Профессиональная ориентация младших школьников по курсу "Я Златоустовец"
статья

Холодкова Светлана Олеговна

Увеличивающаяся потребность в информации как о рынке труда, так и о рынке образовательных услуг привела к необходимости проведения профориентационной работы со школьниками и их родителями на новом уровне, превратила выбор профессии в крупную социальную проблему, решение которой необходимо начинать в младшем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

Статья на тему:

Профессиональная ориентация младших школьников по курсу «Я Златоустовец»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Холодкова Светлана Олеговна


В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому необходимо владеть информацией о себе, меняющимся мире профессий, ситуаций на рынке труда. В выборе профессий информированность−это залог успеха, она обеспечит осознанное и обоснованное планирование профессиональной карьеры.

Увеличивающаяся потребность в информации как о рынке труда, так и о рынке образовательных услуг привела к необходимости проведения профориентационной работы со школьниками и их родителями на новом уровне, превратила выбор профессии в крупную социальную проблему, решение которой необходимо начинать в младшем школьном возрасте.

Профессиональная ориентация младших школьников направлена на расширение представлений о мире труда и профессий, формирования ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развития интереса к профессиям, посредством включенности ученика в практическую деятельность, с помощью активных методов профориентационной деятельности(это могут быть различные деловые игры, общественно−полезный труд, индивидуальные собеседования, классные часы, экскурсии на различные фабрики и заводы и другое.

В нашем городе с 2013 года ведется курс «Я Златоустовец». В процессе преподавания курса дети уже с 1 класса в разделе «Моя малая Родина» знакомятся с профессиями своих родителей, бабушек и дедушек. Тема занятия: «Моя семья». Форма проведения может быть разной: беседа (пригласить кого−то из родителей с выступлениями о своей профессии на   классные часы), конкурс сочинений или рассказов детей на тему «Моя семья», коллективный творческий проект «Моя семья».

Следующая тема, которая называется «Наши бабушки и дедушки». На этих занятиях дети рассказывают о старших рода, разговор о семейных традициях, о семейных династиях, мастер−класс бабушек и дедушек «Бабушки−мастерицы, дедушки−умельцы».

Следующий раздел в 1 классе под названием «Современный Златоуст, воспетый в песнях и стихах». Содержание этого занятия: знакомство с поэтами, писателями, композиторами, художниками, скульпторами, которые прославляют наш город в своих творениях. Знакомство с этими творческими профессиями проходят в виде библиотечного или музыкального часа, рассказ педагога о профессиях скульптора, художника, экскурсия в школьный литературный музей, знакомство с детским творчеством юных горожан, произведениями сверстников о родном городе.

Во 2 классе в разделе «Современный Златоуст» тема занятия: «Все время на посту!». Одна из целей педагога на этих занятиях познакомить учащихся с такими профессиями как: пожарный, полицейский, врач. Эти занятия могут проводится как в  форме беседы  и рассказа учителя, так и в форме экскурсии в пожарную часть, в музей полиции, в поликлинику.

Следующая тема занятия раздела «Современный Златоуст» − «Учиться будет весело, чтоб хорошо учиться» посвящено знакомству с дополнительным образованием, кружками и секциями для детей, возможностями собственного развития и поиска занятий по интересам, знакомство с профессией−педагог дополнительного образования, экскурсия в дом творчества, в различные кружки и секции, встреча со специалистами, работающих в учреждениях дополнительного образования.

В 3 классе в разделе «Листая странички прошлого» учащиеся знакомятся с темой: «У истоков ремесла. Иван Бушуев». Данное занятие проводится в форме беседы, чтения и обсуждения сказа П.П.Бажова. С детьми можно посетить городской краеведческий музей, познакомить с искусством украшенного холодного оружия.

Цель педагога на этих занятиях: Расширить знания о мастерских Златоуста, занимающихся изготовлением и украшением холодного оружия, выпускающим гравюру на стали.

На этих занятиях дети знакомятся с такими профессиями как: гравер−

художник, полировщик, сборщик, токарь, фрезеровщик и многие другие.

Изучая эту тему, мы с детьми посетили компанию «АиР». «АиР» − это лидирующее оружейное предприятие Златоуста, член Гильдии мастеров−оружейников Златоуста. Компания «АиР» занимается изготовлением холодного оружия и предметов быта, украшенных в стиле Златоустовской гравюры.

