ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»
проект (4 класс)

Мокеева Светлана Михайловна

ПРОЕКТ   ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ   УСТАНОВОК  И  ПРОФИЛАКТИКИ  ЭКСТРЕМИЗМА  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
«ВОСПИТАНИЕ   ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА»


«СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tolerantnost_semeynyy_krug.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ   ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ   УСТАНОВОК  И  ПРОФИЛАКТИКИ  ЭКСТРЕМИЗМА  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
«ВОСПИТАНИЕ   ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА»


«СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

Автор: Мокеева

Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

                                             Екатеринбург

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………….3

1.1. Актуальность темы…………………………………………………...-

1.2..Выбор темы……………………………………………………………6

1.3. Цели и задачи………………………………………………………….7

1.4. Целевая аудитория и партнеры………………………………………8

1.5. Сроки реализации проекта……………………………………………8

1.6.Концептуальные подходы, лежащие в основе

      проекта………………………………………………………………….8

1.7. Направление деятельности ОУ, в рамках

      которого реализуется проект…………………………………………..9

2. Особенности реализации проекта «Семейный круг»…………………..9

3. Тематический план реализации проекта ………………………………..10-11

4. Результаты реализации проекта ………………………………………….

4.1. Качественные показатели……………………………………………...11

4.2. Количественные показатели…………………………………………...12

4.3. Перспективы развития проекта………………………………………..13

5. Приложения…………………………………………………………………...

5.1. Приложение 1…………………………………………………………14-19

5.2. Приложение 2…………………………………………………………20-21

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И  ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА»

«СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность проблемы

Роль семьи в обществе огромна. Семейные традиции, культурные ценности – основа воспитания новых поколений. Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперед научно-технический прогресс. Но во все времена непреложной ценностью остается семья. Но в тоже время опыт работы учителем начальных классов дает мне возможность утверждать, что многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в российском государстве, в настоящее время в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая способность к адаптации в новых социально-экономических условиях. Одной из таких проблем является нарушение толерантности во взаимоотношениях родителей и детей.

Одной из составляющих толерантных отношений в семье можно выделить активное взаимодействие между ее членами на основе взаимного уважения, понимания и поддержки. Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, когда они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов, интересов и ценностей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтных ситуаций. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.

Существует еще одна характеристика во взаимоотношениях детей и родителей - это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления личности ребенка.

Семья - институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Естественно, школа имеет большой воспитательный потенциал, но семья и индивидуальные особенности ребенка - это две основные детерминанты социального становления человека.

Хорошо, когда в процессе воспитания используются примеры со стороны, но более убедителен семейный опыт отцов и дедов, матерей и бабушек, многочисленных родственников. Социологические исследования подтверждают эту гипотезу. В творческих семьях формируются творческие личности, наследники семейного дела. В неблагополучных семьях, как правило, вырастают неполноценные личности, склонные в любой момент к антиобщественным проявлениям. Мне хорошо известны примеры, когда родители обидчивы от природы – дети обидчивые, родители излишне словоохотливы – дети такие же, базирующиеся на образе жизни родителей. Дети же в свою очередь не могут противостоять личностным качествам своих отцов, хотя им о них все было известно, а стали последователями образа жизни собственных родителей. Сказанное происходит, как бы неосознанно, рефлексивно, самотеком.

И семья, и школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и школе. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Поэтому, на мой взгляд, задача воспитания толерантности у детей и их родителей должна стать одной из задач организации воспитательной работы с семьей. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: родители + дети + учитель.

 Родители являются первыми и основными воспитателями и учителями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не поддерживают педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с окружающими, в ней он учится общению, осваивает приемы коммуникации, учится умению слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим родственникам, близким. В освоении опыта толерантного поведения большое влияние имеет личный пример родителей. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, характер взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в школе воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство школы.

Формирование толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, семей, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного сосуществования в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Одна из моих задач как классного руководителя – это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:

  • изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;
  • выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;
  • организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;
  • пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;
  • обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;
  • создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.

