Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"
рабочая программа

Панченко Ольга Владимировна

Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_razgovory_o_vazhnom.docx117.39 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное упреждение

 «Центр образования №7 им. Дунина-Горкавича А.А.»

                                                \

                

                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  «РАЗГОВОР О ВАЖНОМ»

                             

                                         

2022 год

Пояснительная записка.

 

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

     Рабочая программа по предмету «Страна и мир» разработана в соответствии со следующими документами:

   •  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями), утверждённым приказом Минобрнауки  Р.Ф. от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки Р.Ф.  от 29.12.2014 г. №1644) ;

  • Историко - культурным стандартом, разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина  от 21 мая 2012 г. № Пр. – 1334;  

   •  Приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);

   • Примерной  основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию  (Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1̸15);

   •  Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением Федерального методического объединения по общему образованию (Протокол  № 2/16-3  от 28.06. 2016 г. с учётом Федерального перечня учебников рекомендованных к использованию при реализации основного общего и среднего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 325 от 28.12.2018 г. (с последующими изменениями);

        «Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне

понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне.

На следующих ступенях возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность»,

2

«государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т.п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно. Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.

Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах обучающихся, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

Максимальное использование визуализированного контента, интерактивных заданий с применением игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса создают благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения обучающимися нравственных норм.

       Основными целями и задачами предмета «Разговоры о важном»      являются:

     Цель курса: расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии, с опорой на уроки и опыт прошлого.

     Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».

     Задачи курса:

   - содействие обучающемся в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне, в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

   - помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

   - обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими   присвоению   определенных   норм   морали, нравственности.

     В соответствии с возрастными особенностями школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде определенных фактов и понятий, представлений. Именно представления позволяют приблизить ученика к сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности. Попутно факты и представления при их анализе и осмыслении содействуют формированию сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Место предмета в учебном плане.

     На изучение курса «Разговоры о важном»  согласно Учебному плану МБОУ «Центр образования №7 им. Дунина-Горкавича А.А.» отводится 1 час в неделю, итого 34 часа  за учебный год.

3

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Разговоры о важном» 

      Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, мета предметных и предметных об разовательных результатов.

Личностные результаты:

     В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много- конфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

     В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым  подвигам  и  трудовым  достижениям  народа;  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,  проживающих в родной стране.

     В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;  готовность  оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

     В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.

     В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

     В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

     В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение

3

уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической  и  социальной  сред;  готовность  к  участию в практической деятельности экологической направленности.

     В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

     В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм  и  правил  общественного  поведения,  форм  социальной  жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую дея- тельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.

Метапредметные результаты:

     В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предло- женным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.

     В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять своисуждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении

4

поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответ ственности.

     В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами само- контроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причи- ны эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

     Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:

     Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы;

участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.

   Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать

5

прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.

     Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран.

     Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.

     История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необ- ходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существен ные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя  источники   разных   типов;   приобретение   опыта   взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.

     Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом  статусе  гражданина  Российской  Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность

6

людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;  умение  оценивать  собственные  поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.

     География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Содержание рабочей программы

по предмету «Разговоры о важном»  

      Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей».

     Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?

     Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса.

     1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жиз ни семьи и общества.

     Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?

     История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.

     Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть.

7

     Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они?

     Семейные ценности.

     Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне.

Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?

     Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?

     Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение трико- лора. История российского флага.

     История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России.

     Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?

     Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей.    Ответственность — это осознанное поведение.

      История  праздника   Рождества   Христова.   Рождественские   традиции в России и в других государствах.

     Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.

     Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда.

     Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немец ких войск.

Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Не которые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.

    Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса.

    Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?

    День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мир ное время.

     Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди.

    Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?

    Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.

     Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.

8

     Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против.

     Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты

-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.

     Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.

     День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты.  Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так сложно.

      История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека?

Работа мечты. Жизненно важные навыки.

     История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила   Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.

     19 мая 1923 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.

     Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

 

 

 

9

Календарно-тематическое планирование учебного

предмета «Разговор о важном»

п/п

Наименование тем урока.

 

Основное содержание урока.

Характеристика основных видов деятельности.

Плановые сроки прохождения программы.

Дата

проведения.

  1

2

3

4

5

6

  1

«Мы-Россия. Возможности - будущее»

Знакомство с платформой «Россия - страна возможностей».

Возможности, которые пре-доставляет платформа «Россия — страна возможностей»

Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика «История успеха».

