Главные вкладки

    Мини-программа по профессиональной ориентации младших школьников.
    классный час на тему

    Спицына Юлия Васильевна

    Мини-программа по профессиональной ориентации младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_prof.orientatsii.docx31.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    по профессиональной ориентации

    «ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»

    для младших школьников.

    Цель программы:

    создание условий для формирования  у учащихся конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.

    Задачи:

    - формирование и закрепление первичных знаний о профессии;

    - расширение и углубление представления о различных профессиях.

    - способствование осознанию собственных жизненных целей, ценностей профессии.

    - изучение интересов, потребностей и склонностей учащихся.

    - способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.

    Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем.

    Форма проведения:

    В процессе проведения занятий используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: “круглый стол”, групповые беседы, описание профессий, ролевые игры, творческие этюды.

    Контингент

    Программа предназначена  для  детей младшего школьного возраста

     (7-10лет). Длительность занятия 45 минут.

    Занятие №1.

    «Что такое профессия? Какие бывают профессии?»

    Цель занятия: систематизировать известные знания детей о профессиях.

    Задачи:

    1. формирование у младших школьников ценностного отношения к профессии;
    2. понимание роли профессии в жизни человека и обществе;
    3. расширение общего кругозора ребёнка;

    Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий.

    Ход занятия.

    Ребята, сегодня мы поговорим о том, что такое профессия.

    В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии и сделать свой выбор? Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость.

    Так что же такое профессия? «Профессия – это важная работа». Профессия – вид труда, деятельности, работы. Может ли человек сразу получить профессию, без подготовки?

    Ребятам предлагается: нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать (для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали. Дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…».

    Игра «Путешествие от А до Я».

    А теперь мы поиграем в игру. Называется она «Путешествие от А до Я». Я буду называть букву, а вы – профессию, начинающуюся на эту букву. Давайте начнём с первой буквы алфавита

    «А» (актёр, адвокат, архитектор и т.д.).

     «Б» (библиотекарь, биолог, брокер, балерина, бухгалтер, банкир…).

    «В» (врач, водитель, воспитатель, ветеринар…).

    «Г» (грузчик, геолог, геодезист…).

    «Д» (директор, дублер, диктор, дирижер, доктор…).

    «Ж» (журналист, железнодорожник, жонглёр, животновод…).

    «З» (зоотехник, зоолог, закройщик…).

    «И» (инженер, иллюзионист, иллюстратор…).

    «К» (кассир, кондитер, каменщик, корреспондент…).

    «Л» (лётчик, логопед, лекарь…).

    «М» (музыкант, машинист, массажист, модельер, моляр…).

    «Н» (наладчик, нотариус…).

    «О» (официант, орнитолог…).

    «П» (плотник, почтальон, писатель, повар, психолог, пожарник…).

    «Р» (режиссер, редактор, рабочий…).

    «С» (сапожник, секретарь, санитар, столяр, стенографист…).

    «Т» (телефонист, трубочист, токарь…).

    «У» (угольщик, уборщица, учитель…).

    «Ф» (фотограф, футболист, фехтовальщик, фармацевт…).

    «Х» (художник, химик, хореограф…).

    «Ц» (циркач, цветовод…).

    «Ч» (чертёжник, часовщик…).

    «Ш» (швея, шофёр…).

    «Э» (электрик, экскаваторщик, экономист, экскурсовод…).

    «Ю» (юрист, ювелир…).

    Вот и совершили мы путешествие в мир профессий. Вы узнали для себя что-нибудь новое?

    К следующему занятию узнайте у родителей, где они работают, чем занимаются. Было бы очень хорошо, если бы вы принесли рисунки, фотографии родителей.

    Занятие №2.

    «Профессия родителей»

    Цель: Расширить представление детей о профессиях.

    Задачи:

    1. формирование у младших школьников ценностного отношения к профессии;
    2. понимание роли профессии в жизни человека и обществе;
    3. расширение общего кругозора ребёнка;

    Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий.

    Ход занятия.

    Сегодня на уроке мы узнаем еще много интересного о профессиях: вы расскажите, где работают ваши родители. Как вы думаете, почему дети должны знать о профессии родителей? …

    А может быть, кому-то понравится профессия родителей и он захочет, когда вырастет, заниматься этим же делом. Давайте послушаем рассказы о профессиях ваших родителей.

    А теперь давайте продолжим разговор о профессиях ваших родителей…

    Давайте рассмотрим рисунки, которые нарисовали ребята к уроку.

    Игровая разминка.

    Делимся на 4 команды. На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П

    Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

    К

    Р

    Ф

    П

    Контролер

    Разведчик

    Фрезеровщик

    Проводник

    Киноартист

    Рыбак

    Фотограф

    Плотник

    Крановщик

    Редактор

    Фигурист

    Пилот

    Кочегар

    Радиоведущий

    Фармацевт

    Пожарный

    Киномеханик

    Рентгенолог

    Фотокорреспондент

    Полицейский

    Космонавт

    Радист

    Фокусник

    Полярник

    Кабельщик

    Репортер

    Фотомодель

    Пограничник

    Кровельщик

    Печник

    Каменщик

    Пиротехник

    Кутюрье

    Повар

    Кондитер

    Пекарь

    Кондуктор

    Портной

    Парашютист

    Игра «Головные уборы».

