Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"
рабочая программа

Яркина Наталья Леонидовна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_moy_vybor_professii.docx55.06 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «ТЕГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

               Принята                                              УТВЕРЖДЕНО

                     педагогическим советом                                        приказом № 170-О от 31.09.2022 г.

                    протокол №1 от 31.09.2022 г.                               директор_________С.Л.Токушева

                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мой выбор профессии»

срок реализации: 2022-2023 учебный год

8 класс 

 классный руководитель:         

Яркина Наталья Леонидовна        

с. Теги

1.Пояснительная записка

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь. Для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Актуальность

Выбор профессии очень важное дело. От верного выбора профессии зависит, с чего и как начнет свою профессиональную карьеру молодой человек или девушка. При этом, если человек, опираясь на свои способности, интересы, интеллектуальный уровень делает правильный выбор, то он, как профессионал своего дела, в дальнейшем будет способствовать развитию экономики нашей страны в целом.

Руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Кузнецов отмечает: «Сейчас мы видим, сколько выпускников сразу после университета идут работать не по полученной специальности. Если молодые люди идут работать не по своей профессии, значит, ресурсы государства и родителей потрачены неэффективно. Это очень актуальная проблема профориентации, в таких условиях она крайне необходима».

«Я глубоко убеждена, что нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо», — сказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки «политические науки и регионоведения» в МГИМО (цитата по ТАСС).

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа

Определение своего профессионального пути выпадает на подростковый возраст. В этот жизненный период сложно сделать правильный выбор. Особенности подросткового возраста состоят в частой смене настроения, снижении учебной мотивации, активном поиске смысла жизни, своего места в жизни, в социуме, подверженность влиянию окружения сверстников.

В настоящее время далеко не все учащиеся выпускных классов могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Выпускники имеют недостаточные, поверхностные или искаженные представления о мире профессий. Часто их выбор случаен и несамостоятелен: в основе отношения учащихся к выбранным профессиям лежат не свои, а чужые убеждения – как правило, это убеждения, стереотипы, шаблоны родителей, друзей, знакомых или яркая реклама в средствах массовой информации. Помимо этого у многих подростков присутствует неадекватно завышенная оценка своих способностей и возможностей; далеко не все школьники знакомы со своим внутренним миром, знают сильные и слабые стороны своего характера, состояния здоровья. У части выпускников сложились представления о простоте получения денег, существуют необоснованно высокие запросы к уровню заработной платы. Незнание не только выпускниками, но и их родителями, технологий трудоустройства повышает уровень тревожности молодых людей, снижает их конкурентноспособность на рынке труда. Разовые классные часы профориентационного содержания, разрозненные диагностические обследования, «Недели профориентации» в школе не могут исправить сложившуюся ситуацию.

Курс «Мой выбор профессии» предназначен для учащихся 8-х классов (14-15 лет), т.к. наиболее актуален именно на данном этапе взросления подростка. Часть обучающихся принимают решение о поступлении в профессиональные ОО после окончания 9-го класса, в связи с чем неэффективно откладывать вопрос профориентации на 10-11 классы.

Формулировка цели и задач

Программа профориентационного курса «Мой выбор профессии» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и направлена на:

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда (это ЦЕЛЬ программы курса).

ЗАДАЧИ (в соответствии с ФГОС ООО):

  • информировать обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
  • развить собственные представления обучающихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
  • оказать психолого-педагогическую поддержку обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, а также консультационную помощь.

Реализация программы курса подчиняется основным принципам организации внеурочной деятельности, предусмотренным ФГОС:

  • учёт индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию.

Тип программы «Мой выбор профессии» – тематическая. По определению «тематическая» программа направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующая возможности различных видов деятельности: игровой, познавательной, частично - проблемно-ценностного общения (в дискуссиях и проблемных беседах) и социального творчества (на профессиональных пробах).

Формы организации детского коллектива во внеурочной деятельности по программе «Мой выбор профессии»:

  • групповые - кружковая работа, игры, дискуссии, групповые консультации, социально-психологический тренинг;
  • индивидуальные – заполнение Папки – портфолио, психологическая развивающая диагностика, профессиональные пробы.

