Проблемы формирования семейных ценностей как фактора социализации у подростков в условиях пандемии
статья (4 класс)

Социализация современных подростков происходит в условиях экономической нестабильности, связанной с пандемией, в данный период происходит ломка традиционных семейных ценностей. Пандемия коронавируса – это показатель социализации общества. В эпоху сокращение социальной активности, когда все члены семьи находятся на изоляции, актуальной становится проблема формирования семейных ценностей у подростков, направленных на социализацию. Наблюдается кризис в -формировании семейных ценностей, у подростков размываются понятия о социально принимаемых нормах поведения. Поведение подростков зависит от иерархии личных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы формирования семейных ценностей как фактора социализации у подростков в условиях пандемии

Социализация современных подростков происходит в условиях экономической нестабильности, связанной с пандемией, в данный период происходит ломка традиционных семейных ценностей. Пандемия коронавируса – это показатель социализации общества. В эпоху сокращение социальной активности, когда все члены семьи находятся на изоляции, актуальной становится проблема формирования семейных ценностей у подростков, направленных на социализацию. Наблюдается кризис в -формировании семейных ценностей, у подростков размываются понятия о социально принимаемых нормах поведения. Поведение подростков зависит от иерархии личных ценностей.

Ценность это междисциплинарное понятие, рассматриваемое такими науками как: философия, психология, педагогика, социология. Ценность -  это жизненная цель личности, предопределяющая единую тенденцию к деятельности. Д.А. Леонтьев, пишет, что уже на этапе «мотивообразования» конкретной деятельности проявляются личностные ценности.

Н.В. Клюева считает цель как сознательное стремление к достижению личностью определенного жизненного результата. Б.С. Братуся  рассматривает ценности как осознанные и получившие человеком смыслы жизни. Г. Оллпорт  считал ценности неким личностным смыслом. Подросток осознает ценность тогда, когда смысл будет иметь для него значение. В понимании А. Маслоу  ценности для человека значимы, как основные потребности.

Подростковый возраст рассматривается как период активного развития иерархии ценностей. Огромное влияние на формирование ценностей и социализацию оказывает образовательная, социокультурная среда.                 Г.М. Андреева [17] считает, что семья, школа, коллектив, являются трансляторами социального опыта, где происходит формирование индивидуальной системы ценностей личности. Наиболее широко в данном направлении исследована семья являющаяся транслятором семейных ценностей, традиций, этических норм поведения. М.С. Яницкий , выделил основные факторы, влияющие на формирование ценностей в семье. Г. И. Власова подчеркивает влияние роли социальных институтов на процесс социализации. Состав, структура семьи, стиль воспитания, родительские взаимоотношения; социальное положение, степень образованности и уровень доходов семьи. Все это является движущей силой, оказывающей влияние на успешную социализацию и сформированность семейных ценностей у подростков. Социализация подростков в современных условиях протекает сложно и противоречиво. Социализация направлена на формирование социальных норм, культурных ценностей, знаний, умений и навыков, необходимых подростку для удовлетворения требованиям социума.

Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития.

 А.С. Макаренко рассматривал социализацию как процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, при помощи которых человек является активным участником социальных связей, институтов и общностей. Деятельность любого социального института осуществляется в рамках того или иного общества. Во время пандемии, изменяется и деятельность всех социальных институтов, приводит к ускорению цифровой революции, всех ее компонентов. Школа и семья два важных социальных института. Имеющие единую цель, направленную на воспитание, социализацию и всестороннее, гармоничное развитие, инициативность подростков готовность их к непрерывному самообразованию. Для этого необходимо учитывать современное развитие общества, инновации развитие информационно-коммуникационных технологий, и технологий, направленных на социальное становление личности подростка.

Переход работы школ в дистанционный режим, предъявляет новые требования к педагогу, который вынужден овладевать новыми профессиями по онлайн-коммуникациям, Онлайн-обучение выдвигает новые требования, к организации рабочего места педагога. Обусловили многие противоречия современного общества, в частности между работой и семейной заботой. Находясь постоянно в кругу семьи сложно выполнять свои педагогические обязанности необходимо изменение форм, методов и технологий преподавания предмета и тем более воспитания подростков, формирования ценностей, направленных на социализацию.

