Школа Вежливых наук
рабочая программа

Дакаева Анастасия Руслановна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._shkola_vezhlivyh_nauk_3_4.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 116/1

от «31» августа 2021 г.

ДИРЕКТОР:

___________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

         Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО классных руководителей

Протокол №  1

от «28 » августа 2021 г.

руководитель МО:

_______  Л.В. Рыбакова

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Школа вежливых наук»

на 2021 - 2023 учебный год

реализуется в 1-2 классах

Программу составила:

Дакаева Анастасия Руслановна

Смоленск 2021 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа вежливых наук» разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:

  • федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • учебный план ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Школа вежливых наук» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • содействовать получению моральных знаний школьников;
  • формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;
  • воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

Задачи:

  1. Формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка.
  2. Формировать навыки общения.
  3. Внедрять в поведение ребенка нормы и правила деятельности по основным законам вежливости.
  4. Формировать целеустремленность и настойчивость.
  5. Развивать умение ценить добрые поступки,  проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и  к своим сверстникам.
  6. Выявлять индивидуальные способности, возможности и интересы ребенка.
  7. Способствовать моральному развитию детей.

Виды деятельности: игровая; познавательная; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; конкурсы; праздники.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

             Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа вежливых наук»  разработана для обучающихся 1 «Б», класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю по 40 минут - 33 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии умственно отсталого обучающегося этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

2. Общая характеристика курса

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

В школе ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Школа вежливых наук» с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.

Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться,  не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.

Программа «Школа вежливых наук» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 3-х и 4 классе. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива.

Программа курса построена таким образом, что дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном  уровне. В программу включены практические занятия.

3. Планируемые результаты внеурочной деятельности

Основные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «Школа вежливых наук»:

  • осознание себя как члена общества,
  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Общекультурные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций.
  • социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

  1. Личностные БУД:
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • расширение круга общения;
  • потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
  1. Регулятивные БУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
  1. Познавательные БУД:
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  1. Коммуникативные БУД:
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в центре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры общения у обучающихся развиваются ценности: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть культурным и добрым.

4. Содержание программы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа вежливых наук»  предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей вежливого общения жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Содержание программы внеурочной деятельности общекультурному направлению «Школа вежливых наук»  отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Школа вежливых наук» состоит из 3 разделов:

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в Центре). Правила поведения в центре, на уроке, на перемене, в столовой.

  • Приход в центр без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
  • Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
  • Поведение в столовой, правила поведения за столом.
  • Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.      
  • Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).
  • Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
  • Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
  • Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).
  • Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
  • Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
  • Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
  • Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

О трудолюбии.

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в центре и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
  • Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
  • Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Раздел 1.  «Школьный этикет» – 9 часов

Правила поведения в центре, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в центр без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Тема 1. А давайте знакомиться! Знакомство с детьми и педагогами. Как  знакомиться с незнакомыми людьми. Что говорить, как себя вести. Общие правила при знакомстве.

Тема 2.  Аккуратно обращайся со своими вещами. Следить за порядком в портфеле. Как правильно собираться в центр, когда это делать. Чтение пословиц и поговорок по содержанию вещей в аккуратном виде. Задание на листочках: «Отгадай-ка».

Тема 3.Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами. Чтение эпизода из  сказки «Буратино», как Буратино собирался в школу. Анализ поступка главного героя сказки.

Тема 4.Будь вежлив со старшими и с друзьями. Учить быть вежливыми, отзывчивыми, не обижать других. Чтение рассказа «Вежа».  Анализ рассказа.

Волшебные слова: «Спасибо, пожалуйста». Чтение стихотворения «Обезьянка-задавака». Анализ поступка обезьянки. Дидактическая игра «Разговор по телефону».

Тема 5. Грубить окружающим очень нехорошо. Чтение стихотворения Волк-грубиян. Анализ стихотворения. Инсценировка стихотворения. Игра «Комплимент».

Тема 6.Наш класс. Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе. Рисунок «Мой класс».

Раздел 2. «Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)»  – 16 часов

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков

Тема 1. Драться некрасиво и опасно. Чтение стихотворения «Задиристый щенок». Анализ стихотворения. Отгадай загадки. Разбор ситуации: «Спор двух друзей».

Тема 2.Если уходишь, говори «До свидания». Чтение стихотворения «Грубый медвежонок». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «До свидания». Игра: «А, ещё как говорят?»

Тема 3.Ёлку на празднике не критикуй. Чтение стихотворения « В гостях». Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях.

Тема 4.Жвачка – это не игрушка! Чтение стихотворения « В гостях».  Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях. Игра «Будь добр!»

Тема 5.Засиживаться в гостях очень долго неприлично. Чтение стихотворения «Белочка в гостях». Анализ стихотворения.  Волшебное слово: «Добро пожаловать!»  Игра: «Какое слово пропущено?».

Тема 6.Интересоваться чужими личными делами нетактично. Правила поведения в коллективе. Чтение стихотворения «Любопытный пёс». Анализ стихотворения. Поговорки о любопытных людях.

Тема 7. Йогурт не проливай на стол. Чтение стихотворения «Поросёнок за обедом».  Анализ стихотворения. Дидактическая игра «Как вести себя за столом».

Тема 8. Раньше назначенного срока не приходи в гости. В какое время нужно ходить в гости?  Чтение стихотворения «Кошечка и её гости». Анализ стихотворения. Игра « Я иду в гости».

