Дидактические и коррекционно-развивающие игры для повышения мотивации учащихся 1 класса
консультация (1 класс)

Мария Михайловна Иванова

      Дети, поступающие в 1 класс, зачастую имеют множество проблем, связанных с недостаточным развитием многих психических процессов, которые необходимы для успешного обучения в начальной школе. Несформированность необходимых навыков ещё в дошкольном детстве провоцирует проблемы в освоении письма, чтения, счета, что в итоге влияет и на учебную мотивацию ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические и коррекционно-развивающие игры для развития мотивации младших школьников (1 класс).

Учитель начальных классов

 Иванова Мария Михайловна

МБОУ СОШ №14 г.Сергиев Посад

Дети, поступающие в 1 класс, зачастую имеют множество проблем, связанных с недостаточным развитием многих психических процессов, которые необходимы для успешного обучения в начальной школе. Несформированность необходимых навыков ещё в дошкольном детстве провоцирует проблемы в освоении письма, чтения, счета, что в итоге влияет и на учебную мотивацию ученика.

Именно потому с первых дней обучения помимо дидактических игр, в арсенал учителя следует включить коррекционно-развивающие игровые технологии. Такой подход в значительной степени поможет снять множество проблем, дать родителям соответствующие рекомендации, направить к узкому специалисту при необходимости ( логопеду, психологу, неврологу).

Несколько видов игровой деятельности, которые можно применять в 1 классе, будут приведены в данной статье.

Рекомендации по организации и проведению игр с младшими школьниками

  • Содержание игры, её условия не должны быть слишком сложными. В противном случае она потеряет свою привлекательность.
  • Недопустимы игры, связанные с большими силовыми перегрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.
  • Рекомендуется чередование различных видов деятельности в ходе игры или использование нескольких небольших по длительности игр.
  • Если по правилам игры ребёнок должен будет выйти из неё, то только на короткое время, иначе он будет вступать в неё самостоятельно, без разрешения.
  • Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Эти игры способствуют развитию функции торможения.
  • Выбор водящего в игре должен быть обоснован. Водящего можно выбирать с помощью считалок или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
  • Детей надо учить играть, чётко соблюдая правила игры.
  • Заканчивая игру нужно отметить лучших, самых активных игроков.
  • В этом возрасте дети предпочитают сюжетно-ролевые и имитационные игры, где предстоит выполнять роли животных или взрослых людей (разведчиков, путешественников и др.)
  • Важны для младших школьников подвижные игры и игры, развивающие внимание, наблюдательность, глазомер, память, мышление и т. п.

Игры, направленные на развитие восприятия.

У учащихся с проблемами вразвитии восприятия часто ограничены только узнаванием и последующим называнием предмета. Они не выделяют главные, существенные детали, но "выхватывают" второстепенные, у них нет целостного восприятия сюжетной картинки. При описании картинки они перечисляют отдельные детали, часто второстепенные, не видят внутренней связи. Восприятие таких детей отличается низкой дифференциацией, они часто путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э и др.

 Восприятие должно становиться более анализирующим, более дифференцирующим, принимать характер организованного наблюдения, должна усиливаться роль слова в восприятии предметов и явлений.

Психолого-педагогические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие должно перейти в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Игра "Сколько раз встречается"

Игра улучшает скорость и точность восприятия.

Вариант 1. Учитель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой произвольным образом расположены различные предметы (куклы, машинки, и др.). Картинка демонстрируется ограниченное время. Перед ее демонстрацией учитель предлагает детям сосчитать, сколько машинок встречается на этой картинке. Когда картинка убирается, дети отвечают, сколько они нашли машинок. Постепенно игру можно усложнять, например, уже после демонстрации спросить детей о том, сколько из этих машин было красных, грузовых и т.д.

Игра развивает не только восприятие, но память и внимание.

Вариант 2. Учитель предлагает детям в небольшом тексте (по выбору учителя) за определенное время ответить:

-сколько раз встречается буква "а" (или любая другая)

-сколько раз встречается "."

-сколько названий животных встретилось в тексте и др.

Игра " Геометрические фигуры"

Игра направлена на развитие восприятия формы предметов.

На плакате, на доске предлагаются карточки с рисунками геометрических фигур.

Задание учащимся:

  • Определите, сколько на картинке треугольников,
  • Определите, сколько на картинке кружков, и т. д.

Задание можно усложнить, предложив детям нарисовать с помощью трафаретов такую же картинку. Если дети справляются легко, можно предложить нарисовать по памяти.

Игра " Волшебный мешочек "

В мешочек из плотной ткани укладываются различные предметы и дети по очереди на ощупь должны определить, какой предмет им попался.

