Методическая разработка классного часа: "Дети Великой Отечественной войны"
классный час (2, 3 класс)

Родионова Ольга Викторовна

Пояснительная записка:

       Воспитание патриотизма играет важнейшую роль в гражданском и духовном развитии детей. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даѐт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными привычками, личными, семейными и родовыми наклонностями», - писал великий педагог К.Д. Ушинский.

      В деле воспитания школьников патриотами эффективными формами работы являются мероприятия, уроки, занятия, помогающие ребятам найти тот образ героя, который поведѐт за собой, послужит примером отваги, мужества, героизма во благо своей Родины.

     Данное мероприятие (классный час) предназначено для учащихся начальной школы (2-3 кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya_gbou_sosh_no_585.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: Дети Великой Отечественной войны

 

Учитель ГБОУ № 585

Кировского района Санкт-Петербурга,

Родионова Ольга Викторовна

Санкт-Петербург

2023

Пояснительная записка:

       Воспитание патриотизма играет важнейшую роль в гражданском и духовном развитии детей. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даѐт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными привычками, личными, семейными и родовыми наклонностями», - писал великий педагог К.Д. Ушинский.

      В деле воспитания школьников патриотами эффективными формами работы являются мероприятия, уроки, занятия, помогающие ребятам найти тот образ героя, который поведѐт за собой, послужит примером отваги, мужества, героизма во благо своей Родины.

     Данное мероприятие (классный час) предназначено для учащихся начальной школы (2-3 кл.)

Цель мероприятия: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, формировать у школьников патриотическую позицию, воспитывать чувство гордости за победу.  

Задачи мероприятия: расширить и углубить знания учащихся о детских судьбах в годы Великой Отечественной войны; вызвать чувство глубокого уважения и признательности к людям, пережившим войну; воспитывать патриотические чувства.

Ожидаемые результаты учащихся:

  1. Личностные:
  • формирование патриотизма;
  • любви к Родине;
  • чувства гордости за страну;
  • чувства благодарности и уважения к старшим поколениям.
  1. Метапредметные:
  • высказывать своё предположение;
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
  1. Предметные:
  • расширять знания об истории Великой Отечественной войны;
  • расширять знания о детях – героях войны.

Средства проведения мероприятия: презентация, котомка с предметами,

аудиозаписи «Мы за ценой не постоим!» «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, «В землянке» слова Суркова В., музыка Листова К. 

Сценарий классного часа

Ход занятия

Учитель:

Страна росла,

Трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг –

Тревожный голос Левитана:

- Внимание, товарищи, война!

Война!…Война!

В ушах гремели взрывы.

Полнеба дым пожарищ закрывал.

И в полный рост, строги и молчаливы

Все встали на борьбу и стар, и мал.

На землю нашу грозно враг ломился

Под орудийный грозовой раскат…

И пионер солдатом становился

И воевал бесстрашно, как солдат..

         - Наш классный час посвящен теме «Дети войны».

Когда я рассказала своему дяде, а он тоже был ребенком военной поры, что буду проводить такой классный час, он собрал мне эту котомку. И сказал, что если мы узнаем о трудностях, которые испытывали дети во время войны, то сможем ответить, почему для 7-летнего мальчишки военной поры содержимое котомки было настоящим сокровищем.

        - А с начала я хочу попросить Вас ребята поразмышлять  над вопросом «А могут ли рядом стоять два эти слова: дети и война. Какие ассоциации они у Вас вызывают? Могут ли быть они связаны между собой»

Конечно, вы правы, два эти слова несовместимы. Дети – это радость, смех, игры и веселье, а война – какое страшное разрушительное слово. Сколько ужаса, страха и горя в одном этом слове. (слайд)

       - 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением  фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. И рядом со взрослыми на защиту Родины встали дети. Мальчишки девчонки 1941 года. Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на себя равную со старшими меру ответственности. «За Россию, за народ, за все на свете». (слайд)

Ученица:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания мальчики!

Мальчики, поскорей возвращайтесь назад.

Ученик:

Ах, война, что ты, подлая, сделала

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

 

    - В годы Великой отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах в партизанских отрядах, об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы.  За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились звания Героя Советского Союза, получали ордена, медали.

      - А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. (слайд)

Вспомним их поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым!

Ученица:  ЮТА БОНДАРОВСКАЯ. (слайд)

Юта Бондаровская, родилась в Псковской области, жила в Ленинграде. Училась в средней школе №415 в Петергофе. Великая Отечественная война ленинградскую пионерку Юту Бондаровскую застала в деревне под Псковом. Фашисты заняли деревню, и Юта начала помогать партизанам. С осени 1941 года была связной в 6-й Ленинградской партизанской бригаде, затем разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где находится штаб фашистов, как охраняется, сколько пулемётов. Когда в отряд пришло сообщение, что блокада Ленинграда прорвана, Юта радовалась больше всех. Юта Бондаровская погибла в одном из боёв в феврале 1944 года на территории Эстонии, на хуторе Роостове.

