Школа Вежливых наук
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 116/1 от «31» августа 2021 г. ДИРЕКТОР: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В. Рыбакова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «28 » августа 2021 г. руководитель МО: _______ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Школа вежливых наук»
на 2021 - 2023 учебный год
реализуется в 1-2 классах
Программу составила:
Дакаева Анастасия Руслановна
Смоленск 2021 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа вежливых наук» разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
- федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- учебный план ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Школа вежливых наук» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- содействовать получению моральных знаний школьников;
- формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;
- воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Задачи:
- Формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка.
- Формировать навыки общения.
- Внедрять в поведение ребенка нормы и правила деятельности по основным законам вежливости.
- Формировать целеустремленность и настойчивость.
- Развивать умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.
- Выявлять индивидуальные способности, возможности и интересы ребенка.
- Способствовать моральному развитию детей.
Виды деятельности: игровая; познавательная; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; конкурсы; праздники.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа вежливых наук» разработана для обучающихся 1 «Б», класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю по 40 минут - 33 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии умственно отсталого обучающегося этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
2. Общая характеристика курса
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
В школе ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Школа вежливых наук» с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.
Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.
Программа «Школа вежливых наук» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 3-х и 4 классе. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива.
Программа курса построена таким образом, что дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия.
3. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Основные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «Школа вежливых наук»:
- осознание себя как члена общества,
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Общекультурные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций.
- социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
- сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
- Личностные БУД:
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- расширение круга общения;
- потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
- Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
- Познавательные БУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в центре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры общения у обучающихся развиваются ценности: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть культурным и добрым.
4. Содержание программы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа вежливых наук» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей вежливого общения жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание программы внеурочной деятельности общекультурному направлению «Школа вежливых наук» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Школа вежливых наук» состоит из 3-х разделов:
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в Центре). Правила поведения в центре, на уроке, на перемене, в столовой.
- Приход в центр без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).
- Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
- Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).
- Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
- Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в центре и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Раздел 1. «Школьный этикет» – 9 часов
Правила поведения в центре, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в центр без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Тема 1. А давайте знакомиться! Знакомство с детьми и педагогами. Как знакомиться с незнакомыми людьми. Что говорить, как себя вести. Общие правила при знакомстве.
Тема 2. Аккуратно обращайся со своими вещами. Следить за порядком в портфеле. Как правильно собираться в центр, когда это делать. Чтение пословиц и поговорок по содержанию вещей в аккуратном виде. Задание на листочках: «Отгадай-ка».
Тема 3.Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами. Чтение эпизода из сказки «Буратино», как Буратино собирался в школу. Анализ поступка главного героя сказки.
Тема 4.Будь вежлив со старшими и с друзьями. Учить быть вежливыми, отзывчивыми, не обижать других. Чтение рассказа «Вежа». Анализ рассказа.
Волшебные слова: «Спасибо, пожалуйста». Чтение стихотворения «Обезьянка-задавака». Анализ поступка обезьянки. Дидактическая игра «Разговор по телефону».
Тема 5. Грубить окружающим очень нехорошо. Чтение стихотворения Волк-грубиян. Анализ стихотворения. Инсценировка стихотворения. Игра «Комплимент».
Тема 6.Наш класс. Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе. Рисунок «Мой класс».
Раздел 2. «Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)» – 16 часов
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков
Тема 1. Драться некрасиво и опасно. Чтение стихотворения «Задиристый щенок». Анализ стихотворения. Отгадай загадки. Разбор ситуации: «Спор двух друзей».
Тема 2.Если уходишь, говори «До свидания». Чтение стихотворения «Грубый медвежонок». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «До свидания». Игра: «А, ещё как говорят?»
Тема 3.Ёлку на празднике не критикуй. Чтение стихотворения « В гостях». Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях.
Тема 4.Жвачка – это не игрушка! Чтение стихотворения « В гостях». Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях. Игра «Будь добр!»
Тема 5.Засиживаться в гостях очень долго неприлично. Чтение стихотворения «Белочка в гостях». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «Добро пожаловать!» Игра: «Какое слово пропущено?».
Тема 6.Интересоваться чужими личными делами нетактично. Правила поведения в коллективе. Чтение стихотворения «Любопытный пёс». Анализ стихотворения. Поговорки о любопытных людях.
Тема 7. Йогурт не проливай на стол. Чтение стихотворения «Поросёнок за обедом». Анализ стихотворения. Дидактическая игра «Как вести себя за столом».
Тема 8. Раньше назначенного срока не приходи в гости. В какое время нужно ходить в гости? Чтение стихотворения «Кошечка и её гости». Анализ стихотворения. Игра « Я иду в гости».
Тема 9. Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома. Правила поведения в гостях. Чтение стихотворения «Гости козлика». Анализ стихотворения.
Тема 10.Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично. Когда можно хвастаться, а когда лучше промолчать. Чтение стихотворение «Хвастунишка». Анализ стихотворения. Проигрывание ситуации: «Хвастунишка».
Раздел 3. «О трудолюбии» – 8 часов
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в центре и дома (начальные представления).
Тема 1. Цветы: как правильно ухаживать за ними. Правила ухода за цветами дома. Как вести себя в гостях. Чтение стихотворения «Щенок в гостях». Анализ стихотворения.
