Классный час «Все мы разные, но мы вместе»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Лошкарева Алёна Сергеевна

Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной личности;

- воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.

- развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.22 КБ
Файл my_raznye_my_vmeste.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Все мы разные, но мы вместе»

Подготовила: Лошкарева Алёна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Бердниковская ОШ»

Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной личности;

- воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.

- развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Эпиграф: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Ход:

Организационный момент. 

Начинаем классный час,

Речь пойдет здесь лишь о нас.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

        - Чему будет посвящен наш разговор, вы узнаете, выполнив задание. Расположите числа в порядке возрастания. (Толерантность) (Слайд 2)

Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности. 16 ноября ежегодно отмечается  Международный день толерантности. Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и тот, кто обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими.  Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. (слайд 3)

 - Что такое толерантность, по-вашему?

Давайте обобщим всё сказанное вами. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Толерантность

  • Терпимость
  • Прощение
  • Сострадание
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Милосердие
  • Уважение человеческого достоинства (слайд 4)

               Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Работа в группах

 -  Толерантным  быть не легко, но этому можно и нужно учиться. Сегодня мы с вами поговорим «Учимся быть толерантными».

Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. (слайды 5-6)

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя  у окна читала книгу.  Вдруг мальчики, пробегая мимо,  толкнули  девочку.  Катя упала и, сильно ударившись, заплакала.

-Чего тут стоишь на дороге? -  возмущенно сказал Петя!

- Сама виновата! Рева! – поддакнул  своему другу Коля. – Попробуй только учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.

Подумайте:

1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?

2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?

2 ситуация.

 На перемене в классе  ребята показывали друг к другу свои мобильные телефоны!

-Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера купил!

-У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня.

-А у меня  зато самый большой!- закричал Олег.

-А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа.

Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой. Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить ему дорогой телефон.

- Колян, - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон вообще  крутой! Из прошлого века!

И все засмеялись!

Подумайте:

1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли? Почему?

2. Что бы вы посоветовали ребятам?

3 ситуация.

Петя в классе был самым слабым учеником, все школьные предметы давались ему очень сложно. Но он старался.

На перемене Ваня, пробегая мимо парты Пети, ловко схватил его дневник, открыл  и начал на весь класс комментировать отметки:

- Посмотрите-ка, как учится наш «отличник»! По русскому два, по математике 2, по технологии два! – ехидничал Ваня.

- О, смотрите, а по физкультуре «трояк»- заглядывая в дневник, сказала Лера.

- Видать, учитель перепутал двойку с тройкой.

-Отдайте дневник, - обиженно сказал Петя.

-Сейчас! – засмеялся Ваня и перебросил дневник  Вадику, который сидел через ряд.

-Как вам не стыдно, - сказала Марина,  забирая дневник у Вадика. –На свои оценки посмотрите. Сами-то  лучше?

Подумайте:

  1. На чьей вы стороне: на стороне Марины или остальных одноклассников? Почему? Толерантно ли они себя вели? Хотели бы вы оказаться на месте Пети?
  2. Какой совет вы могли бы дать ребятам?

 (Дети обсуждают в группах ситуации и высказывают общее решение группы.)

 -С различными конфликтами в жизни, к сожалению, мы сталкиваемся довольно часто.        

– А как вы понимаете, что такое конфликт?                                                                                                           - Но все люди по-разному относятся к этой проблеме. Кто-то решает мирным путём, кто-то – силой и есть люди, которые стараются остаться в стороне. В мире птиц есть нам аналоги. Это – голубь, ястреб и страус. 

Определите, кто какую группу людей символизирует? (слайд 7)

- А как вы думаете, вы сами люди толерантные? Давайте проверим. Тест «Кто Я?»  (слайды 8-9)

- Толерантности мы учимся и у литературных героев. Назовите  героев, где явно видны толерантные и интолерантные отношения. (слайд 10)

Игра «Ворона»  (слайд 11)

Учитель сообщает каждому ребёнку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Одному – слово ворона. Не говоря того слова, что им сказали, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, дети должны найти «своих».

-Как вы узнали, где ваша группа?                                                                                                                                            -Легко ли было найти своих?                                                                                                          Вороне:    -Почему никто не обращал на тебя внимания?                                                                                   -Как ты себя чувствовал? Тяжело быть одному?                                                                                                -Хотели ли вы быть на месте вороны?

Игра «Собери пословицу» (проверка на слайде 12)

- Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете пословицы о дружбе и о друзьях. У вас на столах листочки со словами, из которых вы должны собрать 2 пословицы. Затем каждая группа выйдет и встанет так, чтобы получилась пословица

1. Человек без друзей, что дерево без корней.

2. Жизнь дана на добрые дела

3. Мир строит, война разрушает.

