работа с микроскопом
проект

работа с микроскопом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_mikroskopom.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс.

"Использование цифрового микроскопа на уроках и внеурочных заданиях"

    Цель: показать возможности использования цифрового микроскопа на уроках и проектно- исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС.

    Задачи:

       1.Ознакомление участников семинара-  практикума  с возможностями использования цифрового микроскопа  на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности в начальной школе. 

      2.Практическое применение цифрового микроскопа при изучении темы клетка, растительная клетка.

      3.Ознакомление и усвоения правил работы с электронным микроскопом.

Содержание мастер – класса:

1 этап (теоретический)

Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.

Цифровой микроскоп - это приспособленный для работы в школьных условиях оптический прибор, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения,

 

Перемены, происходящие в сфере информационных технологий, формируют новую культуру работы с информацией. Цифровой микроскоп  дает возможность:

- изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе одновременно, так как информация может быть выведена на монитор компьютера;

-использовать разноуровневые задания для учащихся одного класса;

- изучать объект в динамике;

-создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;-

-использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного материала.

Применение цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение исследуемого объекта на экране монитора персонального компьютера или на большом экране с помощью проекционного устройства, подключаемого к компьютеру.

Использование при изучении некоторых тем по окружающему миру и на внеурочных занятиях при исследовательской работе цифрового микроскопа экономит учебное время, способствует повышению эффективности и информативности урока и переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной практической творческой работы  с учениками, проведению совместных исследований, выполнению самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности. Применение современных технологий дает возможность решать проблему подготовки образованных людей, свободных от стереотипов, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить.

Исследовательская деятельность может быть реализована не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Программа учебных и внеурочных занятий выходит за рамки базового образования и включает большое количество практических работ, проведение которых с использованием цифрового микроскопа позволит школьникам  почувствовать себя исследователями в той или иной области учебных тем изучаемых в начальной школе.

Применение цифрового микроскопа на уроках. Оснащение учебных кабинетов компьютерной техникой и использование ее на уроке становятся обязательными атрибутами  школы XXI века. Эффективно применять компьютер на уроках окружающего мира поможет цифровой микроскоп. Рассмотрим конкретные примеры.

Применение цифрового микроскопа для контроля знаний. Для того чтобы вовлечь в работу весь класс, опрос должен быть интересен ученикам. Этого можно достичь, если известный фактический материал рассматривать в новом свете, а теоретические знания применять на практике. Так, один ученик может выполнять полученное задание, а весь класс будет иметь возможность видеть результаты работы, задавать вопросы и вносить коррективы. Так реализуется коллективная познавательная деятельность, в процессе которой знания всех учащихся совершенствуются и несколько человек имеют возможность сразу получить оценки.

Применение цифрового микроскопа в процессе изучения нового материала. Здесь возможно несколько вариантов использования микроскопа.

1) Первый вариант: совместная работа учителя и учащихся в процессе демонстрации объекта. При этом учитель, демонстрируя препарат, объясняет новый материал, указывает учащимся, на что нужно обратить внимание, задает вопросы.

2) Второй вариант: самостоятельное изучение учащимися микропрепарата с использованием текста учебника. Учитель при этом контролирует и направляет деятельность учащихся.

3) Третий вариант: при изучении сложного микропрепарата учитель сначала объясняет особенности строения данного объекта путем выведения микропрепарата на экран, а затем каждый учащийся самостоятельно изучает микропрепарат на рабочем месте, используя инструктивные карточки.

Применение цифрового микроскопа на этапе закрепления знаний. Здесь школьникам можно предложить сравнить два изученных объекта. Итогом данной работы может быть создание специальных презентационных материалов.

Использование цифрового микроскопа на уроках дает ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний. Однако использование компьютерных технологий в учебном процессе предполагает наличие трех основных компонентов: аппаратно-программного базиса (компьютера и цифрового микроскопа), подготовленного учителя и электронных учебно-методических средств, доступных для пользования.

Что даёт учителю и ученику цифровой микроскоп, применительно к урокам окружающего мира?

Объектами исследования могут быть части цветка, поверхности листьев, корневые волоски, семена или проростки, а также плесени. Для членистоногих – это все их интересные части: лапки, усики, ротовые аппараты, глаза, покровы (например, чешуйки крыльев бабочек). Для хордовых – чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, зубы, волосы, ногти, и многое-многое другое. Это далеко не полный список исследуемого материала.

Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, поместив в специальные чашечки Петри  А любое комнатное растение, легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, давая 10-кратное увеличение. Единственное неудобство состоит в том, что фокусировка при этом осуществляется только за счёт наклона и приближения-удаления.

Зато, поймав нужный угол, Вы легко выполните фотографию, не тянясь к компьютеру – прямо на части микроскопа, находящейся у Вас в руках, есть необходимая кнопка: нажали раз – получили фотографию, нажали и удерживаете – осуществляется видеосъёмка.

Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира позволяет повысить интерес к предмету, повысить качество обучения, отразить существенные стороны исследуемых объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности.

Полученный с помощью цифрового микроскопа материал может быть использован как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности (кружок, факультатив, внеурочное занятие).

 

2 этап (практический)

Проведение исследовательской работы по изучению растительных клеток на внеурочном занятии "Я -исследователь" (работа участников в группах)

 

Тема:  "Во саду ли? В огороде? Мир растительных клеток какой он? ".

Цель работы: познакомить учащихся с характерными признаками растительных клеток овощей.

Оборудование: цифровой микроскоп, пластинки  овощей, компьютер

Ход работы.

1. Введению в тему занятия. Выявление названия объектов исследования. (а)прослушивание сказки определяющей тему занятия; б) определение материалов предназначенных для исследования по внешнему виду;

в) выдвижение гипотезы исследования.
2. Подготовка технического оборудования. Включаем компьютер и запускаем программу работы с цифровым  микроскопом.
3. Помещаем материалов (1,2,3,4) по порядку под микроскоп при увеличении 10*, используя освещение.
4. Рассматриваем  при увеличении 60* и 200*. Делаем пометки в карте результатов  исследования.

5. Выполнение фотографий исследуемого материала.

6. Сохранить рисунок в своей папке.

7. Представьте результаты своей работы всему классу, с помощью  цифрового микроскопа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Введению в изучаемую тему.

Сказка "Загадочные жители огорода"

 

Однажды щенок шел по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про жителей чудесного огорода.

 Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец.

 Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор!

А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться.

 А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок.

Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были сладкие перцы разных цветов: красного, оранжевого, желтого и зеленого.

 Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперь щенок знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по работе с цифровым микроскопом

«Формирование мотивации школьников к познанию окружающего мира, освоение ими доступных способов изучения  природы…» одни из приоритетных задач по Фгосам. Для их реализации школы оборудуют совреме...

Работа с цифровыми микроскопами на уроках окружающего мира и технологии.

статья по работе с цифровыми микроскопами в начальной школе...

Работа с цифровыми микроскопами

Работа с цифровыми микроскопами на уроках окружающего мира и технологии...

Презентация мастер-класс "Работа с микроскопом"

В данной презентации предствленакраткая информация о правилах, возможностях работы с микроскопом на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Также содердится практический материал по теме...

Презентация мастер-класс "Работа с микроскопом"

В данной презентации предствленакраткая информация о правилах, возможностях работы с микроскопом на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Также содердится практический материал по теме...

Презентация мастер-класса "Работа с микроскопом"

Использование микроскопа на уроках окружающего мира. Описание опыта работы на тему "Невидимки на кухне".Урок-лаборатория...