"Метод воспитания - игра"
статья

Фролова Ирина Витальевна

Статья о значении игры в жизни ребенка. Игра помогает детям лучше усваивать учебный материал, с её помощью можно решить различные задачи. Игра - это многоплановое, многоцелевое образование!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_vospitaniya_igra.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

СП ГБОУ СОШ №4 - Дом детского творчества г.о. Чапаевск

                         

                 

         «Метод воспитания – игра»

                                                              Подготовил педагог

                                                              дополнительного образования

                                                              Фролова И.В.

                             

       

«Метод воспитания – игра»

В  наши дни, когда противоречия и проблемы детей и взрослых, казалось бы, не имеют разрешения, когда все испытанные и неоднократно проверенные педагогические средства не столь эффективны, как раньше, родители, ученые, воспитатели всё чаще вспоминают об игре.

 Игра – это не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам.

Игра для ребёнка – осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по- своему и придаёт огромное значение. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта.  

Игра очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитании детей. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры, направленных на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели.

Ребёнок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности, а игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности, как игра.

Игры должны соответствовать подготовленности детей к ним. Смысл игры в том, чтобы её участник мог преодолеть препятствие на пути и достичь цели. Игра, в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилий, не заинтересует детей, и не будет иметь воспитательной ценности. Непосильные игры снижают у детей интерес и переутомляют их.

Приступая к проведению игры, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроение детей.

Специалисты указывают, что игра – это единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Игра – нередко единственный путь помощи тем, кто ещё не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто ещё снизу вверх смотрит на взрослый мир фантазий и образов.

Фрейд писал: «Нам следует искать в ребёнке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребёнка – это игра…в игре каждый ребёнок подобен писателю: он создаёт свой собственный мир, или. Иначе. Он устраивает этот мир так, как ему больше нравиться».

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Игра на занятиях может быть использована для обучения детей. С её помощью решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умения использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств.

В условиях игры дети запоминают познавательный материал лучше, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры активизирует внимание, мышление, память. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннего мира ребёнка.

Игра – это своего рода действие. Какое-либо действие всегда преследует определённые цели. Цели различные по своему содержанию, влекут за собой и различные виды действий. В игре предусматривается, как правило, не одна цель, а несколько. Игра может служить для достижения личных целей. Следовательно, игра – это многоплановое, многоцелевое образование и в каждом конкретном случае выбор её основных целей и задач зависит от конкретных обстоятельств. Любую игру нельзя повторить, потому что она отличается уникальностью каждого игрового взаимодействия. Игра разворачивается в своём времени, порождает особый мир.

    Введение игровых элементов в любой вид деятельности предполагает наличие определённых условий, помогающих самоорганизации детей. Для этого необходимы благоприятные отношения с окружающими, душевный комфорт, при котором дети перестают стесняться и свободно выражают свои мысли, чувства в отношениях друг с другом. Через ролевое перевоплощение они стремятся овладеть новыми умениями и навыками и свободно проявляют индивидуальные черты.

Подытоживая всё сказанное, важно остановиться на нескольких положениях:

  1. Для достижения целей игры ведущий должен определить свои собственные цели и задать их игрокам (явно или в скрытой форме).
  2. Введение повторной игры с одним составом участников и вход в неё требует применение дополнительных средств. Игра – это постоянный вход и постоянный выход «сшиваемые» ведущим в целостное представление, в конкретную игровую систему на уровне, соотносимом с целями игры.
  3. Время игры позволяет оперировать материальным пространством игрового контекста.
  4. Игра – миг условного, эта форма условной деятельности человека и поэтому может существовать только в деятельности и не может объективироваться в её реальных результатах, продуктах.

Являясь формой условной деятельности людей, игра выступает как идеальный феномен человеческой культуры. Ребёнок в играх не только отражает действительность, но и моделирует этот мир под себя. Педагог, пользуясь игрой как средством обучения и воспитания, сам моделирует различные условные ситуации, которые дети сами должны решить в процессе игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Похвала как метод воспитания

Вопреки мнению о том, что «пинок рождает крылья», гораздо более мощным стимулом для человека разумного в любом возрасте является все же похвала – если, конечно, его не испортили «силовым» воспит...

Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"

Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...

Беседа "Похвала как метод воспитания."

В этой статье говорится о том, каких ошибок не следует допускать родителям. Например, ошибка1: .хвалить слишком часто. Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается....

Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе

Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....

Ролевая игра « Тренинг мозгового штурма для детей» как метод воспитания.

Ролевая игра « Тренинг мозгового штурма для детей» как метод воспитания....

Классификации методов обучения и методов воспитания

В статье приведены наиболее распространенные классификации методов обучения, принятые в педагогической практике настоящего времени....