РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Клуб любителей книг»
методическая разработка (4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Клуб любителей книг»

1-4 класс

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб любителей книги» для учащихся 1-4 классов разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.)

 

Данная программа соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №2 г. Шарыпово.

Общая характеристика.

 

Курс «Клуб любителей книги» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

 

Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

 

Актуальность и педагогическая целесообразность

 

Программа внеурочной деятельности «Клуб литературного чтения» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).

 

Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.

 

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.

 

  • данную программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг и обогатят его читательский опыт.

 

Цель факультатива:

  • детально знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;
  • углублять литературно-образовательное пространство учащихся начальной школы;
  • формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет

 

на протяжении четырех лет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.

 

Формы работы с книгой в 1 классе разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению предлагаю следующие формы

организации занятий:

  • Викторина
  • Библиотечный урок
  • КВН
  • Путешествие по страницам книг
  • Проект

 

  • Литературная игра
  • Инсценирование
  • Конкурс –кроссворд
  • Игра-драматизация
  • Читательская конференция
  • Занятие-диспут
  • Урок-спектакль
  • Интегрированное занятие
  • Занятие-праздник
  • Литературный ринг
  • Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
  • Занятие-интервью
  • Устный журнал
  • Литературная гостиная

 

Формой учёта знаний являются проекты учащихся, читательская конференция, литературный ринг, инсценирование. Содержание курса занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

 

Место курса в учебном плане.

 

Занятия проходят 1раз в неделю, всего 34 часа в год.

Содержание курса.

 

Содержание программы «Клуб любителей чтения» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

  • процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
  • программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

 

Новизна: Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

 

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, которые включают

 

  • себя культуру понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности и гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги.

 

Обоснование необходимости курса:

 

  1. Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.

 

  1. Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности.

 

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Акцентируется внимание учащихся к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

 

Главным методом является чтение – рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления, проектная деятельность.

 

  • результате реализации внеурочной программы «Клуб литературного чтения» учащиеся должны уметь:

 

  • • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;

 

  • называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

 

  • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

 

  • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

 

  • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

 

  • анализировать смысл названия произведения;

 

  • пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

 

  • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

 

  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

 

  • читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);

 

  • пересказывать текст небольшого объёма;

 

  • привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

 

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

 

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения Личностные результаты:

 

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

 

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 

  1. развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей;

 

Метапредметные результаты:

 

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог;

 

  1. готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

  1. умение договариваться о распределении функций для работы в группе.

 

Предметные результаты:

 

  1. формирование потребности в систематическом чтении;

 

  1. использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

 

  1. овладение техникой чтения вслух и про себя;

 

  1. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

 

 

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения Личностные результаты:

 

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 

  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 

Метапредметные результаты:

 

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 

  1. умение работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке.

 

  1. готовность слушать собеседника, вести диалог.

 

Предметные результаты:

 

  1. формирование понятий о добре и зле, нравственности;

 

  1. формирование потребности в систематическом чтении;

 

  1. оценивать нравственную оценку поступков героев;

 

  1. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа;

 

5)умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

 

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения Личностные результаты:

 

  1. Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

 

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

  1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

  1. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx198.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Клуб любителей книг»

1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб любителей книги» для учащихся 1-4 классов разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.)

Данная программа соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №2 г. Шарыпово.

Общая характеристика.

Курс «Клуб любителей книги» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Программа внеурочной деятельности «Клуб литературного чтения» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).

Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.

  • данную программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг и обогатят его читательский опыт.

Цель факультатива:

  • детально знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;
  • углублять литературно-образовательное пространство учащихся начальной школы;
  • формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет

на протяжении четырех лет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.

Формы работы с книгой в 1 классе разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению предлагаю следующие формы

организации занятий:

  • Викторина
  • Библиотечный урок
  • КВН
  • Путешествие по страницам книг
  • Проект

  • Литературная игра
  • Инсценирование
  • Конкурс –кроссворд
  • Игра-драматизация
  • Читательская конференция
  • Занятие-диспут
  • Урок-спектакль
  • Интегрированное занятие
  • Занятие-праздник
  • Литературный ринг
  • Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
  • Занятие-интервью
  • Устный журнал
  • Литературная гостиная

Формой учёта знаний являются проекты учащихся, читательская конференция, литературный ринг, инсценирование. Содержание курса занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место курса в учебном плане.

Занятия проходят 1раз в неделю, всего 34 часа в год.

Содержание курса.

Содержание программы «Клуб любителей чтения» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

  • процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
  • программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Новизна: Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, которые включают

  • себя культуру понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности и гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги.

Обоснование необходимости курса:

  1. Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.

  1. Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Акцентируется внимание учащихся к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Главным методом является чтение  рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления, проектная деятельность.

  • результате реализации внеурочной программы «Клуб литературного чтения» учащиеся должны уметь:

  • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;

  • называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

  • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

  • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

  • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

  • анализировать смысл названия произведения;

  • пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
  • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

  • читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • пересказывать текст небольшого объёма;

  • привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  1. развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог;

  1. готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  1. умение договариваться о распределении функций для работы в группе.

Предметные результаты:

  1. формирование потребности в систематическом чтении;

  1. использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  1. овладение техникой чтения вслух и про себя;

  1. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения Личностные результаты:

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  1. умение работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке.

  1. готовность слушать собеседника, вести диалог.