В память о юной героине установлена мемориальная доска на станции Новый Петергоф по ул. Юты Бондаровской, д. 2 - «Улица названа именем Юты Бондаровской (1929-1944), пионерки-партизанки, погибшей в бою с фашистскими захватчиками». (слайд)

         Ученик: АЛЬБЕРТ КУПША, КОЛЯ РЫЖОВ, МАРКС КРОТОВ. (слайд)

         Три друга -Альберт Купша, Коля Рыжов, Маркс Кротов.

Альберт Купша вместе с Марксом Кротовым и Колей Рыжовым до войны жили под Ленинградом, в деревне Смердыня. Ходили в школу, учили уроки, проводили пионерские сборы.

Когда фашисты ворвались в деревню, мальчики поклялись мстить ненавистным захватчикам. Они установили связь с партизанским отрядом и помогали переправлять в лес одежду и продукты. Собирали оружие, передавали его партизанам, выводили из окружения бойцов Красной Армии.

Но главный свой подвиг они совершили в новогоднюю ночь 1942 года. По заданию командира партизанского отряда, мальчикам удалось, незаметно пробрались к тщательно охраняемому гитлеровцами, аэродрому, находившемуся под Тосно (в Ленинградской области) и подать нашим летчикам световой сигнал.

Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили десятки вражеских самолетов. Гитлеровцы выследили патриотов и после допросов и пыток расстреляли их на берегу Белого озера.

     На берегу Белого озера установлен памятник юным партизанам. (слайд)

        Ученица: САША КОНДРАТЬЕВ. (слайд)

            Саша Кондратьев  родился в деревне Голубково. Перед войной он был самым обыкновенным мальчиком, учился в школе, помогал в колхозе, и мечтал стать лётчиком.

Когда началась война, вместе с другими сверстниками встал на защиту Родины.

Помогал укрывать раненных красноармейцев. Собирал трофейное оружие, мины, а позднее отец Саши переправлял всё это в партизанский отряд.

Неподалеку от деревни, где жил Саша располагался вражеский аэродром, с которого взлетали самолёты противника.

Однажды, укрывшись поблизости к аэродрому с трофейным ручным пулемётом в руках, Саша ждал появления вражеских самолётов…

Когда немецкий «мессершмитт» набирая высоту, стал подниматься в воздух, Саша в упор расстрелял его пулемётными очередями. Самолет рухнул за лесом.

Саша был схвачен немцами и расстрелян.

      В центре деревни Голубково, близ южного берега Череменецкого озера, на доме, в котором жил герой-пионер, партизанский разведчик Саша Кондратьев, установлена мемориальная доска. (слайд)

Ученик: ГАЛЯ КОМЛЕВА. (слайд)

     Когда началась война и фашисты, приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи – на юге Ленинградской области – была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галя Комлева. Веселая, смелая, любознательная девочка шесть раз была награждена книжками с надписью «за отличную учебу».

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с картошкой, хлебом, продуктами, которые доставляли с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не прошёл в срок на условленное место встречи, полузамёрзшая Галя, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть отогревшись, поспешила назад, неся новое задание для подпольщиков. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки, ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили и схватили юных подпольщиков. Два месяца держали их в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на запрос. Ничего не сказала Галя врагу, никого не выдала.

Юная патриотка Галя Комлева была расстреляна фашистами.

             В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. (слайд)

Ученица: ЛАРА МИХЕЕНКО. (слайд)

Ленинградская девочка перед войной находилась в деревне. Захвачена врагами Псковская земля. Героически служит Лара в партизанском отряде. Выполняет задания командира разведки, но попадает в плен к фашистам. Первый раз ей удается бежать. И снова арест, на этот раз последний. Спасая других, девочка осталась одна против врагов – в ее руке спрятана граната… Жизнь короткая, но яркая как вспышка молнии.

Ученица:

Ты помни, что когда-то

В густом дыму, в крови

Шли на бой ребята,

Ровесники твои.

Ученик:

Пускай сейчас их нету,

Но только все равно

Их песни недопетые

Допеть нам суждено.

Ученица:

Пускай в сраженье правом

Скосила смерть ребят.

Но все ж на фланге правом

Всегда они стоят.

Ученик: Всегда герои с нами

Стоят в строю одном,

Мы имена их знаем,

В лицо их узнаем.

