Классный час "Высота шести богатырей"
классный час

Ольга Николаевна Трофимова

Классный час «Высота шести богатырей»  направлен  на расширение представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной  войны, о мужестве, отваге,  формировании четкого представления о той страшной опасности, которую несут фашизм и война.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx593.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Болтутинская средняя школа имени И.К. Базылева"

муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области

Классный час «Высота шести богатырей»

Трофимова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

89066695209

tro.olga2011@yandex.ru

д.Болтутино

2023г.

Аннотация

Одной  из задач  гражданско - патриотического воспитания в школе является формирование у обучающихся чувства уважения к традициям нашей страны, бережного отношения к памяти прошлого. Классный час «Высота шести богатырей»  направлен  на расширение представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной  войны, о мужестве, отваге,  формировании четкого представления о той страшной опасности, которую несут фашизм и война. Данный  классный час проводится на базе МБОУ «Болтутинская СШ».

Структура  представленных материалов  состоит из  введения, основной части, заключения и приложений.

Введение описывает  основные  характеристики  классного часа: направленность, актуальность, отличительные особенности, цель и задачи, оборудование и материалы для проведения мероприятия.

В основной части представлено содержание классного часа.

В заключении  показаны результаты личностного роста  обучающихся.

В приложении представлены фотографии, видеоматериалы, демонстрирующие результаты деятельности.

Введение

«Героизм, это не дар от природы человеку,

а результат его воспитания, патриотического

воспитания любви к своей Родине и своему народу»

(Владимир Григорьевич Тищенко)

Социальная значимость воспитания нравственных ценностей обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

Проведение классного часа  позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и духовно -  нравственное, социальное развитие ребёнка.

Классный час «Высота шести богатырей» проводится по материалам книги  В.Г.Тищенко  «Десятый наш десантный батальон и его Герои». Все эти годы Владимир Григорьевич посещал родные места героев, встречался с их земляками и родственниками, собирал по крупицам в военных архивах бесценный материал, касающийся истории 10-го отдельного гвардейского батальона минеров и конкретно отряда Колосова.

В итоге к 75-летию подвига была издана книга «Десятый наш десантный батальон», дающая нам, потомкам героев Великой Отечественной войны, уникальный материал о подвиге и, конкретно, о нашем земляке Иване Кирилловиче Базылеве.

Итогом педагогических  действий в ходе реализации  классного часа станут:

- просветительская  деятельность (классный час расширяет представления о подвиге нашего народа в годы  Великой Отечественной войны);

- ориентирующая  деятельность  (классный  час  ориентирован   на формирование патриотических чувств,  способствует  воспитанию духовно – нравственных ценностей:  долг, честь, героизм, отвага);

 - формирующая  деятельность (способствует  укреплению  отношений  в детском коллективе, воспитанию активной гражданской позиции).

Актуальность данной методической разработки

С 2000г.  наша школа носит имя Героя Советского Союза Ивана Кирилловича Базылева. У нас  сложились теплые, дружеские отношения с ветеранами 10-го отдельного гвардейского батальона минеров. В 2014 году школе было передано решение Совета ветеранов инженерных войск «О награждении памятным знаком «Ветеран инженерных войск» гвардии красноармейца И.К. Базылева (посмертно). Коллективу  школы вручили копию боевого знамени 10-го отдельного гвардейского батальона минеров. Под этим знаменем совершил подвиг Иван Кириллович Базылев и его товарищи. Ежегодно в школе проходят мероприятия, посвященные подвигу шести минеров. Классный час, посвящен 100 – летию со дня рождения И.К.Базылева.

Имена этих людей должен знать каждый, об их подвигах должны говорить, вспоминать и чтить.

Цель  – формирование патриотизма на примере подвига героев – минёров

Задачи:

  • формирование представлений обучающихся о роли  русских солдат в Великой Отечественной войне, необходимости защищать свою Родину;
  • воспитание духовно – нравственных ценностей:  долг, честь, героизм, отвага;
  • воспитание активной гражданской позиции.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Форма занятия: классный час.

Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, портреты героев – минеров.

Основная часть

1юнармеец (чтение наизусть  стихотворения  Н.А.Силютиной)  

Учился Ваня в нашей школе,

Входил с друзьями в светлый класс.

Он был таким, как все ребята,

Каких немало и сейчас.

Ничем собою не приметный

В людских сердцах оставил след.

Он был простой крестьянский парень

Далёких довоенных лет.

Когда над Родиной взметнулись

Зарницы вражеских огней,

Он встал, как все тогда вставали,

В защиту Родины своей.

И, совершив бессмертный подвиг,

Во имя жизни на земле,

Он был таким, каких немало

Геройски пало в той войне.

2 юнармеец. Замерли в строю по стойке «Смирно» военнослужащие     1-й роты гвардейской бригады

3юнармеец - гвардии старший лейтенант Колосов;

2 юнармеец - Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант Колосов Николай Васильевич, погиб смертью храбрых в бою за Родину с немецко-фашистскими захватчиками.

3юнармеец  - гвардии старший сержант Горячев;

2 юнармеец - Герой Советского Союза, гвардии старший сержант Горячев Владимир Петрович, погиб смертью храбрых в бою за Родину с немецко-фашистскими захватчиками.

3юнармеец - гвардии  младший  сержант  Ефимов

2 юнармеец - Герой Советского Союза, гвардии младший  сержант Ефимов, погиб смертью храбрых в бою за Родину с немецко-фашистскими захватчиками.

3юнармеец - гвардии рядовой Базылев

2 юнармеец - Герой Советского Союза, гвардии рядовой Базылев, погиб смертью храбрых в бою за Родину с немецко-фашистскими захватчиками.

Юнармеец: кто эти Герои и откуда они, какой подвиг совершили?

(ЮНАРМИЯ с портретами героев – минеров)

Я, Колосов Николай, родился  в 1919 году в семье рабочего Василия Федоровича  Колосова в городе  Середа Ивановской области. Русский.  Окончил семь классов и поступил работать  на ткацкую фабрику № 1 слесарем. Комсомолец.  Работал ударно. Я жил в  Рабочем посёлке, на улице Острецовской.  Я  поступил учиться в ФЗУ на токарное отделение. После окончания ФЗУ (Фабрично – заводского училища), работал сначала на Механическом заводе,  потом перешёл в ремонтный цех прядильной фабрики. В  1939 году мне предстояло идти на военную службу. Но врачи,  по каким – то причинам, сочли меня  непригодным к несению воинской обязанности. Лишь в конце 1941 года, когда уже гремела война, я сумел добиться призыва в войска.

В последнем письме родным я предупреждал, что ухожу на  ответственное задание. Выполняли боевую  задачу вместе с партизанами. Когда попали в поле зрения гитлеровских карателей, мы  приняли единственно верное решение – отвлечь врага на себя, чтобы дать возможность укрыться в лесах партизанам. Я не вернулся. Грамота о присвоении мне звания Героя Советского Союза была вручена отцу Василию Фёдоровичу в 1947 году.

Я, Горячев Владимир, родился 6 января 1923 года в городе Ижевске в Удмурской Автономной Советской Социалистической Республике в семье рабочего. В 1929 году вместе с родителями переехал в город Омск. Здесь же окончил семь  классов в школе  №6.  Когда началась Великая Отечественная война,  добровольцем пошёл в армию. В 1941 году призван  в Красную армию и  направлен на учёбу в  спецшколу в город Новосибирск, хотя стремился как можно скорей попасть на фронт. Вскоре был направлен в действующую армию минёром – разведчиком.          Бойцы  гвардейского 10 батальона, узнав о моей гибели прислали матери в Омск письмо: «Уважаемая Анастасия Максимовна! Можете гордиться Вашим сыном. Он отдал жизнь за счастье своей Родины. Нам никогда не забыть его. Клянёмся отомстить врагу за нашего любимого товарища. Владимир будет всегда с нами. Вместе с его именем мы добьёмся Победы».

Я, Ефимов Вячеслав,  родился в городе Калинине   4 октября 1923 года в семье рабочего. Мать Эмма Гансевна, по национальности эстонка. Отец Борис Кириллович. Жили мы в то время на  улице Семинарский переулок. Моё детство проходило наверно так же, как у большинства мальчишек. Зимой катался на коньках, ходил на лыжах в походы, а летом меня манили реки Волга и Тьмака и лес, где я любил собирать грибы и ягоды. Учился в средней школе №7.  Тот далёкий 1940 -й год был особенно богат на белые грибы.  Старожилы предсказывали: это неспроста, это к большой войне. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Отец погиб в первые дни войны при бомбежке. Я записался добровольцем.  В группе Николая Колосова я был пулемётчиком.  А вскоре мама получила письмо:

«Привет из тыла противника. Здравствуйте уважаемая Эмма Гансовна!

Решил написать Вам как близкий товарищ Вашего сына Вячеслава. О Вас я знаю по рассказам Славика, который отзывался о Вас всегда с благоговением, уважением.

Как не тяжело признаться Вам в этом, но и скрывать нет нужды, т.к. об этом Вы бы узнали позднее.

Да! Ваш сын, а мой товарищ в одно прекрасное утро погиб как герой. Он был в группе своих товарищей, когда их окружило несколько десятков немцев, превышая численностью в 15 – 20 раз. Они не встали на колени. На предложение немцев сдаться в плен они ответили дружным залпом из автоматов. Но, как говорят, сила силу ломит и Ваш сын и товарищи были убиты. При наружном осмотре в каждом найдено по несколько пулевых и осколочных ранений. Да, они умерли как герои. Они вели 2-х часовой бой и уничтожили 2 офицера, 26 солдат и ранили 50 – 60 фрицев. Схоронены они здесь же на поле битвы…»

Я, Базылев Иван, родился в 1923 году в деревне Болтутино,  Глинковского района, Смоленской области в семье крестьянина. Прошло два года по окончании Гражданской войны, и моя мать, перенесшая все её трудности, стала часто недомогать. Здоровье таяло с каждым днём, и в 1925 году она умерла. Но вот в семье появилась мачеха, а потом и другие дети. Пришло время  идти в школу, но окончить удалось только 4 класса, потому что в 1935 году, после тяжёлой болезни, умер и отец. Мачеха подыскала для меня  работу – пасти колхозный скот. Тяжёлым и безрадостным было мое детство, но было много друзей, а дружбой я дорожил и за друга готов был пойти на всё. Когда мне исполнилось 16 лет вступил в комсомол. Через год избрали секретарём комсомольской организации колхоза «Красный ударник». Когда началась Великая Отечественная война,  хотел добровольцем записаться в Кранную Армию, но не хватало лет, и я прибавил себе год. Тогда почти не существовало свидетельств о рождении, особенно в колхозах, то дату рождения записывали со слов заявителя. Поэтому став 1922 года рождения  добровольцем был зачислен в состав  инженерных частей Калининского фронта. А когда началось формирование  10 отдельного гвардейского батальона минёров, как бывшего секретаря комсомольской организации колхоза, в добровольном порядке зачислили в состав батальона во взвод гвардии старшего лейтенанта Колосова Н.В. Похоронен вместе со своими товарищами в деревне Микулино Руднянского района Смоленской области.

