Рабочая программа воспитания Центр "Особый ребёнок"
календарно-тематическое планирование

Катасонова Юлия Сергеевна

Одним из главных условий воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности развития и возможности каждого обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitaniya_2022.docx141.65 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «__» августа 2022 г.

и. о. директора Центра:

___________ Т.В. Гагарина

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

РАССМОТРЕНО:

  на методическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

председатель МС:

__________  И.В. Вдовенкова

Рабочая программа воспитания

на 2022 – 2023 учебный год

Адрес: 214016, Смоленская область,

город Смоленск, ул. Соболева, д. 28

сайт: http://zor.gov67.ru

эл. почта: korschkolasml@yandex.ru

тел: 8(4812)38-49-13

Смоленск 2022


1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ЦЕНТРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» был открыт 01.09.1949 года и имеет уже 70 летний опыт работы. 

Наш Центр единственный в городе и Смоленском районе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья: умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), обучающиеся с РАС, синдромом Дауна, ДЦП, среди них более 60% учащихся имеют статус ребенок-инвалид, есть категория детей, которые обучаются на дому.  Многие из наших воспитанников находятся в трудной жизненной ситуации, есть дети из многодетных и малообеспеченных семей, а также, находящиеся под опекой.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или с особыми образовательными потребностями – это обучающиеся, которые нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.

Специфика воспитательного процесса в Центре для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заключается:

  • в преодолении затруднений социальной адаптации;
  • в формировании коммуникативных навыков;
  • в приобщении обучающихся к трудовому, эстетическому и физическому воспитанию;
  • в социальной реабилитации детей, подготовке их к жизни в обществе;
  • в целенаправленном вовлечении семьи в процесс воспитания и обучения.

Одним из главных условий воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности развития и возможности каждого обучающегося.

В Центре создаются оптимальные условия для воспитания и коррекции обручающихся, способствующие не только максимальному овладению ими знаниями, но и формированию жизненных компетенций.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса и призвано направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: 

  • неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
  • ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
  • реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • организации основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
  • системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его эффективности.

Основной традицией воспитания в нашем Центре являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов, обучающихся и родителей.

Педагогами Центра создаются такие условия, чтобы по мере взросления учащегося увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до участника).

Ключевой фигурой воспитания в Центре является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно - развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Педагоги Центра ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Развитие и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основано на социально-педагогической поддержке и приобщении обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (0 (дополнительный) - IV классы): таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. 

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций.

К наиболее важным из них относятся следующие:  

  • способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;
  • быть любящим, послушным и отзывчивым; уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
  • беречь и охранять природу;  
  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (V – IX классы) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений.      

К наиболее важным из них относятся следующие:  

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека;
  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, отвечающим за свое собственное будущее.

Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся в V – IX классах, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их жизненной позиции, ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (X – XI классы) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, важно, чтобы этот опыт оказался социально значимым. Это:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыт природоохранных дел;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в Центре, дома или на улице;
  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
  • опыт самопознания: опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации и проведения;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни Центра; инициировать и поддерживать ученическое самоуправление и актив класса;
  3. вовлекать школьников в кружки, творческие объединения и курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  6. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями;
  7. поддерживать деятельность функционирующей на базе Центра волонтерской организацией, привлекать к ней школьников, педагогов и родителей для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
  8. развивать предметно-эстетическую среду Центра и реализовывать ее воспитательные возможности.

Планомерная реализация данных направлений воспитательной работы позволит организовать в начальной школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

Целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН»

Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.

Модуль

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

ПАТРИОТИЗМ,  ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

(I1) I класс - IV классы:

«Я – ГРАЖДАНИН»

  • Любовь к близким, к своему ОУ, городу, народу, России;
  • элементарные представления о своей малой родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
  • стремление активно участвовать в делах класса, Центра, семьи, города;
  • уважение к защитникам Родины;
  • положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, города Смоленска.

V-IX классы:

  • Представления о символах государства —Флаге, Гербе России, о флаге и гербе города Смоленска;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному;
  • начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.

X-XI классы:

  • Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»

Цель: возрождение нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

«Я – ЧЕЛОВЕК»

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

(I1) I класс - IV классы:

  • Различие хороших и плохих поступков; способность признаться в проступке и проанализировать его;
  • представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;
  • правила поведения в образовательной организации, дома, на улице; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских отношений в коллективе;
  • бережное гуманное отношение ко всему живому;
  • представления о недопустимости плохих поступков;
  • знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых  нецензурных слов и выражений.