         - Самое страшное, самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.  (Слайд)

– У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. 27 января 1945 года был освобожден самый страшный лагерь Аушвиц-Биркинау(Освенцим). Было замучено 7000 детей.  (Слайд)

 - Эта же судьба досталась детям блокадного Ленинграда (слайд)

Ученик:     «Мальчик из блокады» 

От голода не мог и плакать громко, 
Ты этого не помнишь ничего, 
Полуживым нашли тебя в обломках 
Девчата из дружины ПВО. 
И кто-то крикнул: «Девочки, возьмёмте!» 
И кто-то поднял бережно с земли. 
Вложили в руку хлеба чёрствый ломтик, 
Закутали и в роту принесли. 
Чуть поворчав на выдумку такую, 
Их командир, хоть был он очень строг, 
Тебя вписал солдатом в строевую, 
Как говорят, на котловой паёк. 
А девушки, придя со смены прямо, 
Садились, окружив твою кровать, 
И ты вновь обретённым словом «мама» 
Ещё не знал, кого из них назвать.

(И. Ринк)

--Сразу повзрослели и те дети, которые были в тылу, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

- А какие дела могли делать дети?

 Давайте посмотрим на эти фотографии. ( слайды.)

      -  Но они продолжали учиться, в это тяжелое время школы не прекращали своей работы, после школы работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали металлолом для постройки танков и самолетов, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, собирали тёплые вещи для фронтовиков и детей; выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях. (слайд)

  - А теперь я думаю, мы уже готовы разгадать нашу загадку. Давайте, раскроем котомку и посмотрим, что это за сокровища. Каждой группе достается свой предмет и есть минута для подготовки ответа. Какую ценность он имел для ребенка военной поры. (Треугольник, колосок, старая исписанная газета, мерзлая картошка, кусочек хлеба.)(Каждая группа рассказывает о полученном предмете и о его ценности в годы войны)

       - Особое слово хочется сказать о хлебе.

Хлебушек - так ласково его называл во все времена русский народ. (слайд) 

       - Хлеб военной поры наполовину состоял из ржаной муки, а половину из клейстера, отрубей, шелухи. Этот маленький кусочек 125 граммов спас жизни многих жителей блокадного Ленинграда. Поэтесса-блокадница Ольга Бернтгольц писала:

Ученица:

Очередь длинна.

Стою с другими.

Только до весов добраться  мне б.

На тарелке легонькие гири,

На другой такой тяжелый хлеб.

Хлеб…

Он умещался на ладошке.

И покуда ты идешь домой,

С этой пайки

Оберешь все крошки

Да чуть-чуть отломишь

От самой.

Нас, ребят,

Бомбежки не будили.

Но мы знали  все –

Идет война!

«Наша дело правое», -

Твердили,

Словно песню,

Как и вся страна.

Женщины хвалили нас:

«Родные, дружно собирайте колоски.

Победим –

Не только что ржаные,

Белые спечем вам колобки».

Дети войны ребячьи наши годы –

Сумки с хлебом,

Рваные пимы.

Преодолевали все невзгоды

Наравне со взрослыми

И мы.

      - Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Дети военной поры! Самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Откуда они брали такие силы. Проявляли такой героизм! Трудно даже поверить! Но это было! И никогда не должно повториться! И пока еще можно взглянуть в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах. Дети Войны – дети, не знавшие детства живут рядом с нами. Я думаю, что каждый из нас вынес урок с этого классного часа. Чем сейчас мы можем помочь им, как вернуть наш долг?

Ученик:  Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило Солнце в гари,
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были чёрными берёзы
Долгие года,
Были выплаканы слёзы
Вдовьи – навсегда.
Эта память – верьте, люди,
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

- Я предлагаю на лежащих перед вами листах написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать? Какие чувства у вас вызывают их подвиги? Украсьте своё письмо небольшим рисунком для детей-героев. Помните, они сражались за вас, они боролись за мир, за счастливое и спокойное детство. (Во время работы звучат аудиозаписи «Мы за ценой не постоим!» «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, «В землянке» слова Суркова В., музыка Листова К.) (Учитель вызывает каждый ряд выйти и показать свои работы.)

   - Классный час хочется закончить словами Роберта Рождественского:

Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!”

Список литературы:

  1. Идёт война народная .../Стихи о Великой Отечественной войне. – М.: Детская литература, 2005.- 340 с.
  2. О подвигах, о доблести, о славе…/под ред.Г.Н. Янковского. – М.: Детская литература, 1981.- 318 с.
  3.  Юные защитники блокадного Ленинграда. https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»...

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...

"Дети и война" Материалы для проведения классных часов по Великой Отечественной войне.

Задачи:1. Убедить ребят в необходимости помнить и знать историю своей страны. 2. Рассказать, какой вклад в победу над фашизмом внесли "маленькие солдаты" - сверстники нынешних ребят, Стремиться "...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту...

Методическая разработка мероприятия, посвящённого событиям Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основеисторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развиватьчувства гордости за свою страну;- Воспитывать личность граждан...

Методическая разработка классного часа: «Дети Блокадного Ленинграда» для учащихся 1-4-х классов Архипова Наталья Петровна

Методическая разработка классного часа «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся3 классов. Классный час посвящается годовщине снятия блокады Ленинграда, проблеме детских судеб во время бое...