Пути, средства, методы достижения цели

Программа «Мой выбор профессии» отличается разнообразием применяемых методов:

  • информационно-просветительских: ведение беседы, рассказ, мини-лекции (теоретические блоки), просмотр и обсуждение видеороликов, печатных текстов (профессиограмм, статей и пр.), объяснений, работа в информационно-поисковых системах, со средствами массовой информации; реклама профессий (агитация), встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности; познавательные и просветительские лекции и беседы;  участие (присутствие) в общешкольных мероприятиях профориентационной направленности, презентация – выставка своих творческих работ;
  • диагностических: анкетирование, опрос, тестирование, «профессиональные пробы» в специально организованных условиях с оформлением результатов в Портфолио, наблюдение, использование различных игровых ситуаций моделирования различных аспектов профессиональной деятельности;
  • интерактивных (тренинговых и консультативных): использование «мозгового штурма», эвристической беседы с применением элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, различных игр (сюжетно-ролевых, карточных, деловых, развивающих и др.), свободной и директивной дискуссии, составление коллажей, коллективное рисование, анализ конкретных  ситуаций, презентации в группе, коллективное разгадывание кроссвордов и ребусов, кукольная драматизация, пантомима и пр.

Сведения о сроках реализации программы и распределение часов

Курс занятий по программе «Мой выбор профессии» рассчитан на учебный год (34 недели) с периодичностью встреч раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

2.Календарно-тематический план

Наименование тем

Всего часов

Место проведения занятия

Дата проведения

плановая

Фактическая

1 блок. Мир профессий

Игротека «Я и мир профессий»

1

Учебная аудитория

05.09.

Личностный смысл труда

1

Учебная аудитория/ актовый зал

12.09.

Мотивы выбора профессии.

Мотивация в жизни человека.

1

Учебная аудитория

19.09.

Профессионал своего дела

1

Возможно вне аудитории

26.09.

Многообразие мира профессий

1

Учебная аудитория/ актовый зал

03.10.

Профессиональная мобильность

1

Учебная аудитория

10.10.

Классификация профессий по предмету труда

1

Возможно вне аудитории

17.10.

Классификация профессий по отраслям, целям, средствам, условиям труда

1

Учебная аудитория

24.10.

Игротека «Все работы хороши – выбирай на вкус»

1

Учебная аудитория

07.11.

2 блок. Технология выбора профессии

Что влияет на выбор профессии.

1

Учебная аудитория

14.11.

Формула выбора профессии

1

Учебная аудитория

21.11.

Самооценка профессиональных интересов

1

Возможно вне аудитории/

компьютерные классы

28.11.

Коммуникативные и организаторские способности в выборе профессии

1

Учебная аудитория

05.12.

Самооценка интеллектуальных и  творческих способностей

1

Возможно вне аудитории, компьютерные классы

12.12.

Способы развития познавательной сферы, креативности

1

Учебная аудитория

19.12.

Темперамент в профессиональном становлении личности

1

Возможно вне аудитории, компьютерные классы

09.01.

Качества личности в профессии. Самооценка свойств личности.

1

Возможно вне аудитории

16.01.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

1

Учебная аудитория

23.01.

Профессиограмма и психограмма профессий

1

Учебная аудитория

30.01.

Здоровье и выбор профессии

1

Учебная аудитория

06.02.

Профессиональные пробы

1

Возможно вне аудитории

13.02.

Профессиональные пробы

1

Возможно вне аудитории

20.02.

Защита творческих работ

1

Учебная аудитория

27.02.

Рынок труда: реалии, перспективы

1

Учебная аудитория/

актовый зал

06.03.

Потенциальная доходность профессии

1

Учебная аудитория

13.03.

Молодежь на рынке труда

1

Учебная аудитория

20.03.

3 блок. От мечты к действиям

Планирование личного профессионального плана

1

Учебная аудитория

03.04.

Помощники в выборе профессии

1

Учебная аудитория/ Возможно вне аудитории

10.04.

Выбираем место учебы

1

Возможно вне аудитории/

Компьютерные классы

17.04.

Ищем работу

1

Учебная аудитория

24.04.

Собеседование с работодателем

1

Учебная аудитория

10.05.

Безработица. Подводные камни поиска работы

1

Учебная аудитория

15.05.

Адаптация на новом рабочем месте. Оформление трудовых отношений

1

Учебная аудитория

22.05.

Защита творческих работ

1

Учебная аудитория/ актовый зал

29.05.

Итого

34

Минимум 10 из 34 возможно проводить вне аудитории

3. Содержание программы

Для кружковой формы работы характерна быстрая сменяемость тем, акцент на занимательности материала, значительный акцент на практическую часть, что отражено ниже в содержании программы «Мой выбор профессии».

