Интеллектуальный марафон "Знатоки родного края"
методическая разработка (3 класс)

Аннотация к методической разработке

Интеллектуальный марафон «Знатоки родного края»

 

Данное мероприятие приурочено к окончанию изучения краеведческого курса «Морянка».

Комплексное изучение родного края формирует у обучающихся умение в хронологической последовательности раскрывать исторические события, знакомиться с  памятными местами Архангельской области, выявлять экологические проблемы родного края.

          Все этапы занятия взаимосвязаны, осуществляются переходы от одного к другому. Разработка легка в применении.

 Хорошо прослеживается воспитательная линия любви к малой родине, происходит развитие коммуникативных навыков. Занятие вызвало положительные эмоции у всех участников.

Цель: приобщение к историко - культурному наследию Русского Севера через игровую форму  занятия   по краеведению.

Задачи: систематизировать знания обучающихся по истории, культуре, географии Русского Севера; активизировать познавательную деятельность;  воспитывать уважение и чувство гордости к своему родному краю.

Возраст обучающихся: 10 лет.

Актуальность: Проведение занятия регионального содержания актуально. В 2019 году Архангельская область отметила 82-летие.  Мероприятие имеет духовно-нравственную направленность, что способствует воспитанию любви к родному краю, приобщению к народной культуре Поморья. Данная методическая разработка может быть использована в качестве дополнительного материала по изучению истории родного края.

Условия реализации: занятие проводится в специально оборудованном кабинете; оборудование, которое используется в работе: цветовые сектора с заданиями: «Загадки Русского Севера», «Быт поморов», «История Русского Севера», «Природа поморского края», «Культура Русского Севера», «Традиционные промыслы и ремёсла», презентация «Воспитание в поморской семье».

Список литературы:

Бартенев И., Федоров Б. Архитектурные памятники русского Севера. М., «Искусство», 1996.

А.Н. Давыдов Архангельский музей деревянного зодчества. Москва, «Планета», 1987.

В.А. Шелег Малые Корелы музей деревянного зодчества Архангельск, «Поморский сувенир», 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Интеллектуальный  марафон  «Знатоки родного края».

(итоговое занятие по программе «Морянка» в 4 классе).

Цель: приобщение к историко - культурному наследию Русского Севера через игровую форму  занятия   по краеведению.

Задачи: систематизировать знания обучающихся по истории, культуре, географии Русского Севера; активизировать познавательную деятельность;  воспитывать уважение и чувство гордости к своему родному краю.

Оснащение:  цветовые сектора с заданиями: «Загадки Русского Севера», «Быт поморов», «История Русского Севера», «Природа поморского края», «Культура Русского Севера», «Традиционные промыслы и ремёсла», презентация «Воспитание в поморской семье».

Ход занятия.

Русский Север…Поморье…или Двинское Заволочье,

                               как его называли в старину новгородцы, первые

                                          поселенцы этих мест. Родная, ни с чем несравнимая

                                          земля.

Велика Россия, тысячи земель и заветных уголков собрала она. Для нас, живущих на Севере, самым дорогим местом является та местность, где мы родились и живём. Много неизведанных тайн до сих пор сохранились здесь: каменные лабиринты (вавилоны), непроходимые лесные чащи и полноводные реки, несущие свои воды в Белое море. Но кроме необычной природы, наша земля славится людьми, принесшими ей былую славу. Первый сектор посвящён «Загадкам Русского Севера», вам предлагаются вопросы красного сектора ( «Заморочки из бочки» : карточки с вопросами).

1. Сколько памятников архитектуры находится на территории Музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»? (120 объектов)

2. Этот архипелаг состоит из 6 крупных и около 100 маленьких островов. Назовите архипелаг и самый крупный его остров. (Соловки, Большой Соловецкий)

3. Назовите самый древний город Архангельской области (г. Каргополь)

4. Где находится Новодвинская крепость? Когда и с какой целью она была возведена? (на левом берегу р. Северная Двина, для защиты от нападения шведов)

5. Какие монастыри, сохранившиеся на территории Архангельской области до настоящего времени, Вы можете назвать? (Николо - Корельский, Антонио - Сийский, Веркольский, Соловецкий)

Живя на Севере, люди приспособились к суровому климату и наперекор бурям и морозам, холоду и голоду творили красоту. Богатая северная земля щедро одаривала местных жителей: рыбой, грибами и ягодами. На морских берегах можно было заниматься солеварением, промыслом морского зверя (тюленя, моржа), в лесах водился ценный пушной зверь. Благодаря старанию и трудолюбию быт поморов становился более усовершенствованным. Предлагаем ответить на вопросы желтого сектора «Быт поморов» (презентация «Воспитание в поморской семье»).

