Формирование коммуникативной толерантности педагога как профилактика проявлений экстремизма
статья

Скобочкина Оксана Викторовна

Давно известно, что школа – зеркальное отражение общества.  Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школе, создавая комплекс условий для возникновения и увеличения напряженности. В статье  собраны приемы профилактики конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной толерантности педагога как профилактика проявлений экстремизма

Скобочкина О.В.

учитель МАОУ «СОШ № 5 г. Челябинска»

член городского методического

объединения классных руководителей

Бурные социальные процессы, происходящие в мире на современном историческом изломе, характеризуются неоднозначностью и противоречивостью. Они сопровождаются ростом агрессии и нетерпимости в обществе. Перенос эпицентра конфликтов в социально-экономическую сферу усиливает опасную тенденцию к конфронтации людей социальных групп, провоцируя дестабилизацию и разрушение общества.

Давно известно, что школа – зеркальное отражение общества. Все процессы и их последствия, как положительные, так и отрицательные, происходящие в общественной жизни, немедленно переносятся на школу, оседают и в ней закрепляются. Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школе, создавая комплекс условий для возникновения и увеличения напряженности. Пока будет плохо в обществе, в семье, будет плохо и в школе. Общественная напряженность неизбежно порождает школьную. Она ощущается- как состояние неуравновешенности. Ей в одинаковой мере подвержены и учителя, и ученики, и родители. Если отношения между ними вместо стабильного и безопасного состояния балансируют на грани разрушения и неизвестного, куда повернут и повлекут их завтрашние события – это и есть напряженность.

 Проблемы  социальной адаптации молодежи всё чаще принимают формы    экстремизма, проявляющегося   в деформации  сознания,  в совершении  противоправных действий. В статье 1  ФЗ-114  «О противодействии экстремистской деятельности» содержится юридическое определение того, какие действия относятся к экстремизму. Среди них, в том числе,  отмечаются:

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

Одной из формы проявления экстремизма является бытовая форма, которая характеризуется наличием установок на групповые конфликты и драки, агрессивное поведение как способ самоутверждения в группе равных.

Терроризм рассматривается как крайняя форма проявления экстремизма. Слово террор произошло из латинского языка: terror - страх, ужас. Любые действия террориста (даже не связанные с убийством) всегда предполагают насилие, принуждение, угрозу. Главное средство достижения цели для любого террориста - это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является подростковый возраст и юность, которые характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. В социальном плане большинство молодых людей оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).

Однако, экстремистское поведение не возникает одномоментно. Его формирование осуществляется поэтапно. Выделяют три этапа формирования экстремистского поведения: причинный, организационный и поведенческий.

Первый этап – причинный, этап формирования среды. Очевидно, антиобщественное, агрессивное, разрушительное поведение молодежи имеет свои причины. По мнению психологов и социологов, оно вызывается, как правило, ощущением собственной ущербности, обделенности в чем-либо, имеющей социальные основания.

Причины возникновения ощущения социальной обделенности могут иметь экономическую природу (резкое расслоение общества на бедных и богатых), идеологическую (разрушение идей патриотизма, девальвация духовных ценностей), психологическую (нереализованность, невозможность достигнуть своей цели – например, получить образование).

Второй этап – организационный, предполагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка.

Третий этап – поведенческий, на котором проявляются конкретные действия и поступки экстремистского толка. Молодые люди, объединенные общей экстремистской идеей, в основе которой лежит чувство социальной обделенности, вступают в открытый бой с «врагом», которого надо победить.

Очевидно, что образовательные организации должны активно участвовать в формировании среды, которая  бы способствовала предупреждению возникновения малейших предпосылок к экстремистскому поведению.

Напряженными в данном аспекте для  педагога могут быть ситуации:

  1. взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требований,
  2. взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме педагогической нагрузки,
  3. взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями.

 Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов).

Основой  культуры педагога является коммуникативная толерантность. Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности.

Создание Модели толерантного поведения

Толерантнн

Интолерантно

Умение внимательно слушать и слышать

Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение

Стремление разобраться, расспрашивание

Игнорирование

Совет, предложение

Отстранение

Похвала, согласие

Обзывание

Подбадривание

Обвинение, упреки

Благожелательность

Осуждение, критика

Утешение

Морализирование, проповедь

Уважение

Угрозы

Эмпатия

Предостережение, предупреждение

Поддержка

Приказ, указание

Методы профилактической работы

«Фундаментальный метод» - предоставление собеседнику фактов и цифр, подтверждающих доказываемые тезисы и положения.