Участие в мотивационной беседе о чертах  характера,  которые  присущи  людям с активной жизненной позицией, о меч- тах и о том, как можно их достигнуть. Просмотр проморозила «Россия — страна возможностей»

5.09.22 -9.09.22

       

 

  2  

«Что мы Родиной зовём?»       

Родина — не только место рождения. История, куль-тура, научные достижения: чем мы можем гордиться?

Участие во вступительной беседе о Рос- сии. Просмотр ролика о России. Участие в работе с пословицами.

Интерактивное задание «Своя игра». Участие в инсценировке и решении проблемных ситуаций с дальнейшим обсуждением

12.09.22 -16.09.22

 

   

   

 

3

   

«Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циол-ковский)»

Мечты и фантазии человека о космических полетах. К. Э. Циолковский — основоположник ракет динамики и теоре- тической космонавтики. Герои освоения космоса.

Участие во вступительной беседе о мечтах и фантазиях человека о космических полётах. Участие в викторине о космонавтике. Просмотр видеоролика.

Участие в групповой работе: знакомство с героями  освоения  космоса.  Участие в беседе о К. Э. Циолковском

19.09.22 -23.09.22

   

     

 

   4

 «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколе- ния. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества

Участие во вступительной беседе о Международном дне пожилых людей. Просмотр видеоролика.

Участие в групповой работе: составляем «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей»

26.09.22 -30.09.22

 

                                                                                                                                           10

5

«Если бы я был учителем…»

Ценность профессии  учи-теля.  Учителя в годы Вели-кой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?

Просмотр видеоролика.

Участие в командной работе: каким должен быть современный учитель? (Создание кластера.)

Участие в дискуссии на одну из предло- женных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»;

«Как сделать урок интересным?»; «Что нужно, чтобы понимать своих учени- ков?»; «Нужно ли учителю учиться?»

03.10.22 -07.10.22

    6

«Отчество — от слова

„отец“»

История формирования понятий «род» и «отец» . Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Рав- ноправие родителей в семье.

Просмотр    видеоролика.     Знакомство с литературными образами отца.

Участие в групповой работе по соот-несе нию текста и высказывания известного человека об отце.

Участие в беседе о нравственных каче- ствах отца.

Обмен мнениями о том, какое из предло женных высказываний ближе всего школьникам.

17.10.22 -21.10.22

   

     

7

«Что мы музыкой зовём»

Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть

Групповая работа по созданию кластера.

«Музыка» в зависимости от ассоциаций, которые возникают от слова «музыка». Просмотр видеоролика.

Участие в дискуссии о видах искусства, где музыка — неотъемлемая часть.

24.10.22 -28.10.22

     8

  «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Дом, в котором мы живём.

Идеальные отношения в семье: какие они?

Семейные ценности.

Просмотр вступительного  видеоролика о доме, в котором мы живем.

Интерактивное задание «Собираем рас- сыпавшиеся пословицы».

Участие в разыгрывании и анализе про- блемных ситуаций, связанных с жизнью в семье.

31.10.22 -04.11.22

     

                                                                                                                                           11

9

 

«Мы — одна страна»

Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продол- жавшейся Смуты.  Ополчение  во  главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым.

Примеры единения  народа  не  только в войне

Участие во вступительной беседе о появлении праздника День народного единства. Знакомство  с   исторической   справкой о событиях Смутного времени.

Работа в  группах:  если  бы  вы  жили в Смутное время, в чём вы бы увидели причины появления народных ополче- ний? Обмен мнениями.

Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда ещё люди чувствуют, что им надо объединяться?

Блицопрос о том, что в Москве нам на- поминает о событиях 1612 года

 

07.11.22 -11.11.22

10

«Языки и культура народов России: единство в разнообра-зии».

Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между  людьми  разных  национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?

Блицопрос:  какие   народы,   живущие в России, вы можете назвать? (По по- следним данным в России проживает более 190 народов.)

Знакомство с традициями народов, жи- вущих на территории России.

Участие в дискуссии о том, что объеди- няет   людей   разных  национальностей в одной стране, что им в этом помо-гает?

14.11.22 -18.11.22

11

«Мама — главное слово в каждой судьбе»

Мама — важный человек в жизни каждого.  Материнская   любовь   —   простая и безоговорочная.

Легко ли быть мамой?

Участие в игре «Незаконченное предло- жение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово „мама“ …».

Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей.

28.11.22 -02.12.22

12

 

 

 

 

 Поиск причин этого в процессе групповой работы.

Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

 

12

«Двуглавый орёл: история легендарного герба»

Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага.

Участие во вступительной беседе о гербе России: что олицетворяет  герб  России, где его можно увидеть?