Предметные результаты:

  1. формирование понятий о добре и зле, нравственности;

  1. формирование потребности в систематическом чтении;

  1. оценивать нравственную оценку поступков героев;

  1. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа;

5)умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения Личностные результаты:

  1. Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  1. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  1. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
  1. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  1. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения Личностные результаты:

  1. Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Метапредметные результаты:

  1. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

  • способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  1. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  1. Активное  использование  речевых  средств  и  средств  информационных  и

коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  1. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  1. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

  1. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Ведущие принципы программы литературного кружка «Клуб любителей чтения»

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

  • художественно-эстетического;

  • литературоведческого;

  • коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные произведения. Внимание учащихся привлекается

  • тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни, рождают чувство гармонии, красоты, формируют в детях собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания юного читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

  • начальной школе анализ художественного произведения должен помочь учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры. Это и сказки, и стихи, и рассказы, и басни, и драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение детей первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у детей речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования следующих ресурсов:

наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернета, ИКТ.

Учет возрастных особенностей детей.

Отбор учебного материала в программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы, так как ведущей деятельностью в этом возрасте является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, открытия истин, поиски, сотрудничество по схеме ученики  учитель  автор.

Из этого следует, что ученики должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать, а также суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации. Знания, полученные таким образом, как правило, оказываются более прочными и качественными

  • круг чтения детей первого класса входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Учебно-тематический план (1 класс)

Количество часов

Раздел, тема

Теоретическая

Практическая часть

Всего часов

часть

1.

Русский народный фольклор

2.

Мои первые книжки

3.

Друзья детства

4.

О наших сверстниках

5.

О хороших людях

6.

Книги о животных

7.

Русская литература

8.

Зарубежная литература

ИТОГО:  33 часа

Учебно-тематический план (2 класс)

Количество часов

Раздел, тема

Теоретическая

Практическая часть

Всего часов

часть

1.

Русский народный фольклор

2.

Произведения о животных

3.

Мои первые книжки

4.

С моей книжной полки

5.

Зарубежная литература

6.

О Родине

ИТОГО:  34 часа

Учебно-тематический план (3 класс)

Количество часов

Раздел, тема

Теоретическая

Практическая часть

Всего часов

часть

1.

Книги о природе и

человеке

2.

Веселые истории

3.

Произведения о

приключениях

4.

Книжки с моей полки

12ч

20ч

5.

Русская литература

14ч

6.

Зарубежная литература

10ч

18ч

ИТОГО:  68 часов

Учебно-тематический план (4 класс)

Количество часов

Раздел, тема

Теоретическая

Практическая часть

Всего часов

часть

1.

Юмористические

произведения

2.

Стихи о природе

3.

Рассказы современных

писателей

4.

Ступеньки мудрости

5.

Зарубежные писатели

детям

6.

Моя книжная полка

ИТОГО:        34 часа

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Тема занятия

Основное содержание работы

Характеристика деятельности учащихся

Формы  организации

Дата

занятий

прове

Индивидуальная

Групповая работа

дения

работа

с детской книгой

с детской книгой

Раздел «Русский народный фольклор»-2ч

1

Докучные сказки:

Литературное слушание,

Чтение-рассматривание

Инсценирование одного

Инсценирование

«Сказка про

рассматривание книги,

книги, пересказ сюжета

эпизода по выбору.

белого бычка»,

выделение понятий: обложка,

по вопросам учителя.

«Сказка про

страница, иллюстрация,

сороку и рака»

заглавие.

2

«Ни окошек, ни

Учимся разгадывать загадки

Выделение

Книжки – самоделки

Занятие-праздник

дверей». Загадки

различной тематики.

тематических групп

«Загадки для моих

загадок,

друзей»

иллюстрирование.

Раздел «Мои первые книжки»-3ч

3

С.Маршак

Слушание и рассматривание

Хоровое

Разыгрывание диалогов,

Путешествие по

«Усатый

книг, уточнение значений

проговаривание, работа

пересказ по серии

страницам книг

полосатый»,

непонятных слов.

с иллюстрациями,

картинок.

оглавлением.

4

К.Чуковский

Чтение и рассматривание

Разучивание

Инсценировка сказки,

Инсценирование

«Бармалей»

книги. Знакомство с понятием

хвастливой и

оформление выставки

«Сказочный зачин».

жалостливой песен

книг К. И. Чуковского.

Танечки и Ванечки.

5

К.Чуковский

Чтение и рассматривание

Запись на карточках

Литературный

Занятие-диспут

«Доктор

книги, выборочное чтение.

героев.

эксперимент: сравнение

Айболит»

Самостоятельное

сказки в стихотворной

чтение надписей-

форме (по Гью Лофтингу)

заглавий

и прозе.

предугадывание

продолжения

содержания.

Раздел «Друзья детства»-3ч

6

А. Томилин

Чтение и рассматривание

Изготовление игрушки

КВН по сказке А.

КВН

«Сказка о

книги, словарная работа

из бумаги, пластилина

Томилин «Сказка о

Веселом мастере

«мастер на все руки».

по страницам книг.

Веселом мастере на все

на все руки»

руки».

7

Ю. Дмитриев

Чтение и рассматривание

Самостоятельное

Подготовка к

Литературная игра

«Дети всякие

книги, выборочное чтение.

чтение

литературной игре

бывают»

8

Э. Успенский

Рассматривание сборника

Вспомнить стихи про

Выставка рисунков к

Путешествие по

«Чебурашка», А.

стихов «Игрушки»,

зайку, мишку и т.д

знакомым стихам А.

страницам книг

Барто «Игрушки»

выразительное чтение

Осмысление

Барто по выбору.

стихотворений.

содержания в форме

Составление книжной

разгадывания загадок.

выставки «Стихи Барто».

Раздел «О наших сверстниках»-3ч

9

Н.Носов

Чтение и рассматривание

Работа с

Викторина по

Викторина

«Метро»,

книги, чтение по ролям.

иллюстрациями,

произведениям Н.Носова.

«Леденец»

составление

характеристики

главных героев.

10

А. Соколовский

Чтение и рассматривание

Нарисовать

Подготовка вопросов

Олимпиада

«Бабушкина

книги, чтение по ролям.

иллюстрацию

олимпиады

вешалка»

11

Б.Заходер

Рассматривание сборника Б.