Я,Безруков Филипп, родился  в простой крестьянской семье в деревне  Пестерово  Варгашинского района Курганской области 26 февраля 1922 года. Окончил только начальную школу и вынужден был, почти ребёнком, начать работать плотником по причине смерти отца. В 1938 году  переехал в Челябинск. Окончил железнодорожное училище и  стал  работать с начала кочегаром на паровозе, а потом уже помощником машиниста.      В ряды Красной Армии был призван 4 июня 1941 года, за 18 дней до начала войны. В двадцатых числах апреля десантировался в леса Смоленской области в группе гвардии старшего лейтенанта Николая Колосова. Перед очередным боем я написал записку родным:

«Здесь, у деревни Княжино, после взрыва склада, вели бой с сотнями фашистов гвардейцы минеры-разведчики: старший лейтенант Колосов Николай Васильевич – токарь из Фурманова, двадцати четырех лет; старший сержант Горячев Владимир Петрович – школьник из Омска, девятнадцати лет; младший сержант Ефимов Вячеслав Борисович – студент из Калинина, девятнадцати лет; красноармейцы: Базылев Иван Кириллович – комсорг Болтутинского колхоза, двадцати одного года; Миша Мягкий – служащий из Белгородской области, двадцати одного года; и Я, Безруков Филипп – рабочий из Челябинска, двадцати двух лет. Прощайте! Живите после войны хорошо, мирно! Написано 12 мая 1943 года.»

Я,  Мягкий Михаил, родился в 1922 году в семье крестьянина в селе  Ровеньки  Ровеньковского района  Белгородской области. В Ровеньках  окончил семь классов сельской школы.  Украинец по национальности.  Когда началась война, мне было 19. В августе  1942 года в составе 5-й отдельной инженерной бригады приступили к формированию 10 отдельного гвардейского батальона минёров, в который был зачислен добровольцем как специалист минно-взрывного дела. Погиб в мае 1943 г. смертью храбрых вместе с товарищами.

Юнармеец:    зная, что их преследуют,  группа Николая Колосова, отрываясь от карателей, взяла направление возвращения на базу. Чтобы сбить карателей с пути отхода, группа постоянно меняла направление движения. По дороге на базу, на исходе дня, у деревни  Савостье, группа обнаружила крупный склад боеприпасов, обнесённый рядами колючей проволоки и охраняемый часовыми. Колосов Николай принял решение уничтожить склад, взрыв произвести перед рассветом. Чётко  распределил обязанности: Горячев и Мягкий  ножами снимают часового. Безруков прикрывает  их. Ефимов перерезает  колючую проволоку заграждения и устраивает проход, а сам Колосов с Базылевым проникают на территорию склада, устанавливают мины и осуществляет  подрыв. Операция длилась минуты. В предрассветной мгле отход воинов сопровождал мощный гул взрывов. В штаб фронта полетела телеграмма: «Я    ЖКМ – 23. высадился в квадрате   40 – 70   Савостье, обнаружил  и уничтожил крупный склад боеприпасов. Продолжаю выполнять задание Буран».

     После очередного взрыва немцы оцепили местность на несколько километров вокруг. Сапёры – гвардейцы оказались в плотном кольце, но двое суток им ещё удавалось уходить от противника, а на третьи они были окружены. Трудность выхода из окружения составляло ещё то, что каратели использовали овчарок. В штаб фронта поступила последняя радиограмма, где сообщалось «Всё время   ухожу от  преследования…». На этом связь прекратилась.

Юнармеец: шестеро против тысячи. Более трех часов шесть советских богатырей сражались против фашистского батальона, оснащенного пулеметами, пушками и минометами. Верные своей великой Родине, гвардейцы проявили железную выдержку, величие духа и беспримерную храбрость. И только когда погибли все шестеро, фашисты заняли высоту. Когда обезумевшие фашисты ворвались на высотку, то в злобе своей и ярости  они надругались над телами  гвардейцев.

Юнармеец: свидетелями этих событий были мастные жители деревень Княжино и Дубровка. Княженцы  Иван Никитович Захаренков, Матрёна Константиновна Шукаева, Мария Сазоненкова и ещё до пятидесяти  стариков, детей и женщин, пришедших со стариком Трофимом. Никогда ещё жители этих деревень не видели столько немецких трупов.