4. Всякому мила своя сторона

5. Семья в куче – не страшна и туча

6.Старый друг – лучше новых двух.

(Проверка работы в группах)

Знакомство с притчей « Как победить гнев?» ( слайд 13)

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.

И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаётся такой же шрам, как эти дыры.

- Скажите, о чем заставила вас задуматься эта притча?

- Почему старик дал своему сыну такой совет?

- Какой можно сделать вывод из этой притчи?

- Не важно, сколько раз ты извинишься, - «шрам» в душе останется.

- Когда вы ругаетесь с кем-то или хотите сказать что-то обидное, вспомните эту притчу. Словом можно обидеть человека так, что он будет помнить это всю свою жизнь.

Стихотворение (читает ученик):

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

Знакомство с притчей «Два волка» (слайд 14)

- Мне хочется познакомить вас ещё с одной притчей.

                        Два волка

        Когда-то давным-давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

        -В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.        

        Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

        - А какой волк в конце побеждает?

        Старик улыбнулся и ответил:

        - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки?

        Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а как много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло.… Но одного  без другого не бывает. Выскажите предположение: почему добро и зло в притче представлены в виде волков?

        -  В притче могли быть собаки, но с собаками можно договориться, т.к. они домашние животные. А со злом даже на чуть-чуть нельзя соглашаться. Но не возможно всегда быть чистеньким и праведным (святым). Но мы должны сказать злу однозначное «НЕТ!» и сделать это своей принципиальной позицией.

        - Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

        - Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни.

        - Добро и зло – понятия относительные. И взрослым и детям очень тяжело сделать правильный выбор в некоторых ситуациях, не лгать, не завидовать. Прочитайте последнее предложение. Что означает «кормить добро»? (Совершать добрые поступки, а не совершать плохие).

        - Ведь, если не кормить растение или животное, то оно ослабеет. Поэтому достаточно не подпитывать  злого волка новой пищей. Вы, наверно догадались, что отрицательные поступки разрушают самого человека и всех, кто его окружает.

        Недаром есть пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь».

        - Ребята, назовите качества, которые вы цените в своих друзьях? (доброта, честность, взаимопомощь, справедливость, великодушие и пр.).

        - А как вы думаете, какими считают вас ваши друзья? (ответы детей)

        - Видите, никто из вас не сказал, что хотел бы видеть рядом с собой жадного, лживого, завистливого человека. Значит, нам всем хочется быть на стороне добра.        

- Чем же нам кормить «доброго волка»? (совершать добрые поступки, помогать друзьям, любить семью, не лгать, не завидовать, не сквернословит;

-  Воспитывать в себе лучшие качества: доброту, честность, справедливое отношение к своим и чужим поступкам;

- Надо учиться принимать ответственные решения и вовремя исправлять сделанные ошибки.

-  А вы задумывались над тем, какого волка в себе вскармливаете?  

-  А мне хочется пожелать, что бы вы были сильными и стойкими, с достоинством шли по жизни и выходили всегда победителями в схватке со «злыми волками».         

Познакомься с правилами толерантного общения

  • Уважай собеседника.
  •  Старайся понять то, о чём говорят другие.
  •  Отстаивай своё мнение тактично
  •  Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  •  Ищи лучшие аргументы.
  •  Стремись учитывать интересы других.

Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.                                                                                 Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила

Рефлексия

Дети читают стихотворение С.Я.Маршака.

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

- О чем это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом).

- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все люди, независимо от цвета кожи, их национальности, жили счастливо).

Вывод: Все дети должны быть вместе.

- У вас на столах лежат цветочки, напишите на них что-нибудь приятное для тех людей, которых вы могли недавно обидеть или просто напишите приятные слова для людей, которым хотите доставить радость.

Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как травы с лугом.
Как ветер с полем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы разные, мы вместе Автор: Лошкарева Алёна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Бердниковская ОШ» с. Бердники, 2022

Слайд 2

Т 1 О 2 Л 3 Е 4 Р 5 А 6 Н 7 Т 8 Н 9 О 10 С 11 Т 12 Ь 13 Расположите числа в порядке возрастания. Прочитайте слово, которое у вас получилось? Т 1 О 2 Л 3 Е 4 Р 5 А 6 Н 7 Т 8 Н 9 О 10 С 11 Т 12 Ь 13

Слайд 3

Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Толковый словарь Ушакова) В 1996году Генеральной Ассамблеей ООН 16 ноября объявлен Международным днём толерантности.