В 1классе в мешочек могут быть сложены вырезанные из картона буквы. Ученик с завязанными глазами вынимает букву, ощупывает ее и называет. Из букв, которые дети достали из "волшебного мешочка" можно предложить сложить слово.

Игры на развитие памяти.

У многих детей с задержкой развития, память развита значительно хуже, чем у их сверстников. У них преобладает наглядно – образная память, смысловая практически не развита, снижен объем запоминаемого материала, низкая точность запоминания, нарушена продуктивность запоминания. Наглядно представленный материал дети запоминают лучше, чем словесный, поэтому словесный материал должен подкрепляться опорами.

У многих детей очень долго ведущей остается механическая память, они не умеют дифференцировать задачи запоминания, поэтому надо учить выделять главное, существенное, обучать продуктивным приемам запоминания, учить устанавливать логические связи, выявлять последовательность. Чаще всего эти дети медленно запоминают и быстро забывают учебный материал. Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает потерю интереса и не дает желаемого результата. Повысить интерес ребенка позволяет использование игр.

. Поэтому в процессе работы по развитию памяти выделяют следующие направления:

- развивать объем и точность запоминания, улучшать продуктивность запоминания;

-усиливать роль и увеличивать удельный вес словесно–логического запоминания (по сравнению с наглядно – образным);

-научить ребенка сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Игра "Кто больше"

Игра развивает вербальную память.

Учитель читает 10 слов, дети должны запомнить как можно больше слов и записать их.

Например: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.

Игра " Что за чем"

Игра развивает логическую , смысловую память. Учитель читает детям группу логически связанных слов, определяет с детьми, в какой связи находятся эти слова. Затем учитель читает первое слово, а дети записывают второе

Например:

листок – книга

долька – апельсин

ученик – класс

капля – река

Дети определяют, что первое слово обозначает часть целого. Учитель читает вразбивку первые слова, а ученики записывают второе слово.

Игра усложняется, если учитель предлагает учащимся три слова, объединенных по смыслу. При этом так же обращается внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь – берлога.

Затем учитель читает вслух группу слов :

весна – солнце – ручей

река – рыболов – уха

мост – река – вода

пчела – улей – мед

дуб – желудь – свинья

Учитель называет первое слово, а ученик должен вспомнить два других.

Игра " Поймай злодея"

Игра развивает зрительную память, тренирует процессы припоминания, развивает внимание.

Дети – милиционеры, которые ловят преступника.

"Портрет" преступника изображен на карточке геометрическими фигурами разного цвета. Учитель на какое – то время показывает детям "портрет" и предлагает его хорошо запомнить, т. к. взять с собой его нельзя.

Потом портрет убирается, и учитель задает детям вопросы о том, как выглядит преступник.

  • какой формы у него глаза?
  • какого они цвета?
  • какой формы нос ? и т. д.

После того, как ребята вспомнили как "выглядит преступник", портрет демонстрируется еще раз и дети проверяют себя.

Игры на развитие внимания

Преобладающим видом внимания у многих детей с  проблемами в развитии очень долго остается непроизвольное внимание. Это объясняется тем, что у них преобладает наглядно–образный характер мыслительной деятельности.

Рост произвольного внимания у хорошо успевающих детей происходит интенсивно с 1 класса, а у слабоуспевающих лишь небольшой рост наблюдается к концу 3 класса. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием мотивации учения, которая у детей с проблемами обычно развита плохо. Кроме того, у таких ребят значительно меньше возрастной нормы объем внимания, слабее распределение внимания, низкая устойчивость внимания, они не могут быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Использование в ходе урока игр позволяет повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.

Игра " Найди отличия ".

Игра развивает внимание, память , наблюдательность.

Вариант 1. Детям предлагается найти отличия (сходства) на двух картинках.

Вариант 2. На уроке игру удобнее проводить в следующем виде:

на магнитную доску выставляются несколько картинок.

Дети смотрят на них какое – то время.

Затем они закрывают глаза, и учитель вносит изменения в порядок следования картинок, заменяет одну из них и т.д. Дети по сигналу открывают глаза, находят изменения и исправляют их.

Вариант 3. На доске записаны слова. Дети их читают и запоминают. Затем закрывают глаза . Учитель вносит изменения. По сигналу дети открывают глаза и находят изменения.

Например: сын, стол, стул, соло.

После изменения: сон, стул, стол, солома.

Количество слов и количество изменений учитель подбирает учитывая уровень подготовленности класса.

Игра "Где ошибся Незнайка"

Игра развивает внимание и орфографическую зоркость.

На доске или на индивидуальных карточках записан текст с ошибками, которые дети должны найти и исправить.

Если игра вызывает затруднения, сначала можно предложить детям находить ошибки в составлении узоров.