Разучивание

Парад домашних

Литературная игра

«Детям»,

Заходера «В стране

повторяющихся

творческих достижений

Вообразилии», выразительное

четверостиший.

«В стране Вообразилии»

Э.Успенский

чтение выбранного

«Над нашей

стихотворения.

квартирой».

Раздел «О хороших людях»-4ч

12

С.Сахарнов

Слушание, чтение и

Выделение фамилии

Найти книги, стихи,

Викторина

«Самый лучший

рассматривание книги-

автора в оглавлении,

песни, журналы про

пароход»

сборника.

беседа с элементами

«Аврору».

рассуждения,

иллюстрирование

знаменитого корабля

«Аврора».

13

А.Митяев

Литературное слушание,

Нарисовать

Мии-проект «О богатырях

Мини-проект

«Богатыри»

чтение и рассматривание

иллюстрацию к

и о подвигах».

книги, введение понятия

былине, научиться

«былина»

правильно называть

предметы вооружения

русских воинов.

14

В.Осеева «Добрая

Чтение и рассматривание

Придумать своё

Пересказ сказки от имени

Занятие-диспут

хозяюшка»,

книги.

название сказки.

девочки, петушка.

«Синие листья»

15

Стихи о маме: Е.

Рассматривание сборника «О

Заучивание одного

Чтение наизусть стихов о

Занятие-праздник

Благинина

мамах», выразительное чтение

стихотворения

маме

«Посидим в

наизусть.

тишине», А.Барто

«Разлука»

Раздел «Книги о животных»-6ч

16

Е.Чарушин

Слушание, чтение и

Пересказ по вопросам,

Выставка книг о

Литературная игра

«Волчишко»

рассматривание книги

составление

животных. Выставка

характеристики героя.

рисунков «Мой

С. Маршак

четвероногий друг»

«Детки в клетке»

17

М. Горький

Слушание, чтение и

Вопросы для

КВН по прочитанному

КВН

«Воробьишко».

рассматривание книги

оппонентов.

произведению.

18

Ю.Тувим

Чтение, рассматривание книги.

Выразительное чтение

Составление выставки

Библиотечный урок

«Птичье радио»

(интонация: радость,

книг «Лес не школа, а

чувство облегчения,

всему учит».

удивления,

неудовольствия,

усталости).

19

С. Михалков

Чтение и рассматривание книги

Рисование петушка,

Утренник «Наши сказки»

Занятие-праздник

«Как медведь

воспроизведение

трубку нашёл»

сюжета сказки по

вопросам учителя.

20

Н.Сладков «Как

Чтение и рассматривание

Нарисовать каким ты

Словесное рисование

Олимпиада

медвежонок сам

книги, воспроизведение

себе представил

портрета главного героя.

себя напугал»

содержания по иллюстрациям.

медвежонка.

Оформление выставки

книг «О животных».

21

Е. Чарушин «На

Рассматривание сборника книг

Пересказ по серии

Составление правил

Библиотечный урок

нашем дворе»

«О животных»,

картинок, выбрать

обращения с домашними

комментированное чтение.

самый радостный

животными «Братья наши

эпизод, самый

меньшие»

грустный. Выделение

Воспроизведение

научно-познавательных

диалогов по памяти.

сведений. Нарисуй

Загадывание друг другу

рисунок к

загадок о животных.

произведению

Раздел «Русская литература»-7ч

22

Стихи и загадки

Чтение и рассматривание книги

Отыскание новых

Литературная  игра

Литературная  игра

Е. Серова

– сборника, отыскание

загадок в детских

«Отгадай-ка»

знакомых загадок,

книгах, журналах,

воспроизведение тех, которые

Интернете.

запомнили. Знакомство с

понятием «рифма».

23

И. Суриков «Вот

Рассматривание сборника

Заучивание

Устный журнал «Родной

Читательская

моя деревня», А.

стихов И. Сурикова,

стихотворения

край»

конференция

Блок «На лугу»

выразительное чтение.

наизусть.

24

В.Катаев

Литературное слушание,

Разучивание

Драматизация с

Инсценирование

чтение и рассматривание

волшебной песенки.

правильным

« Цветик –

книги.

Рисование цветика-

интонированием реплик.

семицветик»

семицветика.

Соотнесение эпизодов

сказки с лепестками

волшебного цветка.

25

С. Баруздин

Литературное слушание,

Воспроизведение

Подготовка к проекту

Проект «Учиться-

рассматривание книги:

содержания по

всегда пригодиться!»

« Как Алёше

содержание, иллюстрации;

вопросам учителя.

учиться надоело»

творческое чтение.

26

Г. Остер «Эхо»

Литературное слушание,

Пересказ по серии

КВН по прочитанному

КВН

рассматривание книги:

картинок, выбрать

произведению.

содержание, иллюстрации;

самый интересный

творческое чтение.

эпизод.

27

С. Воронин

Литературное слушание,

Иллюстрирование

Беседа-дискуссия.

Беседа-дискуссия

«Необыкновенная

рассматривание книги:

выбранного эпизода.

ромашка»

содержание, иллюстрации;

творческое чтение

28

«Любимое

Литературное слушание,

Участие в диалоге при

Мини-проект «Моя

Мини-проект

произведение»

рассматривание книги:

обсуждении

любимая книга»

содержание, иллюстрации;

прочитанного.

творческое чтение.

Построение

небольшого

монологического

высказывания

о произведении

Раздел «Зарубежная литература»-5ч

29

Ш.Перро

Чтение и рассматривание

Восстановление

Замена характеристики

Читательс-

«Красная

книги.

диалога по памяти.

главного героя (волк –

кая конферен-

шапочка»

положительный герой;

ция

Красная шапочка –

отрицательный герой.

30

Ш. Перро

Чтение и рассматривание

Придумать своё

Разыгрывание сказки

Инсценирование

«Мальчик с

книги. Литературное слушание.