    Придумай любые профессии. Нарисуй для них головные уборы.

    Сегодня вы узнали о многих профессиях, поняли, как они важны. В заключение прочитаем стихотворение Брюсова «Работа».

    Великая радость – работа.

    В полях, за станком, за столом!

    Работай до жаркого пота

    Работай без лишнего счёта.

    Все счастье земли – за трудом!

    Подумайте о том, кем бы вы хотели стать, когда вырастете, почему вы решили выбрать именно эту профессию, а не другую.

    Занятие №3.

    «Мир профессий»

    Цель занятия: систематизировать известные знания детей о профессиях.

    Задачи:

    1. формирование у младших школьников ценностного отношения к профессии;
    2. понимание роли профессии в жизни человека и обществе;
    3. расширение общего кругозора ребёнка;

    Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий.

    Ход занятия.

    Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.

    Сегодня я познакомлю вас с профессиями, расскажу о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия.

    Продолжите:

    1. Кто не работает... (тот не ест).

    2. Хочешь есть калачи…(не сиди на печи)

    3Труд человека кормит…(а лень портит).

    4.  Кто любит труд... (того люди чтут).

    5.  Без труда не вынешь и …(рыбку из пруда).

    Угадай, о каких профессиях идёт речь в пословицах и
    поговорках

    1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец)
    2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду залезть. (Рыбак.)
    3. Не игла шьёт, а руки. (Портной, швея.)
    4. Не бравшись за топор, избы не срубишь.(Плотник)
    5. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дело с конца. (Конюх)
    6. Корова черна, да молоко у неё бело (Доярка.)
    7. Лес рубят-щепки летят. (Лесоруб.)
    8. Цыплят но осени считают. (Птичница)
    9. На охоту ехать-собак кормить. (Охотник.)
    10.  Кто пахать, не лениться, у того и хлеб родиться. (Пахарь, xлебороб.)

    Кто нас обслуживает?

    Назовите профессии, связанные с: приготовлением пищи; строительством; изготовлением одежды; созданием спектакля. Оценивается количество названных профессий.

    Игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

    Назовите профессии:

    1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
    2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
    3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
    4. Самая волосатая (парикмахер...)
    5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
    6. Самая смешная (клоун, пародист...)
    7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
    8. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

    Просмотр фильмов или диафильмов о профессиях.

    Список использованной литературы

    1. Бондарев В. П. Выбор профессии. – М.: Педагогика, 1989. – 128 с.
    2. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации// Вопросы психологии, 1988 - №1. – С. 77-87.
    3. Бородин В. А. Изучение школьников с целью их профориентации// Школа и производство, 1988, №4 – С. 8-10.
    4. Витиньш В. Ф. Системное решение проблем профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1991. – 211 с.
    5. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. - №9. – С. 10-16.
    6. Гусакова А. М. Ознакомление с профессиями// Начальная школа. – 1980, №1. – С. 15-18.
    7. Елькина, О.Ю. Методическое сопровождение курса «Путешествие по Галактике профессий»: Пособие для учителя начальных классов / О.Ю. Елькина. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. – 46 с.
    8. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
    9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1984.
    10. Корочкина Э. Н. Профессиональная игра «Новый город»// Школа и производство, 1990, №10. – С. 80-82.
    11. Созонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 219 с.
    12. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии// Психологическая наука: проблемы и перспективы. - Киев, 1990.
    13. Чистякова С. Н. Методика профессиональной ориентации школьников: Методическое пособие. – Петрозаводск, 1991. – 131 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ценностные ориентации младшего школьника

    Презентация является частью магистрской диссертации по теме"Особенности ценностных ориентаций младшего школьника"...

    Развитие пространственной ориентации младших школьников.

    Игры и упражнения для развития пространсвенной ориентации в первом классе....

    Профессиональная ориентация младшего школьника

    В работе раскрыта сущность профориентации младшего школьника , дана диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий,выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-це...

    Описание педагогического опыта "Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе"

    Тема педагогического опыта: «Использование игровых технологий в профессиональной ориентации младших школьников»Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик, в рационализа...

    Программа внеклассной работы по профессиональной ориентации младших школьников

    Данная программа была разработана с целью расширить общий кругозор ребёнка о существующих профессиях. Школьники в увлекательной форме знакомятся с различными видами человеческой деятельности....

    Профессиональная ориентация младших школьников по курсу "Я Златоустовец"

    Увеличивающаяся потребность в информации как о рынке труда, так и о рынке образовательных услуг привела к необходимости проведения профориентационной работы со школьниками и их родителями на новом уро...