Тема 9. Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома. Правила поведения в гостях. Чтение стихотворения  «Гости козлика». Анализ стихотворения.

Тема 10.Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично. Когда можно хвастаться, а когда лучше промолчать. Чтение стихотворение «Хвастунишка». Анализ стихотворения. Проигрывание ситуации: «Хвастунишка».

Раздел 3. «О трудолюбии» – 8 часов

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в центре и дома (начальные представления).

Тема 1. Цветы: как правильно ухаживать за ними. Правила ухода за цветами дома. Как вести себя в гостях. Чтение стихотворения «Щенок в гостях». Анализ стихотворения.

Тема 2.Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай. Береги свой и чужой труд. Как правильно складывать вещи расскажи и покажи. Игра: «Кто самый опрятный?». Правила личной гигиены.

Тема 3. Фу, как плохо мусорить в гостях! Беседа: «Нужно ли убираться дома?» «Профессия – дворник». Игра: «Помощники».

Тема 4. Убирай  свой рабочий стол. Правильная посадка за письменным столом. Освещение рабочего места. Правила работы за письменным столом. Физминутки для глаз и пальчиков.

Тема 5. Помогай родителям! Чтение рассказа: «Капризная дочка».  Задание «А ещё говорят…»

Тема 6. Обязанности ученика в Центре и дома. Понятие «обязанность». Обязанности в центре и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к классу. Игра «Дежурные».

5. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

п/п

Содержание

(раздел, тема)

Практическая работа

Кол-во часов по плану

Дата проведения по факту

I четверть – 9 часов

Раздел  «Школьный этикет» – 9 часов

1.

Давайте учиться знакомиться!

Социально-бытовая игра: «Знакомство»

1

5.09

2.

Аккуратно обращайся со своими вещами.

Задание на листочках: «Отгадай-ка».

1

12.09

3.

4.

Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами.

Анализ поступка главного героя сказки.

2

19.09

26.09

5.

6.

Будь вежлив со старшими и с друзьями.

Дидактическая игра«Разговор по телефону».

2

3.10

10.10

7.

Грубить окружающим очень нехорошо.

 Игра «Комплимент».

1

17.10

8.

9.

Наш класс

Рисунок «Мой класс»

2

24.10

31.10

II четверть – 7 часов

Раздел «Правила общения» – 16 часов

10.

Драться некрасиво и опасно.

Разбор ситуации: «Спор двух друзей».

1

14.11

11.

Если уходишь, говори «До свидания».

Игра «А ,ещё как говорят?»

1

21.11

12.

13.

Ёлку на празднике не критикуй.

Чтение стихотворения « В гостях».

2

28.11

5.12

14.

15.

Жвачка – это не игрушка!

Игра «Будь добр»

2

12.12

19.12

16.

Засиживаться в гостях очень долго неприлично.

Игра «Какое слово пропущено?»

1

26.12

III четверть – 9 часов

17.

18.

Интересоваться чужими личными делами нетактично.

Анализ стихотворения.

2

16.01

23.01

19.

Йогурт не проливай на стол.

Дидактическая игра «Как вести себя за столом».  

1

30.01

20.

Раньше назначенного срока не приходи в гости.

Анализ стихотворения. Игра « Я иду в гости».

1

6.02

21.

22.

Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома.

Анализ стихотворения.

2

13.02

20.02

23.

24.

25.

Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично.

Проигрывание ситуации: «Хвастунишка».

3

5, 12, 19. 03

IV четверть – 8 часов

Раздел «О трудолюбии» - 8 часов

26.

27.

Цветы: как правильно ухаживать за ними.

Анализ стихотворения.

2

2.04

9.04

28.

Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай.

Игра «Кто самый опрятный»

1

16.04

29.

Фу, как плохо мусорить в гостях!

Игра «Помощники»

1

23.04

30.

Убирай  свой рабочий стол.

Физминутки для глаз и пальчиков

1

30.04

31.

Помогай родителям!

Задание «А ещё говорят…»

1

7.05

32.

33.

34.

Обязанности ученика в центре и дома.      

Игра «Дежурные».

2

(+1 час)

14.05

21.05

28.05

Список использованной литературы:

  1. Иванова Н.В. Азбука этикета. Ростов н/Д. Феникс, 2014 – 45 с.
  2. Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
  3. Яхнин Л.Л. Вежливые слова. Москва Олма-Пресс, 2001. – 64с.

Пояснение к выполнению программы

В связи с тем, что в этом учебном году одно занятие согласно учебному расписанию, выходит за рамки часов рабочей программы, то будет дополнительно проводится занятие по теме: «Обязанности ученика в центре и дома» в конце IV четверти, соответственно происходит расширение материала в объеме 1 часа. Поэтому вместо 33-часового объема рабочей программы выполнение рабочей программы фактически будет осуществляться в объеме 34 часов.

IV четверть: по плану – 8 часов, по факту – 9 часов.

Год: по плану – 33часов, по факту – 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"

Дополнительная образовательная программа  общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....

школа вежливых наук

Планирование кружка "Школа вежливых наук"  1 класс...

"Школа вежливых наук."

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов....

Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )

  Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  федерального государственного образовательного стандарта о...

Программа "Школа вежливых наук"

Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО социальног направления. Программа расчитана на 4 года обучения для  1-4 классов....

Проект "Школа вежливых наук"

Данный проект поможет спланировать работу по воспитанию навыков культурного поведения в 1-4 классах....

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...