Кому и зачем нужны мультфильмы
статья

Виноградова Юлия Николаевна

Зачем нужны мультфильмы? Их польза и вред. Правильно ли делать выбор за ребенка. Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komu_i_zachem_nuzhny_multfilmy.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Кому и зачем нужны мультфильмы.

 Ежедневно за просмотром мультфильмов ребятишки проводят по нескольку часов.

Социологические исследования показывают, что за последние 20 лет кардинально изменилось распределение "свободного" времени детей дошкольного и раннего школьного возраста. Продолжительность просмотра мультфильмов увеличилось в 8 раз, с 5% (20–30 минут) до 40%. Кроме того, теперь дети гораздо раньше начинают смотреть телевизор, многие еще в возрасте до двух лет. В результате, просмотр мультиков стал основным детским занятием вне школы и детского сада.

 Речь идёт в первую очередь о детях молодых и неопытных мам и пап, а также родителей, которые с головой погружены в работу. Хорошо, если взрослые оставляют для своего чада на дисках (или в интернете) "проверенные" мультики, а не просто включают детский канал, где проконтролировать сюжет мультипликации невозможно.

"И что в этом такого страшного?" — возможно, удивится кто-то из взрослых. Неограниченный просмотр детского канала может привести к повышенной тревожности ребёнка: он будет плохо засыпать, ему могут сниться кошмары, пропадёт аппетит. Кроме того, плохая анимация и эмоционально бедные сюжеты приводят к тому, что дети не хотят и не умеют фантазировать, не учатся сочувствовать другим.

 Вместе с тем хорошие мультики помогают ребятишкам полноценно развиваться: сказочные сюжеты обогащают детскую фантазию, расширяют кругозор, ребёнок учится размышлять, сопереживать, делать выводы. Мультфильмы становятся частью жизни — дети играют в понравившихся персонажей, любят игрушки, изображающие анимационных героев, рисуют их.

СТАТИСТИКА РИСУНКОВ

Среди 2,5 тысяч рисунков "Героя, на которого я хочу быть похож" российских детей 5–13 лет, постоянно проживающих в России.

У детей героями должны быть сказочные персонажи, поэтому среди детских рисунков нашлись: по одному — Алёнушка, Алладин, Баба-Яга, Буратино, Василиса Прекрасная, Дед из сказки про репку, Змей Горыныч, Конёк-гобунок, Мальвина, Принцесса-лягушка, Руслан, Спящая красавица, Чиполлино; две Белоснежки, по три Алеши Поповича и Красные шапочки, по четыре Добрыни Никитича и Ивана-царевича, 8 Колобков. 11 раз нарисован Илья Муромец, 16 раз — Золушка, 19 — Винни-Пух, 26 раз — Чебурашка, 27 — Кот в сапогах.

 Даже если считать их всех —  то получится чуть более 2% от всех "героев".

Так на кого же хотят быть похожими наши дети? Кого они считают героями, достойными подражания? Наверное, все уже догадались. Главными героями наших детей являются:

Человек-паук — нарисован 187 раз;
183 — Феи из мультсериала "Клуб Винкс: школа волшебниц";
159 — Губка Боб Квадратные штаны (из одноименного мультсериала);
145 — Бэтмен;
125 —
 "суммарный" супермен, включающий самых разных представителей этого типа героев;
78 — Русалочка Ариэль;
68 — Рапунцель;
56 
— "суммарный" робот, включающий красную машинку из "Тачек", трансформеров, робота Зевса и робота Смерча и т.п.
56 — Смешарики;
47 — Гарри Поттер...

И еще очень-очень много персонажей различных мультсериалов, компьютерных игр и кинофильмов.

Нам скажут: ерунда! Что с того, что дети увлекаются мультипликационными героями иностранного происхождения? Это же все равно герои! Они защищают слабых, борются с преступниками и монстрами, спасают мир, в конце концов! Что тут такого?

"Такого" тут, к сожалению, много.

1. Все эти герои иностранных мультиков — корнями в своих культурах. Так, загадочный для нас сериал про фей Винкс — итальянский, а известный сериал "Скуби Ду" — английский. Все эти мультфильмы и их герои — плоть от плоти (хотя, скорее, дух от духа) своих национальных культурных традиций. Они призваны воспитывать в детях то, что ценно для их культур и стран.

