конспект воспитательного занятия "Школа вежливости".
методическая разработка (3 класс)

Цель: создание условий для формирования нравственных представлений и навыков поведения вежливого человека.

Задачи: дать представление о вежливом общении, формировать  способность чувствовать, понимать себя и другого человека, расширять словарный запас вежливых слов, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе,  воспитывать уважительное и тактичное отношение к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Школа вежливости.

Цель: создание условий для формирования нравственных представлений и навыков поведения вежливого человека.

Задачи: дать представление о вежливом общении, формировать  способность чувствовать, понимать себя и другого человека, расширять словарный запас вежливых слов, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе,  воспитывать уважительное и тактичное отношение к людям.

Оборудование: карточки с заданием,  ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, предметные и сюжетные картинки, карточки с заданиями, «волшебный мешочек».

  1. Вводная часть

Задачи: создать благоприятный психологический климат, обучать умению планировать свою деятельность, используя полученные знания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечания, психолого-педагогическое сопровождение

Дети выбирают карточки с изображением радуги, солнца, велосипеда, улыбки, воздушного шара, букета цветов, объятий, смеющегося человека. Выбирают того ученика, кому хотели бы вручить подарок. Объясняют, почему именно такой подарок хотели бы сделать.

Восприятие информации.

Определение задач учащимися с частичной помощью учителя.

Психологический настрой «Подарок»

- Нравится ли вам получать подарки? А дарить их людям?

Подарить подарок однокласснику. Объяснить свой выбор.

Введение в тему.

- За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть город... В нём много разных чудес.  Во-первых, тут в высокой башне, под говорящими часами живет самая вежливая   фея на белом свете. Зовут её фея Здрасте.

Во-вторых , в Сказочном Городе в небольшой избушке из шоколада живёт вежливо- мудрый  Гномыч.  . Есть Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки. Они сами собой прыгают к вам в рот, но вначале спрашивают разрешения. И прочие-остальные жители Сказочного Города - каждый из которых хоть чем-нибудь да удивил бы вас. Все жители здесь сказочно вежливы... Даже собаки стесняются тут слишком громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтоб поздороваться.Воробьи не смеют здесь драться, а мирно-тихо решают свои птичьи проблемы...Это самый-самый вежливый город из всех сказочных городов на белом свете. Hо так было не всегда. Раньше жители города были ну очень невежливыми, грубыми, невоспитанными. Но фея Здрасте открыла школу Вежливости в городе и перевоспитала всех жителей.

- И вы, ребята, сегодня в Школе вежливости получите несколько уроков. Но сначала просто необходимо, чтобы вы твердо решили стать вежливыми! Настроились?

Объявление темы.

Школа вежливости.

Целеполагание.

- Узнаете, какого человека можно назвать «вежливым». В этой школе вас будут   учить  совершать вежливые поступки и говорить вежливые слова.

-Чему будете учиться?

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Карточки-на доске

  1. Основная часть.

Задачи: дать представление о вежливом общении, формировать  способности чувствовать, понимать себя и другого человека, расширять словарный запас вежливых слов, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе,  воспитывать уважительное и тактичное отношение к людям.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Восприятие информации.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопрос.

Восприятие информации.

Находят  в пространстве класса карточки с вежливыми словами по заданию.

Предполагаемый ответ: чтобы к тебе хорошо относились, чтобы делать приятное людям, чтобы с тобой дружили.

Отвечают на вопрос.

Восприятие информации

Выполняют движения по смыслу по показу учителя.

Работа в группах.

- На первый урок вас приглашает фея Здрасте. Фея Здрасте знает все-все вежливые слова, которые существуют.

«Вежливые слова»

Есть слова на свете
Ну, просто золотые,
Я их перечислю,
Послушайте какие:

Здравствуйте, спасибо,
Можно ли войти?
Очень вы спешите?
Могу вас подвезти.

Будьте же здоровы,
Вам могу помочь,
Всем спокойной ночи,
Если, скажем, ночь.

Я прошу прощения,
Доброго пути,
Премного благодарен,
Позвольте мне идти!    
(Ирис Ревю)

- Какие вежливые слова услышали? Какие ещё знаете?

Просмотр видеозаписи  «25 вежливых слов русского языка».

- Какие новые вежливые слова услышали?

Игра «Сыщики»


3 группа: слова приветствия.
2 группа: слова-обращения, чтобы попросить книгу.
1 группа: слова-благодарности.

 Игра «Заморочки из мешочка»

Дети  достают из мешочка конверты, в которых напечатаны цветные слоги. Из слогов составляют слова просьбы.

Учащиеся 1 группы придумывают ситуации, в которых эти слова можно применить.

Ситуация для 2 группы учащихся: обратиться к прохожему с просьбой узнать время.