Малопродуктивным приемом аргументации является прямое непрерывное изложение доказательства. Лучше использовать метод «поэтапного согласия», при котором вся логическая цепь доказательства разбивается на отдельные отрезки и после каждого отрезка следует пауза и обращение к собеседнику, выяснение его согласия или несогласия, возникших у него возражений и вопросов.

Многие из возникающих возражений можно предвидеть заранее, и тогда полезно использовать прием «противопоставления аргументации» - «да,... но...», когда вы соглашаетесь с доводами против вашей позиции, но подчеркиваете, что эти слабые ее стороны перевешиваются сильными аргументами в ее защиту. Таким образом, с одной стороны, выражается согласие с оппонентом и уважение его позиции, а с другой - он лишается возможности использовать приведенные вами соображения против вас.

«Метод кусков» - расчленение высказывания собеседника на отдельные части: «это точно», «насчет этого существуют различные точки зрения», «это полностью ошибочно».

«Метод противоречия» - основан на выявлении противоречий в аргументации собеседника.

«Метод видимой поддержки» - демонстрация согласия с приведенными доводами оппонента, а затем - выдвижение контраргументов.

 Допустим, Ваш оппонент выступает с позиций непоколебимой убежденности в своей правоте - используйте методы «видимой поддержки» и «противопоставления аргументации».

Если Ваш оппонент в своей доказательной базе противоречит сам себе или использует заведомо ложные предпосылки и мифы - применяйте методы «кусков» и «противоречия». Задавая наводящие вопросы, заставьте собеседника самого пытаться объяснить не состыковки событий, фактов и возникшие противоречия.

«Метод нейтрализации замечаний».   Для того, чтобы достойно встретить замечания и возражения, необходимо знать, что и когда следует отвечать. Это зависит, прежде всего, от типа, к которому относится высказанное замечание.

1. Невысказанные замечания, то есть те, которые собеседник не успевает, не хочет или не может высказать. Для нейтрализации подобных замечаний необходимо перейти к диалогу, активизировать собеседника при помощи открытых вопросов.

2. Отговорки, то есть замечания, не связанные с предыдущей аргументацией, по существу не являющиеся настоящими замечаниями, и служащие лишь проявлением нежелания собеседника продолжать беседу или открыто высказываться по обсуждаемому вопросу - примите их к сведению и не дискутируйте по этому поводу.

3. Предубеждения, выражающиеся в виде неприятных замечаний, имеющих под собой эмоциональную почву. В этом случае логические аргументы не действенны. Прежде чем продолжать дискуссию необходимо подробнее выяснить мотивы и точку зрения собеседника, обсудить аналогичные случаи. И только после тщательного разбора ситуации переходить к логической контраргументации.

4. Ироничные (ехидные) замечания - либо «пропускайте мимо ушей», либо отшучивайтесь, но ни в коем случае не поддерживайте такой тон.

5. Стремление к получению информации - дайте спокойный и деловой ответ, попытайтесь разобрать вопрос вместе с собеседником.

6. Желание проявить себя - не препятствуйте собеседнику в выражении собственной значимости или стремлений. Предоставьте больше свободы выражения собеседнику, восстановите паритет в беседе (не давите на него, избегайте самоуверенного тона, учитывайте точку зрения собеседника, отдавайте должное его аргументам и доводам).

7. Объективные замечания по существу вопроса - профессиональные замечания, отвечая на которые не надо противоречить в открытую, лучше показать, что Вы понимаете его позицию, предложить еще раз обсудить Ваше предложение.

8. Общее сопротивление - необходимо снизить тревогу собеседника, создать для него психологически более комфортные условия, внести в беседу больше определенности. Если сопротивление не снижается, попытаться переформулировать тему беседы.

Приемы нейтрализации замечаний:

- необходимо точнее понять смысл замечания, задавая вопросы, подвести собеседника к тому, чтобы он сам ответил на замечание или от него отказался;

- признать его правоту и продолжать изложение своей точки зрения, особенно если замечания сделаны к месту;

- попытаться превратить замечание в стимул к дальнейшему диалогу;

- резко выступить против некорректных или уничижительных замечаний;

- для смягчения воздействия нескольких замечаний и возражений можно использовать «метод сжатия» - ответить на них одной фразой, сконцентрировав в ней все существенное (например, «с этим... этим... и этим я полностью с Вами соглашусь. «Мне кажется, что правильнее это было бы назвать...»);

- перефразировать замечание собеседника, одновременно смягчая его смысл (напр. «правильно ли я Вас понял, и Вы хотели сказать..?»);

- использовать «метод опроса» - не отвечая на замечания собеседника, задавать ему вопросы; при этом строить свои вопросы так, чтобы он сам отвечал на свои замечания;

- если замечание очень мешает ходу беседы или полностью ее блокирует, использовать «метод отсрочки» - попросить разрешения вернуться к этому замечанию чуть позже (замечание теряет свое значение по мере удаления беседы от того момента, когда оно было сделано).

