Статья
статья

Пономарева Юлия Витальевна

Стаья на тему " Развитие коллективных взаимоотношений младших школьников в процессе общественно-полезной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Развитие коллективных взаимоотношений младших школьников в процессе общественно-полезной деятельности»

В настоящее время эффективность воспитательного процесса находится в прямой зависимости от умения  педагога определять актуальные для конкретного образовательного учреждения, детских групп и определенного временного отрезка задачи воспитания, прогнозировать результаты развития личности, проектировать воспитательные ситуации, выстраивать их в той последовательности, которая приведет к желательным результатам.

Особую актуальность решение проблемы развития коллективных взаимоотношений  приобретает в младшем школьном возрасте, так как это наиболее ответственный период перехода ребенка в новую социально значимую систему взаимоотношений. В этом возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками,  формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения в коллективе.

Только в процессе коллективных взаимоотношений  формируются такие личностные характеристики, как самооценка, принятие или неприятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации потенциала развития личности.

Коллектив - это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Коллектив младших школьников – это группа младших школьников, объединенная общей социально-значимой целью (получение знаний), общественно полезной деятельностью (обучение, общественно полезная работа на благо класса, школы, других людей), имеющая выборные органы самоуправления и отличающаяся сплоченностью, взаимной ответственностью и равенством в правах и обязанностях всех членов коллектива.

Процесс развития коллектива неразрывно сопровождает процесс развития коллективных взаимоотношений. Коллективные взаимоотношения (формальные и неформальные) являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.  Коллективные взаимоотношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный); аффективный; поведенческий (практический, регулятивный).

Коллективные взаимоотношения младших школьников это типичные для данного коллектива способы поведения его членов, проявляемые в ситуациях, требующих ответственности, определенной требовательности к одноклассникам, которые обусловлены совместной деятельностью.

Коллективы по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений бывают первичными и вторичными. Коллективы могут классифицироваться по: содержанию деятельности; заданной функции; социально фиксированному положению; длительности функционирования. Процесс формирования коллектива и развития коллективных взаимоотношений проходит несколько стадий (этапов) развития на пути превращения в субъект педагогического процесса.

В 6 или 7 лет у каждого ребенка резко изменяется вся его жизнь - он начинает учиться в школе. Практически всех детей к школе готовят дома или в детском саду: учат читать, считать, иногда и писать. Но как бы ни был ребенок подготовлен педагогически к школьному обучению, он не поднимается на новый возрастной этап автоматически, переступая порог школы. Ситуация социального развития личности, связанная с поступлением ребёнка в школу, вызывает необходимость адаптации в ней. Новая социальная роль обусловливает все поведение личности и требования, которым она должна подчиняться, распространяются на все сферы жизни как в школе, так и вне её.

Учебная деятельность постепенно становится той совместной деятельностью, на основе которой развиваются коллективные взаимоотношения младших школьников: возникают взаимная требовательность и взаимопомощь. Школьники начинают жить многообразной совместной жизнью, наполненной общими интересами, стремлениями, радостями и печалями. Дети усваивают нормы и правила общественной морали и руководствуются ими в своем поведении. У детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других людей, делами класса. Дети начинают чувствовать себя частицей общего организованного целого. Благодаря появлению у детей младшего школьного возраста общественной направленности, они начинают активно стремиться найти свое место в коллективе, завоевать авторитет среди товарищей и их уважение. Однако, чтобы удовлетворить эти стремления, учащиеся должны считаться с общественным мнением коллектива, подчиняться принятым в коллективе правилам и традициям. Усвоение этих правил общественного поведения и является основой для развития коллективных взаимоотношений в младшем школьном возрасте.

На основании анализа психолого-педагогической литературы можно определить следующие критерии, характеризующие уровень развития коллективных взаимоотношений.

1. Внутригрупповая сплоченность.

2. Удовлетворенность учащихся классным коллективом.

3. Взаимоотношения в детском коллективе.

Далее нужно рассмотреть педагогические условия развития коллективных взаимоотношений младших школьников в процессе общественно-полезной деятельности.

Общественно - полезная деятельность – важное условие активного развития коллективных взаимоотношений, источник накопления опыта общественного поведения. В то же время укрепляющиеся в процессе этой деятельности коллективные взаимоотношения обеспечивают развертывание общественно полезной деятельности. В системе деятельности складываются разнообразные формы общения, и школьник овладевает ими.

Одним из видов общественно полезной деятельности для младших школьников является процесс учения. Можно рассмотреть организацию учебного сотрудничества как одно из условий развития коллективных взаимоотношений младших школьников.

Учебное сотрудничество выполняет коммуникативно-развивающую функцию, так как вместе с усвоением образовательной программы, оно позволяет формировать собственно коммуникативные умения, а также дает накопление опыта сотрудничества, взаимопомощи, кооперации. Такое сотрудничество насыщает общение в коллективе, делая его более продуктивным. Преимущество использования учебной деятельности как основы развития умения сотрудничать объясняется еще и тем, что, будучи ведущей в младшем школьном возрасте, она является для детей психологически близкой основой жизнедеятельности. Приобретаемые школьником в ходе совместной учебной работы коммуникативные умения переносятся им и во все другие сферы общения, выводя его на более высокий уровень общения.  

Для детей младшего школьного возраста процесс обучения какой-либо деятельности должен быть обязательно позитивно эмоционально окрашен, иначе эта деятельность не будет вызывать у ребенка удовлетворения, а, следовательно, не будет продуктивно им осваиваться. Поэтому развитие коллективных взаимоотношений младших школьник должно проходить в благоприятной атмосфере. Исходя из этой позиции нужно постараться создать среду, способствующую общению детей на бесконфликтной основе.

Для этого необходимо введение правил общения, отслеживание и своевременная коррекция эмоционального состояния детей, предупреждение их негативного поведения.

А также, важным аспектом развития коллективных взаимоотношений является включение младших школьников в совместную деятельность – познавательную, игровую, трудовую. Именно поэтому нужно использовать коллективные творческие дела, работа в паре и тройке учеников на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...