Внеурочная деятельность.Рабочая программа"Занимательная математика"2 класс
рабочая программа (2 класс)

Антакова Светлана Владимировна

  Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального   направления «Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта НОО,разработана на основе  примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой  /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.

 

Количество часов: 34 ч (34 учебные недели), в неделю 1 час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_2021-2022.docx44.65 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя  школа №6

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО ,ЭК

__________С.В.Антакова

Протокол №__1___ от

«__26__»_08____2022г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ ЯСШ № 6

__________ С.И.Крупиневич

                            ФИО

от «__26_»__08_____2022г.

«Утверждено»

Пр. № __116_

от  «__26__»  августа 2022г.

         Директор школы

__________Т.С.Никитенкова

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

(общеинтеллектуальное направление)

для __3____ класса

Учитель: С. В.Антакова

Квалификационная категория: первая

                                                 2022/2023 уч. год

  Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального   направления «Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта НОО,разработана на основе  примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой  /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.

Количество часов: 34 ч (34 учебные недели), в неделю 1 час.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

     В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика «Логические закономерности» с целью исследования логического аспекта математического мышления.      

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

    Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Методы и средства обучения

 В работе с детьми будут использованы следующие методы:

    - словесные,

    - наглядные,

    - практические,

    - исследовательские.

 Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение задач на части повышенной трудности,

- задачи, связанные с формулами произведения,

- решение геометрических задач.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки»

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,

«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного

учебного пособия «Математика и конструирование».

     В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать имена и высказывания великих математиков;

-  работать с числами – великанами;

- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.

 -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

Содержание программы

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 

2

Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.  

3

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.  

                                                     Основное содержание курса     

Разделы и темы программы

                  Характеристика деятельности

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». Математические головоломки, занимательные задачи.                                                                                      

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9; 2) 10, 20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

Геометрия вокруг нас

Конструирование  многоугольников из одинаковых треугольников.

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.; конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» (из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»).

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Составление и заполнение числового кроссворда (судоку). Составление и заполнение числового кроссворда (какуро).

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150.
1-й раунд: 640 – 
140 = 500   500 + 180 = 680    680 – 160 = 520      520 +150= 670

Выбери маршрут

Единицы длины. Километр. Составление карты путешествия на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостаю-щими данными. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:  СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ      и др.

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда. Сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, день, сутки?  Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. 
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон.

 

Тематическое планирование Содержание программы

Геометрическая мозаика

     Удивительная снежинка. Крестики-нолики. Математические игры. Прятки с фигурами.

Секреты задач. «Спичечный» конструктор. Геометрический калейдоскоп. Числовые головоломки. «Шаг в будущее». Геометрия вокруг нас. Путешествие точки. Тайны окружности. Математическое путешествие. Новогодний серпантин. Математические игры. «Часы нас будят по утрам…». Головоломки.  «Что скрывает сорока?». Интеллектуальная разминка. Дважды два — четыре. В царстве смекалки. Составь квадрат

Мир занимательных задач. Математические фокусы. Математическая эстафета.

    Универсальные учебные действия:

    — ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

    — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

     — проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

     — выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

     — анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

     — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

     — выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

     — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

     — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

     — анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

     — моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

     — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом;

     — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

     — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

      — моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

      — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

      — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

      — воспроизводить способ решения задачи;

      — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

      — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

      — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

      — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

теория

практика

1

Интеллектуальная разминка

1

2

«Числовой» конструктор

1

3

Г еометрия вокруг нас

1

4

Волшебные переливания

1

5-6

В царстве смекалки

2

7

«Шаг в будущее»

1

8-9

«Спичечный» конструктор

2

10

Числовые головоломки

1

11-12

Интеллектуальная разминка

2

13

Математические фокусы

1

14

Математические игры

1

15

Секреты чисел

1

16

Математическая копилка

1

17

Математическое путешествие

1

18

Выбери маршрут

1

19

Числовые головоломки

1

20-21

В царстве смекалки

2

22

Мир занимательных задач

1

23

Г еометрический калейдоскоп

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Разверни листок

1

26-27

От секунды до столетия

2

28

Числовые головоломки

1

29

Конкурс смекалки

1

30

Это было в старину

1

31

Математические фокусы

1

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

34

Математический лабиринт

1

Итого: 34 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3

КЛАСС

Дата

Тема

Содержание занятий

1

Интеллектуальная

разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

«Числовой»

конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2,

3, 4, ... , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, ... , 90; 3) 100, 200, 300, 400, ... , 900.

3

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

4

Волшебные

переливания

Задачи на переливание.

5-6

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

7

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

8-9

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

10

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

11

12

Интеллектуальная

разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

13

Математические

фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, ... , 15.

14

Математические

игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки

с зонтиками» (по выбору учащихся).

