Пропаганда использования детьми световозвращающих элементов
классный час (1 класс)

Лукова Оксана Евгеньевна

Данный материал может быть использован во время проведения классного часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Пропаганда использования детьми-пешеходами       световозвращающих элементов».

«Зачем нужны светоотражатели»

Цель:

-напомнить и закрепить основные правила безопасного поведения при передвижении в темное время суток, объяснить предназначение световозвращающих элементов, закрепить навык ношения светоотражающих элементов, правила расположения их на одежде, школьных рюкзаках

Задачи:
Образовательные: 
- обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах  в темное время суток ; познакомить с фликером (светоотражающим элементом).

Развивающие: - способствовать формированию основ безопасного поведения на улице и дороге;
- формировать представление о типичных ошибках в поведении на дороге;
- продолжить формирование умения принимать правильное решение в различных ситуациях и делать выводы.

Воспитательные: 
- формировать у детей культуру поведения на дороге; 
- воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность и уверенность в себе

  1. Введение в тему занятия

Ребята, мы знаем, что у дороги есть свои строгие законы. И законы эти требуют четких знаний. Прежде чем приступить к теме нашего занятия , давайте с вами вспомним некоторые понятия из Правил дорожного движения.

    1.1. Викторина по ПДД

1. Кто такой пешеход ?
2. Какие ситуации могут стать причинами дорожно-транспортных происшествий?
3. Какие требования Правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя дорогу?
4. Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?
5. Где разрешается кататься на санках и лыжах
6. Что такое тротуар?
7. Опасно ли ходить по краю тротуара?
Ребята отгадайте загадку ( слайд 2)

На дороге мне помог, 
От беды меня сберег,

Светоотражающий ...
                         (
Брелок-подвеска)

Предположите, о чем пойдет речь?

Для чего нужны светоотражатели?

1.2 . «Сказка старой Дороги». (слайд 3)

Ребята, а вы знаете, кто был прародителем светоотражающих элементов?

— Я вам сейчас расскажу сказку.  Называется она «Сказка старой Дороги».

 «Хочешь верь, а хочешь нет, даже у старой Дороги есть сказки. А знаешь почему? Да, ты прав, потому что за свою долгую жизнь она многое повидала и многое пережила. Слышишь, как она пыхтит? Это Дорога готова рассказать теме свои сказки.

 «Вы, знаете ребята, когда-то я совсем не знала, что такое светофор, безопасность дорожного движения, светоотражающие элементы. Да-да, не удивляйтесь! Ни осветительных опор с фонарями, ни светофоров, ни фликеров — ничего не было. Я стояла темная и опасная. Человек пробирался по дороге на ощупь, кое-как выбирался из одной ямы и тут же попадал в другую. Где обочина, где проезжая часть — ничего не было видно. Много опасностей подстерегало человека в пути. Да-да, ребята, темные, неосвещенные дороги всегда опасны для жизни человека. Помните это!

 Но однажды какой-то очень наблюдательный пешеход придумал первый светоотражающий элемент и обозначил им обочины. А подсказала ему, как обезопасить передвижение и сохранить свое здоровье, сама матушка-природа. Оказалось, что кора березы очень хорошо отражает свет, даже лунный. Поэтому березы стали сажать вдоль дорог, и они играли роль первых фликеров. А вы, ребята, замечали, как светится кора берез на обочинах, когда на них попадает свет фар? Обязательно понаблюдайте, когда появиться такая возможность.

 Потом человек задумался над тем, как же обозначить себя? И были придуманы световозвращающие ленты, повязки, брелки и многое другое. Благодаря этим "лучикам света" я — старая Дорога, стала намного безопаснее! Только не забывайте надевать своих "светлячков", когда идете ко мне!»

  II. Рассказ педагога о светоотражателях( слайд 4, 5)

Местом изобретения Светоотражателя принято считать Великобританию. Ещё его называют Световозвращатель. Третье его имя Фликер, а иногда могут звать Катафотом.

Что же такое светоотражатель и как он работает! Он представляет собой полоску из специального гибкого материала, которая надёжно фиксируется на рукаве одежды. Световозвращение - это когда свет, падающий на поверхность, почти полностью отражается обратно в направлении источника света. Проще всего понять этот принцип на примере кошачьих глаз. В абсолютной темноте кошка не видна, но если посветить ей в мордочку фонариком или светом фар, то при хороших условиях кошку можно заметить на дальнем расстоянии. Наилучшим световозвращающим эффектом обладают световозвращатели серо-белого и лимонного цвета.

По форме световозвращатель может быть любой формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, фигурный элемент сложной формы и тд).

Рекомендуемые размеры световозвращателей для нанесения на одежду: любая форма с общей площадью не менее 5 кв.см.

( слайд 6) Элементы, которые пешеход может использовать для своей защиты на дорогах другими словами можно назвать «кошачьи глаза». Проще всего понять принцип действия «фликеров» именно на примере кошачьих глаз. В абсолютной темноте она не видна, но если посветить ей в мордочку фонариком или светом фар, то при благоприятных условиях кошку можно заметить на расстоянии до 80 метров. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.

2.1 . Разбор способов применения фликеров

Способ применения: световозвращатель нужно прикрепить таким образом, чтобы при переходе через дорогу на него попадал свет фар автомобилей.

Световозвращатель нужно прикрепить к верхней одежде, рюкзакам, сумкам, велосипедам так, чтобы при переходе через проезжую часть на него попадал свет фар автомобилей, и он всегда был виден водителю. Для этого световозвращатель должен свободно свисать на шнурке. Рекомендуется крепить световозвращатели с двух сторон одежды, чтобы он был виден водителям, как встречного, так и попутного транспорта.