Вопросы к презентации:

 1Почему дома на Севере были достаточно высокие? Чем это обусловлено? (строились по берегам рек, в доме во второй половине содержался скот - дом - двор)

2. Как называлась женская половина избы? (бабий - кутый угол)

3. Что такое подворье? (монастырское хозяйство в другом месте от самого монастыря. Например, подворье Николо - Корельского монастыря в г. Архангельске)

4. Какая посуда пользовалась в быту наибольшим спросом? (глиняная и берестяная, т.к. была доступной и удобной)

5. Какие традиционные блюда относятся к северной кухне? (щи, уха, каша, квашеная капуста, соленые грибы - рыжики, рыба, шаньги, калитки, кулебяки)

 Задания: соберите и объясните пословицы о семье:

Кипит, каша, гуще, семейная (Семейная каша гуще кипит);

Туча, вместе, и,  страшна, семья, если, не  (Если семья вместе - не      страшна и туча);

Мой, крепость, дом, моя (Мой дом – моя крепость).

История людей - это история той местности, в которой они жили и обустраивали её. На Севере много памятных мест, хранящих свидетельства о событиях и людях, оставивший свой след на этой земле. В Поморье есть удивительные места. Это - и Соловки, и Малые Корелы, и северные древние города. Перед вами задания синего сектора «История Русского Севера».

1.Назовите места Архангельской области, где были установлены памятники М.В. Ломоносову, а также их скульпторов и годы открытия. (Архангельск: 1832 г. Иван Мартос, село Ломоносово:1958 г. И.И. Козловский, Северодвинск: 1958 г. М.С. Алещенко)

2. Этот известный человек учился в Архангельском городском училище, в Художественном училище барона Штиглица в Петербурге, в частных школах Л.Е. Дмитриева-Кавказского и Я.С. Гольдблата. Он побывал паломником в Иерусалиме, Константинополе и Египте, участвовал в экспедициях на Печору, Мезень, Пинегу, Новую Землю. Назовите этого человека и годы его жизни. (С.Г. Писахов, 1879 - 1960гг.)

3. Роль этого монастыря возрастает с 1553 года. В монастыре бывали Стифен Бэрроу, Ричард Джонсон, Антоний Дженкинсон, Джером Горсей, Томас Рандольф, Ян де Валле. Назовите монастырь и его местонахождение. (Николо - Корельский монастырь)

4. На гранях памятника Петру I скульптора М.М. Антокольского, установленного в Архангельске, в 1914 году выбиты 4 даты назовите их и укажите, что они обозначают. (даты приезда царя: 1693, 1694, 1701; дату установки памятника: 1914)

        Жить в Поморье было всегда непросто. Только люди с крепким характером, большой силой воли могли противостоять стихийным силам природы. Ярким подтверждением этому является наш земляк М.В. Ломоносов, гений русской науки, который с детства был окружён непонятными явлениями, не дающими ему покоя.

1. Атмосферное явление, которое можно наблюдать во время полярной ночи. (северное сияние - сполохи)

2. Участок суши, впадающий в озеро, реку или море и с трех сторон окруженный водой. (полуостров)

3. Северные земли, расположенные за волоками. (Заволочье)

4. Море, омывающие берега стран Баренц - региона. (Баренцево)

5. Как называли поморы остров Шпицберген? (Грумант).

 Сектор зелёного цвета «Природа Поморского края» («Гонка за лидером»: кто напишет и назовет больше особоохраняемых объектов Архангельской области: Кенозерский национальный парк, Онежское Поморье, Сийский заказник и другие).