15

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

16

Математическая

копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

17

Математическое

путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.

1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 + 150= 670

18

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

19

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

20

21

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

22

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

23

Геометрический

калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

24

Интеллектуальная

разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

25

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

26

27

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

28

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

29

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

31

Математические

фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

32

33

Энциклопедия

математических

развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

34

Математический

лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Итого: 34 ч

 Календарно-тематическое планирование «Занимательная математика 2 класс

Модуль «Геометрия вокруг нас»

№ п/п

Тема

Характеристика основной деятельности обучающегося

Кол-во часов

Дата

Геометрическая мозаика

1

Удивительная снежинка

Работают с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

1

2

Крестики-нолики

Играют в «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм». Играют в игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (складывают, вычитают в пределах 20).

1

3

Математические игры

Играют в «Русское лото». Строят математические пирамиды: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом

через разряд)».

1

4

Прятки с фигурами.

Ищут заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации.

Решают задачи на деление заданной фигуры на равные части.

1

5

Секреты задач

Решают нестандартные и занимательные задачи, и задачи в стихах.

1

6

-  

7

«Спичечный» конструктор

Строят конструкции по заданному образцу. Перекладывают несколько спичек в соответствии с условиями.

2

8

Геометрический калейдоскоп            

Конструируют многоугольники из заданных элементов. Составляют картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

1

9

Числовые головоломки

Решают и составляют ребусы, содержащие числа. Заполняют числовой кроссворд (судоку).

1

10

«Шаг в будущее»

Собирают конструкторы: «Спички». Играют  в игры: «Волшебная палочка»,

«Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

1

11

Геометрия вокруг нас

Решают задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.

1

12

Путешествие точки

Строят геометрические фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Проверяют работу. Строят собственный рисунок и описывают его

шаги.

1

13

Шаг в будущее

Собирают конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы». Играют в игры:

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»,

«Гонки с зонтиками» и др.

1

14

Тайны окружности

Распознают (находят) окружности на орнаменте. Составляют (вычерчивают) орнамент

с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

1

15

Математическое путешествие

Вычисляют в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.

Ответы к пяти раундам записываю.

1-й раунд: 34 – 14 = 20  20 + 18 = 38  38 – 16 = 22   22 + 15 = 37

1

16

-

17

Новогодний серпантин

Работают в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работают на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

2

18

Математические игры

Строят математические пирамиды: «Сложение в пределах 100»,

«Вычитание в пределах 100». Работают с палитрой — основой с цветными

фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

1

19

«Часы нас будят по утрам…»

Определяют время по часам с точностью до часа. Рассматривают часовой циферблат с подвижными стрелками. Собирают конструктор «Часы» из электронного

учебного пособия «Математика и конструирование».

1

20

Геометрический калейдоскоп

Выполняют задания на разрезание и составление фигур.

1

21

Головоломки

Расшифровывают закодированные слова. Восстанавливают примеры: объясняют, какая цифра скрыта; проверяют, перевернув карточку

1

22

Секреты задач

Решают задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными, и нестандартные задачи.

1

23

«Что скрывает сорока?»

Решают и составляют ребусы, содержащие числа: ви3на, 100л,

про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

1

24

Интеллектуальная разминка

Работают в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работают на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

1

25

Дважды два — четыре

Играют в игры «Говорящая таблица

умножения», «Математическое домино». Собирают математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Работают с математическим набором «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне —

задание, на другой — ответ.

1

26

 -

27

Дважды два — четыре

Играют с кубиками (у каждого два кубика). Записывают результаты умножения

чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Играют в игру «Не собьюсь». Выполняют задания по теме «Табличное умножение и деление

чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»

2

28

В царстве смекалки

Собирают информацию и выпускают математическую газету (работают в группах).

1

29

Интеллектуальная разминка

Работают в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работают на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

1

30

Составь квадрат

Выполняют задания на составление прямоугольников

(квадратов) из заданных частей.

1

31

 -

32

Мир занимательных задач

Решают задачи, имеющие несколько решений, нестандартные задачи, задачи

и задания, допускающие нестандартные решения и обратные задачи и задания. Слушают и решают задачу «о волке, козе и капусте».

2

33

Математические фокусы

Отгадывают задуманные числа. Читают слова: слагаемое, уменьшаемое и др.

1

34

Математическая эстафета

Решают олимпиадные задачи

2

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Внеурочная деятельность.Рабочая программа 3 класс. Занимательный русский язык.

Радуга творчества 3 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс....

Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс

Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс...

Внеурочная деятельность.Рабочая программа"Занимательная математика"3 класс

Программа внеурочной деятельности  общеинтеллектуального   направления «Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государс...

Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа внейрочной деятельности, для учащихся 1-4 классов "Занимательная математика"...