Формирование классного коллектива в начальной школе.
материал

Игры для формирования классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klassnogo_kollektiva_v_nachalnoy_shkole.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование классного коллектива в начальной школе.

(Игры для формирования классного коллектива)

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. 

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. 

Анатолий Николаевич Лутошкин (5 марта 1935, Приморский край – 20 ноября 1979, Кострома) – советский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

Анатолий Николаевич свою деятельность направил на изучение коллектива, его климата, развития. Является автором книги «Как вести за собой», в которой повествуется об основах организаторской работы, о психологии личности организатора, об особенностях формирования коллектива и работы с ним, о методике и технике организаторской работы, способах решения организаторских задач.

Уровни развития детского коллектива интересно представлены в работах А. Н. Лутошкина, предложившего диагностику через образное определение стадий развития коллектива. Большое внимание педагог уделял эмоциональному климату в коллективе и считал его значимой частью общих потенциалов коллектива. В работах дано четкое определение взаимосвязи эмоциональных явлений в коллективе, представление о психологическом климате, как взаимодействии двух переменных: настроения и активности. Модель «климата» включает в себя пять «климатических зон»: 1) радостного, мажорного настроения; 2) неудовлетворенности, тревожности; 3) спокойного, уравновешенного тона; 4) благодушия, умиротворения; 5) пессимистического настроения, уныния.

Коллектив - социальная общность людей, объединенных на основе общественно- значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Признаки: Отношения ответственной зависимости Органы самоуправления Группа детей Единая общественно-значимая цель Совместная общественно-полезная деятельность. 

К числу признаков коллектива относятся:

1. Сознательный характер объединения людей.

2. Единство общих и личных целей членов коллектива.

3. Относительная устойчивость  функционирования.

4.Чёткая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений.

5. Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления).

6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации (ценностно-ориентированная единство).

 7. Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат.

8. Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта.

9. Сплочённость.

 10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы.

11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяется через отношение к общему делу.

Особенно интересно в педагогической практике воспитания коллектива «работает» метод эмоционально-символической аналогии, предложенный А. Н. Лутошкиным, путь развития коллектива он разбил на пять стадий.

1) «Песчаная россыпь» 2) «Мягкая глина» 3) Мерцающий маяк» 4) «Алый парус» 5) «Горящий факел»

Сравнение коллектива с песчинками. Сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесёт часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней – разнесёт песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребёт его в кучу. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый сам по себе. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Люди ещё мало знают друг друга или просто не решаются, а быть может, и не желают пойти навстречу друг другу… Нет общих интересов, общих дел. Нет того центра, вокруг которого бы происходило объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти другому на помощь, нет дисциплины, ей (группе) особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой.

В штормящем море и начинающему и опытному мореходу маяк приносит уверенность - курс выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех.

Алый парус - символ устремленности вперед, дружеской верности, не успокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех, все за одного!». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальной и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» - знающие и надежные организаторы, верные товарищи. Здесь нет пассажиров, все - члены экипажа. Коллектив интересуется не только своими делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

Настоящий коллектив - тот, который не удовлетворен своим благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести людям пользу. Горячий материал для «горящего факела» - дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Таким образом, деятельность А. Н. Лутошкина актуальна и на сегодняшний день. Педагог сделал немалый вклад в теорию развития коллектива, изучения его особенностей и эмоционального аспекта, а также тонкости организаторской работы.

Для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение детей друг с другом, их взаимодействие.

Используя дидактические игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Поэтому в каждом классе цели и задания, реализуемые в ходе работы над сплочением коллектива, значительно отличаются друг от друга. Педагогу важно это учитывать при выборе игры, ориентируясь на те результаты, которые он планирует получить после ее проведения.

Игра – отличное дополнение к учебному процессу.

Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное.

Игра может стать самым эффективным инструментом обновления содержания деятельности детских организаций.

Игры и упражнения на формирование коллектива

Психологические игры и упражнения для детей, направленные на формирование и развитие детского коллектива.

На льдине

Цель: развитие межличностных отношений в коллективе соучастия, единства, чувства поддержки.

Участвуют не менее 8-10 человек. Стулья по количеству участников.