оригинальное

пальчик»

продолжение сказки.

31

Камыр-Батыр.

Рассматривание книги, чтение

Составление

Мини-проект «Татарские

Мини-проект

сказки на двух языках.

характеристики героев,

сказки».

Татарские

выборочное чтение.

народные сказки

32

Абдулла Алиш

Чтение-рассматривание

Иллюстрирование

КВН «Мы любим сказки»

КВН

«Болтливая

сборника сказок А. Алиша.

выбранного эпизода.

по мотивам татарских

утка».

Работа с содержанием.

литературных и народных

сказок

Татарские

литературные

сказки

33

М. Крюгер

Чтение и рассматривание

Придумать своё

Разыгрывание сказки

Инсценирование

«Принцесса

книги. Литературное слушание.

оригинальное

продолжение сказки.

Белоснежка»

Календарно-тематическое планирование 2 класс

Тема внеклассного

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Форма

Дата

чтения

работы

организации

занятий

Индивидуальная работа с

Групповая работа с

детской книгой

детской книгой

Раздел «Русский народный фольклор»-5ч

1

Русские народные сказки

Литературное слушание,

Нарисуй понравившийся

Инсценировка одной

Инсценирование

«Афонька, где был-

чтение и рассматривание

эпизод.

из  сказок.

побывал?»

книги.

2

Русские народные сказки

Литературное слушание,

Нарисуй понравившийся

Инсценировка одной

Инсценирование

«Баба-Яга и заморышек»

чтение и рассматривание

эпизод.

из  сказок.

книги.

3

Русские народные сказки

Рассматривание книг в

Самостоятельное чтение

Подготовка к

Литературная игра

«Волшебная водица»

классном уголке чтения,

литературной игре

приносить книги из дома,

показывать друзьям.

4

Русские народные сказки

Рассматривание книг в

Иллюстрирование выбранного

Беседа-дискуссия

Беседа-дискуссия

«Золотой конь»

классном уголке чтения,

эпизода.

с элементами

приносить книги из дома,

инсценировки

показывать друзьям.

5

Русские народные сказки

Рассматривание книг в

Нарисуй понравившийся

Подготовка вопросов

Викторина по

«Безграмотная деревня»

классном уголке чтения,

эпизод.

к викторине

русским народным

приносить книги из дома,

сказкам

показывать друзьям.

Раздел «Произведения о животных»-5 ч

6

Сказки о животных

Определение темы чтения

Самостоятельное чтение

Беседа и рассуждение

Путешествие по

с опорой на иллюстрации,

по прочитанному

страницам книг

В. Сутеев «Палочка –

заглавие, фамилию

выручалочка», «Мешок

автора.

яблок»

7

Рассказы о животных.

Отработка связи «

Принести картинки,

Выставка книг о

Литературная игра

В.В.Бианки

писатель - книги – тема»

иллюстрации,фотографии с

животных.

«Плавунчик»

изображением птиц нашего

города.

«Кто чем поёт?»

8

Е.Пермяк «Два рассказа»

Выразительное чтение с

Найти пословицы о дружбе и

Викторина «Учись

Викторина

интонацией сочувствия,

друзьях

дружить»

обиды, сопереживания.

9

Е.Чарушин «Кошка

Умение найти название

Написать рассказ о случае с

Фото- выставка «Мои

Беседа-дискуссия

Маруська»

книги на корешке. Тема и

вашей кошкой.

четвероногие друзья»

жанр произведения.

с комментариями

Выразительное чтение с

интонацией сочувствия,

грусти, радости.

10

Б.С.Житков «Как слон

Разграничивать книгу –

Выделение основных

Оформление плаката

Занятие-диспут

спас хозяина от тигра»

произведение и книгу –

характеристик «настоящего

«Настоящий друг»

сборник

друга»

Составить рассказ о своём

лучшем друге.

Раздел «Мои первые книжки»-7ч

11

Е.Пермяк

Выделение ключевых

Составление рассказа о своём

Разгадывание

Викторина

эпизодов по вопросам

добром поступке.

кроссворда « О героях

« Пичугин мост»

учителя. Закрепление

храбрецах»

всех приобретенных

знаний.

12

Киселев

Установка на знакомство

Составление характеристики

Оформление выставки

Занятие-праздник

с книгой, начиная с

положительного и

книг  «Товарищам

« Мальчик Огонек»

фамилии автора (знаком –

отрицательного героев.

детям»

незнаком).

Пересказ от лица главного

Интонированное чтение

героя.

произведений.

13

Панькин

Выразительное чтение

Подготовка к проекту.

Рассказ «Моя мама».

Мини-проект

стихотворений, анализ

« Легенда о матерях»

содержания.

14

А.Барто « Было у

Выделение поведенческих

Выбор для себя роли в

Собрать книги в

Инсценирование

бабушки 40 внучат»

характеристик героев для

инсценировке

уголке чтения,

дальнейшего

которые нуждаются в

инсценирования.

ремонте, и поработать

«доктором» в

«книжкиной

больнице»

15

Сказки В.И.Даля

Определение

Пересказ по иллюстрациям.

КВН по сказкам Даля.

КВН

особенностей жанра

Принести в читательский уголок

«Лучший певчий»,

сказок о животных.

свою книгу сказок о животных.

«Зайчик»

16

К.И.Чуковский «Загадки»

Учить отгадывать

Разучить одну загадку наизусть.

Составление

Библиотечный

загадки, находить

Поиск загадок для составления

классного сборника

урок

ключевые слова,

классного сборника загадок.

загадок

ориентировать в теме

чтения по заглавию.

17

М. Пришвин

Определять жанр

Подготовка проектов «Осень в

Подготовка к мини –

Мини-проект

«Листопадничек»

произведения и тему,

моём городе»

проекту « Осень в

составлять план

моём городе»

произведения.

Раздел «С моей книжной полки»-8ч

18

Э.Мошковская «Хитрые

Обзор различных изданий

Придумать и нарисовать свою

Работа с

Читательская

старушки»

одного произведения.