Экскурсовод познакомил нас с рядом разных профессий, связанных с изготовлением холодного оружия. Каждый ребенок попробовал себя в профессии кузнеца, самостоятельно чеканя монету.

Следующая тема занятия называется: «Павел Петрович Аносов» − Великий русский металлург. На этом занятии ученики знакомятся с профессией металлурга. Форма проведения данного занятия−беседа, рассказ учителя о профессии металлурга, просмотр фильма «О металлургическом заводе».

Так же в 3 классе предусмотрена тема занятия под названием «Моя школа». Форма проведения данного занятия различна: это урок−проект, беседа, экскурсия по школе. Так же можно познакомить детей с профессиями людей, работающих в школе: директор, заместитель директора, учитель, библиотекарь, охранник, повар, технический персонал, врач (у кого какие обязанности и чем эта профессия интересна и важна, взять интервью у работников школы.

Следующее занятие называется «Златоуст спортивный». Это встреча с известными спортсменами г. Златоуста, экскурсия в Центр олимпийской подготовки−бассейн «Уралочка», знакомство с профессией тренера, спортивный турнир «Мама, папа, я – спортивная семья».

Основное содержание данного занятия – это воспитание здорового образа жизни, чувство гордости за наших земляков.

В 4 классе в разделе «Моя малая Родина» тема занятия «Герои нашего времени».

Знакомство с отрядом особого назначения (какие функции выполняют бойцы ОМОН). Так же форма проведения различна − встреча с бойцами  ОМОН, с ветеранами боевых действий,  экскурсия в музей УВД, на базу ОМОН, рассказ о кадетском движении в нашей школе, дать представление детям о понятии «Горячая точка».

Следующая тема занятия посвящена образованию и науке. Форма проведения: экскурсия, рассказ учителя о средне−специальных образовательных учреждения и ВУЗах нашего города. Основное содержание данного занятия−знакомство с учреждениями профессионального образования, возможности собственного развития и поиск занятий по интересам, рассказ о градообразующих предприятиях города, о некоторых частных предприятиях, о выдающихся тружениках г.Златоуста.

Завершающее занятие в 4 классе называется «Я Златоустовец». Детям предлагается написать сочинение на тему «Если б я был мэром Златоуста» или «За что я люблю свой город», защита творческого проекта «Я Златоустовец».

Работа по подготовке младших школьников к жизни и труду детей начинаются в начальной школе и обладает определенной спецификой. Специфика эта заключается в том, что в начальной школе не ставится цель непосредственно подвести учеников к выбору определенной профессии. Важно другое−дать младшему школьнику почувствовать себя в любых педагогических организуемых ситуациях (уроке, вне урока, в процессе трудового обучения), силу и красоту человеческого труда, потребность быть полезным людям.

Поэтому основными направлениями подготовки младших школьников к жизни и труду детей является: профессиональное просвещение (формируется представление о труде взрослых, о профессиях на производстве и изучения интересов и склонностей учащегося младших классов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные ориентации младшего школьника

Презентация является частью магистрской диссертации по теме"Особенности ценностных ориентаций младшего школьника"...

Профессиональная ориентация младшего школьника

В работе раскрыта сущность профориентации младшего школьника , дана диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий,выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-це...

Описание педагогического опыта "Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе"

Тема педагогического опыта: «Использование игровых технологий в профессиональной ориентации младших школьников»Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик, в рационализа...

Программа внеклассной работы по профессиональной ориентации младших школьников

Данная программа была разработана с целью расширить общий кругозор ребёнка о существующих профессиях. Школьники в увлекательной форме знакомятся с различными видами человеческой деятельности....

Мини-программа по профессиональной ориентации младших школьников.

Мини-программа по профессиональной ориентации младших школьников....

Организация профессиональной ориентации младших школьников во внеурочной деятельности

В начальной школе у младших школьников формируется положительное отношение к труду,понимание его роли в жизни человека и общества, происходит развитие интереса к профессиям родителей и ближайшег...

Выступление по теме: "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших школьников"

Выступление по теме: "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших школьников"...