Значение сказок в развитии младших школьников.
статья (2 класс)

тупикина наталья владимировна

Какое воспитательное и развивающее значение несут сказки...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.3 КБ
Файл prezentatsiya_mo.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку

За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный.

Сказки служат верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие имеют сказки на ребят.

В них раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка – все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.

Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». противопоставлением положительного и отрицательного.

Можно сказать, что это -  неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся.

         И чтобы все это дошло до сознания ребенка, я вам напомню методики работы над сказкой.

  • перед чтением сказки провести небольшую подготовительную беседу (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).
  • Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
  • Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
  • Сказку читает взрослый, но желательно ее рассказывать.
  • Рассказывание должно быть выразительным. Большое значение при чтении сказок имеет так же интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
  • Работать над сказкой как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
  • составить характеристику персонажей и дать оценку их поступках.
  • Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений.
  • Хорошим приемом понимания сказки является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.
  • При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки.
  • После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по    ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
  • После прочтения сказки можно изготовить кукол, декорации для кукольного театра, фигурки зверей и людей для теневого театра.
  • А так же составить с детьми киносценарии по сюжету сказки и проиграть его для ребят младшего возраста
  • Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с    использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

  • На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа.
  • Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, аудиозаписи.
  • Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.
  • Необходима лексическая работа над словами, выражениями, фразеологическими оборотами.

За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, что отметил А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете».

Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

Для себя же поняла, что сказка для детей – это самый любимый и популярный жанр фольклора. Она имеет огромное значение в жизни ребенка.

Действительно, сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. Велика роль взрослого. Когда сказка приходит на урок на занятие, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребенку приходит умный и талантливый, увлеченный, с большой долей воображения педагог. Он воспитывает вдумчивого читателя с развитым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова, приближает ребенка к пониманию подтекста сказки, ее нравственного содержания, помогает почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение сказок - средство духовно-нравственного воспитания

Слайд 2

Актуальность

Слайд 3

Духовно-нравственное воспитание личности

Слайд 4

Д уховно-нравственное воспитание младшего школьника В процессе духовно-нравственного воспитания младшего школьника Архипова И.Л. предлагает выделять наличие:

Слайд 6

Формирование мотивации к чтению сказок

Слайд 7

Чтобы школьник в будущем стал достойным человеком и гражданином , ему необходимо еще в младшей школе заниматься освоением общественно-исторического опыта, социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений. В этом может помочь как раз сказки, т.к. описанные нормы наиболее четко фиксируются в них, являясь образцами лучших черт и качеств личности, принятых в социуме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Значение игры в развитии младших школьников

Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"

Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...

"Значение игры в умственном развитии младших школьников."

В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

Значение проектной деятельности в процессе развития младших школьников.

Метод проектов-педагогическая технология 21 века, главная задача которой заключается в стимулировании иртереса школьника к учебной деятельности....