V-IX классы:

  • стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;
  • представления о правилах этики, культуре речи;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

X-XI классы:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • элементарные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • применение усвоенных этических норм и правил в повседневном общении; взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

МОДУЛЬ «Я И ТРУД»

Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.

«Я И ТРУД»

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

(I1) I класс - IV классы:

  • Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и Центру;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • навыки коллективной работы;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте.

V-IX классы:

  • элементарные представления об основных профессиях;
  • уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;
  • проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

X-XI классы:

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении трудовой деятельности в жизни человека и общества.

Направление 4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

МОДУЛЬ «Я И КУЛЬТУРА»

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

«Я И КУЛЬТУРА»

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ

(I1) I класс - IV классы:

  • Различие красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
  • формирование элементарных представлений о красоте;
  • формирование умения видеть красоту природы и человека;
  • интерес к продуктам художественного творчества;
  • представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

V-IX классы:

  • формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;
  • формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;
  • развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);
  • закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • стремление к опрятному внешнему виду;  
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

X-XI классы:

  • формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;
  • формирование интереса к занятиям художественным творчеством.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы Центра. Каждая из них представлена в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

На внешкольном уровне:

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел благотворительной («Подарок маме»); экологической (долгосрочный эколого-преобразовательный проект «Пришкольный участок»; долгосрочный проект «Музей русской старины»); патриотической («Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»); трудовой («Чистый двор») направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума;
  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям («День герое Отечества», «Первый в космосе», «#ОкнаПобеды» и др.)

На школьном уровне:

  • регулярно проводимая церемония поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации в начале (конце) каждой учебной недели;
  • общешкольные праздники («День Знаний», «С любовью к Вам, учителя!», «Праздники русского календаря», и др.) – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы Центра;
  • регулярно проводимые акции, целью которых является вовлечение всех членов школьного коллектива в деятельность общественно значимого характера («Сдай макулатуру – спаси дерево», «День здоровья»);
  • конкурсы интеллектуальной и художественной направленности, способствующие развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширению их кругозора («Декада МО классный руководителей»);
  • выставки творческих работ и достижений учащихся (ярмарка школьных талантов: «Дары осени», «Пасху радостно встречаем»; фестиваль «Вторая жизнь вещей» и другие);
  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей («Последний звонок» и другие);
  • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни Центра, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов: 

  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел.

На индивидуальном уровне: 

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела Центра в одной из возможных для них ролей: исполнителей, ведущих, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки и проведения ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • установление доверительных отношений с учащимися класса;
  • планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности «Разговоры о важном»;
  • создание благоприятного психологического климата внутри классных коллективов;
  • сплочение коллектива класса через организацию совместных дел с учащимися (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности);
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка;
  • участие класса в общешкольных мероприятиях под руководством классного руководителя;
  • проведение инструктажей с учащимися по безопасному поведению в Центре, дома, в социуме по охране жизни и технике безопасности при различных видах деятельности;
  • планирование в начале года работы с классным коллективом и анализ проведенной работы в конце учебного года.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, успеваемости и т.п.);
  • индивидуальная работа со школьниками класса;

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса.

Поддержка школьного самоуправления:

На школьном уровне:

  • через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
  • через работу школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований и конкурсов).

На уровне классов:

  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (Сектора: учебный, информационный, трудовой, спортивно-оздоровительный, культурно-досуговый, экологический);
  • через организацию временных и постоянных классных творческих групп, ответственных за подготовку различных классных и общешкольных мероприятий.

              На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в организацию и проведение внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

           Экскурсии и походы

Экскурсии, пешие прогулки и походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  

  • Пешие прогулки или экскурсии, организуемые в классах классными руководителями и родителями школьников: в музей, в филармонию, в кукольный или драматический театр, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например, «фотографов», «гидов», «корреспондентов»).

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, с социальным педагогом, с педагогом-психологом направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение заседаний Совета профилактики, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Центра и учителями-предметниками;
  • организация тематических родительских собраний не реже 1 раза в четверть, родительских чатов;
  • индивидуальная работа с родителями (законными представителями);
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов и т.п., направленных на сплочение семьи и Центра;
  • организация работы по повышению педагогической культуры родителей;
  • использование работы службы медиации Центра в урегулировании спорных ситуаций.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, нравственное, социально-трудовое, в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т. д

Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности Центра происходит в рамках следующих, выбранных школьниками, направлений:

Духовно-нравственное

Реализация программ курсов обеспечивает приобретение обучающимися  системы ценностей, получение опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, обеспечивает возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).

Спортивно-оздоровительное

Предполагает приобщение обучающихся к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, спортивные праздники).

Общекультурное направление

Предполагает формирование у обучающихся Центра способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции), а также предполагает освоение обучающимися этических норм и эталонов. Рабочие программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно - досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладевать навыками культурного общения.

Нравственное

Направлено на осмысление ценности жизни (своей и окружающих), на развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечать какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Формирует у обучающихся с ТНМР правила взаимодействия с окружающими на основе общекультурных норм социального поведения и нравственных категорий.

Социально-трудовое

Направлено на становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие», эмоционально-психологическую и социальную реабилитацию обучающихся с умственной отсталостью, развитие социальной компетенции - умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого. Способствует развитию у обучающихся личностной, семейной, социальной культуры, формирование трудовых умений в различных сферах повседневной жизни, воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, формирование профессионального самоопределения.  

Внеурочная деятельность способствует профессиональному самоопределению воспитанников, что является необходимым условием для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся с умственной отсталостью.

Детализация программ внеурочной деятельности по направлениям представлена в календарных планах по уровням образования.

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация педагогами Центра воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • мотивация школьников к соблюдению на уроке общепринятых норм поведения, правил общения с педагогами и сверстниками, принципов учебной дисциплины и самоорганизации;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, дидактического театра, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игропрактик, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов;
  • применение на уроке коррекционно-развивающих форм деятельности;
  • организацию работы с обучающимися АООП вариант II (СИПР);
  • выявление наиболее способных и одаренных детей, привлечение их для участия в предметных неделях и предметных олимпиадах.

3.5. Модуль «Профориентация»

Специфика профориентационной работы для обучающихся Центра состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности: расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему, становление таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самооценки и самоконтроля.

Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников, формирующие их готовность к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение в соответствии с возможностями обучающегося и современными запросами рынка труда.

Эта работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры: ролевые и деловые игры, анкеты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии («Смоленская чулочная фабрика»; ЗАО «Смоленская вышивка им. М. К. Тенишевой»; УПЦ «Профессионал»);
  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в Центрах дополнительного образования и средних специальных учебных заведениях (МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1» г. Смоленска; СОГБУ ДО «Станция юных натуралистов»; ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж»; СОГОУ НПО «Профессиональное училище № 18»; СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий» Касплянский филиал; МБОУ «О(с)Ш №1»).
  • организация встреч с представителями центра занятости;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов «ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online/), созданных в сети интернет;
  • участие во всероссийском проекте «Билет в будущее»;
  • участие учащихся во всероссийском проекте «Урок цифры»;
  • участие в проекте «Классные встречи» в рамках деятельности первичной Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
  • участие обучающихся 6-11 классов в российском тестировании функциональной грамотности по модели PISA;
  • участие Национальном чемпионате по профессиональному мастерству для людей с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс»;
  • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
  • освоение школьниками основ профессии в рамках учебных предметов по трудовому обучению, включенных в АООП (швейное дело, столярное дело, цветоводство).

Результатами профессиональной ориентации и трудовой подготовки обучающихся Центра станут:

  • знания: актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
  • умения: формирование представления о перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
  • качества: формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценка и коррекция профессиональных планов; знакомство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со способами достижения результатов в профессиональной деятельности.
  • успех: обучающиеся Центра научатся добиваться поставленных целей в сроки, без серьезных ошибок и финансовых издержек;

повышение самооценки, вера в себя и свои возможности.

  • карьера: развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
  • успешная социализация выпускников Центра.

3.6. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Центра в данном вопросе.

В Центре созданы и действуют:

  • Попечительский Совет;
  • Родительский комитет;
  • Совет профилактики.

Основная задача вышеперечисленных органов - это взаимодействие в решении вопросов воспитания и социализации школьников.

Кроме этого выделены следующие виды и формы деятельности работы с родителями:

На групповом уровне в Центре созданы и функционируют:

  • Родительский всеобуч «Школа для родителей», на котором обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов из сторонних организаций;
  • Родительские дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в Центре;
  • Общешкольные родительские собрания, проходящие в режимах онлайн и офлайн, где обсуждаются наиболее острых проблемы обучения и воспитания школьников;
  • Семейный всеобуч, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от педагогов-психологов, врача, дефектологов, социальных педагогов Центра и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  • Вкладка «Ученикам и родителям» на школьном интернет-сайте, где выкладывается достоверная информация о работе Центра и обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов и администрации;
  • Родительские чаты в WhatsApp, Viber и ВКонтакте, которые позволяют оперативно обмениваться информацией, касающейся образования и воспитания школьников и принимать общие решения.

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
  • конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных дел воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
  • осуществление обратной связи в виртуальной приемной на интернет-сайте Центра.

Результат работы с родителями (законными представителями):

  • Участие вместе с детьми в массовых широкомасштабных оформительских мероприятиях, совместных выставках творчества и тематических фотозонах;
  • участие в культурно-массовых мероприятиях совместно с детьми;
  • участие в мероприятиях экологической направленности;
  • привлечение к участию родителей (законных представителей) обучающихся к участию в классных часах «Разговоры о важном».

3.7. Модуль «Волонтерство»

 Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

На базе Центра организован волонтерский отряд «Радуга», в состав которого входят обучающиеся, готовые участвовать в общественно-полезных делах. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

На внешкольном уровне:

  • привлечение школьников к посильной трудовой помощи в учреждениях социальной сферы (детские сады, центры социальной помощи семье и детям) – в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
  • участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) в сборе помощи для нуждающихся в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий.

на школьном уровне:

  • привлечение школьников к организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями Центра;
  • участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них мероприятий и праздников;
  • участие школьников в работе на прилегающей к Центру территории (работа в саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками).

3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда Центра, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой как:

  • оформление холла при входе в Центр государственной символикой Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
  • организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;
  • оформление интерьера помещений Центра (класса, рекреаций, лестничных пролетов) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах Центра регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях в Центре;
  • озеленение школьной и пришкольной территории;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
  • использование школьной символики (гимн, эмблема) в торжественных моментах жизни Центра – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
  • организация и проведение творческих конкурсов по благоустройству пришкольного участка и клумб;
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Самоанализ организуемой в Центре воспитательной работы осуществляется по выбранным самим Центром направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в Центре, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;  
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором Центр участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития обучающихся.

Основными направлениями анализа организуемого в Центре воспитательного процесса являются следующие:

1. Результаты воспитания и социализации школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика.

Предмет мониторинга

Критерии оценивания

Методики

Уровень нравственного развития и воспитания учащихся

Социальная культура

Субъективный тест классного руководителя по М. И. Шиловой

Семейная культура

Личностная культура

Оценка уровня воспитанности учащихся

Уровень воспитанности учащихся с позиции их отношений к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре

Анализ и оценка уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько

Уровень сформированности семейной культуры

Изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника

Анкета «Я и моя семья», анкетирование, педагогическое наблюдение, опрос родителей (законных представителей)

Мониторинг оценки личностных результатов

Принятие и освоение  социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

Педагогическое наблюдение, отслеживание динамики развития личности

Владение навыками коммуникации и принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

2. Общее состояние организуемой в Центре совместной деятельности школьников и педагогов.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является удовлетворенность педагогов, детей и их родителей организуемой в Центре совместной деятельностью.

Осуществляется анализ педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов на методическом совете и на заседании методического объединения классных руководителей.

Способами получения информации о состоянии организуемой в Центре совместной деятельности школьников и педагогов могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами.

Внимание при этом сосредотачивается на следующих вопросах: является ли организуемая в Центре совместная деятельность школьников и педагогов интересной, событийно насыщенной, личностно развивающей и социально ориентированной.

Итогом самоанализа организуемой в Центре воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

0 (дополнительный) – IV классы

Дела

Класс

Время

проведения

Ответственные

«Ключевые общешкольные дела»

Церемония поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации

0 - 4

в начале (конце) каждой учебной

недели

Педагог-организатор, классные руководители

Праздник «День Знаний». Тожественная

линейка. «Всероссийский открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности»

0 - 4

01.09

Педагог-организатор, классные руководители

«День солидарности в борьбе с терроризмом»

1 - 4

03.09

Педагог-организатор, классные руководители

Акция «Доска поздравлений», приуроченная ко Дню учителя

0 - 4

октябрь

Классные руководители

«Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет»

1 - 4

октябрь

Педагог-организатор, классные руководители

Международный день толерантности.  Урок толерантности «Мы такие разные, но мы вместе»

1 - 4

ноябрь

Педагог-организатор, классные руководители

Акция «Каждому скворцу по дворцу!»

1-4

Ноябрь - март

Классные руководители

Правовые знания и профилактика правонарушений: «Права детства»

0 - 4

Декабрь

Социальный педагог, классные руководители

«Международный день инвалидов»

0 - 4

02.12

Учитель физкультуры, классные руководители

«День героев Отечества»

3 - 4

09.12

Педагог-организатор, классные руководители

Общешкольный праздник «Ой, честная Масленица!»

0 - 4

04.03

Педагог-организатор, учитель физкультуры, классные руководители

Всемирный день здоровья. Спортивный праздник, посвященный Дню здоровья «Здорово жить!».

0 - 4

07.04

Учитель физкультуры, классные руководители

Воинская слава России: «Великая победа»

0 - 4

Май

Педагог-организатор, классные руководители

Акция «Георгиевская ленточка»

0 - 4

04.05 – 14.05

Педагог-организатор, классные руководители

«Последний звонок»

4

25.05

Педагог-организатор, классные руководители

Модуль «Классное руководство»

Проведение классных часов по программе «Разговоры о важном»

0-4

В течение года

Классные руководители

Организация участия класса в общешкольных ключевых делах

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Проведение инструктажей с обучающимися по охране жизни и безопасному поведению

0 - 4

Раз в четверть и по мере необходимости

Классные руководители

Индивидуальная работа с учащимися

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Работа с учителями, преподающими в классе

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Работа с родителями (законными представителями) учащихся

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Выбор актива класса

0 - 4

Сентябрь

Классные руководители

Распределение поручений в классе

0 - 4

1 раз в месяц

Классные руководители

Пешие прогулки или экскурсии: в музей, в филармонию, в кукольный или драматический театр, на природу

0 - 4

В соответствии с планом

Классные руководители

«Курсы внеурочной деятельности»

Название курса

Классы

Количество часов в неделю

Ответственные

Духовно-нравственное направление

«Воспитание сказкой»

0Б, 1Б

1

Алферова Л.В.

«Все начинается с детства»

1

Марченкова О.П.

«Воспитание сказкой»

3А, 5А

1

Новикова Г.В.

«Уроки добра»

4А, 4Б

1

Марченкова О.П.

«Киноуроки в школах России»

1

Мартыненкова Л.В.

Спортивно-оздоровительное направление

«Веселые пальчики»

0А, 1А, 2А

1

Новикова Г.В.

«Здоровейка»

0Б, 1Б

1

Алферова Г.В.

«Если хочешь быть здоров»

1

Марченкова О.П.

«Народные забавы»

1

Мартыненкова Л.В.

Нравственное направление

«Уроки вежливости»

0А, 1А, 2А

1

Новикова Г.В.

Общекультурное направление

«Азбука этикета»

0Б, 1Б

1

Алферова Г.В.

«Ответственное обращение с животными»

1

Марченкова О.П.

«Народные игры»

3А, 5А

1

Новикова Г.В.

«Я – человек»

4А, 4Б

1

Марченкова О.П.

«Ответственное обращение с животными»

1

Мартыненкова Л.В.

Социально-трудовое направление

«Мастерская добрых дел»

1

Мартыненкова Л.В.

Модуль «Школьный урок»

Планирование воспитательного компонента урока

0 - 4

В течение года

Учителя начальных классов и учителя-предметники

Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся

0 - 4

В течение года

Учителя начальных классов и учителя-предметники

Участие в предметных неделях

0 - 4

По плану Центра

Учителя начальных классов и учителя-предметники

Модуль «Профориентация»

Проведение классных часов по

профориентации

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Знакомство с профессиями на уроках

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.).

0 - 4

В течение года

Классные руководители

 «Работа с родителями»

Участие в общешкольных родительских

собраниях

0 - 4

По плану Центра

Классные руководители

Проведение классных родительских

собраний

0 - 4

Один раз в

четверть

Классные руководители

Родительский всеобуч:

«Психолого-педагогические особенности

 младшего школьника», «Адаптация ребенка к школе», «Тревоги и страхи у детей», «Профилактика заболеваний. Пропаганда здорового образа жизни» и др.

0 - 4

Один раз в

четверть

Классные руководители

Проведение индивидуальных консультаций с

 родителями

0 - 4

По мере

необходимости

Классные руководители

Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Совместное участие в творческих конкурсах,  выставках, проектах

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Участие родителей в ключевых классных делах

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребенка в Центре и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей)

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Создание родительских чатов

0 - 4

В течение года

Классные руководители

 «Организация предметно-эстетической среды»

Оформление интерьера класса, рекреации

0 - 4

Согласно

времени года

Классные руководители

Размещение на стенах Центра регулярно сменяемых экспозиций

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Озеленение школьной и пришкольной территории

0 - 4

Октябрь

Май

Классные руководители

Оформление пространства класса к праздникам и торжественным событиям

0 - 4

В течении года

Классные руководители

Использование символики Центра (гимн, эмблема) в торжественных моментах жизни Центра

0 - 4

В течение года

Классные руководители

Периодическое обновление классных тематических стендов

0 - 4

В течение года

Знаковые

события

Классные руководители

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

V– IX классы

Дела

Класс

Время

проведения

Ответственные

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Церемония поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации

5 - 9

в начале (конце) каждой учебной недели

Педагог-организатор, классные руководители

Праздник «День Знаний». Тожественная

линейка. «Всероссийский открытый урок 

по основам безопасности

жизнедеятельности»

5-9

01.09

Педагог-организатор, классные руководители

«День солидарности в борьбе с терроризмом»

5-9

03.09

Педагог-организатор, классные руководители

Акция «Доска поздравлений», приуроченная ко Дню учителя

5-9

октябрь

Классные руководители

«Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет»

5-9

октябрь

Педагог-организатор, классные руководители

Международный день толерантности.  Урок толерантности «Мы такие разные, но мы вместе»

5-9

ноябрь

Педагог-организатор, классные руководители

Акция «Каждому скворцу по дворцу!»

5-8

Ноябрь - март

Классные руководители

Правовые знания и профилактика правонарушений: «Права детства»

5-9

Декабрь

Социальный педагог, классные руководители

«Международный день инвалидов»

5-9

02.12

Учитель физкультуры, классные руководители

«День героев Отечества»

5-9

09.12

Педагог-организатор, классные руководители

Общешкольный праздник «Ой, честная Масленица!»

5-9

04.03

Педагог-организатор, учитель физкультуры, классные руководители

Всемирный день здоровья. Спортивный праздник, посвященный Дню здоровья «Здорово жить!».

5-9

07.04

Учитель физкультуры, классные руководители

Воинская слава России: «Великая победа»

5-9

Май

Педагог-организатор, классные руководители

Акция «Георгиевская ленточка»

5-9

04.05 – 14.05

Педагог-организатор, классные руководители

«Последний звонок»

9

25.05

Педагог-организатор, классные руководители

Модуль «Классное руководство»

Проведение классных часов по программе «Разговоры о важном»

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Организация участия класса в общешкольных ключевых делах

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Проведение инструктажей с обучающимися по охране жизни и безопасному поведению

5 - 9

Раз в четверть и по мере необходимости

Классные руководители

Индивидуальная работа с учащимися

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Работа с учителями, преподающими в классе

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Работа с родителями (законными представителями) учащихся

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Выбор актива класса

5 - 9

Сентябрь

Классные руководители

Распределение поручений в классе

5 - 9

1 раз в месяц

Классные руководители

Пешие прогулки или экскурсии: в музей, в филармонию, в кукольный или драматический театр, на природу

5 - 9

В соответствии с планом

Классные руководители

«Курсы внеурочной деятельности»

Название курса

Классы

Количество часов в неделю

Ответственные

Духовно-нравственное направление

«Киноуроки в школах России»

1

Черкасова Л.В.

«Экология глазами детей»

1

Курчавая Г.В.

«Все начинается с детства»

6А, 6Б, 7А

1

Бурченкова О.В.

Спортивно-оздоровительное направление

«Юный патриот»

1

Черкасова Л.В.

«Патриот»

1

Пурдяева В.В.

Общекультурное направление

«Урок Цифры»

1

Матуленис Е.В.

«Ответственное обращение с животными»

1

Пурдяева В.В.

«Речь и культура общения»

6А, 6Б, 7А

1

Исаева Е.С.

Социально-трудовое направление

«Экология у нас в доме»

1

Курчавая Г.В.

«Зеленое хозяйство»

1

Курчавая Г.В.

Модуль «Школьный урок»

Планирование воспитательного компонента урока

5 - 9

В течение года

Учителя-предметники

Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся

5 - 9

В течение года

Учителя-предметники

Участие в предметных неделях

5 - 9

По плану Центра

Учителя-предметники

Модуль «Профориентация»

Проведение классных часов по профориентации

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Знакомство с профессиями на уроках

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.).

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Консультации педагога - психолога по

профориентации: «Мотивы выбора профессии», «Что я знаю о профессиях?», «Кем мне быть?», «Мои способности и умения»

8 - 9

В течение года

Педагог-психолог, классные руководители

Совместное собрание для выпускных

классов, их родителей (законных

представителей), представителей профессиональных учреждений города и области

9

Февраль

Педагог-организатор, классные руководители

Обновление странички на сайте Центра для

родителей с размещением информации о

профессиональных учреждениях

5 - 9

По необходимости

Харитоненкова Е.Е.

Модуль «Работа с родителями»

Участие в общешкольных родительских

собраниях

5 - 9

По плану Центра

Классные руководители

Проведение классных родительских собраний

5 - 9

По плану

Классные руководители

 Родительский всеобуч:

«Адаптация детей к обучению в среднем

звене», «Тревоги и страхи у детей», «Профилактика вредных привычек», «Профессиональное самоопределение подростка»

5 - 9

Один раз в

четверть

Классные руководители

Проведение индивидуальных консультаций с

 родителями

5 - 9

По мере

необходимости

Классные руководители

Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Совместное участие в творческих конкурсах,  выставках, проектах

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Участие родителей в ключевых классных

делах

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Регулярная связь с родителями с целью

постоянного контроля за жизнедеятельностью ребенка в Центре и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей)

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Создание родительских чатов

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Модуль «Волонтерство»

Привлечение школьников к посильной трудовой помощи в учреждениях социальной сферы

5 - 9

В течении года

Классные руководители

Участие школьников в сборе помощи для нуждающихся в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Привлечение школьников к организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями Центра

5 - 9

В течении года

Классные руководители

Участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них мероприятий и праздников

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Участие школьников в работе на прилегающей к Центру территории

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Оформление интерьера класса, рекреации

5 - 9

Согласно

времени года

Классные руководители

Размещение на стенах Центра регулярно сменяемых экспозиций

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Озеленение школьной и пришкольной территории

5 - 9

Сентябрь –

октябрь,

апрель - май

Классные руководители, учителя трудового обучения

Оформление пространства класса к праздникам и торжественным событиям

5 - 9

В течении года

Классные руководители

Использование символики Центра (гимн, эмблема) в торжественных моментах жизни Центра

5 - 9

В течение года

Классные руководители

Периодическое обновление классных тематических стендов

5 - 9

Знаковые

события

Классные руководители

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

X - XI классы

Дела

Классы

Время

проведения

Ответственные

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Церемония поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации

10 - 11

в начале (конце) каждой учебной

недели

Педагог-организатор, классные руководители

Праздник «День Знаний». Тожественная

линейка. «Всероссийский открытый урок 

по основам безопасности

жизнедеятельности»

10-11

01.09

Педагог-организатор, классные руководители

«День солидарности в борьбе с терроризмом»

10-11

03.09

Педагог-организатор, классные руководители

Акция «Доска поздравлений», приуроченная ко Дню учителя

10-11

октябрь

Классные руководители

«Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет»

10-11

октябрь

Педагог-организатор, классные руководители

Международный день толерантности.  Урок толерантности «Мы такие разные, но мы вместе»

10-11

ноябрь

Педагог-организатор, классные руководители

Правовые знания и профилактика правонарушений: «Права детства»

10-11

Декабрь

Социальный педагог, классные руководители

«Международный день инвалидов»

10-11

02.12

Учитель физкультуры, классные руководители

«День героев Отечества»

10-11

09.12

Педагог-организатор, классные руководители

Общешкольный праздник «Ой, честная Масленица!»

10-11

04.03

Педагог-организатор, учитель физкультуры, классные руководители

Всемирный день здоровья. Спортивный праздник, посвященный Дню здоровья «Здорово жить!».

10-11

07.04

Учитель физкультуры, классные руководители

Воинская слава России: «Великая победа»

10-11

Май

Педагог-организатор, классные руководители

Акция «Георгиевская ленточка»

10-11

04.05 – 14.05

Педагог-организатор, классные руководители

«Последний звонок»

11

25.05

Педагог-организатор, классные руководители

Модуль «Классное руководство»

Проведение классных часов по программе «Разговоры о важном»

10-11

В течение года

Классные руководители

Организация участия класса в общешкольных ключевых делах

10-11

В течение года

Классные руководители

Проведение инструктажей с обучающимися по охране жизни и безопасному поведению

10-11

Раз в четверть и по мере необходимости

Классные руководители

Индивидуальная работа с учащимися

10-11

В течение года

Классные руководители

Работа с учителями, преподающими в классе

10-11

В течение года

Классные руководители

Работа с родителями (законными представителями) учащихся

10-11

В течение года

Классные руководители

Выбор актива класса

10-11

Сентябрь

Классные руководители

Распределение поручений в классе

10-11

1 раз в месяц

Классные руководители

Пешие прогулки или экскурсии: в музей, в филармонию, в драматический театр, на природу

10-11

В соответствии с планом

Классные руководители

Модуль «Школьный урок»

Планирование воспитательного компонента урока

10-11

В течение года

Учителя начальных классов и учителя-предметники

Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся

10-11

В течение года

Учителя начальных классов и учителя-предметники

Участие в предметных неделях

10-11

По плану Центра

Учителя начальных классов и учителя-предметники

Модуль «Профориентация»

Проведение классных часов по

профориентации

10-11

В течение года

Классные руководители

Знакомство с профессиями на уроках

10-11

В течение года

Классные руководители

Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.).

10-11

В течение года

Классные руководители

Консультации педагога - психолога по

профориентации: «Мотивы выбора профессии», «Что я знаю о профессиях?», «Кем мне быть?», «Мои способности и умения»

10-11

По мере необходимости

Педагог-психолог, классные руководители

Совместное собрание для выпускных

классов, их родителей (законных

представителей), представителей профессиональных учреждений города и области

10-11

Февраль

Педагог-организатор, классные руководители

Обновление странички на сайте Центра для

родителей с размещением информации о

профессиональных учреждениях

10-11

В течение года

Харитоненкова Е.Е.

Модуль «Работа с родителями»

Участие в общешкольных родительских

собраниях

10-11

По плану Центра

Классные руководители

Проведение классных родительских

собраний

10-11

Один раз в

четверть

Классные руководители

 Родительский всеобуч:

«Адаптация детей к обучению в среднем звене», «Профилактика вредных привычек», «Профессиональное самоопределение подростка»

10-11

Один раз в

четверть

Классные руководители

Проведение индивидуальных консультаций с

 родителями

10-11

По мере

необходимости

Классные руководители

Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии

10-11

В течение года

Классные руководители

Совместное участие в творческих конкурсах,  выставках, проектах

10-11

В течение года

Классные руководители

Участие родителей в ключевых классных

делах

10-11

В течение года

Классные руководители

Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребенка в Центре и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей)

10-11

В течение года

Классные руководители

Создание родительских чатов

10-11

В течение года

Классные руководители

Модуль «Волонтерство»

Привлечение школьников к посильной трудовой помощи в учреждениях социальной сферы

10-11

В течение года

Классные руководители

Участие школьников в сборе помощи для нуждающихся в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий

10-11

В течение года

Классные руководители

Привлечение школьников к организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями Центра

10-11

В течение года

Классные руководители

Участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них мероприятий и праздников

10-11

В течение года

Классные руководители

Участие школьников в работе на прилегающей к Центру территории

10-11

В течение года

Классные руководители

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Оформление интерьера класса, рекреации

10-11

Согласно

времени года

Классные руководители

Размещение на стенах Центра регулярно сменяемых экспозиций

10-11

В течение года

Классные руководители

Озеленение школьной и пришкольной территории

10-11

Сентябрь –

октябрь,

апрель - май

Классные руководители, учителя трудового обучения

Оформление пространства класса к праздникам и торжественным событиям

10-11

В течении года

Классные руководители

Использование символики Центра (гимн, эмблема) в торжественных моментах жизни Центра

10-11

В течение года

Классные руководители

Периодическое обновление классных тематических стендов

10-11

В течение года

Знаковые

события

Классные руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и социализации "Школа добрых дел"

Рабочая программа «Школа добрых дел»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представ...

Тема: Проектирование индивидуальной рабочей программы обучения неслышащего ребёнка в условиях ОО, осуществляющей инклюзивное образование.

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзи...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2018-2019 год .(план работы на 2018-2019 г )

Целью воспитательной работы класса  на 2018 – 2019  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физич...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...