Ведущий предлагает участникам составить из стульев льдину и отправиться в плавание по Северному Ледовитому океану. Участники встают на стулья. Ведущий начинает рассказ: «Вы, друзья, отправились в путешествие по Северному Ледовитому океану. Начался шторм, кусочек льдины откололся, но вам нужно спастись всем, продержаться на льдине до тех пор, пока к вам не придет помощь». Ведущий постепенно убирает стулья, тем самым «откалывая» кусочек за кусочком от льдины. Задача участников: как можно дольше и в большем количестве остаться на льдине.

В конце игры идет обсуждение: как долго сколько смогли удерживаться на льдине, кто предпринял больше усилий для спасения других, кто спасал лишь себя.

Бревно

Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Необходимо поменяться местами: 1-й должен занять место последнего, 2-й — предпоследнего и т. д. Во время выполнения упражнения нельзя становиться на землю. Если хотя бы один человек коснется земли, вся группа возвращается на исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.

«Молекула – хаос»

Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде ведущего: «Молекула по 2, по 3 и т. д.», игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: «Хаос», участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается.

«Сиамские близнецы»

развивать умение работать в парах, чувствовать друг друга.

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Близнецам предлагается:

-походить по помещению

-присесть

-лечь, встать

-нарисовать что-то

«Коленочки»

Группа сидит в кругу. Каждый кладет свои руки на колени соседям. Надо хлопать ладонями по коленям, так чтобы ладони хлопали строго по очереди, как они лежат. Сбившийся человек убирает руку, которой ошибся.

Игра «Гусеница»

Ведущий сообщает, что сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и

будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки

положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и

спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до

воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник

держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без

помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

 «Зеркало»

Играющие выстраиваются в колонну. Один из них назначается "зеркалом" и становится перед колонной. Его задача - объяснить без звуков и слов первому из колонны, кто находится за его спиной (как будто тот отражается в зеркале). Далее зеркалом становится тот, кто угадывал "отражение", а "отражение" в свою очередь становится на место угадывающего.

«Носок-пятка»

Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.

Слепой и Поводырь (для детей с 6 лет)

Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

Дети разбиваются на пары. Один — «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся.

Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

Неваляшка (для детей с 6 лет)

Количество участников трое: родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

«Тролли»

Участники игры гуляют по комнате, «в горах», ведущий громко предупреждает: «Духи гор смотрят на нас»! После прозвучавшего сигнала, участники должны собраться в круг, спрятав слабых участников в середину круга. Затем они хором произносят фразу: «Мы вместе, духов гор мы не боимся!».

После этого участники вновь расходятся по помещению и игра начинается сначала.

При выполнении данной игры важным условием является точное повторение «кодовых фраз» с серьезным видом.

Комплименты (для детей с 4 лет)

Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«Волшебный стул»
Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.
Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Для более старших детей предыдущее задание можно изменить.
Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное. 
Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.

«Свеча любви»
Попросите детей встать в круг и раздайте каждому маленькую свечку. Затем зажгите свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу.
Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече любви. Из рисунков детей делается выставка.

«Колечко красоты»
Скажите детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Развитию сплоченности коллектива способствуют не только игры, но и любая совместная деятельность, которая направлена на достижение общих целей.  Исходя из этого, использование предложенных игр обязательно нужно дополнять проведением воспитательных часов о дружбе, взаимоподдержке, моральных качествах, реализацией социально значимых для детей коллективных творческих дел или коллективных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" фОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

" Формирование сплоченного коллектива в начальной школе"

МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе.

Формирование коллективных  отношений между учащимися  в процессе активной,  творческой, содержательной коллективной деятельности. Задачи классного руководителя, в     ...

«Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива в начальной школе»

В статье обобщен опыт работы по формированию детского коллектива в начальной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Становление человека происходит в природной, культурной, информационной, и в социальной среде. Для этого процесса в школьные годы огромную роль играет среда сверстников и педагогов. Класс является одн...

Формирование родительского коллектива в начальной школе. Статья

Статья "Ступеньки роста и формирования родительского коллектива"...

Формирование ученического коллектива в начальной школе

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Актуальность да...