родительское собрание "Мы читающая семья"
план-конспект занятия (2 класс)

Чевтайкина Анна Семеновна

Воспитывать любовь к чтению у младших школьников и их родителей, приобщать к семейному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx152.95 КБ

Предварительный просмотр:


Родительское собрание

на тему: «Мы - читающая семья»

Класс: 2

Форма: конкурс

Цель: воспитывать любовь к чтению у младших школьников и их родителей, приобщать к семейному чтению.

Задачи:

  • изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения; расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению; развивать творческие способности; оказать семье информационную помощь; выявить самую читающую семью.

 Изготовление табличек: “Солнышко”, “Ромашка”, ,  и соответствующие этим названиям жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.

Конкурсные задания проводятся разными  способами: использование презентаций, работа с иллюстрациями, устные и письменные ответы, творческие задания и т.д. 
Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении», «Писатели и поэты»,  «Литературная викторина», «Волшебное средство» и «Путаница», «Угадай сказку», «Творческий конкурс».

Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, презентация с портретами писателей и к конкурсу «Угадай сказку», листочки с заданиями, ручки, памятки, подарки.

    Орг.момент. Учитель: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека.

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания-конкурса, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

    Основная часть Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

А сегодня я предлагаю вам дорогие родители и вам ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе “ Мы - читающая семья”. Пока звучит песня “ Маленькая страна”, вам нужно выбрать жетоны и объединиться в группы. Каждая группа занимает свое место за игровыми столами и получает табличку с названием своей команды. Жюри – школьный библиотекарь, родители, шефы-старшеклассники.

Выходит Мезенцев Артём, читает стихотворение:

Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу! (И. Токмакова)

Учитель: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
Конкурс №1.»Пословицы»

Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках.
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении.  Я вам предлагаю вытянуть по очереди листочек с пословицей и объяснить его значение.

(«Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)

Конкурс № 2. «Писатели и поэты»

– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен.)

Конкурс № 3. «Литературная викторина для детей и родителей»

Вопросы для детей (родители помогают):

Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)

Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)

Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)

Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке)

Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)

Что болело у бегемотиков? (Животики)

Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)

Вопросы для родителей:

Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)

Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)

Какому автору принадлежат строки:

«А вы друзья, как не садитесь, 
Все в музыканты не годитесь»  (Крылов)

Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)

В чем была сила Черномора? (В бороде)

Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность»)

На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)

В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)

Что потерял Питер Пен? (Свою тень)

Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)

На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)

Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три)

Конкурс № 4. «Волшебное средство» и «Путаница»

Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.

Волшебное средство:

у Буратино….. (золотой ключик)

у девочки Жени из сказки Катаева…… (цветик-семицветик)

у Оле-Лукойе……. (зонтик со снами)

у солдата из сказки Андерсена….. (огниво)

Путаница:

Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик.       (Таня)

Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду»                  (Бычок)

Жил старик со своею женою
У самого синего моря.       (Старухой)

Плутовка к дереву
На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит…    (Вороны)

Конкурс № 5. «Угадай сказку»

В презентации  представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:

Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;

Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;

Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб –    «Винни-Пух и все-всве-все…»

Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;

Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Литературная викторина (для детей)

1. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

3. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

4. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее? (Красная шапочка).

Конкурс для родителей №6.“Продолжи стихотворение”

А.Л. Барто

Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение…

(Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения.)

С.Я. Маршак

Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!…

(Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить).

К.И. Чуковский

У меня зазвонил телефон… (- Кто говорит? - Слон…)

С.В. Михалков

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал… (Дело было вечером, Делать было нечего).

Конкурс 7.“Кто здесь был и что забыл?”

Каждая команда получает по две вещи и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений

Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

Туфелька (“Золушка” Ш.Перро);

Сапог (“Кот в сапогах” Ш. Перро);

Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);

Горошина (“Принцесса на горошине” Г.Х. Андерсен)

Заключительный конкурс№8 «Творческий»

Необходимо сочинить четверостишие или стихотворение на любую тему( зимнюю или новогоднюю тематику ит.д.).

Слово предоставляется детям:

1. Котенок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете,
2. Птенец превратиться в птицу,
Такой же как все на свете.

3. А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их мамы и папы
Не знают.  

4.Кем станут,
Кем вырастут дети.

Подведение итогов . Председатель родительского комитета класса зачитывает решение родительского собрания:

Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

Включить в круг детского семейного чтения журналы и газеты.

Систематически посещать школьную и сельскую библиотеку.

Помогать ребенку вести читательский дневник.

Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

 Заключительное слово классного руководителя:

“Уважаемые родители и дети!

Закончен конкурс!
Он у нас рассчитан на один лишь час,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу каждый год!

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране книг”.

Памятки раздаются  родителям; детям сладкие подарки.

D:\Desktop\2 класс 2022-2023\Фото с классных часов и мероприятий\родительское собрание Мы-читающая семья\20230208_173608.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"

Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...

Родительское собрание. "Папа, мама,я - читающая семья"

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предв...

Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья!"

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьюторов и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют. что замедленность процесса чтения, отсут...

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Совместные мероприяти помогают учителю лучше познакомиться с взаимоотношениями в семьях своих учеников. Нетрадиционная форма проведения родительского собрания приятно удивит, а в подведением итогов мо...

Родительское собрание"Мама, папа, я - читающая семья!"

родительское собрание для родителей первоклассников о пользе чтения...