Учебный проект "Каким должен быть портфель младшего школьника?"
проект (4 класс)

Все, что понадобится ребенку в школе, он будет носить с собой. А вот в чем? В продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к портфелю младшего школьника очень жесткие. Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный проект

«Каким должен быть портфель младшего школьника?»

C:\Documents and Settings\Loner\Мои документы\Мои рисунки\шк откр\1.jpg

Автор проекта: 

Руководитель: 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП        3

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ)        4

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП        9

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА        11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        13

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Все, что понадобится ребенку в школе, он будет носить с собой. А вот в чем? В продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к портфелю младшего школьника очень жесткие. Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?

Поэтому цель нашего исследования: выяснить, как вес портфеля влияет на здоровье школьника.

Задачи:

  • проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
  • описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
  • предложить свои способы решения проблемы.

Объектом исследования является: школьники.

Предметом  исследования: осанка школьника.

Тип проекта: информормационно-исследовательский

Продолжительность работы над проектом: 1 месяц

План работы над проектом:

1. Формирование проблемы.

2. Поиск информации по теме проекта.

3. Проведение эксперимента.

4. Обработка полученных данных.

5. Разработка рекомендаций для детей и взрослых.

6. Обобщение полученных знаний и создание презентации.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ)

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Что такое осанка?

По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.

Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей и сумок. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Когда на Земле появился портфель? Что означает слово портфель?

Слово французского происхождения, состоит из двух частей: «порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – «ношу листы».

Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

А что такое ранец?

Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам наёмные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. «Ranzen» с немецкого языка означает - «заплечный походный мешок». Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку, также носимую на спине. Раньше ранцы делали из тюленьей кожи.

Что лучше носить: ранцы или портфели?

Для младшего школьника это обязательно должен быть ранец. Только не нужно носить его на одном плече, как это сейчас модно. Правильно надетый ранец - на оба плеча - позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает.

Если же носить ранец на одном плече или портфель, нагрузка будет ложиться на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение…

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в своём классе. В эксперименте участвовало 20человек.

План эксперимента:

  1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса
  2. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.
  3. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
  4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
  5. Подвести итоги по позициям: самый лёгкий, самый тяжелый …
  6. Дать рекомендации детям и взрослым.

Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе тоже есть. (Приложение 1)

Результаты исследования личных карточек показали, что в нашем классе 5 человек с нарушением осанки и 15 человек со здоровой опорно-двигательной системой.

Ребята, поступая в 1 класс, уже имеют нарушение осанки. За время учебы наблюдается  увеличение количества детей с нарушением осанки. Из 25 детей, поступивших в 2007 году в 1 класс, 8% или 2 детей уже имели нарушение осанки. К концу 4 класса количество детей с нарушением осанки увеличилось до 25%, то есть 5 детей (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Анализ медицинских карт

Какие требования предъявляются к учебникам?

«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

- 1-4-х классов – 300 г;

- 5-6-х классов – 400 г;

- 7-9-х классов – 500 г;

- 10-11-х классов – 600 г.

Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:

«Литературное чтение» - 300г

«Математика» - 300 г

«Русский язык» - 200 г

«Окружающий мир» - 300 г

«Информатика» - 200 г

«Английский язык» - 400 г

Дневник – 200г

Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и нарушитель, им оказался учебник английского языка - 400 г, дело в том, что он не входит в учебно-методический комплект «Школа 2100».

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика.

Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному  весу. (Приложение 1)

Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.

Мы увидели, что у 3 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители легковесы весом всего 0,4 кг. Однако у 17 человек вес ранца превысил гигиеническую норму (1 кг, 0,9 кг, 0,6 кг).

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки. А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?

Приведём в пример диаграмму одного ученика, И.Р.. Во все дни недели мы наблюдали, что реальный вес ранца превышал правильный вес (Диаграмма 2).

Диаграмма 2

Диаграмма соотношения веса по норме к реальному.

          Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник, четверг. (В этот день у учащихся по расписанию английский язык). Самым легким ранец оказался в среду, причем не учитывался вес сменной обуви.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подведем итоги по позициям:

- самый правильный ранец (до 0,5 кг) - 0,4 кг;

- самый лёгкий портфель - нет;

- самый тяжёлый ранец – 1 кг;

- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 5 кг;

- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 2, 5 кг;

- самый тяжёлый учебник – «Английский язык» - 400 г;

- самый «тяжёлый» учебный день понедельник, четверг;

- самый «лёгкий» учебный день - среда;

Изучив и проанализировав данный материал по заявленной теме, мы разработали некоторые рекомендации:

Рекомендации ученикам (Приложение 2)

  • Не носите лишнего в ранцах.
  • Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выкладывать из него ненужные учебники.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила для поддержания правильной осанки:

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  • Не носить ранец или портфель в одной руке.
  • Не перегружать портфель.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  • Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.

А также мы разработали рекомендации для родителей и учителей.

Рекомендации учителям

  • используйте только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
  • при составлении школьного расписания учитывайте гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
  • организуйте хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
  • создайте в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Рекомендации родителям

  • Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
  • У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
  • Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
  • Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Мы считаем, что цель нашего проекта нами достигнута. Но на этом наша исследовательская деятельность не прекращается, мы планируем разработать рекомендации для производителей школьных портфелей.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Атлас для начальной школы. «Организм человека и охрана здоровья». – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2012 г;
  2. Большая детская энциклопедия «Природоведение», - «Хорошая погода», Москва, 2008 г;
  3. Вахрушев А. А. Окружающий мир. – М.: «Баласс», 2014 г;
  4. Медицинские карты учащихся 4 класса;
  5. www. osanka. ru
  6. www. bags4school. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Если есть шаг, должен быть след" (факультатив «Ваши права»)

Что такое права человека? Человеческое достоинство? Толерантность? У нас в стране и взрослые слабо себе это представляют. Возможно ли, чтобы маленькие школьники это поняли? Да. Благодаря интересн...

Каким должен быть портфель школьника.

Каким должен быть портфель первоклассника?Легким – содержимое портфеля и без того имеет внушительный вес.Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой...

Учебный проект "Каким должен быть портфель младшего школьника?"

Все, что понадобится ребенку в школе, он будет носить с собой. А вот в чем? В продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к п...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ младших КЛАССОВ?»

Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизн...

Каким должен быть режим дня младшего школьника

Каким  должен  быть  режим  дня  младшего  школьника...