В рамках реализации  проекта, задачи которого: формирование нравственных чувств, убеждений путем возрождения нравственных идеалов и ценностей, создание оптимальных условий для личностного роста учащихся, поощрение толерантного взаимодействия со старшим поколением как средство утверждения мира, справедливости и уважения прав человека, мы приняли участие в мероприятии «День добра и уважения».

У моих детей очень много энергии. Позитивное отношение и искренний интерес был отмечен во время подготовки и участия во всех творческих делах. Но был один минус- в этот момент с нами не было наших родителей.

1.2. Выбор темы

На заседании классного родительского комитета я поделилась своими наблюдениями с родителями и, таким образом возникла идея объединить силы учащихся и родителей в таком коллективе как класс по решению проблемы формирования социальной толерантности, как средства профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности через совместную деятельность, которая была бы интересна всем. Поэтому мы решили  искать эффективные пути воспитания в детях социальной толерантности через приобщение родителей и детей к традициям и культуре через новые формы деятельности. Вместе с родителями разработали анкету для ребят и родителей, которая помогла бы нам определить круг общих интересов. Анализ полученных сведений среди родителей показал:

- некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на школу;

- большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

- отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей, детей и классного руководителя (и педагогов).

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

- получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;

- научиться определять способности детей – 21%;

- получить возможность общения с родителями других детей – 28%.

Но наша задача была привлечь как можно больше родителей.

Таким образом, появилась идея проекта «Семейный круг»-круг, который бы сплотил бы нас всех еще больше и раскрыл возможности как родителей, так и детей.

 Хорошим средством формирования толерантных отношений в семье мы считаем проведение совместных праздников, конкурсов, при проведении которых видны взаимоотношения детей и родителей, выявляются проблемы в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей.

Бурное обсуждение с ребятами подтвердило необходимость привлекать родителей ко всем мероприятиям в классе. А также ученики высказали пожелание побольше узнать об истории своих семей, особенно о своих прабабушках и прадедушках, которые были участниками войны, и создать свой альбом памяти.

Поэтому, возникла идея создать проект, в котором будут отражены проблемы как патриотического воспитания молодежи, так и проблемы воспитания социальной толерантности.

Театр - коллективное  творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания, многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в нем, оказывают благотворное влияние на многие поколения людей. Приобщать современных подростков к ценностям театра можно потому, что там воплощение не просто прошлого, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души, потому что без знания национальной культуры невозможно гармоничное развитие личности, а значит и позитивного построения отношений между людьми различных поколений.

Поэтому, наш проект - это проект, в котором будут отражены проблемы как патриотического воспитания молодежи, так и проблемы воспитания социальной толерантности.

1.3. Цели и задачи

Цель проекта: объединение усилий учащихся, педагогов и родителей по формированию в семье прочных нравственно-этических и толерантных связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания,

сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу, как необходимое условие для благоприятного социального развития личности.

Задачи:

  • сформировать нравственные чувства, убеждения путем возрождения нравственных идеалов и ценностей через выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • создать оптимальные условия для личностного роста учащихся через опору на положительные стороны родителей и детей;
  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
  • подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;
  • создать позитивное отношение у детей к традициям семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
  • содействовать формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • вовлечь участников образовательного процесса в общее коллективное дело;
  • поощрять толерантное взаимодействие со старшим поколением как средство утверждения мира, справедливости и уважения прав человека;
  • сформировать установку на творческое диалоговое решение проблем и конфликтов, отказ от насилия;
  • организовать общественно-полезную деятельность несовершеннолетних со старшим поколением.

1.4. Целевая аудитория и партнеры проекта

Участниками проекта являются учащиеся и родители 4в класса, проявившие желание и инициативу в практической реализации проекта.

Классный руководитель выступает в роли куратора и активного участника проекта.