обложку книги к

иллюстрациями к

конференция

понравившемуся произведении

произведениям,

художники –

иллюстраторы.

19

Е.Благинина «Чудесные

Детальный анализ

Сочинить стихи о своих друзьях

Читательская

Путешествие по

часы», « Стихи о ёлке»и

произведения.

конференция

страницам книг

волшебстве

«Приключения

Отработка связи «жанр –

Незнайки и его

Я ещё не волшебник, я

книги», уметь читать

друзей»

только учусь.

надписи на обложке при

усложненном

оформлении книг.

20

Б.Заходер «Товарищам

Обратить внимание на

Чтение наизусть

Проверка чтения

Соревнование

детям»

связь « тема – автор».

наизусть, составление

Передача весеннего

вопросов для

настроения при

оппонентов

выразительном чтении.

21

Басни дедушки Крылова

Понятие «авторская

Выучить какой- нибудь отрывок

Литературная игра –

Литературная игра

выставка», выразительное

из басни И. А. Крылова. Моя

«Узнай-ка» (по

«Бочка», «Белка»

чтение басен, умение

иллюстрация к басне.

иллюстрации узнать

выделять мораль басни.

басню И.А.Крылова)

22

Г.Снегирёв

Обобщить прочитанное,

Пересказ по плану.

Работа с толковыми

Библиотечный

нахождение логических

словарями Ожегова,

урок

«Про пингвинов»

связей в произведении.

Даля

23

Н.Павлова

Устанавливать  связь «

Выделение ключевых эпизодов

КВН по теме «Живая

КВН

автор – книга – тема».

произведений.

бусина»

« Живая бусина»

24

Н.Носов «Огурцы»

Формирование

Составление вопросов по

Дискуссия «Моё

Беседа-дискуссия

нравственной позиции

произведению.

отношение к тому, что

младшего школьника.

«плохо лежит»

Повторение правил

гигиены чтения.

25

Н.И.Сладков

Литературное слушание,

Выделение ключевых эпизодов

Подготовка к проекту.

Проект по теме

чтение и рассматривание

произведений.

«Чтение в моей

«Суд над декабрём»

книги.

жизни».

Раздел «Зарубежная литература»-5ч

26

Книга Дж. Харриса

Учить работать с книгой:

Придумать своё оригинальное

Составление выставки

соревнование

«Сказки дядюшки

обложка, иллюстрации,

продолжение сказки.

книг Дж. Харриса

Римуса»

автор, тема, жанр.

27

Китайская народная

Умение находить в книгах

Подумать, на какой вопрос вам

Литературная игра

Литературная игра

сказка « Ребёнок и

общие признаки

хотелось бы получить ответ

«Почемучка»

мудрец»

28

Е. Шварц.

«Сказка о

Слушание, чтение и

Пересказ сказки от имени героя.

Составление

Олимпиада

потерянном времени»

рассматривание книги

«сказочного словаря».

29

Андерсен Г.Х «Большой

Чтение и рассматривание

Подумать, на какой вопрос вам

Подготовка вопросов

Олимпиада

морской змей»

книги

хотелось бы получить ответ

олимпиады

30

Андерсен Г.Х.

Чтение и рассматривание

Нарисовать иллюстрацию

Оформление выставки

КВН

«Пастушка и трубочист»

книги

книг Андерсена.

Раздел «О Родине»-4ч

31

Софья Могилевская

Чтение и рассуждение о

Подготовить выразительное

Составление устных

Путешествие по

«Сказка о громком

прочитанном

чтение стихотворений о

иллюстраций к

страницам книг

барабане»

Родине. Подбор книг для

произведению «Сказка

тематической выставки книг «О

о громком барабане»

Родине»

32

Стихи о Родине

Упражнять в умении

Характеристика поступка,

Беседа-диспут.

Занятие-диспут

предугадывать примерное

героев.

содержание по названию,

началу, иллюстрациям,

используя внешние

приметы или прежний

опыт.

33

С.Могилевская «Рассказ

Детальный анализ

Подобрать пословицы и

Беседа-дискуссия.

Путешествие по

о смелом барабанщике»

произведений,

поговорки  о Родине.

страницам книг

характеристика черт

характера.

Выделение для себя

нравственных качеств.

Учить озаглавливать

тематическую выставку.

34

Алексеев С. П. «Рассказы

Самостоятельное чтение,

Отбирать, рассматривать и

Рассказ о своем

Проект

о Великой Отечественной

литературное слушание.

приносить в класс книги о

родственнике-

войне»

храбрости.

участнике ВОВ

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Тема

Основное содержание работы

Характеристика деятельности учащихся

Формы

Дата

внеклассного

организации

чтения

занятий

Индивидуальная работа с

Групповая работа с

детской книгой

детской книгой

Раздел «Книги о природе и человеке»-8ч

1-2

М.Пришвин

Деление

произведения

на

Находитьв

произведении

Инсценирование

Инсценирование

«Гаечки»

смысловые части.

понравившиеся отрывки

понравившегося

произведения

3-4

Р.Киплинг

Выразительное чтение с

Принести

картинки,

Выставка

книг

о

Литературная игра

«Маугли»

интонацией сочувствия, обиды,

иллюстрации,фотографии

с

животных.

сопереживания.

изображением

птиц

нашего

города.

5-6

Б.Житков

Выразительное чтение с

Принести

картинки,

Подготовка

к

Викторина

«Мангуста»

интонацией сочувствия, обиды,

иллюстрации,фотографии

с

викторине

сопереживания.

изображением

птиц

нашего

города.

7-8

М.Пришвин

Выделение ключевых эпизодов

Пересказ по иллюстрациям.

Подготовка вопросов

КВН

«Рождение

по вопросам учителя.

