Методическая разработка классного часа "Семейная летопись".
методическая разработка (3 класс)

Григоренко Юлия Анатольевна

Цель классного часа - воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к предкам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn._meropriyatie_semeynaya_letopis.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа «Семейная летопись»

Цель:

- воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к предкам;

- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Задачи:

- познакомить детей с понятиями «генеалогия», «генеалогическое древо», «геральдика»;

- научить составлять родословную своей семьи, показать основы для дальнейшего изучения истории поколений;

- развивать потребность узнавать историю своей семьи; развивать гражданственность и патриотизм;

- воспитывать уважение к родителям, чувство ответственности за свою семью.

Эпиграфы:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

Оформление:

  1. Словарь: семья, летопись, генеалогия, геральдика.
  2. Генеалогическое древо семьи.
  3. Раздаточный материал: шаблон «Генеалогическое древо», памятки «Как составить родословную», «Правила составления родового герба»
  4. Фотомонтаж «Мой класс – моя семья».
  5. Семейные гербы, нарисованные учащимися.
  6. Семейные фотоальбомы.

Ход мероприятия

I. Актуализация знаний.

- Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня в нашем классе мы собрались не зря.

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.

Давайте же о дружбе в семье поговорим

И дружбе в наших семьях наш классный час мы посвятим!

- Ребята, а что для Вас означает слово «семья»? Скажите, что же объединяет людей в семью?

- А вот как говорится о семье в словаре С.И. Ожегова:

Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.

- Скажите, что же объединяет людей в семью, кроме родственных связей и общей жилплощади? (Любовь, забота друг о друге, терпение, долг, ответственность. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-то идет не так. Необходимы выдержка и терпение, взаимопомощь и взаимопонимание.)

- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,      

И в жизнь ты входил из семьи.

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

- Семья – это место, где тебя любят и ждут, понимают и принимают таким, каким ты есть, где тебе тепло и уютно. Своей жизнью мы обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок, он должен дорожить всеми своими родственниками и предками.

- Ребята, а как сохранить историю своей семьи и донести ее до внуков и правнуков? - Это поможет сделать летопись семьи.

- Что такое летопись?

Летопись – запись исторических событий по годам. 

Летопись может быть не только государственная, но и семейная.

- Что можно включить в семейную летопись?

  • родословную;
  • генеалогическое древо;
  • родовой герб;
  • семейные фотоальбомы и др. (видеофильмы, письма родных и близких, награды и все, что касается истории вашей семьи).

II. Родословная.

Родословная - свод данных, описывающих происхождение тех или иных семей от других семей. Наиболее часто это понятие используется для обозначения родословной человека. Для записи родословных людей наиболее часто используются два вида записи: родовое (генеалогическое) дерево.

Памятка «Как составить родословную»

Рекомендация 1. Начните с себя. Напишите собственную биографию. Лучше вас этого никто не сделает. Вы - представитель одного поколения вашего рода. Информация о вас будет интересна, а порой и бесценна для ваших детей и последующих поколений.

Рекомендация 2. Запишите всё, что вам известно о ваших родителях, дедушках и бабушках.

Рекомендация 3. Одного за другим расспросите всех ныне живущих родственников, начиная с самых пожилых. Каждый из них знает что-то, чего не знают другие. Рассказанное запишите как можно подробнее, не упуская мелких деталей. Датируйте записи.

Рекомендация 4. Не доверяйте памяти расспрашиваемых лиц, просите показать документы (паспорт, трудовая книжка, свидетельства о рождении, о браке и т.п.), копируйте их, проверяйте ими полученную информацию. Собирайте фотографии, датируйте и подписывайте их.

Рекомендация 5. Заведите индивидуальные карточки и дела (досье) на всех известных вам представителей рода. В досье будет формироваться вся существенная информация со всеми биографическими подробностями (различные документы, воспоминания, записанные вами рассказы, и т.д.). Карточки, в которые заносится самая основная информация, используются для составления картотеки рода.

Рекомендация 6. Накопив таким образом некоторый «банк данных», изложите его в виде связного текста родословной по поколениям.

Рекомендация 7. Напишите письма родственникам, живущим в других местах.

Рекомендация 8. По мере поступления новой информации вносите её в ведущиеся досье и в составляемую родословную.

III. Генеалогическое древо.

- Есть наука генеалогия, что в переводе с греческого значит «родословная», «слово о роде». Родословия героев и царей известны с древности.

- Генеалогическое древо семьи составляют, чтобы более наглядно было видно всю родословную, т.е. поколения данной семьи.

- Давайте рассмотрим ваши генеалогические древа, которые вы составляли ещё во 2-ом классе. (Презентация проектов).

- В жизни, как в природе, все взаимосвязано. Если погибнут корни - засохнет дерево. Если мы забудем дедов и прадедов - мы истощимся духовно.

- Ребята, ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы -часть, причем, верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.

IV. Родовой герб.

- Самые первые гербы появились в Западной Европе, в средние века. Это были личные знаки рыцарей. Для чего нужны эти знаки? (Они помогали воинам различать друг друга на расстоянии.) Каждый знак в гербе имел определенное значение, символически рассказывал о том, кто этот человек. Герб был знаком чести рода.

- Существует целая наука, связанная с составлением гербов. Это ГЕРАЛЬДИКА. Каждое изображение имело свое значение. Давайте подумаем, что может обозначать, например, дуб, медведь - сила, факел, раскрытая книга – знания, пчела - трудолюбие, крылатый змей - зло, дракон - могущество, рука - храбрость.

Цвет тоже символичен: Желтый (золотой) – богатство, справедливость, белый (серебро) – невинность, чистота, красный – могущество, темно-красный – любовь, смелость, голубой – красота, величие, зеленый – изобилие, черный – мужество. Это основы геральдики.

 

V. Семейные фотоальбомы.

- Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогают фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем - это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое. (Рассматриваем семейные альбомы, фотомонтаж «Мой класс – моя семья»)

VI. Заключительное слово учителя.

- Вот и подведен итог нашей сегодняшней встречи. Как бы ни было трудно, каким бы неустроенным и беспокойным не был окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее.

Семья - это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.

Так будьте добрее и внимательнее к своим близким!

Берегите близких. Берегите.

Жизнь, она торопится, не ждет.

На крутом изломе поддержите,

Знайте беды их наперечет.

Сохраняйте письма. Ждите в гости.

Иногда дарите им цветы.

Это очень трудно, очень просто.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Близкие от нас уходят в вечность.

Каждому свой час и свой черед.

Пусть жестокость или бессердечность

Поздним вас раскаяньем не жжет.

Вы еще успеете. Спешите

Окружить их множеством забот.

Будьте снисходительны к ошибкам

И прощать умейте в свой черед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Методическая разработка классного часа " Слава Победы"

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"

Классный час посвящен  50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...

Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.

Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов  День знаний  первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...