Итак, использование на каждом уроке развивающее-коррекционных игр позволяет у каждого ребенка развивать познавательные способности, формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки, позволяет каждому ребенку проявить себя в доступной для него деятельности, повышает заинтересованность в достижении целей, позволяет чаще менять вид деятельности ребенка на уроке.

Использование игр на уроке позволяет учителю:

- научить детей классифицировать предметы, явления и т.д.

  • обобщать и дифференцировать предметы, явления, понятия;
  • научить планировать свою деятельность;
  • научить детей самоконтролю;
  • развить познавательные способности каждого ребенка;
  • создать положительную мотивацию обучения;
  • развить волевую сферу ребенка
  • создать на уроке обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка;
  • учитывать на уроке потенциальные возможности и уровень развития всех и каждого из учеников класса.

«Запомни ритм».

Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, даётся ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними - паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмичной мелодии, она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем в нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

''Запретный номер''. 

Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Дети начинают считать по порядку от 1 до 10. Вместо запретной цифры – хлопок в ладоши. Усложнение. Выбираются 2 цифры, которые нельзя произносить. Если дети успешно справляются с заданием, можно усложнить задание: считать от 1 до 20, нельзя произносить 3 цифры и т.д., кроме этого, можно использовать обратный счёт: от 10 до 1, от 15 до 1.

''Графический диктант''.

 Материал: ручка, тетрадный лист в клетку, на котором заранее проставлены 3 точки в левой части листа. Они находятся друг под другом на расстоянии в 4-5 клеток. От левого края листа они удалены на 2-3 клетки. Задача детей рисовать узор под диктовку, начиная с указанных точек, затем продолжать рисование этого узора самостоятельно до конца строки. Для каждой точки диктуется свой узор. Диктовать следует медленно и чётко. Во время рисования ручку (карандаш) от бумаги отрывать нельзя. Когда дети научатся выполнять простые узоры, предлагать для рисования более сложные узоры (Приложение 9.1). Перед выполнением задания уточнить понятия ''вверх'', ''вниз'', ''вправо'', ''влево''.

Фонетико-фонематическое восприятие

''Произнеси чисто''.

 Учитель произносит по одному разу каждое двустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные (вариант а); фразы со сложной слоговой структурой (вариант б). Дети по очереди быстро их повторяют. Задача – добиться чёткого произнесения каждого звука.

Вариант а:

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Стоит воз овса, возле воза овца.
Клала Клава лук на полку.
Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
Клара у Вали играла на рояле.


Вариант б:

 Рыбки в аквариуме (повторить 2 раза).
Милиционер остановил велосипедиста.
Сыворотка из-под простокваши.
Полполдника проболтала.

''Найди ошибку''.

 Детей просят послушать фразы, найти в них ошибки и исправить их.

З-С Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась овса. Мальчик перелез через сабор.
П-Б Мальчик бил воду из стакана. На цветке сидела папочка. Из чайника шел
бар. Воду хранили в почке.
Д-Т В этом томе я живу. На лугу росла драва. У мамы маленькая точка.
Г-К Футболисты забили кол. Собака грызла гости.
Ж-Ш В руке воздушный жар. На земле после дождя образовалась большаялуша.
Летом я шил у бабушки. У больного был сильный шар.
Ш-С Я люблю томатный шок. Из норы выбежала крыша.

''Фонематический диктант''. 

Диктант выполняется на листе в клетку. Детям диктуются слова, а они должны их записывать под диктовку, вместо букв используя кружки. Объяснить, что кружков должно быть столько, сколько букв в слове ( рак = о о о). После объяснения задания показать примеры на доске. Сначала предлагать слова из 3-4 букв, затем – из 5-6 и т. д. Усложнение. На доске - слова, написанные кружками. Дети должны придумать слова, соответственно количеству кружков (ооооо = школа).

Зрительно-моторная координация, пространственная ориентация.

''Раскрась правильно''.

  •  Каждый ребёнок должен иметь цветные карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полоской
  •  из квадратиков. Предложить детям раскрасить синим карандашом второй домик слева
  • красным – третий домик справазелёным – домик, который находится перед синимжёлтым – домик, который следует за краснымкоричневым – первый домик слева.
  • Второе задание состоит в том, что дети должны раскрасить чёрным карандашом клеточку,
  • отмеченную звёздочкой. Клетку снизу закрасить зелёным карандашом, клетку сверху – жёлтымкрасным карандашом закрасить клеточку так,
  • чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной.
  •  Каждое задание повторяется 2 раза. После завершения работы, задания повторить,
  •  а дети проверяют, правильно ли они всё выполнили. Ошибки проанализировать вместе с детьми.
  • ''Графический диктант''. 
  • Материал: ручка, тетрадный лист в клетку, на котором заранее проставлены
  •  3 точки в левой части листа. Они находятся друг под другом на расстоянии в 4-5 клеток.
  •  От левого края листа они удалены на 2-3 клетки. Задача детей рисовать узор под диктовку,
  • начиная с указанных точек, затем продолжать рисование этого узора самостоятельно до конца строки.
  •  Для каждой точки диктуется свой узор. Диктовать следует медленно и чётко. Во время рисования ручку (карандаш) от бумаги отрывать нельзя. Когда дети научатся выполнять простые узоры, предлагать для
  • рисования более сложные узоры (Перед выполнением задания уточнить понятия
  • ''вверх'', ''вниз'', ''вправо'', ''влево''.
  • ''Срисуй фигуру''. 
  • Материал: лист в клетку с изображением фигуры ручка или карандаш.
  •  Детям предлагается рассмотреть внимательно фигуру и рядом нарисовать точно такую же.
  • Постепенно задание усложняется путём увеличения элементов фигуры.