кастрюльки»

Раздел «Веселые истории»-4ч

9-

М.Зощенко

Особенности

произведений

Мини

рассказ

«История

из

Анализ прочитанного

Занятие-диспут

10

«Глупая история»

юмористического жанра.

моего  детства».  Подготовка  к

произведения (на

защите проектов

выбор)

11-

И.Сухин «Вот

Особенности

произведений

Мини

рассказ

«История

из

Анализ прочитанного

Литературная

12

такой затейник»

юмористического жанра.

моего  детства».  Подготовка  к

произведения

гостиная

защите проектов

Раздел «Произведения о приключениях»-4ч

13-

И.Сигсгорд «

Литературное

слушание.

Иллюстрация

с

Составление

Конкурс

14

Палле один на

Анализ произведения.

комментариями,

составление

кроссворда

с

кроссворд

свете»

вопросов по тексту

использованием

составленных

вопросов

15-

А. Погорельский

Формирование

нравственной

Составлениевопросов

по

Дискуссия

«Моё

Беседа-дискуссия

16

«Чёрная курица»

позиции младшего школьника.

произведению.

отношение

к

героям

Повторение

правил   гигиены

произведения»

чтения.

Раздел «Книжки с моей полки»-20ч

17-

Дж.  Родари  «Чем

Рассуждать

с

опорой

на

Находить ответы на вопросы в

Викторина «все

Викторина

18

пахнут ремесла?»

прочитанное произведение.

произведении.

работы хороши»

19-

А.Гайдар «Тимур и

Работа с текстом: выборочный

Пересказ

отрывка

Выставка

книг

Проект «Я-

20

его команда»

пересказ,

устное

прочитанного произведения.

А.П.Гайдара.

помощник»

иллюстрирование

Подготовка к защите проектов.

Проектная

деятельность

по

произведению Гайдара

«Тимур

и

его

команда».

21-

И.

Тургенев

Составление

характеристики

Найти  и  принести  книги  с

Выставка книг о долге

Литературная игра

22

«Капля жизни»

героя   по   его   поступкам   и

произведениями

о   долге

и

и храбрости.

жизненным ситуациям

храбрости.

Литературная  игра  по

произведениям о долге

и храбрости

23-

А.Милн

Выразительное

чтение

Выучитьстихотворение

о

Конкурс

чтецов.

Читательская

24

«Непослушная

стихотворений:

передача

маме.

Стихотворения о маме

конференция

мама»

любви и уважения тембром

и

темпом чтения

25-

В.   Дуров   «Наша

Особенности

произведений,

Мини

сочинение

«Моя

Проект «Мои друзья –

Проект

26

Жучка»

написанных

не  писателем,  а

кошка»,

«Собака-друг

кошки, собаки»

людьми разных профессий.

человека».

27-

«Приключения

Детальный

анализ

Анализ поведения героев

Подготовка

к

Урок-спектакль

28

Толи Клюквина»

произведения.

спектаклю

29-

М.Цветаева стихи

Жанры

литературы.

Сочинение 11 – словия.

Создание

классного

Викторина

30

Стихосложение - 11 словие

сборника

стихотворений

«Мы

творим!»

31-

Н.Носов

«Витя

Анализ поступков героев

Подготовка к КВН

КВН   «

С

героями

КВН

32

Малеев в школе и

Н.Носова»

дома»

33-

Мифы  и

легенды

Литературное  понятие  «миф»,

Пересказ

выбранного

мифа

Составление

Конкурс -кроссворд

34

древней Греции.

«легенда».  Сравнение

жанра

или легенды.

кроссворда

«О

мифах

«Мифы» со сказкой.

и легендах»

«Рождение  героя»,

«Геракл в Фивах»

34-

Детские

Особенности

Находить

в

большом

потоке

Создание

Библиотечный урок

36

энциклопедии

о

энциклопедических

информации

интересующую

энциклопедии

растениях,

публикаций.

информацию

школьных

животных,

принадлежностей.

географии,

истории

Раздел «Русская литература»-14ч

37-

П. Бажов

Выделение

особенностей

Мини-рассказ   «Я   умею,   я

Проект

по

сказке

Проект

38

«Огневушка-

уральских сказаний

могу»

Бажова

поскакушка»

39-

А. Волков

Особенности

чтения

книг

Подготовка

к   конференции:

Читательская

Читательская

40

«Волшебник

большого объёма. Составление

рисунки, подготовка вопросов,

конференция

по

конференция

изумрудного

плана,опорныесловаи

инсценирование эпизода и т.д.

произведению

города»

предложения.

«Волшебник

изумрудного города»

41-

Стихотворные

Особенности

стихотворных

Выучить отрывок наизусть

Сравнительная

Путешествие по

42

сказки

сказок,

характеристика героев

страницам книг

В. А. Жуковский

Сравнение

сказок

разных

«Сказка

о

царе

авторов.

Берендее»

43-

Стихи  о

природе.

Рифма, строфа, олицетворение,

Сочинить синквейн о друге

Сочинение

синквейна

Викторина

44

Страницы

русской

сравнение,    эпитет.    Основы

о лете

классики.

стихосложения: синквейн

Ф.Тютчев,

И.Суриков

45-

Т.Лихоталь

Рассуждать

о

прочитанном,

Сочинить свой рассказ «Что я

Сравнение

себяс

Беседа-дискуссия с

46

«Синяк»

сравнивать

с

реальными

люблю»

героями  произведений

элементами

жизненными ситуациями.

В.Драгунского

инсценировки

47-

Волков

А.М.

Чтение

и

рассматривание

Самостоятельное чтение

Подготовка к

Литературная игра

48

«Огненный

бог

книги, выборочное чтение.

литературной игре

Марранов»

49-

Погодин

Р.П.

Чтение

и

рассматривание

Работас

иллюстрациями,

Подготовка вопросов

Викторина

50

«Книжка

про

книги, чтение по ролям.

