«Класс как семья: «мы» важнее, чем «я»»
методическая разработка (1 класс)

Цель мастер класса:
Повышение уровня педагогической компетентности по вопросам формирования элементарных представлений о классе, семье и первичных навыков её построения у детей школьного возраста.
Задачи:
· Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания школьников
· Развивать творческое восприятие, фантазию и воображение
· Способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
Этапы мастер – класса:
* Теоретическая часть
* Практическая часть
* Рефлексия (заключительная).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса «Класс как семья: «мы» важнее, чем «я»»
Автор: Калечина Валерия Владимировна
Цель мастер класса:
Повышение уровня педагогической компетентности по вопросам формирования элементарных представлений о классе, семье и первичных навыков её построения у детей школьного возраста.
Задачи:
 Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания школьников
 Развивать творческое восприятие, фантазию и воображение
 Способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
Этапы мастер – класса:
* Теоретическая часть
* Практическая часть
* Рефлексия (заключительная).

  1. Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги. Вопросу нравственного воспитания детей всегда уделялось большое внимание.  В современном мире резко возрастает детская агрессивность, жестокость. Замкнутость на себе и собственных интересах. Особенное значение приобретает  поиск путей повышения качества и эффективности воспитания подрастающего поколения в условиях современной действительности. Мы понимаем что делать? Куда идти?

- Но какой вопрос вызывает наибольшую сложность?

-Согласна: Как? Каким образом?

Ответить на этот вопрос нам помогает учебно-воспитательное пособие «Книга Добрых нравов». Апробацию данного пособия мы начали в этом году с учителями первых классов. Начиная свою работу мы не знали куда нам двигаться. Как строить свою работу. Экспериментальным путем мы для себя составили алгоритм работы, в этом нам помогла технология читательской грамотности. Каждое занятие мы начинаем с работы над понятиями, антиципацией(до текстовый этап), работа с текстом(текстовый этап),после текстовый этап.

Актуальность моего мастер-класса состоит в следующем:
Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, доброте и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Большое внимание воспитанию чувству ребенка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка учить его соизмерять собственные желания с интересами других.

I.        Практическая часть.

-Какие у вас возникают ассоциации со словом «Семья» (педагоги подбирают ассоциации, и по очереди их называю)

-Какую работу с названными словами вы можете предложить? (нарисовать, классифицировать, подобрать словосочетание)

-На столах у вас лежат конверты. Разложите данные слова на группы.(любовь, предательство, солнце, ложь, понимание, космос, дом, общение, взаимоуважение, общение и т.д)

-Прочитайте группы слов.

-Какое ключевое слово можно подобрать к каждой группе?

(доброта, чувства)

-Какие слова вы отнесли к первой группе?

-Ко второй группе?

 -Уберите три слова которые вы бы не хотели встречать в своей семье?  

-Как можно смягчить эти слова?

- Используя слова первой группы составьте словосочетание. Слайд 2

Продолжите фразу используя слова из групп: «Семья- это      , где случается         , но…

У вас у всех получились разные высказывания, но что их объединяет? Сделайте вывод.

Семья – это…

На этом этапе идет работа со словарями. Дети подтверждают свой вывод пользуясь научными терминами.

-Один из известных русских писателей предложил свою ассоциацию к слову «СЕМЬЯ» Слайд  3

-Что изображено на слайде? (Веник)

-Как Вы думаете, почему веник?

-Может мы сор будем выметать из избы?

-Откуда пошло выражение, правильно сказать фразеологизм «Выносить сор из избы?» Гости пришедшие на свадьбу начинали сорить. Молодая жена должна была вымести сор, как только она подметала, гости бросали сор и приговаривали: « Мети, мети да сор из избы не выноси, клади его в печь, чтоб дымом вынесло»

-Мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого» Отец и сыновья» и узнаем, верны ли наши предположения. Начинается работа над текстом. Анализ  прочитанного.

-С какого слова начинается главная мысль текста?

-Зачитайте? Воспользовались ли сыновья советом отца?

-Почему именно веник автор использует в своем тексте?  

-Что он хотел показать? (единство)

-Какой вывод мы сделаем? А если  автор захотел показать заботу друг о друге, то какой предмет он мог предложить?

- Подберите пословицу, которая может выразить главную мысль автора.

-Можно ли сказать, что это правило?

-А в семье существуют правила?

-Какие правила существуют в вашей семье?

Слайд   4 (Вирджиния Сатир, правила для взрослых)

- Я хочу, чтобы меня любили, но не держали.

- Я хочу, чтобы меня ценили рассуждений

- Я хочу, чтобы ко мне присоединились, но не вторгались

- Я хочу, чтобы просили, а не требовали

- Я хочу помогать, а не упрекать в неумении

- Какой вывод мы можем сделать? Правила они существуют для того, чтобы запустить в действие все механизмы. Позволяющие людям жить вместе, прогрессировать или регрессировать.

-Семья – это я, мы.

-Можно правило из рассказа Л.Н. Толстого использовать в классе?

-Почему?( Он говорит о единстве)

-Класс может быть семьей?

-А в дружном классе все одинаково учатся?

-В дружном классе бывают обиды, ссоры?

-Что поможет их избежать? ( Правила)

 Игру « Проталины» помогает вывести правила классного коллектива.

Слайд 5

На уроке будь …..

Будь спокойным…..

Если хочешь….

Надо ….. поднимать

Будь …… на уроке

Не болтай, ты не ….

Если друг стал….