''Быстрый карандаш''. 

  • Материал: тетрадный лист в клетку, на котором слева изображён какой-либо узор, а справа –
  •  этот же узор с допущенными ошибками. Детям предлагается сравнить 2 узора и найти ошибки.
  • Затем предложить ниже нарисовать этот узор, не допуская ошибок.

Игры н а развитие мышления.

''Назови предметы''.

  •  Ученики по очереди называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по
  • заданию педагога называют
  • слова на темы: ''Овощи'', ''Мебель'', ''Одежда'', ''Растения'', ''Посуда''. Предварительно
  • побеседовать с детьми о том,
  • что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему,
  • по их мнению, слова
  •  относятся к разным группам. В процессе ответов детей, помогать им правильно формулировать свои
  • мысли.
  • ''Закончи слово''.
  •  Педагог произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить его. По очереди каждому ребёнку педагог
  •  кидает мяч,
  • говорит 1-ый слог, ребёнок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно.
  •  Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.
  • ''Закончи предложение''.
  •  Эта игра проводится аналогично игре ''Закончи слово'', только теперь детям нужно, поймав мяч,
  • закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи …; осенью листья жёлтые,
  • а летом …;
  • сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью …; ворона каркает, а воробей …;
  •  шофёр водит машину, а летчик …
  •  Второй вариант игры состоит в том, что дети должны закончить начало фразы словами ''из-за того что'',
  • 'потому что'':
  • сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…;
  • мальчик обиделся на друга, из-за того что…
  •  Если дети допускают ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное
  •  слово или конец фразы, подобранные учеником не подходят. Также необходимо помочь закончить
  •  правильно предложение.

''Назови одним словом''.

 Предложить детям заменить несколько слов одним словом: молоток, пила, топор –

инструменты; суп, каша, котлеты – еда; пианино, скрипка, гитара – музыкальные инструменты;

чиж, грач, воробей – птицы; половник, сковорода, чашка – посуда; портфель, пенал, ручка – школьные принадлежности; Россия, Украина, Америка – страны; Ульяновск, Москва, Саратов

– города и т.д.

Игры для коррекции «зеркального письма», развития пространственно-временного мышления.

«Сложи букву, цифру»

Предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов по образцу, обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженные стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию . Это могут быть трубочки от сока, палочки от мороженого, счетные палочки.

При объяснении написания новой буквы важно использовать как традиционные приемы — показ  процесса письма и объяснение способов написания, списывание с образца и др., так и нетрадиционные — написание букв пальчиком на спине или ладошке ребенка, работа с объемными буквами из шероховатого материала с целью формирования образа буквы в сознании за счет тактильных ощущений и кинестетической памяти, штрихование «толстой» буквы, обведенной по шаблону.

Хорошим приемом является сравнение буквы. Например, можно сравнивать  букву б с очертаниями белки (хвост направлен вверх), а букву  д – с очертаниями дятла (хвост направлен вниз, когда он лечит дерево).

Гафическому воспроизведению направлений можно тренировать сначала в показе детей рукой в пространстве, чтении направлений по стрелкам, работе в тетрадях, заранее размеченных учителем. Например, обозначают четыре точки (в соответствии с рисунком ) и просят поставить знак "+" (стрелку) от первой точки – снизу (вниз), от третьей – слева (влево), от четвертой – справа  (вправо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС.

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОСБуняшина Елена Васильевна,учитель начальных классов МОУ лицей Федеральный государственный образовательный стандарт ...

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий »

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с со...

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий»

Почему именно повышение мотивации?Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, вклю...

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС...

Дидактические и коррекционно-развивающие игры для развития мотивации младших школьников (1 класс).

Дети, поступающие в 1 класс, зачастую имеют множество проблем, связанных с недостаточным развитием многих психических процессов, которые необходимы для успешного обучения в начальной школе. Несформиро...