Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
методическая разработка (4 класс)

Шелудько Эльза Бабашевна

писание методической разработки воспитательного мероприятия:

  1. Пояснительная записка:

  2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

  3. Великая Отечественная война. Данная тема была выбрана мной потому, что она представляет в себе не только большой героизм и мужество нашего многонационального народа, но и соприкасается с интересной и поучительной историей нашего государства. 

  4. Данное мероприятие проводится с учениками начальной школы ( 3-4 класс). 9-10 лет.

  5. В систему воспитательной работы (классные часы, викторины, посещение краеведческого музея, встречи с ветеранами, чтение рассказов и стихов о войне, работа над творческими проектами, посвященными Великой Отечественной войны) входят и мероприятия высокого гражданского звучания. Дети становятся непосредственными участниками событий далекого прошлого. Школьники начинают осознавать, что историческое прошлое неразрывно связано с нашим настоящим и будущим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sheludko_e.b.mkou_zato_znamensk_sosh_232.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

III Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
 

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

______________________________________________________________

Тематическое направление

Великая Отечественная война

Тема методической разработки

                                  Шелудько Эльза Бабашевна

                                 учитель начальных классов

                                                 МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 232

_____________________________________

Автор: ФИО, должность,

образовательная организация

(в соответствии с Уставом)

2022 год

Описание методической разработки воспитательного мероприятия:

  1. Пояснительная записка:
  1. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
  2. Великая Отечественная война. Данная тема была выбрана мной потому, что она представляет в себе не только большой героизм и мужество нашего многонационального народа, но и соприкасается с интересной и поучительной историей нашего государства.
  3. Данное мероприятие проводится с учениками начальной школы ( 3-4 класс). 9-10 лет.
  4. В систему воспитательной работы (классные часы, викторины, посещение краеведческого музея, встречи с ветеранами, чтение рассказов и стихов о войне, работа над творческими проектами, посвященными Великой Отечественной войны) входят и мероприятия высокого гражданского звучания. Дети становятся непосредственными участниками событий далекого прошлого. Школьники начинают осознавать, что историческое прошлое неразрывно связано с нашим настоящим и будущим.
  5. Цель: Создание благоприятных условий для формирования чувства патриотизма, принадлежности к государству.

Задачи:

  1. раскрыть историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне;
  2. продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям;
  3. формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Панируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные:  Умение  самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; делать умозаключения и выводы в словесной форме; формирование умения анализировать и на основе анализа делать выводы.

Регулятивные:

- понимание цели и задач классного часа; планирование своих действий для реализации цели классного часа; умение удерживать внимание на определенном виде деятельности, умение адекватно воспринимать  оценки учителя и высказывания одноклассников; умение слушать учителя; осуществлять познавательные и личностные рефлексии.

Коммуникативные:

умение слушать другого ученика - партнера по коммуникации;  отвечать на вопросы учителя;   участвовать в коллективном обсуждении, обмениваться мнениями.

Личностные: осознание важности уважительного отношения к своей Родине, к старшему поколению и к знаменательным датам. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания информации о героях и их подвигах Великой Отечественной войны.

  1. Беседа. Данная форма работы позволяет ребятам высказываться в равных условиях, задавать вопросы, рассказывать свои истории из жизни.
  2. ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, групповая технология.
  3. Для проведения мероприятия необходимо: видеозаписи( ранее записаны учениками, презентация.
  4. Данное мероприятие не может проводиться в любое время. Для проведения данного мероприятия немаловажным является предварительная работа по подбору информации. Основными источниками является Интернет.
  1. Основная часть:
  1. 1. Учитель выбирает тему и подготавливает материалы с учениками; 2. Учитель активно принимает работу в обсуждении вопроса по теме, помогает ученикам подобрать нужные стихотворения. 3. Учитель помогает редактировать ход интервью, выправляет историю.
  2. Конспект мероприятия.

Часть 1. Мотивационная.

Занятие начинается с прослушивания отрывка из поэмы «Реквием», в исполнении хорошо читающего ученика:

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!


Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
(Р.Рождественский)

Часть 2. Основная.

Беседа. Учитель начинает основную часть классного часа с обсуждения произведения.

- Ребята, а как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Какие чувства вызывает оно у вас?

- Если бы вы были художниками, какие красками вы бы его передали? Почему?

- А если композиторами, какую музыку сочинили?

Дети делают вывод о том, что использовали неяркие( грустные) цвета. Что использовали бы грустную мелодию.

- А как вы понимаете слово война? Почему мы должны помнить о подвиге наших соотечественников?

- А что значит быть достойным памяти павших? Какими мы должны быть?

Результатом обсуждения будет вывод о важности подвига наших предков, о необходимости помнить и знать историю своей страны.

Постановка темы и задач занятия.

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на занятии? Сформулируйте тему нашей беседы.

Учитель вывешивает тему занятия на доску.

- Что бы вы хотели узнать о ВОВ?

1. Узнать о событиях ВОВ;

2. Узнать о героях ВОВ;

3. Почему война называлась Отечественная?

Открытие новых знаний.

- Ребята, давайте разберемся. Почему война называлась Отечественная?

Давайте обратимся к толковому словарю. Ученики начинают искать ответ на вопрос в толковом словаре.

Слово ОТЕЧЕСТВЕННАЯ обозначает - граждане одной страны встают на защиту своего Отечества.

- А как люди узнали о начале войны? Для простых людей нападение фашистов оказалось неожиданным, было прекрасное воскресное утро, многие еще спали. Давайте посмотрим, как это было

https://www.youtube.com/watch?v=0JQ-qQjS_Xk 

Учитель предлагает детям отправиться в историческое путешествие.