1 блок. Мир профессий (9 часов)

  • Игротека «Я и мир профессий» (1 час)

Практика: Правила группы. Анкета «Пре/пост-тест» Игры «Ассоциации» (профессиональные и личностные); «Плюсы и минусы профессий»; «Знатоки профессий», «Если птичка, то какая…»

  • Личностный смысл труда (1 час)

Цель и результаты труда. Умственный и физический труд. Культура труда. Труд в жизни человека и общества.

Практика: Дискуссия «Зачем мы работаем?». Анализ притчи «Эпитафия», пословиц о труде. Игра «Ленивый-трудолюбивый». Игра «Я умею делать так…»

  • Мотивы выбора профессии. Мотивация в жизни человека. (1 час)

Карьерные ориентации (по Шейну): профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.

Практика: Методика оценки карьерных ориентаций «Якоря карьеры» (Шейн Э.) Тренинг мотивации достижения успеха

  • Профессионал своего дела (1 час)

Профессионализм, успех в профессиональной самореализации

Практика: Знакомство с историями успешных людей по СМИ, литературным источникам, видеороликам «Советы самых богатых людей в мире» (допускается проведение вне аудитории). Составление памятки «Как стать успешным в профессии»

  • Многообразие мира профессий (1 час)

Разнообразие профессий. Профессия, специальность, специализация, должность квалификация

Практика: Игры «Определи профессию» (по описанию). Разгадывание кроссворда «Такие разные профессии». Просмотр видео ролика ««Самые необычные профессии». Встреча с представителем профессии……. (по согласованию)/ (допускается проведение вне аудитории).

  • Профессиональная мобильность (1 час)

Новые профессии и профессии исчезающие

Практика: Разгадывание кроссворда «Необычные профессии». Работа с литературными источниками. Просмотр видеоролика «Топ-10 исчезнувших профессий»

  • Классификация профессий по предмету труда (1 час)

Типы профессий по предмету труда: «человек», «знаковая система», «техника», «природа», «художественный образ».

Практика: Методика «ДДО» (дифференциально-диагностический опросник) (Климов Е.А.) (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника»). Упражнение «Чья профессия?». Работа в микрогруппах с «Классификатором профессий» (по Климову Е.А.). Просмотр видеоролика «Ты и твоя будущая пофессия» от Инфоурок.

  • Классификация профессий по отраслям, целям, средствам, условиям труда (1 час)

Отрасли труда. Цели, средства, условия труда

Практика: Игры «Отгадай профессию». Работа с литературными источниками, средствами массовой информации (подбор профессий по отраслям труда). Тест «Матрица выбора профессии» (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника»). Встреча с представителем профессии……. (по согласованию)

  • Игротека «Все работы хороши – выбирай на вкус» (1 час)

Практика: Методика «Будь готов!» (Пряжников Н.С.). Игра «Профессии на «языке тела» или ни слова о профессиях!»

2 блок. Технология выбора профессии (17 часов)

  • Что влияет на выбор профессии (1 час)

Возможность, влечение, востребованность. Ошибки в выборе профессии

Практика: Упражнение «Мои цели». Игры: «Клубок проблем», «Барьер». Анализ жизненных ситуаций «Письмо подростка»

  • Формула выбора профессии (1 час)

ХОЧУ-МОГУ-НАДО (профессиональные интересы, возможности, потребности рынка труда)

Практика: Мозговой штурм «Формула идеальной профессии». Упражнение «Примерь профессию». Анализ жизненных ситуаций

  • Самооценка профессиональных интересов (1 час)

Степень выраженности профессиональных интересов и ее влияние на успешность в профессии

Практика: Методика «Карта интересов» (Голомшток) (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника», онлайн тестирование «Всероссийская профдиагностика».

  • Коммуникативные и организаторские способности в выборе профессии (1 час)

Коммуникативные и организаторские способности

Практика: Опросник «КОС» (Синявский В., Федоршин Б.А.). Мини-тренинг общения

  • Самооценка интеллектуальных и  творческих способностей (1час)

Интеллектуальные и творческие способности

Практика: Тестирование - диагностика интеллектуальных и творческих способностей (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника», онлайн тестирование «Всероссийская профдиагностика».

  • Способы развития познавательной сферы, креативности (1 час)

Успешность профессионального труда от степени развития познавательной сферы, креативности 

Практика: Игры, упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей

  • Темперамент в профессиональном становлении личности (1 час)

Типы темперамента: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Свойства темперамента. Роль темперамента в профессиональном становлении личности.

Практика: Теппинг-тест (Ильин И.). «Ать-два, левой». Опросник «Белов - темперамент» (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника», онлайн тестирование онлайн тестирование «Всероссийская профдиагностика».

