Притчи Иисуса Христа
план-конспект урока (4 класс)

Чижкина Ольга Викторовна

Конспект урока на  тему "Притчи Иисуса Христа". Для учителей, готовищихся к преподаванию модуля ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritchi_iisusa_hrista.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и катехизации Нижегородской епархии

Нижегородская Духовная Семинария

Епархиальные педагогические курсы

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА:

«Притча как средство воспитания»

«Притча о неправедном судии»

Работу выполнила:

Чижкина О.В

МАОУ «Школа №139»

Московского района

Г.Нижнего Новгорода

Г. Нижний Новгород

2022г

Тема: Притча как средство воспитания»

«Притча о неправедном судии»

  1. Притчи Иисуса Христа и их значение в современном воспитании
  2. Притча «о неправедном судии»
  3. Богословное толкование притчи «о неправедном судии»
  4. Разработка беседы по притче «о неправедном судии»

  1. Притчи Иисуса Христа и их значение в современном воспитании

Иисус Христос часто употреблял в проповеди притчи. Однако делал Он это далеко не всегда. Иисус знал, что книжники и фарисеи, которые ходили слушать его притчи хотели подловить его на слове. Поэтому Он и сделал так, что смысл проповеди смогли понять лишь те, кто очень хотел его понять. Для этого Иисус и говорил с народом не напрямую, а притчами. Да-да, теми самыми баснями-загадками, которые невозможно понять, если сам рассказывающий не объяснит их. И фарисеи с книжниками оказались в нелепом положении. Они очень внимательно слушали, но ровным счетом ничего не могли понять. Иисус, стоя в лодке неподалеку от берега говорил:

— Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею сорняки и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда взошли и сорняки. Работники хозяина сказали ему: господин! Разве не доброе семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем сорняки? Он же сказал им: враг человека сделал это. А работники сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, вырвем их? Но он сказал: нет, — чтобы, вырывая сорняки, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы. И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде сорняки и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Вот как все это можно понять без объяснения смысла? Да просто никак! На то она и притча. Однако если бы книжники и фарисеи попросили объяснить ее смысл, они бы тем самым признали, что Иисус мудрее их. И что им, как и всем другим людям, тоже есть чему у Него поучиться. А на это гордые книжники и фарисеи никак не могли пойти. Поэтому они слушали притчи Иисуса, ничего в них не понимали, но важно надували щеки, кивали головами и делали вид, будто им все ясно.

Потом Иисус закончил говорить и отпустил людей. Его враги ушли ни с чем. И лишь тогда к Нему подошли те, которые не боялись признаться в своем неведении и очень хотели узнать, о чем же говорил Иисус. И только для них — жаждавших истины — Иисус разъяснил эту притчу.

Притчи играют особую роль, так как в них отражаются православные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения детей. Наглядность притчи даёт ребятам живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их подбор пословиц, поговорок в тему притчи;

Без сомнения, притча является одновременно самой древнейшей, но и самой вечной формой искусства слова, она никогда не потеряет своего культурного, литературоведческого и гуманистического значения. Мудрость, поданная в простой ясной форме учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может даже посмеяться над своими ошибками.

В притчах описаны истории, которые происходят с нами в повседневной жизни каждый день. Если вы обратите внимание, то наверняка заметите, что многие события, описанные в притчах, очень схожи с нашими каждодневными ситуациями. И вопрос в том, как на это реагировать. Притча учит смотреть на вещи трезво и поступать мудро, без излишней эмоциональности. В притчах скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей.

Притча «о неправедном судии»

Эта притча говорит о необходимости постоянного молитвенного предстояния человека перед Богом. Как бы ни было человеку иногда тяжело в жизни и как бы ни казалось ему его житейское горе невыносимым, он должен не впадать в уныние, но непрестанно молиться Богу с глубокой верой, что защита придет вскоре.

Окончив притчу, Господь сказал народу: «Слышите, что говорит судья неправедный? Если он, будучи неправедным, все-таки помог несчастной вдове, которая неотступно просила у него защиты, то Бог ли — Судья Праведный, не защитит избранных Своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».

