Разработка воспитательного мероприятия во внеурочной деятельности
методическая разработка (3 класс)

Татьяна Александровна Дегтярёва

Духовно-нравственное направление

«Троица - праздник русской берёзы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки

воспитательных мероприятий

Духовно-нравственное направление

«Троица - праздник русской берёзы»

Автор: Дегтярёва Татьяна Александровна, учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сейкинская средняя общеобразовательная школа»

                                                          2021 год

Пояснительная записка

  1. . Тематическое направление

На конкурс представлена методическая разработка воспитательного мероприятия духовно-нравственной направленности, цель которого знакомство с традиционным православным и обрядовым праздником. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».  Воспитание в национальных традициях формирует у учащихся осознание принадлежности к общему наследию. Поэтому значение воспитательной деятельности, направленной на обеспечение приобщения подрастающего поколения к ценностям народа, состоит в том, чтобы вооружать его способами освоения и приумножения духовных богатств в условиях современного мира.

  1. .  Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

(актуальность)

Приобщение к национальной культуре в школе, которая является организованно-действующей средой, влияющей на ребенка, важно для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности. Национальная культура - это память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Народные (фольклорные) праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.). В России с древности основные народные праздники носили природно-земледельческий характер, это своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года. Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней.  

Актуальность выбранной темы мероприятия «Троица - праздник русской берёзы» заключается в том, что данный праздник играет значительную роль в православной культуре. В русской народной (языческой) традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. Праздник Троицы можно отнести к самым большим и, в то же время, самым загадочным праздникам на Руси. В наше время устраиваются народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

            Таким образом, наше мероприятие поможет детям не только сформировать представления о традициях на Руси, но и будет способствовать воспитанию доброты, вежливости, ответственности, несёт радость и другие эмоции.

  1. . Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

           Мероприятие ориентировано на возрастную категорию 8-9 лет, обучающихся 2 класса. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста; стремление к познанию нового, расширение кругозора, желание взаимодействовать в группе сверстников и участвовать в процессе увлекательного праздника.  

  1. . Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

         Методическая разработка воспитательного мероприятия «Троица -  праздник русской берёзки» имеет важное значение в системе работы классного руководителя; соответствует целям программы воспитания во 2 классе, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности обучающегося, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху. Является составной частью других мероприятий духовно-нравственной направленности: Праздник Рождества, Пасхи и т.д.

             1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

             Цель данного мероприятия - создание условий для знакомства  учащихся с традицией празднования Троицы — начала лета, расцвета природы.

Планируемые результаты:

Личностные  УУД:

развитие эмоционального восприятия позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям, стремления к добру; 

  • развитие чувства патриотизма
  • ориентирование на практическое применение полученных знаний и

умений в дальнейшей жизни.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в группе, слушать и понимать речь педагога, участвовать в диалоге.

Регулятивные УУД:

  • Умение определять и формулировать цель деятельности, принимать и

сохранять учебную задачу; учиться высказывать свое предположение

(версию);

  • формирование навыков организованности, дисциплинированности,

умение оценивать свою деятельность.

Познавательные УУД:

  • расширение знаний  о березе, ее лекарственных свойствах;
  • получение представлений об обряде «кумления».

  1. . Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

               Как известно, праздники занимают особое место в жизни детей, их любят за эмоциональность, сюрпризность. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события.

               В ходе праздника создаётся и нравственно благоприятная среда воспитания: развивается умение обучающихся взаимодействовать в группе сверстников; даётся возможность показать и сохранить традиции и культуру русского народа, поддерживая идею связи времён и поколений. В системе воспитательной работы 2 класса данное мероприятие тесно связано с культурно-эстетическим, учебно-познавательным и социально-адаптационным направлениями работы в классе.

  1. . Педагогические технологии/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Для достижения планируемых результатов используются Компоненты образовательных и воспитательных технологий: технология личностно ориентированного обучения, информационные (компьютерные), коллективно-творческого дела, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Рассказ  о празднике Троица, народных приметах и об обычаях, с ним связанных, проведение русских народных игр, хоровода, чтение стихотворений и потешек, исполнение песен через словесные и наглядные  методы: беседа-дискуссия; демонстрация; театрализация, творческое задание.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.

  1. . Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Праздник проводится на территории школы, на игровой площадке, рядом поляна с березками. В празднике принимает участие ансамбль русской песни сельского дома культуры села Сейка Чойского района «Никанориха» в народных костюмах.

Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, мультимедиа-проектор, переносная колонка с разъемами для микрофона и флеш-накопителя,  цветные ленты для украшения березы.  Место для проведения игр с разметками.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данный сценарий праздника «Троица – праздник русской берёзы» может быть использован как для проведения  в помещение школы, так и для проведения на улице (территории школы). Место проведения праздника –поляна, достаточно большая (это зависит от количества участников), подходящая для проведения активных игр. Музыкальное оформление праздника возможно при помощи живой музыки (например: баян, балалайка или гитара) или под фонограмму. Кроме того, целесообразно заранее раздать нескольким детям тексты песен и стихов, которые следует выучить наизусть. За активное участие в играх, конкурсах и выступление можно предусмотреть небольшие подарки, например, воздушные шарики с шуточными надписями или рисунками.

  1. Основная часть

  1. . Описание подготовки воспитательного мероприятия

На подготовительном этапе мероприятия классный руководитель разрабатывает сценарий праздника. Обсуждает сценарий с коллегами. Договаривается об участии в празднике ансамбля русской песни  «Никанориха». Раздает слова участвующим детям. Проводит репетицию праздника. Готовит место для проведения, а также необходимые украшения и атрибуты.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий)

До начала мероприятия звучат русские народные песни, под фонограмму. Ведущие зазывают детей на праздник.

Ведущий 1:

- Приглашаем веселиться, играть, свою удаль показать!

Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте хорошие! Всем здоровыми быть желаем!  С праздником поздравляем! Святой Троицей! Праздник пришел - гостей привёл! Встречайте не с лестью, а с честью! 

Ведущий 2:

- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами не зря здесь собрались! Сегодня   отмечается большой  христианский праздник!

Традиционные русские праздники отмечали календарную смену времен года и моменты солнцестояния и равноденствия. В эти дни проводились обряды, связанные с новым этапом сельскохозяйственных работ и изменениями в жизни человека. Христианский День Святой Троицы (Пятидесятница, Духов день) совпадает по времени с переходом от весны к лету и языческим праздником Семик, или Триглав. В этот период на Руси начинались летние гулянья и гадания. С помощью обрядовых песен и танцев славяне «программировали» землю на обильное цветение и большой урожай. Считалось, что плодоносящую силу земле придавал хоровод в поле на Троицу. До сих пор православная Троица празднуется в сочетании с древними славянскими традициями. Священники в этот день облачаются в праздничные одежды зеленого цвета, символизирующие вечное возрождение жизни. Прихожане приносят на службу букеты трав и ветки берез. После освящения их высушивают, а затем используют весь год как лечебные.

Ведущий 1:

- В праздник Троица особое внимание оказывали березке. В этот праздник дома и улицы украшали срезанными березками, березовыми ветками, цветами. И сегодня к нам в гости пришла красавица – березка. Березка в белом сарафане хочет веселиться с нами.

(Девочка у берёзы)

Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

С праздником вас, дети, всех я поздравляю!

Счастья вам, веселья, радости желаю!

(мальчик)

И тебя, березка, все мы поздравляем!

Счастья и веселья, радости желаем.

У красы – березки – платье серебристо.

У красы – березки – зелены косицы.

Дети рассматривают березку. Песню «Во поле береза стояла» исполняет ансамбль русской песни «Никанориха»,  дети подпевают.

Ведущий 2:

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька, 
Посередь долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки поют;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венки плетут.

Ведущий 1: (при рассказе используются слайды с иллюстрациями)

- Под березой устраивали трапезу. Среди подававшихся блюд были яичница и козули с яйцами (круглые лепешки в виде венка). Выложенная пища как бы символизировала этим приношение жертвы полевым и растительным духам.

Наряжали в этот день березку, словно Красну девицу – лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой, переплетали ветки между собой.

Ребята, давайте нарядим и нашу березку цветными ленточками, косички ей заплетем и плясать с нею пойдем.

Дети украшают березку цветными лентами.

Ведущий 1:

Березка, березка,

Завивайся, кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем!

Песню «Заплетися плетень» исполняет ансамбль русской песни «Никанориха».  Ведущие с детьми заводят хоровод вокруг березы.

Ведущий 2:

- На поляне девушки плели венки из травы и цветов. Если рядом была речка, загадывали желание: если венок не тонул, плыл — желание исполнится; если тонул - не исполнится. Когда берёзку украшали лентами  и венками, ветки берёзы завивали венком, но не ломали их. Девушки целовались сквозь ветви березы, приговаривая… (далее обряд «кумления»)

Обряд кумления показывают участники ансамбля русской песни «Никанориха»

«Кумление» (сценка)

Давай с тобой, Настенька,

Давай кумиться,

Чтобы нам весь год не браниться.