  • Качества личности в профессии. Самооценка свойств личности (1 час)

Характер. Роль характера в профессиональном самоопределении.

Практика: «Цифровой профориентационный тест» (А. Аугустинавичуте). «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (Карелина А.А.). Тест «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн)

  • Развитие личности и профессиональное самоопределение (1 час)

Личностный рост. Самовоспитание личности.

Практика: Игра «Три судьбы». Составление индивидуального плана самовоспитания. Просмотр видеоролика - упражнения «Три главных вопроса для правильной постановки цели»

  • Профессиограмма и психограмма профессий (1 час)

Профессиограмма. Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Практика: Работа с литературными источниками с профессиограммами выбранных профессий (в подгруппах). Игра «Словарь профессий»

  • Здоровье и выбор профессии (1 час)

Медицинские противопоказания

Практика: Анализ жизненных ситуаций. Игра «На кого она похожа?». Работа с профессиограммами. Здоровьесберегающие мини-упражнения (антистрессовые).

  • Профессиональные пробы (2 часа)

Профессиональные пробы

Практика: Подготовка и проведение (допускается проведение вне аудитории)

  • Защита творческих работ (1 час)

Практика: презентация результатов профессиональных проб по выбору в свободной форме.

  • Рынок труда: реалии, перспективы (1 час)

Мониторинг  рынка труда. Потребности рынка труда в будущем

Практика: Встреча с представителями ЦЗН (по согласованию). Работа со справочными материалами ЦЗН. Видеоролик «Профессии будущего: на кого стоит учить наших детей»

  • Потенциальная доходность профессии (1 час)

Заработная плата.

Практика: Игры: «Реклама товара», «Аукцион». Дискуссия «Кому на Руси жить хорошо?». Видеоролик «Топ-9 самых высокооплачиваемых профессий в России»

  • Молодежь на рынке труда (1 час)

Требования современных работодателей к молодым специалистам. Конкурентноспособность. Цена товара «рабочая сила», работодатели. Вакантное рабочее место.

Практика: Тест оценки уровня конкурентоспособности личности. Анализ ситуации «Молодежь на рынке труда: плюсы и минусы». Разгадывание кроссворда «Рынок труда»

3 блок. От мечты к действиям (8 часов)

  • Планирование личного профессионального плана (1 час)

Личный профессиональный план. Карьера, карьерный рост. Алгоритм принятия решений. Аксиомы профессионального самоопределения.

Практика: Методика поиска профессии. Упражнение «20 незаконченных предложений («Мои профессиональные желания»)». Построение личного профессионального плана.

  • Помощники в выборе профессии (1 час)

Центры занятости населения, Центры психологической помощи. Роль психолога в выборе профессии (диагностика, консультирование, информирование).

Практика: Ролевая игра «Профконсультация» (в подгруппах). Работа с электронными ресурсами (портал «Работа в России», канал «Работа.ру» и др.) (допускается проведение вне аудитории). Корректировка личного профессионального плана

  • Выбираем место учебы (1 час)

Запасные варианты. Пути получения профессионального образования.

Практика: Продолжение построения личного профплана. Игра «Убеди «предков»»

Просмотр видеороликов об учебных заведениях ХМАО-Югры (в соответствии с запросами обучающихся).

  • Ищем работу (1 час)

Формы и методы поиска работы. Основы самопрезентации. Поисковой телефонный звонок. Психологическое тестирование. Резюме

 Практика: Ролевая игра «Поисковой телефонный звонок». Просмотр видеоролика «Работающее резюме. Советы Алёны Владимирской». Проба «Составление резюме».

  • Собеседование с работодателем (1 час)

Подготовка к собеседованию. Условия эффективного собеседования. Ошибки соискателя при прохождении собеседования.

Практика: Упражнение «Внешний вид соискателя» (работа с карточками-фотографиями, иллюстрациями из журналов). Сюжетно-ролевая игра «Собеседование у работодателя»

  • Безработица. Подводные камни поиска работы (1 час)

Поведение безработного на рынке труда

Практика: Анализ результатов соцопроса «50 причин, по которым не получают работы». Обсуждение газетной статьи «Простака видно издалека». Упражнение «Железное алиби»

  • Адаптация на новом рабочем месте. Оформление трудовых отношений (1 час)

Трудовой договор. Трудовой кодекс

Практика: Ролевая игра «Я - работник». Коллаж «Я успешный работник». Игра «Мой портрет в лучах солнца»

  • Защита творческих работ (1 час)

Практика: Анкета «Пре/пост-тест». Презентация-выставка своих лучших работ из Портфолио (в выбранной учащимся форме). Игра «Пожелайте мне доброго пути!»