Но что плохого в том, что и наши дети это смотрят, спросят некоторые. Ничего — точнее, было бы ничего, если бы наряду с этими мультфильмами наши дети смотрели бы в таком же количестве и качестве сделанные российские мультфильмы и сериалы, основанные на русской культурной традиции. 

2.Очень важно, что мы добровольно усаживаем ребенка к телевизору. Это своего рода "освобождение от детей": включил — и он к тебе не пристает, "а у нас так много дел!". В результате наши дети очень сильно, до степени "отравления", перекармливаются мультфильмами.

Но если где-то прибавилось, то где-то должно убавиться. Дети меньше читают, меньше занимаются спортом и гуляют, меньше рисуют, лепят и мастерят. Мультфильмы могли бы приносить пользу, если бы дети смотрели их активно, то есть вместе с родителями или знакомыми взрослыми, которые могли бы что-то пояснить, прокомментировать, расшифровать, чтобы ребенок мог воспользоваться полученной информацией и использовать ее в своих играх и учебе. Но, к сожалению, при просмотре мультфильмов дети варятся в собственном соку.

3.Современные мультфильмы, сериалы, компьютерные игры и пр. — все суть маркетинговые проекты разной степени грандиозности. Они специально сделаны (с использованием самых современных знаний в психологии, социологии, маркетинге, управлении) с целью управления потребительским поведением — детей в том числе. Они сделаны для того, чтобы внушить людям не существующие у них потребности, которые заставят их покупать определенные товары и — что еще хуже — ориентироваться на определенный образ жизни.

  Зачем нужны мультики?

 Хороший мультфильм — это кладезь полезной информации, а также добрый советчик, как себя вести в той или иной жизненной ситуации. Причём именно в сказочной форме, которая так понятна ребёнку. Мультики похожи на сказки — в них, кроме выдуманного сюжета, всегда есть поучительный подтекст. Но чтобы ребёнок смог его понять и осмыслить, мультики лучше смотреть всей семьёй. Часть информации с экрана (а тем более неоднократно повторяемой) запоминается на уровне подсознания. Так закладываются стереотипы внешности и поведения мужчины и женщины.

 Во многих современных мультфильмах женский образ слишком уж сексуален, независим и жесток. И на это родители тоже должны обращать внимание — не для того, чтобы своему сыну или дочери запретить просмотр, а чтобы правильно объяснить и скорректировать его восприятие мультфильма.

 Ребёнок становится старше и постепенно учится отличать белое от чёрного, полезное для себя от совершенно ненужного. Но чтобы это произошло, необходима длительная и целенаправленная работа обоих родителей.

Смотрим мультики вместе

 Памятка для родителей

 1. После просмотра мультфильма обязательно обсудите с ребёнком увиденное, проанализируйте поведение и слова героев, последствия, к которым привели их поступки. Вместе дайте оценку — хорошо или плохо (справедливо или нет) поступил персонаж. Если ребёнок младше 6—7 лет, используйте прямые вопросы: "Что помогло Крошке Еноту подружиться с тем, кто живёт в пруду?", "Хорошо ли поступил Карлсон, когда разломал паровую машину Малыша?" и т.д. Со школьниками можно обсуждать мультики на более глубоком уровне: "А ты смог бы подружиться с тем, кто живёт в пруду? Есть ли у тебя такой страх, как у Крошки Енота?", "Почему каждый из жителей леса хотел забрать Бабку Ёжку к себе?" и др.

 2. Говорите о чувствах, которые испытывали персонажи, об их взаимоотношениях — дружбе, соперничестве, любви, ненависти. Правильно называйте эмоции героев — злость, радость, зависть, обида, ехидство, доверие, страх. Такие беседы помогут ребёнку лучше понимать других людей, научат осознавать свои собственные чувства и поступки.

3. Используйте мультфильмы для развития фантазии. Предложите ребёнку: — придумать продолжение мультяшной истории (например, новые приключения Карлсона или героев Простоквашино); — рассказать, что случилось бы, если бы… (Бабку Ёжку забрал к себе Кощей или Леший; Крошка Енот не подружился со своим отражением и т.д.); — нарисовать (слепить из пластилина или солёного теста, сделать из природного материала, сшить вместе с родителями) любимых героев мультфильмов; — придумать (рассказать или написать) биографию персонажа, додумав то, о чём не рассказывалось в мультике; — некоторое время поступать так, как… (Кот Матроскин, Чебурашка, Мартышка из м/ф "38 попугаев", Роди из м/ф "Смывайся", попугай Кеша).