Навсегда подружиться.

Ты мне - кумушка, я тебе - голубушка.

Я тебе - кумушка,

Ты мне – голубушка,

Будешь мне помощница,

Рукам своим пособница.

Ты мне кумушка - кума

Со Троицкого дня.

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

Вечно дружиться.

“Еще тебе подрасти да побольше расцвести”.

Ведущий 1:

- Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь.

Песню «Ой ты берёза» исполняет ансамбль русской песни «Никанориха»

Ведущий 2:

- Ребята, присаживайтесь на нашу полянку. Скажите, пожалуйста, чем нам людям, полезна береза, что мы можем «взять» у неё?

Дети:

- Березовый сок, из листьев можно заваривать чай.

Ведущий 2: (при рассказе используются слайды с иллюстрациями)

- Да, правильно, а еще чай можно заваривать из почек и веточек березы. Так же из березовых веточек делают веники, чтобы париться в бане, и тем самым «выгоняли» хворь из тела.

- Ещё, из березы делали лучины. Кто знает, что это такое? Изба долгое время освещалась березовой лучиной. Раньше не было не свечек, не лампочек, поэтому делали из березы такие палочки, их называли лучина и ими освещали избу. При свете лучины девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Ведущий 1:

- Конечно, празднование Троицы не обходилось и без игр. Самым популярными играми были лапта и горелки. А мы сейчас поиграем в игру «Афанас и Николай».

Выбираются двое водящих – Афанас и Николай.

Им завязывают глаза, остальные игроки бегают вокруг водящих и кричат им: «Афанас, поймай нас! Николай, догоняй!»

Цель водящих – поймать одного из игроков и угадать по голосу — кто это. Если кому-либо из водящих удается это сделать, пойманный игрок становится Афанасом или Николаем, в зависимости от того, кто поймал. Ему завязывают глаза, и игра продолжается. Размеры игровой площадки в этой игре ограничивают.

Ведущий 1:

Русская береза!

Русская краса!

До чего ж, березонька,

Весною хороша!

Тонкий стан девичий,

Белый сарафан

И платок зеленый,

Что природой дан.

А в ушах сережки -

Подарены весной.

Хорошо в тени березки

В жаркий ,летний зной…

На березке строят гнезда

Синицы, воробьи.

За живительною влагой

Ползут лесные муравьи.

Любит белую березу

Русская душа.

Белая березонька

Земли моей краса!   (автор - Любовь Холодова)

Участники ансамбля «Никанориха» проводят  игру «Ручеёк»

Ведущий 2:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идёт, где не горожено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся, но не ломится!   (А. Прокофьев)

Ведущий 1:

А теперь не будем стоять,

Настало время поиграть!

В игры не простые

В игры заводные!

Ведущие проводят игру «Перетягивание в командах».

Правила игры:

Играют 10-20 человек. Место игры разделено пополам чертой, от неё на расстоянии 5-10 шагов проводятся две другие линии. Играющие делятся на две команды и становятся у средней линии. По команде, играющие противных партий схватывают друг друга и стараются затащить за свою конскую черту. Выигрывает команда, перетащившая большее число противников. Игрок, перетащивший противника, помогает своей команде, перетащенный же в игре не участвует. Бороться на полу и волочить соперника по полу воспрещается.

Ведущий 1:

- Хорошо мы березку приветили, славными песнями встретили. Летние хороводы исполнили, старинные обычаи вспомнили.

Ведущий 2:

- А теперь пришла пора прощаться. Русский народ говорит так: «Хорошо живут там, где много поют». А мы сегодня с вами много пели и плясали!

Все участники вместе: «Празднику честному Троице - злат венец, а вам, дорогие гости, - здравия и радости!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Полдник. Время есть булочки"

Данная разработка используется при работе по программе "Разговор о правильном питании" в 1 классе...

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности для учащихся 1-3 класса на английском языке

Предлагаю вашему вниманию разработку мероприятия по внеурочной деятельности для учащихся 1-3 классов на английском языке. Вы совершите путешествие в сказочный город Englishtown.Мы сделаем с вами шесть...

Разработка воспитательного мероприятия во внеурочной деятельности

Изготовление игрушки-забавы "Необыкновенный кролик" из бросового материала....

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Клуб веселых спортсменов"

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Клуб веселых спортсменов"...

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Наше здоровье"

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Наше здоровье"...

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: «Разговор о ЗОЖ»

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: «Разговор о ЗОЖ» Форма проведения: классный час Тематическое направление: физическое воспитание и формирование культу...