Тема 2.Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай. Береги свой и чужой труд. Как правильно складывать вещи расскажи и покажи. Игра: «Кто самый опрятный?». Правила личной гигиены.
Тема 3. Фу, как плохо мусорить в гостях! Беседа: «Нужно ли убираться дома?» «Профессия – дворник». Игра: «Помощники».
Тема 4. Убирай свой рабочий стол. Правильная посадка за письменным столом. Освещение рабочего места. Правила работы за письменным столом. Физминутки для глаз и пальчиков.
Тема 5. Помогай родителям! Чтение рассказа: «Капризная дочка». Задание «А ещё говорят…»
Тема 6. Обязанности ученика в Центре и дома. Понятие «обязанность». Обязанности в центре и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к классу. Игра «Дежурные».
5. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Практическая работа | Кол-во часов по плану | Дата проведения по факту | |
I четверть – 9 часов | |||||
Раздел «Школьный этикет» – 9 часов | |||||
1. | Давайте учиться знакомиться! | Социально-бытовая игра: «Знакомство» | 1 | 5.09 | |
2. | Аккуратно обращайся со своими вещами. | Задание на листочках: «Отгадай-ка». | 1 | 12.09 | |
3. 4. | Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами. | Анализ поступка главного героя сказки. | 2 | 19.09 26.09 | |
5. 6. | Будь вежлив со старшими и с друзьями. | Дидактическая игра«Разговор по телефону». | 2 | 3.10 10.10 | |
7. | Грубить окружающим очень нехорошо. | Игра «Комплимент». | 1 | 17.10 | |
8. 9. | Наш класс | Рисунок «Мой класс» | 2 | 24.10 31.10 | |
II четверть – 7 часов | |||||
Раздел «Правила общения» – 16 часов | |||||
10. | Драться некрасиво и опасно. | Разбор ситуации: «Спор двух друзей». | 1 | 14.11 | |
11. | Если уходишь, говори «До свидания». | Игра «А ,ещё как говорят?» | 1 | 21.11 | |
12. 13. | Ёлку на празднике не критикуй. | Чтение стихотворения « В гостях». | 2 | 28.11 5.12 | |
14. 15. | Жвачка – это не игрушка! | Игра «Будь добр» | 2 | 12.12 19.12 | |
16. | Засиживаться в гостях очень долго неприлично. | Игра «Какое слово пропущено?» | 1 | 26.12 | |
III четверть – 9 часов | |||||
17. 18. | Интересоваться чужими личными делами нетактично. | Анализ стихотворения. | 2 | 16.01 23.01 | |
19. | Йогурт не проливай на стол. | Дидактическая игра «Как вести себя за столом». | 1 | 30.01 | |
20. | Раньше назначенного срока не приходи в гости. | Анализ стихотворения. Игра « Я иду в гости». | 1 | 6.02 | |
21. 22. | Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома. | Анализ стихотворения. | 2 | 13.02 20.02 | |
23. 24. 25. | Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично. | Проигрывание ситуации: «Хвастунишка». | 3 | 5, 12, 19. 03 | |
IV четверть – 8 часов | |||||
Раздел «О трудолюбии» - 8 часов | |||||
26. 27. | Цветы: как правильно ухаживать за ними. | Анализ стихотворения. | 2 | 2.04 9.04 | |
28. | Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай. | Игра «Кто самый опрятный» | 1 | 16.04 | |
29. | Фу, как плохо мусорить в гостях! | Игра «Помощники» | 1 | 23.04 | |
30. | Убирай свой рабочий стол. | Физминутки для глаз и пальчиков | 1 | 30.04 | |
31. | Помогай родителям! | Задание «А ещё говорят…» | 1 | 7.05 | |
32. 33. 34. | Обязанности ученика в центре и дома. | Игра «Дежурные». | 2 (+1 час) | 14.05 21.05 28.05 |
Список использованной литературы:
- Иванова Н.В. Азбука этикета. Ростов н/Д. Феникс, 2014 – 45 с.
- Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
- Яхнин Л.Л. Вежливые слова. Москва Олма-Пресс, 2001. – 64с.
Пояснение к выполнению программы
В связи с тем, что в этом учебном году одно занятие согласно учебному расписанию, выходит за рамки часов рабочей программы, то будет дополнительно проводится занятие по теме: «Обязанности ученика в центре и дома» в конце IV четверти, соответственно происходит расширение материала в объеме 1 часа. Поэтому вместо 33-часового объема рабочей программы выполнение рабочей программы фактически будет осуществляться в объеме 34 часов.
IV четверть: по плану – 8 часов, по факту – 9 часов.
Год: по плану – 33часов, по факту – 34 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"
Дополнительная образовательная программа общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....
школа вежливых наук
Планирование кружка "Школа вежливых наук" 1 класс...
"Школа вежливых наук."
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов....
Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )
Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта о...
Программа "Школа вежливых наук"
Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО социальног направления. Программа расчитана на 4 года обучения для 1-4 классов....
Проект "Школа вежливых наук"
Данный проект поможет спланировать работу по воспитанию навыков культурного поведения в 1-4 классах....
Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...