4. Предполагаемые результаты реализации программы


      По окончании реализации программы «Мой выбор профессий» планируется достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности.

 Первый уровень предполагает приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Учащиеся будут владеть информацией:

  • о значении профессионального самоопределения;
  • о требовании к составлению личного профессионального плана;
  • о правилах выбора профессии; о профессиях и профессиональной деятельности, об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • о понятиях профессиональной карьеры, современных формах и методах организации труда в условиях рыночных отношений.
  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • о рынке труда, о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Второй уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к таким базовым ценностям нашего общества как человек (отношение к себе и к окружающим), труд и к социальной реальности в целом.

Третий уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности характеризуется приобретением школьниками опыта самостоятельного социального действия, личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися.

Метапредметные результаты:

 1.Познавательные универсальные действия

Учащиеся будут уметь:

  • формулировать проблему профессионального самоопределения для себя, владеет способами решения проблем профессионального самоопределения
  • вести поиск необходимой информации, перерабатывать, структурировать её в нужной         форме, делать выводы,
  • добывать необходимую информацию, отбрасывая второстепенную, для самопознания (диагностические методики), об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности (по предмету, цели, орудиям, условиям труда),
  • анализировать информацию о современных условиях рынка труда;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

2. регулятивные действия

Учащиеся будут уметь:

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.
  • составлять план действий, работать по предложенному педагогом плану, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости
  • поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно
  • демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности, способность к волевому усилию, рефлексии

3.коммуникативные действия

Учащиеся будут уметь:

  • учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
  • умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других: выражать свою мысль в устной и письменной речи, договариваться конструктивными способами
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
  • рефлексировать своё место в коллективе.

Личностные результаты

Учащиеся будут иметь:

  • положительную социальную установку к труду, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • представления о своём месте в профессиональном мире, своих возможностях и потребностях
  • потребность в самосовершенствовании;
  • профессиональный интерес в определённой сфере, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью.

5. Формы и виды контроля

В начале и в конце учебного года (на первом и последнем занятии) проводится анкетирование обучающихся по методике «Пре/пост тест», которая позволяет отследить изменения в профессиональной ориентации 8-классников.

К концу года у обучающихся сформируется Портфолио (на выбор обучающихся: в электронном или бумажном виде) с результатами профориентационной обучающей, развивающей диагностики, копиями статьей, профессиограмм, буклетов с информацией об учебных заведениях г. Ханты-Мансийска, ХМАО-Югры и др.. Просмотр педагогом Портфолио обучающихся позволит сделать вывод о степени сформированности выше обозначенных УУД.

Наблюдение педагога за поведением обучающихся в ходе игр, за полнотой выполнения различных заданий (разгадывание кроссвордов, ребусов и пр.) даёт возможность педагогу оценить степень владения теоретическими знаниями. Теоретические контрольные срезы (как на уроках) не проводятся.

Презентация – выставка, защита своих творческих работ в коллективе (демонстрация с пояснениями своих рисунков, коллажей, сочинений, презентаций, результатов профессиональных проб и пр.) позволяет оценивать деятельность школьников не только педагогу, но и одноклассникам.

Диагностические обследования учащихся проводятся с письменного согласия родителей/законных представителей (берётся в начале учебного года на первом родительском собрании) (текст представлен в Приложении 2). Диагностические методики, предлагаемые учащимся, не являются самоцелью, а лишь помогают учащимся в самопознании, активизации в вопросе профориентирования.

Отметки по 5-тибалльной системе (как на уроках) за освоение как всего курса, так и отдельных его тем не предусмотрены.

6. Методические рекомендации

Занятия по форме, содержанию и способу организации деятельности, по принципам взаимодействия психолога-профконсультанта с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе. Поскольку основаны, прежде всего на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.

Дополнительно к 34 часам по программе домашних заданий обучающимся н задаётся. Время, потраченное дома, на выполнение заданий входит в программные часы в качестве внеаудиторных часов. Занятия внеурочной деятельности позволяют широко использовать образовательное пространство школы (кабинет психолога, профориентационный кабинет, библиотека, актовый зал, компьютерные классы).

На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в различных профориентационных играх (деловых, карточных, ролевых и пр.), выполнение упражнений, разгадывание кроссвордов, заполнение Портфолио. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала. Все результаты психодиагностики вносятся в Портфолио с правом обучающихся не показывать результаты как одноклассникам, так и педагогу.