Не спеши      

Слова для справок:  старательным, внимательным, отвечать, руку, прилежен, сорока, отвечать, перебивать

- При работе с классом для решения проблем мы предлагаем детям просмотреть мультфильм « Крошка Енот», говоря о дружбе, взаимовыручке.  Прослушивание песни «Дорогою добра», второй куплет.

Игра «Друг к дружке».

-Предлагаю прочитать и обсудить текст и подобрать к нему заголовок.

-Какое правило нарушил капитан?

-Как команда говорит о капитане?

-Что делала команда, когда он хлопнул дверью?

-Достоин ли капитан награды?   детям справиться с заданием?-Какой заголовок подберем к тексту?

- Мы говорили о семье и сделали вывод, что семья –это мы. А класс-это.. я. ты, мы. Скажите, а «Мы» в классе важнее, чем «Я»?

-Как можно по другому озаглавить текст?

Благодаря подборке текстов, иллюстраций в учебно-воспитательном пособие мы учим детей правильно расставлять акценты, не на своем «Я», а  на« Мы». Дети учатся работать в команде, вместе, единой семьей.

Работе по сплочению детского коллектива способствуют задания: «Текст по кругу»,

прочитай текст вставляя окончания, собери текст, расставь абзацы в правильной последовательности.

Слайд 6

-Посмотрите на ребусы. Что они обозначают. Сделайте вывод. СЕМЬЯ= КЛАСС

К работе по книге Добрых нравов привлекаются и родители. Задача педагога

помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны  сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Слайд 7
В этом направлении можно провести занятия

  • « Вспомните, как вы в классе распределяли обязанности»
  • «Какие вы выполняли поручения»
     «Моя семья»
     «Герб семьи»
     «Я и моя семья»
     «Вместе дружная семья»
    А так же можно провести или вывесить родительские собрания и выдать  буклеты для родителей
     «Родословная – моя гордость»
     «Путь в страну книг»
     «Рекомендации для заботливых родителей»
     «Дом для дружной семьи»
     «Выходные вместе с ребенком»
    А так же выставки:
     Семейные художественные выставки «Чем увлекаются наши
    родители».
     Обмен рецептов «Любимое блюдо моей семьи».
     Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо».
     Беседы с детьми о своей семье, родственниках, о своей профессии.
     Семейные альбомы «Один день в школе и дома»; «Моя семья».
    -Умелое педагогическое воздействие даст потрясающий эффект:
    активное участие примут не только родители, но и бабушки, дедушки и
    прабабушки и прадедушки. С какой гордостью дети будут рассказывать о
    своей семье, как бережно во время деятельности они относиться будут к
    семейным фотографиям. Такие занятие помогают сплочению классного коллектива, дети больше узнают друг о друге.

III. Рефлексия (заключительная). Слайд 8

-Предлагаю в заключение мастер-класса поиграть: "Все у меня в руках!"

forms_1.gif

На доске  я прикрепила плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…".

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.

Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

Закончить нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ольги Высотской:
Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс Класс- как семья: «мы» важнее. Чем «я». Подготовила учитель начальных классов методист Калечина В.В.

Слайд 2

Семя –это , где ,но

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой «Отец и сыновья» Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья — вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит: — Сломайте его! Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит: — Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, — вас любой победить и обидеть сможет.

Слайд 5

Один за всех и все за одного!

Слайд 6

Вирджиния Сатир Я хочу любить тебя, но не держать тебя. Я хочу ценить тебя без рассуждений. Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя . Я хочу просить, но не требовать. Я хочу помогать, но не упрекать в неумении. /

Слайд 7

Игру « Проталины» На уроке будь ….. Будь спокойным….. Если хочешь…. Надо ….. поднимать Будь …… на уроке Не болтай, ты не …. Если друг стал…. Не спеши Слова для справок: старательным, внимательным, отвечать, руку, прилежен, сорока, отвечать, перебивать

Слайд 9

В нашем классе проходил конкурс на лучший плакат. Пять команд по пять человек. В моей команде все тихони оказались. - Так, ребята, я капитаном буду, возражения есть? И начал давать задания: кому картинки рисовать, кому подписи сочинять. Вот тут-то и началось! Я им слово, а они десять. Я психанул, дверью хлопнул, сел в коридоре, в телефон играть начал.. Прикинь, команда первое место заработала. Меня наградили как капитана, команду-за дружную работу.

Слайд 11

Семья- это я, мы Класс- это я, ты, мы

Слайд 12

Семья =Класс

Слайд 13

Работа с родителями « Вспомните, как вы в классе распределяли обязанности» «Какие вы выполняли поручения»  «Моя семья»  «Герб семьи»  «Я и моя семья»  «Вместе дружная семья»

Слайд 14

 «Родословная – моя гордость»  «Путь в страну книг»  «Рекомендации для заботливых родителей»  «Дом для дружной семьи»  «Выходные вместе с ребенком» А так же выставки:  Семейные художественные выставки «Чем увлекаются наши родители».

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Семья - самый важный воспитатель ребенка"

Доклад на родительское собрание....

урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."

урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."...

Семья - это важно, семья - это сложно. Но счастливо жить одному невозможно!

Конкурсная программа ко Дню семьи, Дню матери в виде КВНа совместно с родителями....

СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья: СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

"Семья - это важно!"

Внеклассное мероприятие. "Праздник семьи"...

ИЗО 1 класс ПНШ Семья - семь Я

презентация к уроку ИЗО 1 класс по теме "Семья - это семь Я" программа И.Э.Кашекова ПНШ...

"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"

"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"...