1

«Путь в мастерство» – подводим  итоги

1

Подведение промежуточных итогов

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»,

«Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Мастер»

1

«Орлёнок – Доброволец»

«Спешить на помощь безвозмездно!»

1

КТД «Создай хорошее настроение»

1

«С заботой о старших»

1

«Доброволец – это доброе сердце»

1

«Орлёнок – Спортсмен»

КТД «Спортивное»

1

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

«Встреча-подарок»

1

«Азбука здоровья»

1

«Орлёнок – Эколог»

«Мой след на планете»

1

КТД «Знаю, умею, действую»

1

Экологический квест «Ключи  природы»

1

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

«Традиции моей страны»

1

«Знать, чтобы хранить»

1

КТД «Мы – хранители памяти»

1

Подведение итогов               

Итоговое занятие

1

                                                                                                                                             Итого    34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

Статья на тему: «ЮИД отряд, как возможность развития социальной активности обучающихся в ГБОУ школа№588»

laquo;ЮИД отряд, как возможность развития социальной активности обучающихся в ГБОУ школа№588»...

Отчёт о работе по внеурочной деятельности по Программе развития социальной активности обучающихся 3 класса "Орлята России" за 1 четверть.

Данный отчёт может помочь классным руководителям в определении вектора работы с учащимися 3 класса по Программе "Орлята России"и выборе видов и методов проведения коллективных полезных дел....

Отчёт о работе по внеурочной деятельности с учащимися 3 класса по Программе развития социальной активности "Орлята России" за 2 четверть.

Во второй четверти учащиеся 3 класса активно участвовали в двух треках: "Орлёнок- Эрудит" и "Орлёнок- Мастер" В данном отчёте обозначены основные достижения и коллективные полезные...

Развитие социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России»

В данной презентации представлен отчёт по развитию социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России» ....

Рабочая программа развития социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России»

Рабочая программа развития социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России»...