Юнармейцы

- Возрадовалось сердце простого русского человека, деда Трофима, и зашептали его старческие губы: «Молодцы, сынки! Молодцы!».  

- Снял дед Трофим  свой старый картуз с головы и стал на колени. И весь народ стал на колени, потрясённый подвигом смелых и сильных духом воинов - минёров. А когда поднялись, вырыли они братскую могилу и устлали  дно лапником ёлок, ветками молодых клейких берёз и майскими цветами, чтобы мягко было спать вечным сном, погибшим за Родину.

- Посадили здесь шесть кустов шиповника.

-Никто из местных жителей не знал тогда имена Героев, это стало известно только после освобождения Смоленской области от захватчиков, в конце 1943 года. 

- Ребята погибли 12 мая 1943г. Перезахоронили гвардейцев на высоком холме в селе Микулино.

- А как же та высота в лесу, у д. Княжино?

- Она сегодня не безымянна. Ее зовут высотой шести Богатырей.

Над братской могилой, единственной в стране, где покоятся шесть Героев Советского Союза, воздвигнут величественный 12-метровый гранитный монумент с высеченными их именами.

Минута молчания.

Юнармеец: есть у русских  традиция  - сажать деревья и сады памяти.  В нашей деревне  посажен «Лес Победы» и «Сад Памяти».  А еще одно дерево  в память об И.К.Базылеве будет  посажено волонтерами в рамках программы "Посади  лес".

Исполнение песни «Бессмертный полк» 

Музыка: Алексей Ольханский 
Слова: Елена Олейник

Заключение

  Классный час «Высота шести богатырей» -  это одно из занятий  цикла  уроков Мужества в нашей школе. Они начинаются 25 сентября, в день освобождения Смоленщины от немецко – фашистских захватчиков и продолжаются в течение учебного года. Финалом становится Вахта Памяти и шествие в Бессмертном Полку с портретами героев – минеров 9 мая.

Уроки мужества — важный воспитательный момент в формировании у подрастающего поколения активной гражданской позиции, уважения к героическим страницам в истории Отечества, лучшим человеческим качествам. Знакомясь с земляками, которые защищали Родину, школьники получают мощный патриотический посыл. По итогам классного часа ребята вместе с родителями приготовили видеоматериалы о родственниках, участниках Великой Отечественной войны.

Приложение

C:\Users\Егор\Desktop\кл час день героев отеч\PISnUkBO75w.jpgC:\Users\Егор\Desktop\кл час день героев отеч\Tj-on8gVPEg.jpg

Классный час «Высота шести богатырей»

C:\Users\Егор\Desktop\04.09.2018_15.49.18_dsc_0127_novyj-razmer.jpg

1 сентября, вынос знамени.

C:\Users\Егор\Desktop\Эко фото\v22IaLTY6hc.jpg

Наша елочка посажена в Удмуртии. Сертификат LES125074.

БЕССМЕРТНЫЙ  ПОЛКC:\Users\Егор\Desktop\Vd8mgOSYthg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему : Богатыри Земли Русской

Можно увидеть доспехи, оружие....

Урок математики в 3 классе по теме: "Умножение шести и на шесть, соответствующие случаи деления"

Урок математики в третьем классе по учебнику “математика” 3 класс (1-4) авторов Моро и Бантова.Тема урока: Умножение 6 и на 6, соответствующие случаи деления.Цель: Составить таблицу x на 6...

Умножение шести и на шесть. 3 класс (УМК "Школа России")

Работа в парах и работа с перфокартами....

Классный час во 2 классе «Александр Невский – богатырь земли Русской»

Классный час был проведен 1 сентября во 2 классе КРО (первый год обучения)....

Классный час"Современные богатыри"

Классный час расчитан на учащихся 3 классов. Дети узнают, кого и за что  в наше время люди называют богатырями....

Классный час "О богатыре марийском Чоткар"

Этот классный час можно провести среди 2-3 клоассов, почитать и показать марийского богатыря Чоткар....