1.5. Сроки и условия реализации проекта

Работа по выполнению проекта рассчитана  на учебный   год.

Осуществляется через совершенствование деятельности следующих составляющих:

- кадровые ресурсы;

- информационная среда;

- материально-техническая база класса;

- управление проектом.

Для реализации проекта необходимы:

  • методические разработки мероприятий, возможность заниматься в актовом зале;
  • расходные материалы для изготовления костюмов и реквизита;
  • посадочный материал;
  • необходим фонд поощрительных призов по итогам праздников.

1.6. Концептуальные подходы, лежащие в основе проекта        

Проект  «Семейный круг» построен на концептуальных идеях воспитания социальной толерантности у обучающихся:

  • обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания;
  • формулирование понятия «толерантность», как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия, как личность, семья, гражданственность (активная жизненная позиция), общество;
  • развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия в отношении людей разных поколений;
  • обеспечение прав и свобод личности, выполнение конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя гражданином свой страны и хранителем её исторического и культурного наследия;
  • сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития: семья, здоровье, образование; труд как основа жизнедеятельности;
  • сотрудничество учащихся и взрослых - наиболее эффективный и адекватный способ раскрытия потенциала обучающегося и оптимизация его взаимоотношений с окружающим миром, развития уверенности в себе и взаимоуважения;
  • уважение и любовь к старшему поколению.

Концептуальными являются также идеи применения методик и педагогических технологий для реализации  внеучебной деятельности,  а также идеи  деятельностного, социокультурного системного подходов к истокам в воспитании.

1.7 Направления деятельности ОУ, в рамках которого реализуется проект

Данный проект реализуется в рамках «Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников».

2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»:

Первая отличительная особенность состоит в деятельностном подходе к формированию толерантных установок. Каждый ребёнок и родитель становится вовлечённым в творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой стороны-в качестве представителя своей семьи.

Вторая отличительная особенность проекта состоит в том, что организация всего творческого процесса разделена на 2 этапа (модуля): «узнай лучше свою семью» и «познакомь со своей семьей других».

В качестве основной технологии реализации проекта выбрана технология «погружения» как модели:

  • по характеру содержания: обучающая,  воспитывающая, развивающая;
  • по типу управления: групповая, «консультант», реализация творческого потенциала учащихся;
  • по организационным формам: групповая, индивидуальная;
  • по подходу к ребенку: сотрудничество;
  • по преобладающему методу: диалогическая, творческая, объяснительно-иллюстративная, проблемная;
  • по категории воспитываемых: массовая, для обучающихся и родителей 4в класса МАОУ СОШ  с углубленным изучением отдельных предметов.

3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Мероприятия, реализующие цели

и задачи

сроки

проведения

ответственный

Подготовительный

1

Разработка плана мероприятий по реализации проекта.

Январь

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса

2

Формирование инициативной группы проекта, распределение обязанностей.

Январь

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса

3

Информирование всех участников образовательного процесса о проекте (размещение в классном уголке и дневниках учащихся информации о проекте).

Январь

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

Основной

1

Организация работы с родительской общественностью по материальному обеспечению проекта.

В течение реализации

проекта

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

2

КТД «Зимние забавы».

февраль

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

3

КТД «Деревенские посиделки».

март

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

4

Акция «Семейный лесок».

май

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

5

Творческое погружение «Семейный альбом».

октябрь-апрель

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

6

Праздник «Семейный альбом».

май

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

7

Акция «Живая память поколений».

май

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

Заключительный

1

Подведение итогов реализации проекта на празднике достижений.

май

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

2

Анализ результатов и процесса реализации проекта, оценка эффективности проекта.

май

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

3

Оформление классного альбома фото-презентации.

май

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

4

Определение перспектив развития проекта.

май

Мокеева С.М.,

родительский комитет класса,

актив класса

4. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

4.1. Качественные показатели

Формирование личностных качеств для появления установок толерантного типа:

  • чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  • осознания того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на другого;
  • навыков построения отношений на основе толерантности и совместного творчества;
  • позитивного отношения к себе и окружающим;
  • толерантное и понимающее отношения к старшему поколению;
  • владение эффективными способами организации свободного времени;
  • осознание учащимися методов активного образа жизни как альтернативы дезадаптивному поведению;
  • умения жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

В результате реализации данного проекта у обучающихся будут сформированы следующие компетентности:

Ценностно-смысловые компетенции: способность  видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные компетенции: обладание познаниями и опытом деятельности, это -особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

Учебно-познавательные компетенции: самостоятельная познавательная деятельность, добывание знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях.

Информационные компетенции: при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативные компетенции: знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Компетенции личностного самосовершенствования: освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

4.2. Количественные показатели

Для оценки эффективности проекта будут важны:

- отзывы обучающихся, родителей;

- анализ, мониторинг, проведенные на последнем этапе реализации проекта по следующим направлениям:

  • увеличение участия в организации и проведении социальных акций, благотворительных мероприятий родителей и обучающихся;
  • положительная динамика сформированности у участников проекта представления о исторических ценностях и культурном наследии семьи каждого ученика класса;
  • положительная динамика сплоченности классного коллектива;
  • пополнение методической копилки для проведения мероприятий, направленных на формирование толерантных установок;
  • увеличение количества желающих к продолжению совместной деятельности;
  • снижение количества правонарушений среди учащихся.

В мае будет проведено анкетирование родителей и обучающихся по итогам выполненных дел. Итоги работы обсуждены на итоговом родительском собрании и на собрании обучающихся. Готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнера, активное участие учеников и родителей класса в реализации проекта, создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности – основные показатели того, насколько успешно будет реализован наш проект.

4.3 Перспективы развития проекта

  • создание педагогических и социально - психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться при переходе в основную школу;
  • привлечение новых партнеров.

Эффективность реализации поставленных задач четко прослеживается в уже проведенных мероприятиях, из которых видно, что моя задача, как классного руководителя, сделать семью помощником и другом как для самого ребенка, так и для класса и классного руководителя, осуществима. Только вместе с родителями общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, научился гордиться своей семьей, умел любить и быть любимым. И в этом я и окружающие убедились, увидев, какими становятся наши дети: у них развиты нравственные качества, они добры и с уважением относятся к своим родителем, учителям, одноклассникам, мои ученики были готовы и всегда желали участвовать в общественной деятельности, проявляли ответственность, исполнительность, показывая активную жизненную позицию.

В свою очередь родители заинтересованно относятся к результатам учебы, участию детей в различных делах. Родители почувствовали себя коллективом, коллективом взрослых людей, заинтересованных в том, чтобы детям их класса в школе жилось хорошо и интересно. Приобщение родителей к классным заботам в хорошем смысле слова повлияло на взаимоотношения детей и взрослых в семье и во многих семьях укрепились доверительные отношения детей и родителей.

Классное руководство – это не работа, это образ жизни. Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на толерантное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно.

5. ПРИЛОЖЕНИЕ.

                    Приложение 1

Сценарий внеклассного  мероприятия

«Деревенские посиделки»

Цель: приобщение детей к народной культуре.

Задачи:

- ознакомление детей с русским  народным обычаем – проведением

 « Деревенских посиделок» осенью – в связи с праздником урожая;

- воспитание у детей эстетического чувства;

- коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания у детей;

- содействовать повышению интереса учащихся к истории своей страны;

- пополнение словарного запаса у детей;

- способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей;

- способствовать развитию взаимоотношений образовательного учреждения и родителей учащихся.

Оборудование: народные костюмы для ребят и родителей, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, фотографии из семейного архива, деревянные ложки, бубен, ромашка со скороговорками и др.

                      Ход мероприятия

             звучит песня «Что может быть лучше России»

Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой, оба в русских народных костюмах. (родители)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, входите пожалуйста.

Хозяин: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяйка: Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус, кому песню, кому сказочку, а кому и правду.

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно,  всем ли слышно?

Хозяин: В тесноте да не в обиде.

Говорят дети...

Мальчик: Старинные посиделки – это частица истории нашего великого народа, его культура неповторимого быта. Как не позавидовать нашим прабабушкам и прадедушкам, для которых общение по вечерам, коллективное исполнение песен, танцев было обычным делом! Сколько талантов вызрело на посиделках! Сколько сложено новых песен! Посиделки нам дороги, как воспоминание о прошедших временах.

Девочка: И у нас появилось желание рассказать о посиделках, и не просто рассказать, а воспроизвести их. Посиделки устраивались в каком – либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть, рассказать какую – нибудь небывальщину, вспомнить про свою молодость, про горести и радости.

Девочка: Посиделки были праздником для крестьянских девушек и парней. Не всегда родители отпускали на посиделки. Нужно было хорошо дома поработать, чтобы заслужить это. Да и если отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжи, связать кружево. Но и в это время пели, веселились, играли в игры до глубокой ночи. На таких посиделках парни – женихи высматривали себе невест.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.

Мальчик:

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота.  Все:   Вот это да!

Девочка:

Выбегала дубина с мальчиком в руках, А за ним тулупчик с бабой на плечах.  

Все:   Не может быть!

Мальчик:

Деревня закричала: Сарафаны с бабами на пожар спешат!

Все:   Правда?

Мальчик: Правда.  

Девочка:

Крыши испугались, Сели на ворон, Лошадь подгоняла Мужика кнутом.

Все:   Ой-ой-ой!

Мальчик:

Лошадь ела кашу, А мужик - овес. Лошадь села в сани, И мужик повез.

Все:    Небылицы, небывальщины!

Мальчики в народных костюмах ведут разговор: (Федул и Фома)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ль дыра?

Да один ворот остался?

Фома, что из лесу не идешь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда.

Да он не идет

Ну, так сам иди.

Так он и меня не пускает.

Ты пирог съел?

Нет, не я!

А вкусный был?

Очень!

Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе согреться можно.

Что сегодня делал?

Рукавицы искал.

Нашел?

Нашел!

Где они были?

Да за поясом!

Хозяйка: Какие же посиделки без игр, танцев и частушек

. Девочки: - Станем, девицы, рядком,

Да частушки пропоём!

Мальчики: - Да и мы, пожалуй, встанем.

От подружек не отстанем!

ЧАСТУШКИ        (минусовка для частушек)

1 .Мы частушек много знаем        2.Шире круг! Шире круг!

Под разлив гармошки.        Дайте круг пошире!

А куплетов в голове,        Не одна иду плясать,

Как в мешке картошки.        Нас идёт четыре.

З.А у нас во дворе        4. По деревне я шла,

Квакали лягушки.        И Ванюшку видела.

А я с печки босиком.        Под кустом сидел и плакать,

Думала подружки.        Курица обидела.

5.Сидит ёжик на заборе,        6. На горе стоит телега

Новая рубашечка.        Слёзы капают с дуги.

На головке - сапог,        Под горой стоит корова

На ноге - фуражка.        Надевает сапоги.

7.Если б Маша не глазела        8. Если б не было воды,

В скважину замочную,        Не было б и кружки,

То на лбу бы не имела        Если б не было девчат,

Шишку крупноблочную!        Кто бы пел частушки?

Просим взрослых спеть частушки

Хозяин: А теперь предлагаем поиграть.

1 .А поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша...»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:

- Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша. Погрызи орехи для своей потехи:

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

- Свои руки положи, Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

2.   Дети встают в круг. Один игрок отворачивается, закрывает глаза и медленно считает до 10. Число «1» он произносит громко, а затем считает про себя и только «10» выкрикивает и одновременно оборачивается. А тем временем остальные ребята быстро передают друг другу мячик. Никто не знает, когда будет выкрикнута десятка. И тот, кто держит в руке мячик, выходит из игры. Так продолжается до тех пор, пока останется только один - победитель.