В любом случае при ответе на замечания  необходимо  придерживаться следующих правил:

1) избегать открытого противоречия;

2) сохранять спокойный, доброжелательный тон;

3) с уважением относиться к позиции собеседника;

4) подчеркивать позитивные моменты, признавать правоту собеседника;

5) в ситуации оценки, высказываться только от первого лица (это ваша личная оценка);

6) быть лаконичным.

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что  в «зоне риска»  находятся:

- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

Анализ современных международных и российских исследований позволяет предложить основные черты комплексного подхода к профилактике молодежного экстремизма.

1. Профилактика экстремизма должна быть направлена на формирование безусловного отрицания насилия как ценности и как средства решения проблем. Допущение того, что насилие где-то может быть полезно и оправдано, ведет к формированию установки на допустимость его использования для решения социальных проблем в молодежной среде.

2. Формирование толерантности. Толерантность следует понимать как глубокое свойство личности, отражающее принятие разнообразия взглядов на мир и возможность смотреть на одну и ту же проблему с раз-ных точек зрения. Иными словами, толерантность означает способность видеть мир и явления, не относя их к однозначно «правильным» или «не-правильным». «Толерантная тренировка» сознания, развитие поисковой активности могут быть названы одними из важнейших направлений профилактики экстремизма.

3. Формирование потребности в позитивной социальной идентичности.  Гордость за свой коллектив, за свой район и город – вот исходный пункт для позитивной идентичности и блокирования механизма «поиска врагов». Однако следует избегать распространенной ошибки - использование псевдомаркера позитивной социальной идентичности, заключающегося в утверждении «Мы лучше, потому, что мы их побили». В основе формирования потребности в позитивной социальной идентичности лежит патриотическое воспитание - любовь к своей стране и своему народу, гордость за принадлежность к своему социуму. Именно патриотизм В.В. Путин назвал главной национальной идеей. «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, – считает Путин. – Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо». И, конечно же, правильный подбор примеров в исторической и в современной перспективе повышает удовлетворенность молодежи своим положением, показывает положительную динамику социальной группы.

4. Реализация потребности в самоуважении. Данный подход играет большую роль в профилактике экстремизма. Известно, что директивные методы увеличивают депривацию этой потребности, тогда как диалогическое общение ведет к формированию оптимальных социальных установок. Грубость вызывает фрустрацию, способную вылиться в агрессию по отношению к другому, более удобному объекту.

5. Реализация потребности в активности. Необходимо обеспечить молодым людям социально-приемлемые каналы реализации такой активности. Подавление инициативы, поисковой активности и «конструктивной агрессивности» (стремление к освоению и изменению мира, к творческой самореализации) ведет к проявлению деструктивной агрессии. Исправные «социальные лифты» для социально активной молодежи, занятия спортом и творчеством, развитие института волонтерства способны стать существенным профилактическим ресурсом.

6. Просвещение, формирование культурной компетентности (этнической, религиозной и т.д.) Просвещение не должно сводиться к простому информированию об особенностях других социальных групп. Представляется, что этнокультурная компетентность, например, должна формироваться не путем рассказов об этнических особенностях, а выработкой реальных навыков взаимодействия в этнокультурной среде. Здесь недостаточно просто объединить представителей разных национальностей в группу, важно организовать их успешную и интересную совместную деятельность.

Целесообразным является использование в профилактической работе книг, фильмов и интернет-ресурсов подходящей тематики, формирующих ценности толерантности, ненасилия.

В завершении, хочется пожелать Вам успехов в таком непростом, но жизненно необходимом деле, как профилактика экстремизма в молодежной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика проявления тревожности учеников в начальной школе

в лекции написано, как помоч ученику преодолеть превожность...

Тема самообразования "Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности"

В материале рассмотрены актуальность выбранной темы, принципы построения работы, структура занятий....

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...

РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

При организации работы с детьми с ОВЗ важно учитывать внешние факторы...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

ПРОЕКТ   ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ   УСТАНОВОК  И  ПРОФИЛАКТИКИ  ЭКСТРЕМИЗМА  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ   ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВ...