Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" ( начальная школа) для детей с ОВЗ (ТНР)
рабочая программа

Бухарина Алёна Анатольевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" ( начальная школа) для детей с ОВЗ (ТНР) составлена на основе авторской программы Л. В. Мищенковой "Уроки нравственности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат

для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска»

Рассмотрено:                                                                                   Согласованно:

на заседании МО  протокол №1                                                       заместитель директора                                                        

от « » августа2021г..                                                                        МБОУ «С(К)ОШ №11    руководитель МО                                                                                      г. Челябинска»

_________________                        __________________

                                                                                                          Е.Н.Филюнина

                                                                                                      «___»__________2021г.

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

(начальная школа)

                                                                                                Автор: Бухарина Алёна Анатольевна,

                                                                        учитель высшей квалификационной

                                                                                            категории.

Челябинск

2021 г.

Аннотация

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ(ТНР),
  2.  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  4. планируемых результатов начального общего образования,
  5. авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности»,

а так же следующих нормативно- правовых актов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с изм., внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17 сентября 2014 г. № 03-02/7233 «О направлении информации по вопросам разработки и утверждения образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02 марта 2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

Потребность в социальном творчестве - одна из основных потребностей юного гражданина: реализуя ее, он с большей уверенностью вступает во взрослое общество. Школа для детей - это такой социальный институт, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, целенаправленно формирует модели поведения ребенка, его ценности, систему взаимоотношений с миром, где он чувствует себя гражданином.

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» обеспечивает реализацию   духовно - нравственного направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Рабочая программа разработана с учётом специфики обучающихся с ОВЗ (ТНР), отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности. Программа обеспечивает формирование и развитие личности каждого обучающегося в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно –нравственными и социокультурными ценностями; разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ (ТНР), обеспечивающих формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Реализация программы развивает умения, полученные на уроках чтения, окружающего мира, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Цели курса внеурочной деятельности:

  • создание условий для  воспитания духовно-нравственной личности  ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) через систему ценностно-ориентированных занятий;
  • развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи курса внеурочной деятельности:

  • сформировать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) систему нравственных ценностей;
  • способствовать формированию у обучающихся с ОВЗ (ТНР) основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
  • формировать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) экологически воспитанную личность;
  • воспитывать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни ;
  • совершенствование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) всех видов речевой деятельности;
  • развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР)  умения самостоятельно и совместно принимать решения ( умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности);
  • развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР)  интереса к окружающему миру, себе, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формировать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) интерес к чтению художественной литературы;
  • развивать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) познавательную активность и творческие способности.

Программа курса составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

  • Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
  • Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
  • Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
  • Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Основные направления         программы  курса «Уроки нравственности»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине,    целеустремлённость  и настойчивость, бережливость.

  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

В результате освоения учащимися с ОВЗ (ТНР) курса внеурочной деятельности предполагается достижение ими трёх уровней результатов:

Первый уровень результатов(1 класс)

Второй уровень результатов (2-4 классы)

Третий уровень результатов(4 класс)

Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие

обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников с ОВЗ (ТНР).

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором – четвертом классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

1. Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности ( с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

У обучающегося  будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

1 класс

- осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

 – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 – уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

 – способность эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родной страны, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации);

 – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию) народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

 – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации);

 – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к общеобразовательной организации;

-  понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 – понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края

2 класс

-сформированность основ российской гражданской идентичности;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

 – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

– способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации) на разных этапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки);

 – мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

 – этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 – уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– гражданской позиции;

 – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– понимания личной ответственности за экономное отношение к природе в целом;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности

3 класс

-основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

 – осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 – установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника ;

 – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

 – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), отдельные этапы развития человеческого общества (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещений, науки);

– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; – уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

 – навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, формирование целостного представления о влиянии энергетики на окружающую среду родного края.

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

4 класс

У выпускника будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- внутренняя позитивная позиция школьника, включающая положительное отношение к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие себя как активного участника образовательной деятельности;

-мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

- развитие этических чувств – достоинства, справедливости, отзывчивости, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- проявление основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной устойчивой познавательной мотивации;

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности проектно- исследовательской  деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

        

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приемов решения задач

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Работа с текстом ( метапредметные результаты)

Чтение

Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

 – вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;

 – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов)

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

Преобразование и интерпретация  информации

– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод

– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования

Оценка информации

– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

 – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

-определять место и роль иллюстративного ряда в тексте                

– сопоставлять различные точки зрения;

– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

Формы учёта оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, диагностика нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации, анкетирование учащихся и родителей, участие школьников в олимпиадах, викторинах, в конкурсах на разных уровнях; участие в тематических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.).

компетенции

показатели

методический инструментарий

1.Сформированность коммуникативного потенциала личности.

2.Сформированность нравственного, этического потенциала учащегося.

1.Коммуникативность.

2. Знания этикета.

3. Комфортность ребёнка в школе.

4. Сформированность совместной деятельности.

 Нравственное направление формирования личности.

1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.

2. Педагогические наблюдения.

3.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся начальной школы».

1.Тест Н.Е.Щурковой  «Размышляем о жизненном опыте».

2. Методика С.М.Петровой  «Русские пословицы», «Цветик – семицветик», «Золотая рыбка».

3.Методика В.В.Синявского «Организаторские и коммуникативные склонности».

4.Методика – тест А.Криулиной «Тактика взаимодействия».

5.  Методика А.Н.Лутошкина «Уровень развития классной группы».

2.Содержание курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» рассчитана на 4 года обучения.

 Общее количество часов: 68 ч. Из расчёта 0,5 часа в неделю: 1 класс -  17ч (33учебные недели), во 2,3,4классах по 17ч (34 учебные недели в каждом классе).

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).

Основные формы работы по охвату детей :

  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • фронтальная.    

Основные технологии:

  • игровая,
  • технология проблемного обучения,
  • объяснительно - иллюстративная.

Методы обучения: 

  • наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям  с ОВЗ (ТНР)лучше усвоить материал программы.

С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми с ОВЗ (ТНР) норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.

  • словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.

С учетом возраста детей с ОВЗ (ТНР), для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях курса «Уроки нравственности» наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.

  • практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей с ОВЗ (ТНР): сервировка стола, приём гостей способствуют, например, отработке навыков поведения. Через практику дети с ОВЗ (ТНР) учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы организации  и виды деятельности:

  • игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
  • познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
  • проблемно-ценностное общение ( этические беседы, викторины, дискуссии);
  • досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
  • художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
  • социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
  • трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
  • спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
  • туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Место проведения занятий: МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска»

Содержание курса включает в себя следующие циклы:

  • «Я и школа»,
  • «Я и окружающие»,
  • «Я и семья»,
  • «Я и природа»,
  • «Я и книги»,
  • «Я и животные»,
  • «Я и здоровье».

«Я и школа»

Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками… О культуре поведения в школе. О себе, о школьной дружбе, о школьных друзьях. С Днём знаний!

«Я и окружающие»

Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. Учимся вежливости. Сказка о солнечном зайчике. Когда люди радуются. Не надо больше ссорится. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Занимательный журнал «Имена».  Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Кем быть? О профессиях и трудолюбии. О себе, о дружбе, о друзьях. О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий.  Учимся работать в микрогруппе.  Хлеб – наше богатство! Берегите время! «Ромашка». Расскажи нам о себе. О профессиях и трудолюбии.  Как выбирать друзей.  О рыцарстве.  О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. Приглашение к разговору. Учимся шутить. Живи, не требуя награды.

«Я и семья»

Поезд везёт подарки мамам. Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме… Роза для мамы. Семейный калейдоскоп.

«Я и природа»

Клуб любителей природы. Школа насекомых. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. Экологическая карусель.

«Я и книги»

В мире любимых сказок. «Девочка и разбойник». Да здравствуют книги! Берегите книгу.

«Я и здоровье»

В царстве Мойдодыра. «Тише, пожалуйста!».  Для чего нужны нам глазки. Письмо от дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы. Мы за здоровый образ жизни! О режиме дня.

«Я и животные»

Нам нравится гулять по зоопарку. Поговорим о собаках. О кошках и собаках. Кошки.

Дополнительные задачи реализации  содержания (коррекционная работа):

Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика.

Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях. Практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе  событий  собственной жизни, жизни семьи и общества. Развитие  речи  обучающихся. Совершенствование познавательной функции речи.

 Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 1 класс (17 ч.)

Содержание  курса

Основные виды  деятельности обучающихся

Я и школа (2 часа)

Здравствуй, школа!

Вот и стали мы учениками…

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам.

Я и окружающие (10 часов)

Учимся работать в команде.

О хорошем и плохом.

Клуб «Выручайка».

О дружбе.

«Здравствуй!».

Профессий много есть на свете.

Учимся приходить на помощь.

Учимся вежливости.  Сказка о солнечном зайчике.

Когда люди радуются.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения

Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

Я и семья (1 час)

Поезд везёт подарки мамам.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Воспитание: любви и уважения к маме.

Я и природа (1 час)

 Клуб любителей природы.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой  природе.

Я и книга (1 час)

В мире любимых сказок.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости.

Я и здоровье (1час)

В царстве Мойдодыра.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни.

        Я и животные ( 1 час)

Нам нравится гулять по зоопарку.

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным.

Тематическое планирование курса «Уроки нравственности» 2 класс (17 ч.).

Содержание  курса

Основные виды  деятельности обучающихся

Я и школа (1 час)

О культуре поведения в школе.

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам.

Я и окружающие (9часов)

Не надо больше ссорится…

Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему.

Занимательный журнал «Имена». Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке.

День космонавтики.

Кем быть?

О профессиях и трудолюбии.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения

Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

Я и семья (2 часа)

Под крышей дома моего.

Давайте, друзья потолкуем о маме…

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Воспитание: любви и уважения к маме.

Я и природа (1час)

Школа насекомых.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой  природе.

Я и книга (1час)

«Девочка и разбойник»

1

1

1

1

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости.

Я и здоровье (2 часа)

«Тише, пожалуйста!»

Для чего нужны нам глазки.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни.

Я и животные (1час)

Поговорим о собаках.

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным.

Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 3 класс (17 ч.)

Содержание  курса

Основные виды  деятельности обучающихся

        Я и школа (1 час)

О себе, о школьной дружбе, о школьных  друзьях…

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков.  Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.  Знакомство с новыми правилами поведения в школе, классе.

Я и окружающие (8 часов)

О добре и зле.

«У камина».

Клуб «Выручайка».

В мире профессий. Принцессы Шарля Перро.

Учимся работать в микрогруппе.

Хлеб – наше богатство!

Берегите время!

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения

Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

Я и семья (1 час)

Роза для мамы.

.Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Воспитание: любви и уважения к маме.

Я и природа (2часа)

Бабочек весёлый хоровод.

Цветочная карусель.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой  природе.

Я и книга (1 час)

Да здравствуют книги!

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный).Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости.

Я и здоровье (3 часа)

Письмо от дедушки Морфея.

Наши страхи.

Зимние забавы.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни.

Я и животные (1 час)

О кошках и собаках.

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным.

Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 4 класс (17ч.)

Содержание  курса

Основные виды  деятельности обучающихся

Я и школа (1 час)

С Днём знаний!

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам.

Я и окружающие (10 часов)

Расскажи нам о себе.

О профессиях и трудолюбии.

Как выбирать друзей.

О рыцарстве.

О совести.

Учимся быть щедрыми. Настроение.

Приглашение к разговору.  

Учимся шутить.

Живи, не требуя награды…

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения

Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

Я и семья (1 час)

Семейный калейдоскоп.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Воспитание: любви и уважения к маме.

Я и природа (1 час)

Экологическая карусель.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой  природе.

Я и книга (1час)

Берегите книгу.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости.

Я и здоровье (2 часа)

Мы за здоровый образ жизни!

О режиме дня.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни.

Я и животные (1 час)

Кошки.

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Методическое обеспечение программы

Обеспечение методическими видами продукции

  • Специальная, справочная и методическая литература;
  • набор наглядных пособий по темам программы;
  • методические разработки и памятки по правилам поведения и общения – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т.д. Детские работы по отдельным темам программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.

Материально-техническое обеспечение

  1. Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:
  • партами;
  • стульями;
  • книжными шкафами.
  1. Технические средства обучения:
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • музыкальный центр.

Литература

1.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1-4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ.,2014

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

3. Классные часы  на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.

7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в начальной школе «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1-4 классы

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:²    быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать с...

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них – разработка рабочих программ курсов вн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»

Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Функциональная грамотность»

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...