Хозяйка: Посмотрите-ка, ребята, пока вы играли, в нашем зале выросла ромашка. Она не простая, на её лепестках скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.

От топота копыт, пыль по полу летит.

Прокоп украл укроп.

Макара укусил комар. Убил комара Макар.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточки покушать, да сказочку послушать, (угощает всех конфетами)

Хозяйка:

Жили-были дед да баба, Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко, Не простое - золотое.

Начинается инсценировка сказки О. Высотской "Золотое яичко" (родители)

Баба: Ой, старик, проснись скорей!

Дед: Волки, что ли, у дверей?

Баба:

Да смотри, что я нашла: Наша курочка - пеструха Под кустом яйцо снесла.

Дед:

Ну, снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела?

Баба:

Да яйцо-то непростое, А, гляди-ка, золотое.

Дед:

Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ой, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

Раздается стук в дверь.

Баба:

Нету дома никого! Ишь, соседей, как назло, Ненароком принесло.

Дед:

Ты пойди, запри засов, Да спустить бы надо псов.

Баба: (возвратившись)

В среду в город я поеду, Там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, Накидают мне рублей, На салоп себе добуду Я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, Разных юбок сорок штук. Шаль в цветочках голубую, До краев набью сундук.

Дед:

Что ты мелешь небылицы! Ишь, сыскалась молодица Наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, Я построю вместо хаты Трехэтажные палаты И беседки по углам.

Баба:

Наказание с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи! Мы живем других не хуже, Не к чему нам этажи! А за эти за беседки Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

Да уймись ты, не кричи! Вон упала на пол скалка, Чугуны гремят в печи. Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин, или нет?!

Баба:

Ох, яичко покатилось, Покатилось и разбилось. И скорлупки не осталось, Все куда-то подевалось!

Дед:

Ну, чего мы затужили? От чудес одна беда. Будем жить, как прежде жили, И работать, как всегда.

Баба:

И шубенку справить можно, И подправить можно дом.

Дед:

Только то, видать, надежно, Что дается нам трудом. Открывай, старуха, дверь, Что нам прятаться теперь! Эй, соседка!

Баба:

Эй, сосед!

Забывать друзей не след. Заходите на часок, У меня хорош квасок, И варенья, и соленья.

Дед и баба: Заходите без стеснения!

Хозяин: А теперь отгадайте загадки.

1 .Ходит барин по двору? Придирается ко всему. Красная головушка, Двойная бородушка. (Петух).

2.Мохнатенькая, усатенькая, Сядет - песенку поет. (Кошка)

3.Маленький, беленький,

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

4.Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса)

5.Гладишь - ласкается. Дразнишь - кусается. (Собака)

( проведение  конкурсов  и гаданий)

Хозяйка: Что-то вы гости засиделись, а давайте-ка мы с вами песни попоём и поиграем.

Раздаём стихи песен родителям и бабушкам. Включаем музыку.

Старый клён.

Разбросала косы русые берёза.   ПРОСИМ  ДЕТЕЙ  ПОДПЕВАТЬ.

Играем в игру со взрослыми. ( Ответы  раскладываем на поднос. Подходим к родителям. Читаем вопрос, они тянут карточку с ответом.)

Хозяин: А давайте, ребята, представим, что мы сейчас находимся в деревенском клубе на танцах. Но время у нас современное и танцы - это дискотека. Поэтому выходите все на середину.

Хозяйка: Да и взрослые встаём, свои косточки разомнём.

Включаем песню «Ручками похлопаем».

Мальчик с самоваром:

"Я иду, иду, иду, Самовар в руках несу. Эх, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай!"

(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)

Девочка:

-        Не красна изба углами,

А красна пирогами!        