составление

характеристики

Гришку»

главных героев

Раздел «Зарубежная литература»-18ч

51-

А.Линдгрен

Особенности

произведений

Выразительное

чтение

Подготовка к проекту.

Проект «Мой друг»

52

«Карлсон, который

зарубежных

писателей,

имена

отрывка

с

коротким

живет на крыше»

героев,  бытовые  особенности,

комментированием

общего

обычаи   и   т.д.   Составление

сюжета.

вопросов

по

услышанному

отрывку произведения.

53-

«Пеппи

длинный

Учить   работать   с   книгой:

Придумать своё оригинальное

Составление

выставки

соревнование

54

чулок»

обложка,  иллюстрации,  автор,

продолжение сказки.

книг Дж. Харриса

тема, жанр.

55-

Э.Браун «Сипсик»

Умение

находить

в

книгах

Подумать, на какой вопрос вам

Литературная

игра

Литературная игра

56

общие признаки

хотелось бы получить ответ

«Почемучка»

57-

Р.Распе

«Самый

Слушание,

чтение

и

Пересказ   сказки   от   имени

Составление

Занятие-дискуссия

58

правдивый человек

рассматривание книги

героя.

«сказочного словаря».

на земле»

59-

Гауф

В.

Чтение и рассматривание книги

Подумать, на какой вопрос вам

Подготовка

вопросов

Олимпиада

60

Маленький Мук

хотелось бы получить ответ

олимпиады

61-

Янссон

Т.

Чтение и рассматривание книги

Нарисовать иллюстрацию

Оформление

выставки

КВН

62

«Мумми-Тролль  и

книг Янссона

комета»

63-

Джеймс

Барри

Умение

находить

в

книгах

Подумать, на какой вопрос вам

Литературная

игра

Литературная игра

64

Питер Пэн

общие признаки

хотелось бы получить ответ

«Почемучка»

65-

Д.Родари

Темп

чтения,

передача

Подготовка   иллюстрации   к

Литературная

игра

Литературная игра

66

«Приключения

настроения голосом

игре  «  Угадай  произведение,

«Угадай произведение,

Чиполлино»

зачитай отрывок»

зачитай отрывок»

67-

Д.Родари

Анализ

произведения

по

Иллюстрирование

Путешествие

по

Интегрированное

68

«Приключения

вопросам учителя.

понравившегося эпизода.

страницам книг

занятие

голубой стрелы»

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Тема внеклассного

Основное содержание работы

Характеристика деятельности учащихся

Формы

Да

чтения

организации

та

Индивидуальная работа с

Групповая работа с

занятий

детской книгой

детской книгой

Раздел «Юмористические произведения»-3ч

1

М.Зощенко

Особенности

произведений

Мини  рассказ

«История  из

Анализ прочитанного

Занятие-

юмористического жанра.

моего детства». Подготовка к

произведения (на выбор)

праздник

«Глупая история»

защите проектов

2

И.Сухин «Вот такой

Обобщить прочитанное,

Пересказ по плану.

Работа

с

толковыми

Библиотечный

затейник»

нахождение логических связей

словарями Ожегова, Даля

урок

в произведении.

3

Детская

Углубление

сведений

о

Отбор и чтение материалов из

Организация в уголке чтения

Путешествие

периодическая

периодической

печати.

периодики.

раздела

периодической

по страницам

печать: журнал

Знакомство с журналом «Юный

печати.

книг

«Мурзилка»,

натуралист»

«Юный

Составление

устного

натуралист»,

журнала.

«Весёлый затейник»

Раздел «Стихи о природе»-2ч

4

В.Жуковский

Рифма, строфа, олицетворение,

Сочинить синквейн о друге

Сочинение синквейна о лете

Викторина

«Жаворонок»,

сравнение,

эпитет.

Основы

А.Фет«Весенний

стихосложения: синквейн

дождь»

5

Ф.Тютчев «Весенние

Устанавливать

связь « автор –

Подумать,  на

какой  вопрос

Литературная

игра

Литературная

воды»,

книга – тема».

вам   хотелось

бы   получить

«Почемучка»

игра

С.Дрожжин

ответ

«Весеннее царство»

Раздел «Рассказы современных писателей»-5ч

6

Рассказ

Рассуждать

о

прочитанном,

Сочинить свой рассказ «Что я

Сравнение

себя

с  героями

Беседа-

сравнивать

с

реальными

люблю»

произведений В.Драгунского

дискуссия с

В.Драгунского

жизненными ситуациями.

элементами

«Сестра моя Ксения

инсценировки

7

Рассказ

Слушание,

чтение

и

Пересказ   сказки

от   имени

Составление вопросов

Олимпиада

рассматривание книги

героя.

«Что я люблю»

8

Е.Велтисов

Знакомство с широким кругом

Оформление выставки книг

Составление

устных

Занятие-

«Мальчик

из

современных

писателей,

с

иллюстраций

к

интервью.

чемодана»

тематикой

их

творчества.

произведению

Анализ произведений

9

В.

Медведев

Упражнять

в

умении

Характеристика

поступка,

Работа  с

иллюстрациями  к

Занятие-диспут

«Баранкин

будь

предугадывать

примерное

героев.

произведению.

человеком»

содержание

по

названию,

началу,

иллюстрациям,

используя

внешние

приметы

или прежний опыт.

10

В. Осеева «Простое

Рассуждать

с

опорой

на

Находить ответы на вопросы в

Викторина «Суд над ленью»

Викторина

дело»

прочитанное произведение.

произведении.

Раздел «Ступеньки мудрости»-9ч

11

Л.Толстой   «   Как

Чувства,   эмоции   героев   и

Самостоятельное чтение

Подготовка к литературной

Литературная

волки   учат   своих

читателей.

Мастерство

игре

игра

детей»

писателя.

12

К.Паустовский

Детальный

анализ

Пересказ по плану.

Читательская конференция

Путешествие

«Барсучий нос»

произведения.

по страницам

книг

13

Е.Чарушин «Почему

Работа

художника-

Иллюстрирование

Выставка книг

Конкурс

Тюпу

прозвали

иллюстратора.

Значение

понравившегося эпизода.

кроссворд

Тюпой»

иллюстрации

в

раскрытии

содержания произведения.

14

Е.Чарушин «Кот

Обобщить

прочитанное,

Пересказ по плану.

Работа

с

толковыми

Библиотечный

Епифан»

нахождение  логических  связей

словарями Ожегова, Даля

урок

в произведении.

15

В.Галявкин

Формирование

нравственной

Составлениевопросовпо

Дискуссия

«Характеристика

Устный журнал

«Тетрадки под

позиции  младшего  школьника.

произведению.

героев»

дождем»

Повторение

правил

гигиены

чтения.

16

В. Голявкин. «Крути

Литературное слушание, чтение

Выделение

ключевых

Подготовка к литературному

Литературный

и рассматривание книги.

эпизодов произведений.

рингу.

ринг

снежные вертя»

17

Д.В. Григорович

Учить

работать

с

книгой:

Придумать своё оригинальное

Составление  выставки  книг

Урок-спектакль

обложка,  иллюстрации,

автор,

продолжение произведения.

Дж. Харриса

«Гуттаперчевый

тема, жанр.

мальчик»

18

П.П.

Бажов

Упорядочение

и

Отбор и чтение книг по теме

Характеристика героев

Читательская

«Уральские сказы»

систематизация

доступного

«Вчера и сегодня».

конференция

круга

чтения

по

теме.

Выделение

из

прочитанных

книг

особенно

интересных

сведений из науки и техники.

19

С. В. Михалков

Анализ

и

оценка

умения

Заполнение

дневника  чтения

Подготовка к викторине

Викторина

«Штиль». «Как

коротко,   понятно,   интересно

новыми

материалами

о

старик корову

рассказать

о

прочитанной

писателях.

продавал».

книге.

Раздел «Зарубежные писатели детям»-8ч

20

Ж. Верн «Дети

Слушание, чтение и

Пересказ сказки от имени

Составление «сказочного

Занятие-

капитана Гранта»

рассматривание книги

героя.

словаря».

дискуссия

21

Ж. Верн

Чтение и рассматривание книги

Подумать, на какой вопрос

Подготовка вопросов

Олимпиада

«Пятнадцатилетний

вам хотелось бы получить

олимпиады

капитан»

ответ

22

Ж. Верн

Анализ произведения

Нарисовать иллюстрацию

Оформление выставки книг

КВН

«Таинственный

Ж.Верна

остров»

23

Э.Т. А. Гофман

Умение находить в книгах

Подумать, на какой вопрос

Литературная игра

Инсценировани

«Щелкунчик или

общие признаки

вам хотелось бы получить

«Почемучка»

е

мышиный король»

ответ

24

Д. Гринвуд

Темп чтения, передача

Подготовка иллюстрации к

Литературная игра «Угадай

КВН

«Маленький

настроения голосом

игре « Угадай произведение,

произведение, зачитай

оборвыш»

зачитай отрывок»

отрывок»

25

Ф. Купер

Анализ произведения по

Иллюстрирование

Путешествие по страницам

Интегрированн

«Зверобой»

вопросам учителя.

понравившегося эпизода.

книг

ое занятие

26

А. Линдгрен

Слушание, чтение и

Пересказ сказки от имени

Составление «сказочного

Читательская

«Приключения

рассматривание книги

героя.

словаря».

конференция

Калле Блюмквиста

27

М. Твен «Принц и

Составление вопросов для

Подумать, на какой вопрос

Подготовка вопросов

Литературная

нищий»

оппонентов по прочитанному

вам хотелось бы получить

олимпиады

гостинная

произведению

ответ

28

Н.Шер «Рассказы о

Беседа о том, с какими книгами

Заполнение дневника чтения

Коллективная презентация

Устный журнал

русских писателях»

познакомились, кто какое

новыми материалами о

«Творцы книг». Оформление

направление выбрал для

писателях, поэтах,

выставки книг

самостоятельного чтения, о чем

художниках, печатниках-

приключенческого жанра.

узнал.

полиграфистах.

29

К. Паустовский

Углубленное рассмотрение

Оформление читательского

Подготовка к проекту.

Проект на тему

«Далекие годы»

книг приключенческого жанра.

дневника.

«Мир

приключений».

30

Г. Скребицкий «От

Углубленное рассмотрение

Анализ поведения героев

Подготовка к викторине

Викторина

первых проталин до

книг.

первой грозы»-

повесть о детстве

31

А. Рыбаков

Литературное слушание.

Иллюстрация с

Составление кроссворда с

Конкурс –

«Кортик»

Анализ произведения.

комментариями, составление

использованием

кроссворд

вопросов по тексту

составленных вопросов

32

Рыбаков «Бронзовая

Формирование нравственной

Составление вопросов по

Дискуссия «Моё отношение

Беседа-

птица»

позиции младшего школьника.

произведению.

к героям произведения»

дискуссия

Повторение правил гигиены

чтения.

33

Г. Мало «Без семьи»

Рассуждать с опорой на

Находить ответы на вопросы в

Выставка книг

Беседа-

прочитанное произведение.

произведении.

дискуссия

34

В.А. Осеева

Составление характеристики

Найти и принести книги с

Выставка книг о долге и

Литературная

«Динка»

героя по его поступкам и

произведениями о долге и

храбрости.

игра

жизненным ситуациям

храбрости.

Литературная игра по

произведениям о долге и

храбрости

Используемая литература:

  1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

  1. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

  1. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

  1. Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Мир книг"

Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. За...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Английский разговорный клуб» для 4 класса

Рабочая программа к учебнику К. Барановой, Дж. Дули, В. Копыловой «Английский язык. 4 класс» в 2-х частях учитывает требования к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 1 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 2 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 2 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 3 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 3 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 4 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 4 классе...