Скоростной устный счет: кому, какой, зачем?
тест по математике (4 класс) по теме

Ганжа Светлана Давыдовна

 

 

Устойчивые навыки устного счёта являются одной из главных задач обучения математике в начальной школе. Так было всегда, никто не отрицает этого и в наши дни. Однако сегодня можно с сожалением утверждать, что большинство выпускников начальной школы считают ПРАВИЛЬНО, но ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. И это при том, что в течение 4-х лет школьник практически ежедневно выполняет задания, в которых ему приходится считать.
  
image

Можно приводить много причин низкой вычислительной культуры современных школьников. Массовое использование калькуляторов, несовершенство учебников, принципиальный отказ от зубрежки... Но на самом деле причина одна. У современных школьников просто нет систематической практики быстрых вычислений в уме. Ученику ежедневно предлагаются задачи типа: "У Пети было 28 конфет, у Маши было 27 конфет. Сколько конфет было у ребят?" И каждый раз он либо в тетради, либо на листочке выполняет это элементарное сложение в столбик. Естественно, что и в 5-м классе, и в 6-м, а многие и на выпускных экзаменах, аналогичные действия выполнят так, как привыкли. В столбик! И тратят на них не 2-3 секунды, а 10-15. А потом удивляются, что не хватило времени.

Пренебрежение устными вычислениями продолжается и далее - в 5-м и 6-м классах. В этом возрасте школьники должны освоить вычисления с дксятичными дробями, обыкновенными дробями, смешанными числами, целыми числами (отрицательными и положительными). И здесь повторяется та же картина. Большинство школьников способны решить практически любой вычислительный пример с рациональными числами. Если сосредоточятся и потратят на решение достаточное время. А вот считать в уме и быстро подавляющее большинство по-прежнему не умеет.

Заниматься формированием навыков устного счета в 7-х, 8-х, 9-х (не говоря уже о старших классах) вообще считается моветоном. Да и времени на уроках на такую "ерунду" просто нет. Успеть бы новый материал рассмотреть (подчеркиваем, рассмотреть, а не усвоить). А то, что любая математическая работа так или иначе завязана на вычисления, как-то упускается из вида.

Любой учитель математики может в своих классах провести простой эксперимент: сравнить скорость устных вычислений и успешность в освоении математики. 
Для 3-х классов сравните успеваемость по математике со скоростью выполнения упражнений курса "Основы скоростного устного счета". 
Для 4-х классов сравните успеваемость с курсом "Скоростной счет с натуральными числами". 
Для 5-х классов сравните успеваемость с курсом "Скоростной счет с десятичными числами". 
Для 6-х классов сравните успеваемость с курсом "Скоростной счет с обыкновенными дробями". 
Уверяем Вас, корреляция будет весьма значительной!

Приведем несколько причин, по которым нужно иметь устойчивые навыки СКОРОСТНОГО устного счета: 
- скоростные устные вычисления во время любой математической работы создадут тебе дополнительный запас времени (в том числе и при сдаче ЕГЭ, когда в условиях стресса допускается большое число элементарных «глупых» ошибок); 
- скоростные устные вычисления являются необходимым (не достаточным!) условием успешного выполнения примерно четверти заданий тестов IQ
- устные вычисления мы постоянно используем в повседневной жизни, например, при совершении покупок; 
- ученые, занимающиеся исследованиями в области мозга, выявили, что устные вычисления являются великолепной интеллектуальной зарядкой, помогающей до старости держать мозг в хорошем состоянии; 
- освоение скоростного устного счета под силу практически любому ученику (нужные знания есть даже у слабоуспевающих учеников, нет только нужных скоростных навыков). 
  
Приемов, которые ускоряют устные вычисления, очень много. Всеми этими приемами в полном объеме владеют немногие. Да и вряд ли нужно осваивать искусство перемножения в уме трехзначных чисел. Вот тут, действительно, лучше пользоваться калькулятором. 
  
Мы предлагаем осваивать навыки скоростного устного счета в нессколько этапов: 
  
1. Освоение базовых навыков скоростного устного счета, без которых невозможно двигаться дальше (подробнее). 
  
2. Освоение навыков скоростного устного счета с натуральными числами (подробнее). 
  
3. Освоение навыков скоростного устного счета с десятичными дробями (подробнее). 
  
4. Освоение навыков скоростного устного счета с обыкновенными дробями (подробнее). 
  
5. Знакомство с дополнительными приемами, которые позволяют ускорить вычисления отдельных примеров. 
  
В каждом разделе Вы можете выполнить несколько пробных упражнений. Если Вы не сможете с ними справиться в отведенное время, значит имеет смысл позаниматься с соответствующим учебным курсом.

Помните, что развивать навыки скоростного устного счета НИКОГДА НЕ ПОЗДНО!

Effor.by

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы скоростного устного счета

В основе скоростных устных вычислений лежит небольшой набор базовых приемов, которыми должен владеть каждый. Они относятся к примерам на сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пр...

Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс

В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд  "Магазин" не анимированный....

Устный счет 1 класс. Счет в пределах 10

Небольшая презентация для 1 класса. Математика. Устный счет. Счет в пределах 10....

Презентация для урока математики в 1 классе (устный счет, счет в пределах 8)

Презентация для урока математики в 1 классе (устный счет, счет в пределах 8)...

Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.

Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...

Устный счет. Некоторые приемы устного счета.

Математика всегда была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям и именно с ними мы встречаемся каждый день в своей жизни. Сейчас, в связи ...