Дети поют песню про блины (музыка)

Хозяйка:

-        Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!"

Девочка: - Прокатилась вечеринка,        Мальчик: -Мы делились                                                    
                                                         новостями,
Заглянула ночь в окно.        Мы старались вас развлечь.

Звёзды на небе проснулись,        Мы прощаемся с гостями,

Прекращаем разговор!        Говорим: «До новых встреч!»

Хозяин:

"Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо всем!"

ЧАЕПИТИЕ!!! ( звучит песня «Будьте здоровы, живите богато»)

                   

 Приложение 2

Положение

о классном конкурсе «Семейный альбом»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения классного конкурса «Семейный альбом». Семья - это социальный институт, в котором осуществляется семейное воспитание ребёнка. Воспитание духовно-нравственной и толерантной личности - одна из важнейших задач российской школы и государства в целом.

1.3. Конкурс способствует построению системы взаимодействия с семьей на основе изучения и сохранения лучших образцов семейного воспитания, в основе которого - традиции и преемственность поколений.

2. Цели и задачи Конкурса

2.1.Цели: приобщение подрастающего поколения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; изучение исторического и культурного наследия семьи и России, воспитание ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению, на формировании активной гражданско-патриотической позиции молодёжи, на применении в проектной деятельности школьников новых научно-технических решений.

2.2.Задачи Конкурса:

  • изучение исторического наследия семьи;
  • отражение в проектах истории семейных династий военных, ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, жизненные воспоминания и истории детей войны, участников локальных войн и др.
  • создание условий для развития творческих способностей детей;
  • развитие коммуникативных навыков общения;
  • содействие духовно-нравственному и толерантному  воспитанию подрастающего поколения.

3. Условия Конкурса

3.1. К участию в Конкурсе допускаются индивидуальные и групповые детско-взрослые проекты.  

3.2. Руководителями проектов являются родители обучающихся.

3.3. Проекты могут быть выполнены любыми программными средствами и представлены согласно следующим требованиям:

видео, презентации, фото альбомы, фоторепортажи, фотоколлажи.

4. Конкурсные номинации.

«Поле Славы боевой». В этой номинации конкурсанты представляют воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, воспоминания детей ветеранов или рассказы о них.

«Все для фронта, все для Победы». Работы этой номинации должны отражать информацию о тружениках тыла, как нашего города, так и любого другого города России.

«Эти долгие годы войны». В этой номинации должны быть представлены воспоминания или рассказы о людях, которые родились в годы Великой Отечественной войны в нашем городе или были эвакуированы из других городов.

5. Критерии:

  • соответствие теме Конкурса;
  • степень раскрытия темы;
  • последовательность изложения материала
  • содержательность работы, грамотность;
  • творческий подход в реализации целей и задач;
  • качество оформления представленных материалов,
  • иллюстративный материал.

6. Подведение итогов и награждение участников.

Победителей конкурсных номинаций определяет жюри, в состав  которого входят учителя, родители, члены Совета обучающихся. Организуется подведение итогов конкурса, освещение итогов Конкурса на сайте школы, в классном уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики и конструирования в 1 классе.Тема: "Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга."

1 класс Тема: Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга.Цель: - учить детей распознавать геометрические фигуры по их признакам...

Технология. Открытый урок "Размечаем круги (Разметка деталей по шаблону). Работа с бумагой. Поделки из кругов.

Открытый урок по технологии "Вырезывание кругов. Работа с бумагой. Поделки из кругов"....

Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантн...

Программа по формированию толерантности, профилактике экстремизма, безнадзорности,беспризорности, семейного благополучия и правонарушений.

Программа по формированию толерантности, профилактике экстремизма, безнадзорности,беспризорности, семейного благополучия, правонарушений среди обучающихся " Мы- вместе"....

Формирование коммуникативной толерантности педагога как профилактика проявлений экстремизма

Давно известно, что школа – зеркальное отражение общества.  Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школе, создавая комплекс условий для возникновени...