Конспект внеурочного занятия на тему "Животные леса готовятся к зиме"
план-конспект занятия (4 класс)

Апарина Юлия Геннадьевна

Конспект внеурочного занятия на тему "Животные леса готовятся к зиме"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия «Животные леса готовятся к зиме».

  1. Оргмомент. Объявление темы и целей занятия. Звучит муз. П.И. Чайковского «Времена года. Ноябрь»

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? 
(Осень)

Вот как в народе говорят про ноябрь месяц:

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

Холодно, неуютно на улице. Ребятишки уже надели теплые сапожки, шапочки, шубки, варежки и шарфики. А как же живется нашим братьям меньшим – лесным зверям?

  1. Поможет об этом нам узнать замечательная книжка Николая Сладкова

ОСЕНЬ НА ПОРОГЕ
      - Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
      Как эхо, донеслись голоса из леса:
      - Готовы, готовы, готовы...
      - А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
      Откликнулись звери:
      - Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
      - Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
      - Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
      Откликнулись птицы:
      - Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
      - Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
      - Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
      - Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
      - Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
      - Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
      Откликнулись птицы:
      - А мы, дрозды, на рябину навалимся!
      - А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
      - А мы, щеглы, за сорняки примемся!
      Откликнулись звери:
      - А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
      - Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
      - Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
      Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
      Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.
      Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

3.Но осень заканчивается, скоро вступит в свои права настоящая зима.

-Как выдумаете, а зима зверюшкам не страшна?

Давайте отгадаем загадки:

1) Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы? (заяц)

- Как он приготовились к зиме?

2)Мех пушистый, хвост золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет? (лиса)

3)Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (волк)

4) Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (медведь)

5) Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки. (мышь)

6) Водяные мастера

строят дом без топора,

дом из хвороста и тины

и плотину. (бобры)

7) Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

8) Сердитый недотрога

живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной! (ежик)

Учитель: Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. С осени они делают запасы. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.
Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.
Кабан накапливает жир, чтобы не бояться голода и холода.
Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу – серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.
Поздней осенью 
медведи, барсуки  и ежи ищут место для зимней спячки.

4.Физкультминутка. (Хомка, хомка, хомячок)

5. Давайте посмотрим на лесных зверей и повторим, что мы про них узнали.

Показ презентации «Как звери готовятся к зиме».

6. Выступления подготовленных детей.

Ребята, а к нам в гости сегодня пришли животные медведь, заяц и ежик.

Вы вас сказать попросим

Как вы встречали осень.

Ну -ка мишка расскажи!

Медведь:

В берлогу скоро лягу спать

За осенью зима прейдет опять.

Пусть мне во сне присниться мед!

Проснусь когда зима пройдет!

Зайка:

Пора мне зайчику линять,

пора мне шубку поменять,

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Ежик

Я тоже буду спать, как мишка.

Я поохотился за лето:

Грибы искал.

Мышей ловил,

мне нужно отдохнуть за это,

устал я выбился из сил.

- Спасибо вам, зверюшки, за ваш интересный рассказ теперь нам все ясно стало.

А как зимуют другие животные : птицы, насекомые, рыбы, земноводные мы поговорим с вами на следующих занятиях.

7. Игра «Снежки». На магнитной доске прикреплены «снежки» из бумаги. Дети по очереди берут снежок, рассматривают и называют животного, изображенного на обратной стороне листка и комментируют, как этот зверь готовится к зиме.

  1. Вспомните, какие звери меняют шубу на зиму?
  2. Какие не меняют?
  3. Кто из животных строит жилище на зиму?
  4. Кто не строит?
  5. Кто из животных спит всю зиму? медведь, ёж, барсук
  6. Кто не спит? лиса, волк, белка


8. Исполнение песни «Почему медведь зимой спит»

9. Итог урока

Учитель: Что нового  и интересного узнали на занятии?  Чему научились?

–Наше занятие я бы хотела закончить словами  Вадима Шефнера:

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима конспект внеурочного занятия

План - конспект внеурочного мероприятия(экологическое направление)в 1 и 2  классепо теме: «Зимушка – зима!»...

Конспект урока на тему: "Как животные готовятся к зиме" (УМК "ПНШ" 1 класс)

Формирование представлений детей о подготовке разных групп животных к зиме....

Конспект внеурочного занятия по ИЗО во 2 классе «Мишка ФОРТЕ. Дары леса»

Данное занятие разработано в контексте методики В.В.Кирюшина, создателя «Библиотеки музыкального мифа». Разработка внеурочного занятия, несомненно,будет полезна педагогам, работающим в гуманитарных г...

Конспект внеурочного занятия по ОБЖ по теме: «На водоёме зимой» (2 класс)

На деревья и кустыШапки нахлобучилаВ толстяка – снеговикаПревратила чучело.И на окнах спозаранку –Звезды, листья ,завитушки.Все девчонки взяли санки.Все мальчишки взяли клюшки.Вот подарки,...

Конспект внеурочного занятия для слабослышащих учащихся 1 класса на тему: "Время года - зима"

Конспект внеурочного занятия для слабослышащих учащихся 1 класса на тему: "Время года - зима"...

Конспект внеурочного занятия "Защита леса и его обитателей" 3 класс

Планируемые результаты: Предметные:-познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;-углубить знания об охране природы; Личностные:-формировать бережное отнош...

Конспект внеурочного занятия на тему « Особенности питания птиц зимой» в 4 классе

Конспект внеурочного занятия на тему « Особенности питания птиц зимой» в 4 классе...