 4. Подготовьте викторину по мультфильмам и устройте соревнование между детьми. Вопросы могут быть тематическими: например, о котах (собаках, мышах) из мультфильма или по известным песенкам. Ребятишек наверняка заинтересует и задание "угадай цитату".

5. Если у ребёнка возникла какая-нибудь проблема, предложите ему посмотреть мультик, в котором разрешается похожая ситуация, — в такой форме детям проще разобраться самому, а не по подсказке или требованию взрослого.

 6. Если вы запрещаете смотреть мультфильм, объясните причину (скажем, пришло время готовиться к урокам, или этот мультик не стоит смотреть на ночь, потому что в нём есть страшные сцены, и т. д.). Аргументированный ответ ребёнок поймёт скорее, чем категоричный отказ без объяснения причин.

  Старый друг лучше?

 Старшему поколению свойственно идеализировать прошлое и считать, что "в его время" цветы были ярче, булочки мягче, кофе ароматнее, мультики добрее… Есть родители, которые считают, что дети должны воспитываться исключительно на советской классике и смотреть мультфильмы про Чебурашку, Простоквашино, дядюшку Ау, Вини-Пуха и других.  

 Без сомнений, это очень хорошие и качественные фильмы, на которых выросло не одно поколение. Но будет ли правильно лишать ребёнка возможности жить в своём времени и смотреть ту анимацию, которая нравится его сверстникам? Ведь тогда он почувствует себя "лишним" при обсуждении популярных мультперсонажей и может стать объектом насмешек. Некоторых родителей смущают "странные персонажи" современных картин или наличие в них нецензурной лексики, кому-то не нравится нынешняя 3Dанимация…

 "Каких-то злобных монстров показывают! В жизни подобных существ не бывает", — вот аргумент таких родителей. Напомню, что Чебурашка, Дюдюка и Мурзилка тоже не существуют в реальности. Но мы настолько к ним привыкли в детстве, что с радостью знакомим с ними своих детей. Да и некоторые "монстры" (например, смешарики — животные-шарики) очень симпатичные создания. А герои "Корпорации монстров" могут напугать разве что самого впечатлительного дошкольника.

Правильно ли делать выбор за ребёнка? 

Пока он не ходит в школу, предлагайте ему только качественные и добрые мультфильмы, в которых вы уверены. Когда же он станет школьником, вместе просматривайте новинки (только те, которые вы считаете полезными), в третьем—четвёртом классе предложите своему чаду выбирать самому (исключая мультфильмы со страшными и жестокими сюжетами).

 И никогда не забывайте после просмотра обсуждать и задавать вопросы!  

Стоит учесть, что дошкольники не могут долго удерживать внимание на чём-то одном. Поэтому им лучше показывать коротенькие мультфильмы — не более 15 минут. Тогда они и героев запомнят, и сюжет поймут. Полнометражные истории будут интересны детям постарше.

 Но даже первоклассник не всегда может досмотреть мультик, длящийся полтора часа. А зарубежные фильмы гораздо длиннее старых советских. Вот и получается, что дошколёнку лучше показать "Бобика в гостях у Барбоса", а третьекласснику — "Историю игрушек".

Если вы твёрдо решили, что ваш ребёнок будет смотреть только то, что одобрите лично вы, постарайтесь сделать так, чтобы это стало и его выбором. Но не забывайте, что для полноценного развития нужно иногда смотреть и не самые лучшие образцы мировой мультипликации. Ведь наблюдая "как делать нельзя", дети тоже многому учатся.

Не следует допускать, чтобы ребёнок бесконтрольно просматривал детские каналы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Зачем нужны переводчики"

 Цели урока.- Углубить знания учащихся о родном и иностранном языках, познакомить с работой и ролью переводчиков.- Повторить сведения о группах слов, об именах собственных.- Совершенствовать умение пи...

Зачем нужны автомобили и поезда

Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора  и общему развитию детей младшего возраста.   При создании презентации...

Презентация "Зачем нужна гигиена"

Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова (4 класс)...

Зачем нужно мыть руки и чистить зубы (окружающий мир 1 класс)

Разработка урока с презентацией (шаблоны для работы)...

Скоростной устный счет: кому, какой, зачем?

Устойчивые навыки устного счёта являются одной из главных задач обучения математике в начальной школе. Так было всегда, никто не отрицает этого и в наши дни. Однако сегодня можно...

Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации....

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...