Школьная программа направлена не только на получение образование, но и социализацию. Не секрет, что многие подростки имеют низкие навыки социального взаимодействия, очень сложно педагогу повысить это взаимодействие, когда подростки находятся по ту сторону монитора, для этого педагоги организуют групповые онлайн-обсуждения не только с подростками, но и родителями.

Для успешной организации работы по формированию семейной ценности подростков, направленных на социализацию педагоги школ активно используют различные современные технологии, формы и средства общения с родителями. К ним относятся интернет связь, социальные сети и т.д.

Социальные сети -  это уникальное пространство взаимодействия с подростками и их родителями. Благодаря общению в соц. сетях достигается положительный результат сопровождения педагогами семей подростков. Роль семьи в социализации подростков напрямую зависит от участия других социальных институтов. С повышением активности, которых, постепенно снижается социализирующая роль семьи. Многие современные отечественные и зарубежные ученые подтверждают факт уменьшения роли семьи в процессах социализации и формирования семейных ценностей. Современная семья как основной институт социализации переживает нелегкие времена. Передача общественного опыта, семейных ценностей, нравственных и этических норм протекает болезненно из-за возникающих противоречий у подростков и представителей старшего поколения. Серьезного конфликта отцов и детей из-за пандемии пока нет, а вот проблема поколений, имеется. Конечно, в идеальном обществе все поколения должны находиться в гармонии друг с другом, и проблемы выбора приоритетов в таком обществе не возникает. Но в реальной жизни с такой проблемой приходится сталкиваться каждый день.

Карантин стал уникальным периодом в жизни семей. У каждого из нас есть некое представление об идеальных семейных ролевых моделях, однако высокий уровень включенности в социальные процессы, динамика общественных процессов многим не позволяют воспроизводить эти модели в повседневной жизни. Период самоизоляции – это период, когда интенсивность внешних, внесемейных коммуникаций существенно сократилась. Появилась возможность полностью сконцентрироваться на семье (конечно, с определенными ограничениями – продолжая удаленно работать и т. п.) и воплотить свои представления об идеальной семейной роли. Благодаря режиму самоизоляции все изменилось. «Застольные семейные картины» вернулись в повседневную жизнь. Семья стала не только домом, а местом работы, учебы, семейной заботы и общения. Режим самоизоляции поставил принципиальный вопрос о возможности возвращения функций и традиционного содержания семейных ролей. Родителям необходимо тщательно продумывать новые формы занятости в семье, и организовывать новые формы виртуального совместного досуга с подростками. На социализацию подростков оказывают большую роль неформальные объединения, сверстники и конечно средства массовой информации. Успешной социализации личности способствует открытое информационное пространство, так как основой социализации является информация. Конечно, всем известно о негативном воздействии на подростка различных интернет сайтов, но СМИ могут осуществлять и позитивное социализирующее воздействие, на личность подростка за счет доведения до него информации о событиях, происходящих в странах и континентах. Таким образом, в условиях пандемии возросло значение электронных средств массовой информации, социальных сетей, которые порождают новые формы общения, и становятся ведущими средствами коммуникации. Согласованность действий всех социальных институтов семьи, школы, СМИ создадут новое образовательное пространство, призванное обеспечить непрерывность формирования семейных ценностей, представлений, убеждений, идеалов личности направленной на успешную социализацию подростков в условиях самоизоляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования семейных ценностей средствами содержания предмет "Окружающий мир" в УМК "Перспективная начальная школа".

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно. последовательно ...

Пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважительного отношения к многонациональному поликультурному составу российского общества в УМК «Школа 2100».

Теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих формированию семейных ценностей, интереса к культуре народов России....

Презентация по теме: "Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности"

Презентация по теме: "Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности"...

Доклад на тему: «Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями.»

В материале рассказывается о том, как формировать семейные ценности. Об особенностях работы с родителями....

Проектная деятельность как средство формирования семейных ценностей у обучающихся с ЗПР.

Описан опыт работы по реализации практико - ориентированных проектов с обучающимися начальной школы с ЗПР...