В течение реализации программы проводятся родительские собрания (в соответствии с планом школы: общешкольные и классные), на которых освещается проблема профессионального самоопределения, освещаются ошибки выбора профессии, дается информация о рынке труда, престижных и востребованных профессиях ХМАО-Югры, родителям предоставляется информация о результатах диагностики (по желанию школьников).

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Литература

1.1. для обучающихся (для дополнительного чтения)

 

  1. Алиева Н. Блокнот-навигатор «160 страниц о моём будущем».- М.: ООО «Первая Оперативная Типография», 2018
  2. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн.для учащихся. – М.: Просвещение, 1984
  4. Мир профессий: Человек – природа/ Сост. С.Левиева. – М.: Мол.гвардия, 1985
  5. Мир профессий: Человек – техника/ Сост. Д.Каверина. – М.: Мол.гвардия, 1988
  6. Мир профессий: Человек – художественный образ/ Сост. А.Смирнов; предис. В.Рябова, А.Смирнова.  – М.: Мол.гвардия, 1987
  7. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999г..
  8. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации/ Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005
  9. Энциклопедия для детей. [Т.34]. Выбор профессии/ред. Коллегия: М.Аксёнова, Е.Ананьева и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008

Интернет-ресурсы для учащихся (для самостоятельного изучения, практики)

  • Канал «Бизнес молодость». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCHkwstIzx7rMCgK4bqLmTrA
  • Канал «Навигатум игровые профориентационные материалы». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/NavigatumRu 
  • Канал «Работа.ру». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCVOJkMjKpE6GtWU87jvOhHA 
  •  Портал «Zасобой». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.засобой.рф/ 
  • Портал «ПроеКТОриЯ – твоя профессиональная территория». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://proektoria.online/ 
  •  Портал «Работа в России/Каталог вакансий». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.rabota.ru/vacancy/catalogue 
  • Сайт компании интернет-рекрутмента «HeadHunter в Кирове». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://kirov.hh.ru/ 
  • Сайт Резапкиной Г.В. «Методический кабинет профориентации» (Электронный ресурс). Режим доступа: http://metodkabi.net.ru/ 
  • Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://профориентация.рф/ 
  1. для педагога
  1. Алиева Н. Блокнот-навигатор «160 страниц о моём будущем».- М.: ООО «Первая Оперативная Типография», 2018
  2. Безденежных И. В. Технология поиска работы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003.
  3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.
  4. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. Для учителя – М: Просвещение, 1999.
  5. Климов Е. А. Памятка профконсультанту/ Е.А.Климов. – М., 2000
  6. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983.
  7. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М., 2002.
  8. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога – М., 2004
  9. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн.для учителя – М: Просвещение, 1999.
  10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога-2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996
  11. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. — М., 2006г.;
  12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.
  13. Сборник учебно-программных материалов по курсу «Технология поиска работы»/ Под ред.Тюшляевой С.И. – Киров, 1999.
  14. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003г.;
  15. Технология профессионального успеха: Учеб. Для 10-11 кл./ В.П.Бондарев, А.В.Гапоненко, Л.А.Зингер и др.; под.ред.С.Н.Чистяковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  16. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007г.;
  17. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. — М., 2002.
  18. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации/ Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
  20. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации – М: Психология для всех, 2001.

Интернет-ресурсы, использованные для подготовки программы:

2. Печатные пособия для обучающихся

Специальные печатные пособия в программе «Мой выбор профессии» не используются, т.к. материальная база школы не позволяет приобрести печатные пособия на всех учащихся параллели 8-х классов, да и в этом нет необходимости, т.к. могут изменяться диагностические методики, информационные тексты могут быть заменены на видео ролики. К тому же программа «Мой выбор профессии» не повторяет полностью какую-либо одну существующую профориентационную программу.

Печатные пособия для каждого обучающегося изготавливаются по ходу реализации программы, носят индивидуальный характер, заполняются обучающимися в форме Портфолио (скоросшиватель с листами – вкладышами с диагностическими материалами на печатных бланках, распечатками результатов онлайн-тестирования и пр. либо в электронном виде – на усмотрение обучающихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Мир профессий для 1-4 класса

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит  увлекательная и слож...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл

рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаг в профессию"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"

Внеурочная деятельность "Мир профессий" образовалась для формирования представлений о различных профессиях и знакомства мира с трудом. Программа разработана с целью развития общих научных на...