Ситуация для 3 группы учащихся :

Забыл(а) дома ручку. Обратиться к учителю с просьбой дать ручку.

- Ребята, а для чего нужно быт вежливым?

В чем ещё проявляется вежливость?

Вежливость – это добрые дела, уважительное отношение к людям, умение вести себя так, чтобы не обидеть человека, не сделать неприятное.

- На втором уроке вас встречает вежливо- мудрый  Гномыч.  

Не только детям, но и почти всем взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда б любили и уважали их. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. А значит, они трудятся и для каждого из вас. Строители выстроили для вас дом. Дворник приводит для вас в порядок двор. Шоферы везут тебя по городу.

Задания от Гномыча

- Как вы поступите:

а) если вы сидите вавтобусе, а зашла старушка;

б) если вы видите, что кто-то не уступает место больному;

в) если вы нечаянно наступили кому-то на ногу;

г) если вам кто-то наступил на ногу;

д) если вы видите, как пожилой человек несет сумку тяжелую;

е) если вас пригласили в гости, а вы опоздали;

Две девочки столкнулись в узком проходе . Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одной 12 лет, а другой  10 лет? 

Ты ел конфету, что сделаешь с фантиком? 

 Нужно ли снимать головной убор, если ты зашёл в помещение? 

Игра "Вежливость"

Утром встал и потянулся

ДОБРОЕ УТРО! всем сказал

И умываться пошагал

 Вкусный завтрак съел со стола

 Сказал : БЛАГОДАРЮ, моя мама!

Случайно толкнул человека (Движения тазом вправо и влево)

ИЗВИНИТЕ меня, Вы, за это!

Вежливые слова нам нужны!

Так как добрые они .

- На третий урок к нам пришёл Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки. Вы помните, они сами собой прыгают к вам в рот, но вначале спрашивают разрешения, т.к. очень вежливые.

- Булочник проверит, какими вы стали вежливыми, проведёт экзамен.

Задание 1

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

- Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить?

Задание 2

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас полы чистые! А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

-Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны?

Игра «Вежливо-невежливо»

Разделить картинки с изображением вежливых и невежливых поступков на 2 группы.

Звенит звонок.

Слайд 5

Аудиозапись

Работа в группах

Работа в парах.

Дифференцированное задание

Звенит звонок.

Звенит звонок.

Слайд 6.

Дифференцированно по объёму.

  1. Заключительная часть

Задачи: учить детей анализировать свою деятельность, корригировать и развивать мышление через рефлексию своей деятельности, воспитывать уважительное и тактичное отношение к людям.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Психолого-педагогическое сопровождение, примечания

Восприятие информации.

Выбегают, выбирают лист по цвету, крепят к изображению дерева.

- Как называлось наше занятие? Чему учились на занятии?

Какие правила вежливости  знаете?

- Что было самым сложным на занятии? Что запомнилось?

Игра «Дерево познания»

Украсить дерево «Листьями»(из картона). Выбрать лист зелёного цвета, если вы можете о себе сказать, что вы будете стараться  всегда бы вежливыми, желтого - если еще не очень хорошо научились быть вежливыми, черного- если не умеете и не хотите быть вежливыми.

-Красивое у нас дерево, листьев черного цвета нет! А это значит, что все ребята могут и будут стараться быть вежливыми по отношению к окружающим людям. И в ответ люди обязательно будут вежливыми и добрыми!

Ответы учащихся по опорам, представленным на этапе целеполагания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеурочного занятия "Вежливые слова"

Внеурочное занятие для 1 класса ( "Занимательный русский язык") на данном занятии обучающиеся знакомятся с "волшебными" словами, на практике учатся их применять....

Конспект занятия "Учимся вежливости" по риторике.

Уточнить с детьми выражения речевого этикета - как одну из форм воспитания вежливости...

Конспект воспитательного мероприятия . Тема « Азбука вежливости».

Цели и задачи: Познакомить с понятием «вежливость»;вспомнить вежливые слова и узнать о происхождении некоторых вежливых слов;познакомиться с правилами вежливости и с правилами вежливой беседы....

Конспект урока: "Правила вежливости"

Класс: 2аПредмет: окружающий мирТема: «Правила вежливости»Цели: Формирование представления о культуре поведения; умение анализировать и оценивать речь, поведение людейПланируемые результаты:Личностные...

Воспитательное занятие "Вежливое общение"

Цель данного занятия: привить учащимся навык уважительного и доброжелательного отношения к людям....

Воспитательный час: "Вежливость"

Воспитательный час: "Вежливость"...

План – конспект воспитательного мероприятия «Вежливые слова»

Классный час на формирование нравственных качеств личности: доброжелательность, вежливость...