Классный час - "Мы многонациональный народ"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Мы- многонациональный народ»
Учитель родного языка и литературы МАОУ»Тегинская СОШ»
Яркина Н.Л.
Цель: формирование у учащихся разных национальностей и вероисповеданий понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России.
Задачи:
- Познакомить учеников с историей формирования национального
состава населения России;
- Расширять кругозор учащихся;
- Стимулировать интерес к изучению истории России;
- Вызвать чувство гордости за свою Родину;
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Методы: беседа, сочетающий форму с проектной деятельностью учащихся.
Оборудование: карта мира, физическая карта России, презентация к классному часу
Ход классного часа
I. Орг. момент.
Цель: Создание эмоционального настроя на работу.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню, мысленно пожелайте всего хорошего.
II. Введение в тему классного часа.
Запись на доске:
“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений” В.П. Максаковский
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов
«Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной»
Н. Забила
Стихотворение В.Степанова.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
- Ребята, как вы думаете, почему именно это стихотворение мы выбрали для сегодняшней беседы? (мнения уч-ся). Наша беседа будет на тему «Россия - многонациональная страна».
Посмотрите на карту с изображением нашей страны и фотографиями народов, которые её населяют.
Люди какой национальности населяют наше государство?
А как вы думаете, представители, каких национальностей проживают в нашем районе?
Действительно, народов и народностей очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной.
- Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)
- А что общего у всех народов населяющих нашу страну? (общая Родина — Россия)
- Всегда ли удаётся народам жить дружно? Почему часто возникают конфликты между людьми разных национальностей? (неумение принимать человека таким, какой он есть, наличие разных предрассудков и предубеждений)
- Как всем народам нужно относиться друг к другу, чтобы жить как одна семья? (нужно уважать, ценить их обычаи, нужно жить дружно и в мире)
Вывод: для решения проблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться к различным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их.
1) Практическая работа «Составь пословицу». Работа в группах.
У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Задача каждой группы - из слов составить пословицу и рассказать, как вы ее понимаете. После выполнения задания пословица приклеивается на плакат.
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.
Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца
Язык дружбы не нуждается в переводе
Если дружба велика, будет Родина крепка
Дружба и братство лучше богатства
Каждую пословицу приклеивать к плакату.
Вывод: Есть много пословиц у народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу.
2) Работа в группах.
Сегодня звучали слова: «народ», «нация», «национальность», «соотечественники», «патриотизм». Как вы их понимаете? А теперь давайте проверим значения этих терминов в словарях.
НАРОД - население определенной страны
НАЦИЯ - (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия
ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Вывод: Все живущие в России именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество. Независимо от того, к какому народу принадлежит житель Российской Федерации, он является ее полноправным гражданином.
Жители нашей страны – россияне. А вот за границей всех нас зовут русскими.
Ученик читают стихотворение.
Мы – русские.
Работаем по-русски.
По-русски мы восходим в свой зенит.
По-русски переносим перегрузки,
И русской песней слава нам звенит.
Мы – русские.
В крови у нас не дремлет
Священный зов – работать и творить!
Еще не раз мы сможем эту Землю
гагаринской улыбкой озарить!
Грузины, белорусы, украинцы,
Узбек, казах, киргиз или якут -
Мы русские!
Не даром за границей
Нас всех сегодня русскими зовут!
3) Представление мини - проектов учащихся на тему «Многонациональная Россия»
Сейчас мы узнаем насколько многонациональна культура России. Вашему вниманию будут представлены групповые проекты учащихся.
Вернемся к нашей теме. Как вы думаете, можно ли нашу страну назвать единой? Почему?
Ребята, мы надеемся, что наша встреча, и разговор не пройдут для вас даром. Старайтесь быть добрее и внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или просто случайный прохожий. Старайтесь принимать других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас.
Ученик читает стихотворение:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России.
Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России....
Воспитание толерантного отношения и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России средствами курса ОРКСЭ.
Выступление Трухиной Н.В. учителя МБОУ СШ №1 г. Павлово...
Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству.
Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству....
Патриотизм многонационального народа России
Патриотизм многонационального народа России...
Народы России. Мы - многонациональный народ.
Цель :Выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства, кемеровской области.Задачи:1. Формирование представления о многонациональном ха...
Формирование патриотического сознания детей с ОВЗ.Опыт образовательного учреждения, способствующий укреплению единства многонационального народа России и общественного согласия.
Раскрывается опыт работы педагога по формированию патриотического сознания детей с ОВЗ используя фольклорное народное творчество....