Неправедный судья защитил вдову, чтобы избавиться от ее назойливости, чтобы она никогда не являлась ему на глаза, а Милосердный Господь защищает человека так, чтобы человек навсегда остался с Богом. Постоянство и настойчивость молитвы укрепляет связь человека с Богом Отцом. Чем чаще и настойчивее молитва, тем вернее придет спасение.

Однако среди людей постоянство молитвы и глубокой веры в Бога является большой редкостью. Вот почему в заключение притчи Христос сказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

Этот вопрос Господа нашего Иисуса Христа и по сей день настораживающе стоит перед сознанием каждого христианина

Богословное толкование притчи «о неправедном судии»

Судья безразличен к чужой боли. В притче прямо сказано, что судья долгое время не хотел помогать вдове. То есть речь тут идет не о лени, а о его безразличии: этот человек был с холодным сердцем и не любил делать другим добро. Сподвигла на помощь судью только неотступность вдовы, о чем он прямо заявил: не дает мне покоя. Простыми словами – вдова ему просто надоела своими приходами и просьбами.

Заповедь Свою – всегда молиться и не унывать – Иисус разъяснил притчей о неправедном судье. К одному судье, который Бога не боялся и людей не стыдился, ходила бедная вдова и постоянно просила его защитить ее от несправедливых требований ее соперника (то есть противника по судебному делу), но все ее просьбы были безуспешны. Наконец, судье надоели эти просьбы вдовы, и он исполнил их лишь для того, чтобы она не приходила больше докучать ему.

Окончив эту притчу, Иисус сказал: слышите, что говорит судья неправедный? Если он, будучи неправедным, все-таки защитил несчастную вдову, неотступно просившую у него защиты, то Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18, 6–8). Если неотступность просьб вдовы пробила заскорузлую совесть неправедного судьи и заставила его заступиться за обиженную, то возможно ли даже подумать, что Судья Праведный, Бог, не исполнит молений тех, которые могут считаться избранными Его, которые и мысли, и поступки свои согласуют с Его волей? Но Господь медлит иногда подавать просимое даже таким избранным, испытывая силу и крепость их веры; медлит, но все-таки подает.

Итак, не может быть никаких сомнений в том, что Бог как Судья Праведный исполнит  Свое обещание и всегда будет подавать верующим просимое, хотя и не немедленно. Но можно ли быть уверенным, что эти верующие сохранят всегда надлежащую веру в Его слово? Сохранится ли в них эта вера до конца? В этом еще можно сомневаться. Но скорее праведные люди ослабеют в своей вере, чем Бог отступит от Своих обещаний.

Итак, если нет места сомнениям, то неуместно и уныние. Верующий должен молиться, твердо верить в возможность получения просимого, своими делами сделаться достойным того, то есть стать как бы избранным, и никогда не унывать, если просимое не скоро дается. Сказываю вам, – говорит Христос, – что подаст им защиту вскоре.

Должно всегда молиться, сказал Христос. Но как молиться, с каким чувством приступать к молитве – это указано в следующей притче о фарисее и мытаре.

Разработка беседы по притче «о неправедном судии»

Цель беседы: познакомить с евангельскими притчами (выборочно), научить понимать их содержание и смысл.

Задачи урока:

учебные: расширить знания школьников о притчах как литературном жанре, сформировать представление о евангельских притчах в связи с христианским учением и моралью;

воспитательные: приобщение учащихся к христианской нравственной культуре на материале евангельских притч;

развитие универсальных учебных действий: развитие умений смыслового чтения, сравнения, установления аналогий, вывода следствий, нравственного оценивания усваиваемого содержания, выделения морального содержания действия, идентификации поступков как моральных/аморальных на основе соотнесения действия с моральным эталоном.

Беседа:

Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. 

На предыдущем уроке мы говорили о том, что не чудо приводит к вере, а вера приводит к чуду. Ради любви к людям, утешения и облегчения их страданий Христос совершал чудеса.