Жизнь, связанная с морем, морскими промысловыми сезонами, отложила отпечаток на культуру поморов. Их жилые и хозяйственные постройки, одежда, народный календарь, обычаи, обряды и даже речь - всё имело свои особенности.  Сектор фиолетового цвета «Культура Русского Севера». (Из «бабушкиного сундука» - назвать предмет и его предназначение: прялка, сито, веретено, скатерть, рукомойник, половник, крынка, чугун, рушник, короб, туес, шаркунок, сарафан, кокошник, выступки).

Поморы - удивительный народ, сохранивший на века не только культуру, но и старинные промыслы и ремёсла. Передавая из поколения  свои секреты, мастера создавали подлинные творения народного искусства. Коричневый сектор «Традиционные промыслы и ремесла». Задание: на карточках дать объяснение, что это промысел или ремесло.

Гончарный (промысел), лоскутное шитьё (ремесло), жемчужный (промысел), глиняная игрушка (ремесло), беличий (промысел), тряпичная кукла (ремесло), орнаментальное вязание (ремесло), бранное ткачество (ремесло), резьба по кости (ремесло), роспись по дереву (ремесло), плетение из бересты (ремесло), северная вышивка (ремесло), вологодское кружево (ремесло), деревянное зодчество (ремесло), морской (промысел), зверобойный (промысел), смолокурение (промысел), кораблестроение (ремесло), солеварение (промысел), золотошитьё (ремесло).

Север - это России частица,

Это край, где всегда холода.

С песней - люди привыкли трудиться,

          И забыть не смогли никогда…

 Говорят, северяне суровы,

          Что не скажут иное словцо,

          Низко вам не поклонятся в ноги,

          Лишний раз не взойдут на крыльцо.

Это только так кажется, сказки,

          Я прошу Вас, поверьте, друзья,

          Северянам без песни, частушки,

          Ну, никак обходиться нельзя!

В заключении учащиеся исполняют «Северные частушки»

1.Мы на Севере живем
Вкусны шанежки жуем
Мы частушек много знаем
И для вас сейчас споем .

      2.Что же любят сладкоежки?
    И конфеты, и орешки
    А на севере – морошку
    И частушку под гармошку.

3.Северяночки – девчонки 
Красотою славятся,
А как только запоют
Сразу всем понравятся.

4.Дуют ветры, дуют ветры
Дуют ветры с Севера,
А Архангельски ребята
Чуть повыше клевера .

     5.Приезжайте к нам на Север
    На морозы поглядеть
    Да смотрите, не забудьте
    Дома валенки надеть.

6. Кто на Севере бывал

Ночи белые видал

Полюбил всей душою

Север наш родной.

7. Мы пропели Вам частушки
Постарались от души
Наши северны частушки 
Даже очень хороши.

8. Говорим мы Вам спасибо

Что пришли на праздник к нам

Что дела все отложили

      Для нас времечко нашли.

  Использованная литература

Бартенев И., Федоров Б. Архитектурные памятники русского Севера. М., «Искусство», 1996.

А.Н. Давыдов Архангельский музей деревянного зодчества. Москва, «Планета», 1987.

В.А. Шелег Малые Корелы музей деревянного зодчества Архангельск, «Поморский сувенир», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по страницам родного края 3 класс

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое  было проведено в 3 классе в рамках экологической акции «Охранять природу — значит любить Родину ». Предлагаемый материал о растител...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Мой родной край"

Методическая разработка предназначена для проведения одного из итоговых занятий объединения "Юный краевед" в средней общеобразовательной школе. Она учитывает состав места проживания школьник...

Краеведческая интеллектуальная игра «Знатоки родного края»

Цель игры : расширение, закрепление и углубление знаний о городе Череповце и Вологодской области, интеллектуальное развитие детей....

Интеллектуальная краеведческая игра-путешествие "Родной край в вопросах и ответах» (детско-родительское мероприятие)

Разработка данной игры – совместный проект ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» и МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г. Белгорода – итогов...

Командная интеллектуальная игра "Знатоки родного края"

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителей начальных классов, библиотекарей образовательных учреждений города Белгорода и Белгородской области в целях патриотического вос...