Слайд 4

Толерантность Прощение Терпимость Уважение Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Милосердие

Слайд 5

«Учимся быть толерантными » №1 На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя у окна читала книгу. Вдруг мальчики, пробегая мимо, толкнули девочку. Катя упала и, сильно ударившись, заплакала. -Чего тут стоишь на дороге? - возмущенно сказал Петя! - Сама виновата! Рева! – поддакнул своему другу Коля. – Попробуй только учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак. №2 На перемене в классе ребята показывали друг к другу свои мобильные телефоны! -Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера купил! -У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня. -А у меня зато самый большой!- закричал Олег. -А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа. Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой. Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить ему дорогой телефон. - Колян , - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон вообще крутой! Из прошлого века! И все засмеялись!

Слайд 6

№3 Петя в классе был самым слабым учеником, все школьные предметы давались ему очень сложно. Но он старался. На перемене Ваня, пробегая мимо парты Пети, ловко схватил его дневник, открыл и начал на весь класс комментировать отметки: - Посмотрите-ка, как учится наш «отличник»! По русскому два, по математике 2, по технологии два! – ехидничал Ваня. - О, смотрите, а по физкультуре «трояк»- заглядывая в дневник, сказала Лера. - Видать, учитель перепутал двойку с тройкой. -Отдайте дневник, - обиженно сказал Петя. -Сейчас! – засмеялся Ваня и перебросил дневник Вадику, который сидел через ряд. -Как вам не стыдно, - сказала Марина, забирая дневник у Вадика. –На свои оценки посмотрите. Сами-то лучше?

Слайд 7

Определите , кто какую группу людей символизирует? Те, кто вступает в конфликт и старается решить его мирным путём. Те, кто разжигает конфликт и пытается решить его в свою пользу. Те, кто, не вступая в конфликт, уходит от проблемы. (Чтобы проверить, сделайте клик на карточку.)

Слайд 8

1. Тебе поставили 2. - А как вы думаете, вы сами люди толерантные? Давайте проверим. Тест «Кто Я?» 1. Подам дневник. 2. Спрячу его. 2. Ты не выполнил домашнее задание. 1. Честно признаюсь. 2. Скажу, что забыл тетрадку дома. 3. Тебя попросили убраться в классе. 1. С удовольствием уберусь. 2. Я сегодня не дежурный. 4. Тебе сделали замечание за опоздание. 1. Постараюсь больше не опаздывать. 2. Всё равно буду опаздывать. 5. В классе новый ученик (ученица). 1. Попробую подружиться. 2. Обойдусь без него (неё).

Слайд 9

6. Над тобой пошутили. 1. Посмеюсь вместе со всеми. 2. Отомщу тому, кто это сделал. 7. Тебе не понравилось что-то во время игры. 1. Попробую объяснить тому, кто неправ. 2. Обижусь и уйду. 8. Тебя оставили после уроков. 1. Останусь. 2. Буду спорить. Подведение итогов . Толерантны (больше 1) Интолерантны (больше 2 )

Слайд 10

- Толерантности мы учимся и у литературных героев. Назовите героев, где явно видны толерантные и интолерантные отношения.

Слайд 11

Игра «Ворона» Учитель сообщает каждому ребёнку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Одному – слово ворона. Не говоря того слова, что им сказали, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, дети должны найти «своих». -Как вы узнали, где ваша группа? -Легко ли было найти своих? Вороне: -Почему никто не обращал на тебя внимания? -Как ты себя чувствовал? Тяжело быть одному? -Хотели ли вы быть на месте вороны? Правила игры знает только учитель! Чтобы прочитать, сделайте клик на вставку.

Слайд 12

Игра «Собери пословицу» Жизнь дана на добрые дела Человек без друзей, что дерево без корней Мир строит, война разрушает Всякому мила своя сторона Семья в куче – не страшна и туча Старый друг – лучше новых двух.

Слайд 13

-Как вы думаете, чему учит нас эта притча?

Слайд 15

Познакомься с правилами толерантного общения Уважай собеседника . Старайся понять то, о чём говорят другие . Отстаивай своё мнение тактично Будь справедливым, готовым признать правоту другого . Ищи лучшие аргументы . Стремись учитывать интересы других . Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее. Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Цели:Формирование толерантного и уважительного отношения к личности.Создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплоченности классного коллектива.Стимулир...

классный час "Мы разные, но мы вместе".

классный час "Мы разные, но мы вместе"....

Классный час. "Мы все разные - но мы вместе!"

О толерантном отношении к людям....

Классный час "Мы разные,но мы вместе" (в рамках недели толерантности)

В нашем классе есть дети разных национальностей, и мы знакомимся с историей, культурой, традициями и обычаями этих народов. На этом классном часе мы посадили дерево Дружбы и поиграли в игры детей Молд...

Классный час «Все мы разные, но мы вместе»

Методическая разработка классного часа...

Классный час в 4 классе «Мы все разные, но мы вместе!» (Классный руководитель Шериева З.А.)

Цель: воспитание высоконравственной, ответственной, творческой,толерантной личностиЗадачи:Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.Сформ...