За Христом шло множество людей, которые были готовы находиться при Нём всё время. Среди тех, кто слушал Иисуса Христа, были разные люди - и учёные, и совсем простые. Чтобы каждый мог понять Его слова, он часто говорил притчами. Что же такое притча? На партах лежат толковые словари С.И. Ожегова. Они вам помогут узнать значения этого слова.

Библейские притчи являются очень важными для верующего человека

Постоянное чтение таких повествований оказывает комплексное воздействие на внутренний мир человека, на познание самого себя и других.

Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).  Каждая притча рассказанная Иисусом Христом имела глубокий духовный смысл.

Сегодня мы познакомимся с притчей «О неправедном судии» Рассмотрите иллюстрацию к данной притче. Мы с вами видим, как женщина что-то просит у судьи. Давайте прочитаем её. О чём говорит притча?  Притча говорит о взаимоотношениях человека с Богом и иллюстрирует мысль о том, что молиться надо настойчиво, «докучливо», неотступно». Что значит «неотступно», скажите вы? Как понимать эту настойчивость? Означает ли она, что человек благодаря продолжительной молитве может «переубедить» Бога? Такое понимание вполне уместно в контексте ветхозаветного представления о Боге, однако оно плохо вписывается в то представление о Боге, которое раскрывается на страницах Нового Завета. Иисус открывает людям Бога как друга, Который не столько по неотступности человека отвечает на его молитву, сколько по дружбе и по любви дает ему то, чего он просит. Иисус выводит тему взаимоотношений между человеком и Богом из юридической сферы в сферу межличностных, почти семейных отношений.

Неправедные судьи и адвокаты, которые «Бога не боятся и людей не стыдятся», всегда были и всегда будут, как всегда были и будут те, кто нуждается в их защите, но не может заинтересовать их своим делом. Заинтересованность же, как правило, пропорциональна ожидаемому гонорару.

Естественно, что судья не мог ожидать от вдовы высокий гонорар, а те две лепты (в прямом или переносном смысле), которые она могла заплатить (Мк. 12:42), его не интересовали.

Но, помимо денег, человеку, который Бога не боится и людей не стыдится, нужен еще и комфорт. А назойливость вдовы создавала для судьи определенный дискомфорт, так как она могла приходить к нему в дом, встречаться с ним на улице. Желание отделаться от нее в конце концов заставляет судью взяться за ее дело, с единственной целью — чтобы она «больше не докучала» ему.

В каком смысле с образом Бога, отвечающего на молитву, соотносится образ судьи, который Бога не боялся и людей не стыдился? Этот образ противоположен тому, что Иисус обычно говорит о Своем Отце. Дидактическая логика притчи построена на принципе доказательства от противного: если даже неправедный судья по неотступности вдовы исполнит ее просьбу, то тем более «Бог — судия праведный» (Пс. 7:12) исполнит просьбу молящегося.

Наставление, следующее за притчей о докучливой вдове, завершается словами: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). О какой вере здесь идет речь? Очевидно, о той, которая имеет своим следствием непрестанную молитву. О такой вере говорит апостол Павел: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите... Духа не угашайте» (1 Фес. 5:16–19).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской

Урок ОПК во 2 классе по программе А.В.Бородиной. По счету это 17 урок. К нему имеется звуковое приложение, но оно слишком большое для загрузки. Извините!...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление расслабленного

Урок ОПК №19 по программе А.В.Бородиной...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы

Урок ОПК №20 во 2 классе по программе А.В.Бородиной...

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам  по программе А.В.Бородиной 2 класс. К уроку имеет смысл показать отрывок из полнометражного фильма Библейские истории, который легко ...

Сочинение на тему: «Духовно-нравственное учение Иисуса Христа по Евангелию от Матфея».

 Евангелие – благовест. Что оно принесло человеку и человечеству? Что такое православие, которое мы исповедуем?   В христианстве произошло то, что не могло случиться ни в н...

Крестный путь Иисуса Христа. Голгофа.

Разработка урока по предмету: Основы православной культуры....

Презентация "Притчи Иисуса Христа"

Презентация "Притчи Иисуса Христа"...