2.2. Игра  «Моя безопасность в моих руках».

В игре участвуют две команды. Правила игры: закрепить светоотражающие элементы так, чтобы они были видны со всех сторон. Выигрывает та команда, игроки которой наиболее правильно и быстро справятся с заданием.

2.3. Чтение стихов подготовленными учениками

1. Если на школьнике нет отражателя,

Станет судьбы он своей испытателем –

Начнется игра с водителем в прятки.

Дорога – не двор, там другие порядки.

2. Если на кроссовках твоих отражатель –

Это водителю как указатель.

Будет внимательней он на дороге,

Сразу увидит он ноги Серёги.

3. Книжки в портфеле носить только нужно.

В сумках модельных – точно не нужно.

Отсутствует там элемент отражения.

Это опасно! – водителя мнение.

4. В зимнюю стужу куртки мы носим.

И всех родителей очень мы просим

Куртку купить со специальной нашивкой,

Будет она от аварий прививкой.

5. Решил покататься на велосипеде,

Пусть видят друзья, мама, папа, соседи, -

Стать водителем – есть аргумент, -

Установлен светоотражающий элемент.

6. Если над городом сильный туман,

Для водителя это – почти как капкан.

Сумеет его он легко избежать,

Если ты будешь ярко сиять.

7. Идешь ли ты в школу, идешь ли домой,

Светоотражатель быть должен с тобой.

Никогда не играй с водителем в прятки,

И будет тогда у тебя все в порядке.

III Подведение итогов ( слайд 7)

— А теперь давайте проверим, как вы усвоили полученные знания?

1.Нужен ли фликер собаке?

(Неплохая идея. И хотя в Правилах дорожного движения такой рекомендации нет, такая инициатива, как фликер для четвероногого друга, только приветствуется! Тем более что во дворах собаки могут выгуливаться без поводка

2. Нужен ли фликер коляске?

(Безусловно. Кроме подвесок и браслетов существуют специальные наклейки (ленты) на металл. Таким образом, можно обозначить все металлические части детской коляски

3. Нужен ли фликер велосипедисту?

(С велосипедами ситуация более понятна. Современные модели оборудованы катафотами — специальными деталями со световозвращающей способностью. Однако в сельской местности и частном секторе городов пенсионеры пользуются старыми велосипедами без световозвращателей. В таком случае следует по примеру с детской коляской оклеить металлические части специальной лентой. А самому велосипедисту не стоит пренебрегать светоотражающим жилетом или поясом велосипедиста (в виде подтяжек, высвечивающих латинскую букву V на груди и спине).

4. Достаточно ли фликера на сумочке?

Увы, недостаточно. Пешеход в идеале должен обезопасить себя с четырех сторон — спереди, сзади, справа и слева. Поэтому убедительная просьба носить фликеры в виде браслетов на обеих рукавах. Не помешают световозвращающие элементы и на ногах. Особенно это касается движения на загородных дорогах. Словом, чем больше, тем лучше.

5. Водитель, выходя из автомобиля на проезжую часть, должен иметь фликер?

(Как только водитель и пассажиры вышли из автомобиля на проезжую часть, они становятся пешеходами. Поэтому, припарковавшись на обочине, прежде чем покинуть салон, подумайте, каким образом вы обозначите себя для других участников дорожного движения? В ПДД нет обязательного предписания для водителей и пассажиров по световозвращающему жилету, но в идеале — это лучшее решение. )

6. Фликер нужен только на неосвещенной дороге?

(В темное время суток, как только вы ступили на проезжую часть, даже во дворе своего дома, согласно ПДД, вы обязаны обозначить себя световозвращающими элементами. Отсутствие фликера может создать аварийную ситуацию. В интересах пешехода, переходящего проезжую часть даже по переходу, обозначить свое присутствие на дороге, давая возможность водителю вовремя его заметить. )

Вывод: Фликер, без сомнения, - знак дорожного движения. Но полагаться только лишь на фликеры не стоит. Это всего лишь один из способов защиты пешехода. Необходимо помнить и соблюдать правила дорожного движения.

Эти правила самые важные. Путь домой будет не страшен вам, если точно и без сомнения, соблюдать вы будете правила движения.

Кто знает правила движения, тому почёт и уважение!

Чтобы не было несчастья, 

 Запомните, друзья,

Что на дороге вечером

Без светлячка – нельзя!

Ваш дорожный огонёк- светлячок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НОШЕНИИ СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Внимание,  родители, прошу вас ознакомиться с важной информацией о световозвращающих элементах.С 1 июля 2015 года обязательно ношение световозвращающих элементов (фликеров) в темное время суток в...

Урок по Правилам Дорожного Движения с изготовлением световозвращающих элементов «СемиСВЕТик»

Правила Дорожного Движения обязаны знать все без исключения.В дошкольных учреждениях и начальных классах ученики получают основные навыки поведения на дороге. И, в дальнейшем, задача учителей и родите...

Презентация "Световозвращающие элементы."

Объяснить предназначение световозвращающих элементов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по пропаганде использования детьми-пешеходами световозвращающих элементов в рамках Всероссийской акции «Я ЗАМЕТЕН!» (для младших школьников, 1-4 класс)

Задачи:-          вовлечение детей в деятельность по пропаганде правил безопасности дорожного движения, развитие их творческих способностей;-    ...

Буклет "Правила использования световозвращающих элементов"

Буклет - пособие для детей и родителей, в котором рассказывается как правильно выбрать световозвращающие элементы....

Родительское собрание «Использование предметов со световозвращающими элементами для профилактики аварийности юных пешеходов»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Использование предметов со световозвращающими элементами для профилактики аварийности юных пешеходов» Цель собрания: организация взаимодействия учител...