28.11.22 -02.12.22

13

«Жить — значит действовать»

История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России.

Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста.

Участие в обсуждении вопроса «Действи- тельно ли создание именно этой организации можно считать началом волонтёрского движения?».

Работа в группах по составлению списка особенностей волонтёрской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности.

05.12.22 -09.12.22

14

«В жизни всегда есть место подвигу?»

Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?

Участие во вступительной беседе о не- простой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа, и о героизме тех, кто вставал на её защиту.

Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников.

Участие в игре «Согласен не согласен».

12.12.22 -16.12.22

15

«Настоящая ответст-венность бывает только личной».

(Ф. Искандер)

Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознан- ное поведение

Участие во вступительной беседе о зна- чении слова «конституция» и о жизни без конституции.

Участие в обсуждении ситуаций, в кото рых было нарушение прав или невыпол нение обязанностей.

Участие в игре «Незаконченное предло жение», во время которой каждый

19.12.22 -23.12.22

13

 

 

 

 школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном по- ведении и личной ответственности

16

«Светлый праздник Рождества»

История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах.

Участие в блиц опросе «История рождения Христа».

Работа в группах: обсуждаем рождествен ские традиции (кто больше вспомнит). Какие рождественские традиции других стран вам больше всего нравятся?

Игра «Найди связь»: педагог называет слово, связанное с Рождеством, а школьники рассказывают, как оно с ним связано.

Работа в парах: придумать нетривиаль- ное пожелание на Рождество.

26.12.22 -30.12.22

17

«Зачем мечтать?»

Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы

Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли вы зна- ете о Новом годе?).

Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет семью».

Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изме- нить в себе в Новом году?

Участие в разговоре о новогодних приме- тах.

09.01.23 -13.01.23

18

«Как не попасть в цифровые ловушки?»

Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда.

Участие в обсуждении того, что относит ся к личной информации.

Участие в беседе о тех, кого мы добавля- ем в «друзья», о том, что могут рассказать о вас ваши фотографии.

Работа в группах: делаем памятку для школьников. (используем ватман, карандаши, фломастеры и т. д.).

16.01.23 -20.01.23

14

19

«Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день». (Д. С. Лихачёв).

Голод, морозы, бомбар-дировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.

Участие в  блиц опросе  «Что  вы  знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни?».

Участие в обсуждении неписанных пра- вил выживания:

Не съедать весь выданный хлеб сразу.

Стоя в очереди за продовольствием, люди прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукриминальных личностей, а с другой — что- бы сохранить тепло.

При бомбардировках люди знали, где находится бомбоубежище и какой путь является наиболее безопасным. На ули- цах размещали таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!».

Не ложиться и всё время что-то делать. Беседа о том, что ещё помогало людям выстоять.

Работа в парах с дальнейшим обобщени ем: почему планам Гитлера не суждено было сбыться?

23.01.23 -27.01.23

20

«С чего начинается театр?».

Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.

Самостоятельная   работа   «Знакомство с   некоторыми    фактами    биографии К. С. Станиславского».

Участие в обсуждении идей системы Ста- ниславского. Могут ли они пригодиться людям других профессий?

Участие в дебатах о том, стоит ли приу- чать детей к театру с раннего детства?

30.01.23 -03.02.23

15

21

«Хроника научных открытий, которые перевернули мир».

Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса.

Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека без научных достижений.

Участие в  беседе  об  основных  научных и технических достижениях в нашей стране.

Участие в блиц-опросе «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни».

Работа в группах с дальнейшим обобще нием: «Плюсы и минусы научно-техни- ческого прогресса».

06.02.23 -10.02.23

22

«Россия в мире»

Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этно- сов). Российская культура. Чем славится Россия?

Обмен мнениями «Что для вас является удивительным в вашей стране?».

Беседа о том, в чём причины исчезнове ния малочисленных народов России.

Мозговой штурм: как сохранить Россию для будущих поколений.

13.02.23 -17.02.23

23

«За что мне могут сказать „спасибо“? (ко Дню защитника Отечества).

День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня.

Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.

Участие  в   интеллектуальной   разминке

«Что вы знаете о Дне защитника Отече- ства».

Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного.

Участие в  работе  в  парах:  знакомство с примерами военных действий, в кото- рых выручала смекалка. Участие в беседе о том, как жители Рос- сии выражают свою благодарность за- щитникам Отечества.

06.03.23 -10.03.23

24

«Включайся!».

Мотивация добрых дел.

Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди

Участие в игре «Незаконченное предло- жение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Я делаю добрые дела, потому что…». По итогам игры — участие в обсуждении разных мотивов совершения добрых дел.

13.02.23 -17.02.23

16

 

 

 

 

 Участие в дебатах: «Делать добро — это значит не делать зло».

25

«Мамина карьера».

Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий.

Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?

Участие во вступительной беседе об истории праздника 8 Марта.

Работа в группах: как научно-техниче- ский прогресс помог женщине выбирать ранее «мужские» профессии.

Участие в дебатах о роли женщины в се- мье и в обществе.

20.03.23 -24.03.23

26

«Гимн России».

Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сати- рик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворче- ству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.

Самостоятельная работа:  знакомство  с ключевыми моментами жизни С. В. Михалкова. Работа в группах: предположим, вам поручили создать личную страничку Михалкова в Интернете. Какую информацию вы бы в неё поместили?

Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С. В. Михалкова?

27.03.23 -31.03.23

27

«Путешествие по Крыму».

Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достоп-римечательности Крыма.

Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времён привлекало        разные народы в Крымском полуострове?

Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму.

10.04.2023

14.04.2023

17

28

 

«Как построить диалог

с искусством?».

Сила  театрального  искус-ства.   Читка пьес — особый жанр театрального искус- ства. Кино и театр: аргу-менты за и против.

Участие во вступительной беседе о пер- вом походе в театр, о тематике постано- вок, которые интересно смотреть.

Участие в обсуждении ожиданий от похода в театр.

Рассказ педагога о читке пьес в разных театрах, где после спектакля-читки идёт обсуждение со зрителями. Участие в дебатах: «Кино и театр: аргументы за и против».

17.04.2023

21.04.2023

29

«Трудно ли быть великим?».

Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты ре кордсмены.

Подготовка к полёту — многолетний процесс.

Участие во вступительной беседе об ос- новных исторических событиях в космо навтике. Самостоятельная работа в группах: найти  в  Интернете  информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валенти на Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кон- дакова, Сергей Крикалёв, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьёв).

Участие в беседе о трудном процессе под- готовки к полёту

24.04.2023

28.04.2023

30

«Пока жива история, жива память…»

Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении пре- ступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.

Участие в беседе о том, какими призна- ками характеризуется геноцид. Составле ние «облака тегов» к понятию «геноцид». Участие в беседе о Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о причинах геноцида и способах его предотвращения.

01.05.2023

05.05.2023

31

«Зелёные привычки» — сохраним природу вместе

День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические

Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических

08.05.2023

12.05.2023

18

проблемы как следствие безответственного поведения человека.

Соблюдать эко-правила — не так сложно

проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении.

Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый

32

«Как проявить себя

и свои способности?»

История Праздника труда.

Труд — это право или обязанность чело- века?

Работа мечты. Жизненно важные навыки

Вступительная беседа об истории Празд ника труда.

Участие в дискуссии «Труд — это право или обязанность человека?».

Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты.

Блиц-опрос «Владеете ли вы элементар- ными трудовыми навыками?»,

08.05.2023

12.05.2023

33

«Подвиг остаётся подвигом, даже если его некому воспеть…» (неизвестные герои Великой Отечественной

История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Мо- гила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы

Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День По- беды. Участие в беседе о том, что застав- ляет тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков погибших за- щитников Отечества?

Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы?

15.05.2023

19.05.2023

34

«Может ли быть Тимур и его команда в 2023 году?».

«Что человеку нужно для счастья?».

19 мая 1922 г. — день рождения пионерской  организации.   Цель   её   создания и деятельность. Распад пионерской орга- низации. Причины, по которым дети объединяют-ся.

Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

Участие во вступительной беседе о пионерской организации.

Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить.

Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются.

Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения.

Игра «Согласен — не согласен».

Работа в группах: обсуждение с дальней шим обобщением вопроса «Из чего со- стоит счастье?».

Обсуждение притчи о счастье.

22.05.2023

26.05.2023

19

 

 Участие в дискуссии: «Слагаемые сча- стья: любовь; семья; успех; самореализа- ция; финансовое благополучие. Этого достаточно?»

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"

Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...

Программа внеурочного курса "Все профессии важны"

Данная программа была составлена для учащихся 3 класса общеобразовательной школы с целью ознакомления с различными профессиями....

Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно"

Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно" для 3 класса. Программа расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"

Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о важном"

Методическая разработка рабосей программы по внеурочной деятельности "Разговор о важном" для 3 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 3 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (гражданско-патриотическое направление) 1-4 класс

   Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуаль...