Выступление по теме: "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших школьников"
статья

Шишова Виктория Владимировна

Выступление по теме: "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Выступление

по теме:

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших школьников

Белгород, 2019


Содержание:

Введение

  1. Понятие «трудовое воспитание».
  2. Виды труда.
  3. Профессиональная ориентация младших школьников.

Заключение

Список литературы


Введение

Связь воспитания, обучения с жизнью и трудом — важнейший педагогический принцип. К.Д. Ушинский считал, что только сознательный и свободный труд может составить смысл жизни человека. Он писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». А Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой-нибудь работы, хотя и самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся.

  1. Понятие «трудовое воспитание»

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

  • формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
  • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труду, стремление применять знания на практике;
  • воспитание высоких моральных качеств трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности.

В процессе формирования и развития личности учащегося следующие функции труда. Во-первых, труд оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека (не меньшее, чем спорт). Во-вторых, труд развивает умственные способности человека сообразительность, творческую смекалку. В-третьих, в труде формируются и совершенствуются нравственные и гражданские качества личности, а также товарищеские отношения, коллективизм, взаимная требовательность и взаимная ответственность. В-четвертых, труд укрепляет волю и характер, делает человека более практичным и жизнестойким. В-пятых, труд способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

Трудовое воспитание – это процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.

В результате трудового воспитания у учащихся формируется важнейшее качество личности  трудолюбие.

Трудолюбие – это сложное (интегративное) нравственное личностное качество, которое характеризуется:

 прочной потребностно-мотивационной сферой, потребностью в созидательно-трудовой деятельности, ее здоровыми социальными и личными мотивами;

 глубоким пониманием большой преобразующее-воспитательной силы труда, его пользы  для общества, его нравственной благотворности;

 наличием разнообразных трудовых умений и навыков, их постоянным совершенствованием;

 достаточно прочной волей личности, умением проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности;

 трудовой и производственной дисциплиной;

 уважением к людям труда, заботливым и бережным отношением к общественному достоянию и природным объектам. 

Другие личностные качества, формирующиеся в труде: конкурентоспособность, бережливость, готовность к длительному напряженному труду, умение рационально организовать свой труд и отдых, профессиональное и жизненное самоопределение.

А.С. Макаренко считал, что трудовое воспитание должно начинаться очень рано: с двух лет ребенок должен получать простейшие трудовые поручения. Например, ребенку должно быть указано, что он отвечает за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. Ему должна быть предоставлена и несложная починка поломанных игрушек. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. А.С. Макаренко приводит примерный перечень видов детской работы по дому:

«1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.

2. Вытирать пыль на подоконниках.

3. Накрывать на стол перед обедом.

4. Следить за солонками, горчичницами.

5. Следить за письменным столом отца.

6. Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке.

7. Получать газеты и складывать их в определенном месте, отделяя новые от прочитанных.

8. Кормить котенка или щенка.

9. Держать в порядке умывальник, покупать мыло, зубной порошок, бритвенные ножи для отца.

10. Производить полную уборку в отдельной комнате или отдельной части комнаты.

11. Пришивать на своем платье оторвавшиеся пуговицы, иметь всегда в полном порядке приспособления для этого.

12. Отвечать за порядок в буфетном шкафу.

13. Чистить платье свое или младшего брата или одного из родителей.

14. Заботиться об украшении комнаты портретами, открытками, репродукциями.

15. Если в семье есть огород или цветник, отвечать за определенный его участок как в плане посева, так и ухода за ним и сбора плодов.

16. Заботиться о том, чтобы в квартире были цветы, для этого иногда поехать и за город (это для более старшего возраста).

17. Если в квартире есть телефон, первому подходить на звонок, вести домашний телефонный справочник.

18. Вести справочник трамвайных маршрутов с учетом тех мест, куда членам семьи приходится наиболее часто ездить.

19. В более старшем возрасте самостоятельно планировать и обслуживать посещение семьей театров и кино, узнавать программу, доставать билеты, хранить их и т. д.

20. Вести в полном порядке домашнюю аптеку и отвечать за своевременное ее пополнение.

21. Следить за тем, чтобы в квартире не появлялись паразиты: клопы, блохи и т. д., принимать энергичные меры к их уничтожению.

22. Помогать матери или сестре в определенных хозяйственных функциях.

Каждая семья найдет у себя очень много подобных работ, более или менее интересных и посильных. Конечно, нельзя ребенка загружать чрезмерным количеством работы, но во всяком случае необходимо, чтобы не бросалась в глаза разница в трудовой нагрузке родителей и в трудовых нагрузках детей…».

  1. Виды труда

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.

1.Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физическийУмственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности.

Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

2.Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя:

  • труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.),
  • летнюю работу во время школьных каникул,
  • работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах,
  • тимуровскую работу.

3.Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

• подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

• сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

• доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;

• разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.

• сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

  1. Профессиональная ориентация школьников

Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А. Е. Голоншток, Е.А.Климов, П. П.Костенков, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, С. Н. Чистякова и др.).

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие – появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Система профориентации включает в себя следующие компоненты:

 профессиональное просвещение имеет целью сообщение школьникам определенных знаний о особенностях тех или иных профессий;

 профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик, в ее ходе изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, установки в выборе профессии;

 профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями личности; медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии;

 профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют учреждения профессионального образования, предъявляющие определенные требования к поступающим в них, или учреждения, принимающие человека на работу;

 профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. 

На ступени начальной школы формируется положительное отношение учащихся к труду, показывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени основной общеобразовательной школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг их представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства.

Заключение

Производственный труд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда учащиеся вступают в производственные отношения, познают смысл экологических понятий и категорий, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде. Российская школа имеет богатый опыт включения детей в производительный труд  это ученические производственные мастерские и цехи, школьные районные и межрайонные заводы. Приобщение школьников к производственному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня.

Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а мной раз и романтические черты. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с какой радостью их встречает малыш из соседнего детского сада. Учитель подсказывает им провести операцию «ПМД» (Подарок младшим друзьям), в процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают новую трудовую операцию «Снежная сказка» по секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную крепость и т.д.

В предновогодни дни в школе проводится ролевая игра «Фабрика». Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе, четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности.

Таковы основные методические требования, с учётом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется их трудолюбие.


Список литературы:

  1. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов [Текст]: / Н.Н. Захаров.  М.: Просвещение, 2008.  213 с.
  2. Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]: / А.И. Кочетов   – М., 2006. – 160 с.
  3. Кошечкова, Ю.Н. В центре внимания трудовое воспитание школьников [Текст]:  / Ю.Н. Кошечкова. // Школьник и право.  2011.  № 3.  С. 16- 17.
  4. Максакова, В. К вопросу о мониторинге эффективности трудовой деятельности школьников? [Текст]:  / В. Максакова // Воспитательная работа в школе: деловой журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.  2008.  № 2.  С. 29- 32.
  5. Миралиев, А.М. Профессионально-трудовое воспитание школьников в повышении субъективной активности и личностном развитии [Текст]:   / А.М. Миралиев // Мир психологии.  2008.  № 2.  С. 185- 193.
  6. Мухина, М. В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]:    / М. В. Мухина. Сочи, 2011.38с.
  7. Полякова, В.А. Школа и выбор профессии [Текст]:  / под ред. С.Н. Чистяковой, Г. Г. Агановой.  М.: Педагогика, 2007.  217 с.
  8. Попова, Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации [Текст]:   / Е. В. Попова, В. А. Творожникова.- Сыктывкар.: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011. 66с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация младшего школьника

В работе раскрыта сущность профориентации младшего школьника , дана диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий,выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-це...

Описание педагогического опыта "Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе"

Тема педагогического опыта: «Использование игровых технологий в профессиональной ориентации младших школьников»Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик, в рационализа...

Программа внеклассной работы по профессиональной ориентации младших школьников

Данная программа была разработана с целью расширить общий кругозор ребёнка о существующих профессиях. Школьники в увлекательной форме знакомятся с различными видами человеческой деятельности....

Мини-программа по профессиональной ориентации младших школьников.

Мини-программа по профессиональной ориентации младших школьников....

Профессиональная ориентация младших школьников по курсу "Я Златоустовец"

Увеличивающаяся потребность в информации как о рынке труда, так и о рынке образовательных услуг привела к необходимости проведения профориентационной работы со школьниками и их родителями на новом уро...

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов. Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения....

Организация профессиональной ориентации младших школьников во внеурочной деятельности

В начальной школе у младших школьников формируется положительное отношение к труду,понимание его роли в жизни человека и общества, происходит развитие интереса к профессиям родителей и ближайшег...