-Ребята, я предлагаю вам окунуться в прошлое, чтобы ответить на следующие вопросы:

- Когда началась ВОВ?

- Какое событие было самым трагичным?

- Почему День Победы мы отмечаем именно 9 Мая?

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утра вероломным нападением гитлеровской Германии на СССР и продолжалась почти 4 года.

Гитлер и его генералы придумали план войны и назвали его «Барбаросса». По этому плану фашисты рассчитывали победить Советский Союз очень быстро, до наступления холодов. За 3-4 месяца захватить всю страну, а на завоевание Москвы отводили несколько дней. Гитлеровцы называли такую войну «молниеносной». Фашистская Германия хорошо подготовилась к захвату нашей страны, у неё была самая лучшая военная техника того времени, все завоёванные Гитлером страны работали на Германию.

Первой крепостью, принявшей на себя удар врага, стала Брестская крепость. Героическая оборона Брестской крепости длилась почти месяц. Фашисты не ожидали такого отпора. Дальше были Минск, Киев, Одесса, Севастополь. Эти города наши войска мужественно защищали, но силы были неравны. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, враг стремительно продвигался к центральным районам страны, к Москве, к Ленинграду.

Самое трагическое и страшное событие Великой Отечественной - блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), началась она осенью 1941 года и длилась почти 900 дней. По приказу Гитлера его войска окружили Ленинград, регулярно обстреливали из тяжелых орудий. Немцы планировали постепенно сжимать кольцо и тем самым лишить город любого снабжения. Гитлеровцы думали, что от голода жители быстро вымрут. Но ленинградцы продолжали трудиться на заводах, а дети ходили в школу, дежурили на крышах, чтобы тушить бомбы-зажигалки. Люди получали хлеб и другие продукты по карточкам в мизерном количестве. Снабжение города зависело от привозных продуктов, которые позже удалось поставлять по знаменитой Дороге жизни – по льду Ладожского озера. За годы блокады Ленинграда очень много людей умерло от голода. Полное снятие блокады произошло в январе 1944 г.

Осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. Даже рассматривали город в бинокли и планировали провести парад на Красной площади. Но их планы рухнули. Оборона Москвы осенью 1941 - зимой 1942 года - одно из ключевых событий Великой Отечественной войны, она сорвала планы гитлеровцев о молниеносной победе. Советским войскам впервые удалось остановить наступление немецких войск и создать предпосылки для дальнейшего контрнаступления.

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к Волге и захватить город Сталинград. Захват Сталинграда мог обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам. Летом 1942 г. началась Сталинградская битва, а закончилась она зимой 1943 года полной капитуляцией гитлеровцев. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением, для России — её величайшей победой. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

После поражения под Сталинградом немцы стремились перехватить инициативу. Используя новейшие бронемашины «тигр» и «пантера», летом 1943г они предполагали разбить крупную группировку наших войск в районе Курской дуги. Но Курская битва тоже завершилась победой Красной Армии.

Наступил перелом в войне. Красная Армия перешла в наступление. Были освобождены многие города и населенные пункты, захваченные фашистами.

Советские войска своими успешными боевыми действиями фактически решили дальнейший исход войны. Началось освобождение Европы.

30 апреля 1945 года советские воины М.А. Егоров и М.В. Кантария. водрузили Красное Знамя (Знамя Победы) над рейхстагом в Берлине.

8 мая 1945 года в предместье Берлина в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому) был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 мая объявлен Днем Победы.

- На какие еще вопросы мы можем найти ответы в тексте?

История о ветеране.

- Ребята, мы ответили на два вопроса урока, но так и не поговорили о самых главных- ВЕТЕРАНАХ Войны.

- У учеников нашего класса много родственников, побывавших на войне.

- Ксения Дементеева хочет рассказать вам про своего прадеда.

-Давайте просмотрим видео.

https://www.youtube.com/watch?v=-o3ZriTKXNY

- Расскажите, что вы запомнили? В чем заключается героизм этого человека?

- А вы можете поделиться историей о своих родственниках, побывавших на войне?

Дети рассказывают истории из своей жизни.

ЧАСТЬ 3. Заключение.

Ребята, в завершении нашего занятия предлагаю Вам написать на листочках вывод, который вы можете сделать после занятия. Нарисовать самый запоминающийся фрагмент.

Прикрепить его на доску, чтобы могли прочитать не только вы, но и ваши одноклассники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение формирования российской идентичности школьников

Важнейшие задачи воспитания  подрастающего поколения – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоят...

Патриотическое воспитание как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: опыт работы

Формирование основ российской идентичности у младшего школьника осуществляется посредством целевых установок патриотического воспитания. Правильно спланированное и организованное патриотическое воспит...

Патриотическое воспитание, как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: проблемы и пути решения

Статья посвящена рассмотрению проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России. Рассматривая причины обвала духовных и нравственных ценностей в современном российском о...

Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании личности ребёнка

Статья о технологиях гражданско-патриотического воспитания...

План индивидуальной самообразовательной работы «Влияние духовно – патриотического воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

«Воспитание духовно – патриотической ответственности, достоинства и уважения к формированию дружеских отношений в коллективе».   Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспеч...

Социально-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции школьников в современном мире (из опыта работы 291 школы)

В статье освещаются основные аспекты деятельности педагога в русле патриотического воспитания, в обобщенном виде представлен опыт работы школы 291 в этом направлении....