конспект занятия "Балетные фронтовики"
план-конспект занятия (4 класс)

Намдакова Сарана Эрдэмовна

Занятие  посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны. Занятие направлено на то, чтобы заинтересовать воспитанников историей блокады Ленинграда, жизнью артистов в блокадном городе и показать силу искусства и его роль в поддержании духа жителей Ленинграда и самих артистов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

«Балетные фронтовики»

Пояснительная записка

Занятие  посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны. Занятие направлено на то, чтобы заинтересовать воспитанников историей блокады Ленинграда, жизнью артистов в блокадном городе и показать силу искусства и его роль в поддержании духа жителей Ленинграда и самих артистов.

Цель:

  1. формирование знания о роли и значение танца, как инструмента поднятия боевого духа в годы Великой Отечественной войны.
  2. Обобщение знаний детей о Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Дать представление о концертной и учебной деятельности артистов фронтовых бригад, педагогов и учеников хореографических училищ;

2. Формировать отношение к искусству как к источнику нравственной силы;

3. Стимулировать стремление к развитию силы воли и терпения в обучении хореографическому искусству;

4. Приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны.

Предварительная работа: танец «Журавли», чтение стихов про войну (А.Усачев «Что такое День Победы», А. Шамарин «Никто не забыт»), просмотр отрывка из кинофильма «Мы смерти смотрели в лицо».

Материал для проведения занятия: слайд – шоу «Балетные фронтовики».

Словарная работа:  Героизм, патриотизм, тыл, фронт, ветераны, парад, 75- летие ВОв, боевой дух, подвиг, Вечный огонь …

Ход занятия

Воспитатель: Звучит музыка военных лет

Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…

Тем, кто на веки, безымянный канул в фашистском плену

Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил – посвящается!

Воспитатель: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?

Дети: Ко Дню Победы

Воспитатель:  Мы будем отмечать великую дату 75-летие Победы в Великой Отечественной войны. Мы знаем и каждый год наблюдаем с вами, насколько любим и всенароден День Победы. Множество людей выходит на улицы городов нашей родины, чтобы своими глазами увидеть и поздравить с этим великим днем ветеранов, - тех, кто ещё остался в живых. Что для вас значит День Победы? Скажите, пожалуйста, а как в ваших семьях отмечают День Победы?

 (Ответы детей: Праздник, парад, ветераны, память, победа, Благодарность, слезы, радость…)

Дети читают стихотворение

Ребенок 1:

Давно уж бои отгремели,

Но время не вычеркнет, нет!

Мальчишку в солдатской шинели

Неполных пятнадцати лет.

Ребенок 2:

Пусть чисто будет небо над землей,

Пусть жизни мирной радуются люди.

А вас, рядом был с войной,

Мы помним, бережем и любим!

Воспитатель: А теперь давайте представим и порассуждаем, а возможно ли тогда, когда страшно, холодно, голодно, когда люди теряют своих близких…возможно ли в таком тяжелом для души состоянии петь, танцевать, рассказывать юмористические истории, показывать цирковые номера? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, в таком состоянии духа творить сложно, но можно и нужно, чтобы не погибнуть. Когда тяжело, то, как это ни странно, душа человека и его дух укрепляется ещё больше. И это доказали артисты, которые, несмотря ни на что, своим искусством поддерживали дух народа. Они не ходили в атаки, не стреляли из винтовок, не ремонтировали в холодных цехах танки, и, тем не менее, всё, что они сделали, можно по праву приравнять к подвигу. Им приходилось идти по 25 км при 30-градусном морозе, выступать в тылу и на передовой, под крылом самолета, в землянках, на лесных полянах и корабельных палубах утром, днем, вечером и ночью. И артисты были  обязаны оставаться творчески собранными в любой обстановке, и самое главное, неутомимыми.  Как вы думаете, а почему солдатам и простым жителям так были нужны музыка, танец, слово? Почему они ждали артистов?  Ведь сами артисты сначала задавали себе такой вопрос: «А кому сейчас нужны мы и наше творчество?»

(Ответы детей)

Воспитатель:  Да, вспоминая годы Великой Отечественной войны, ветераны рассказывают, что даже в самое суровое время, забывая об усталости, порой в перерывах между работой на заводах, они, тогда ещё юные, измученные, голодные устраивали концерты, после которых обязательно происходили танцы. Любили вальс – его ритмы словно уносили в другой мир, где пахнет настоящим балом, где поскрипывает паркет, где полная защищённость.

В блокадном Ленинграде оставалось три артистических коллектива, заданием которых было поднятие духа городских защитников. И даже в самые жестокие и тяжёлые дни Ленинград украшался афишами, которые приглашали жителей города в театр на концерт. Ни дня без танца: даже погибая от голодного истощения, артисты не прекращали творческой деятельности, ибо мужество и чувство долга оказывались сильнее страха смерти.

Физминутка.

Вот солдатики стоят, начинается парад

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы шагать!

Наклонились мы вперед, а потом наоборот.

Влево - вправо наклонитесь,

наклоняйтесь - не ленитесь!

На одной ноге постой -ка,

будто ты солдатик стойки.

Руки ты прижми к груди, да смотри не упади!

Руки вверх, руки вбок и на месте скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже...

А потом...

Марш на месте, не спеша

Вот зарядка хороша!

(Дети выполняют упражнения по тексту физкультминутки)

Воспитатель: Давайте, с вами вспомним тех, информацию о ком можем найти, и тех, кто остался безвестным тоже. В каждом театре, наверняка, хранится список фронтовиков и тех, кто погиб в годы войны. Наш список - далеко не полный, и если есть возможность - давайте будем его пополнять.

Посмотрим презентацию о «Балетных Фронтовиках», об их подвиге и как они поднимали боевой дух у товарищей.

(Смотрят презентацию)

Воспитатель: Мы посмотрели презентацию. Но там указаны лишь  те немногие, что нам известны по интернету, по книгам и статьям. Но даже он дает возможность сегодня, в День Победы, воздать дань памяти и уважения людям, которые трудились в тылу и на фронте, чтобы своим мирным искусством приблизить разгром врага.

     Танцоры, побывавшие на фронтах, вспоминают, какая же трудная, но эффективная профессиональная школа это была: вокруг стрельба, взрываются бомбы, совершаются налёты, но танец не должен прекращаться – если ты остановишься, сдашься, позволишь печали одолеть тебя, сломаются и твои товарищи. Когда нет опоры, приходится создавать её иллюзию, заменяя хлеб насущный и чувство безопасности тем, чего не отнять - искусством, музыкой, танцем.

Воспитатель: Есть такой советский фильм - "Мы смерти смотрели в лицо" режиссера Наума Борисовича Бирмана. Снимали на "Ленфильме", в зимнем Ленинграде в 1980-е годы. Картина раскрывает противостояние жизни и смерти людей в блокадном Ленинграде и на фронте. В этом неравном бою выжить помогало ...искусство. Танец.

Фильм основан на реальных событиях, в канву сюжета легла подлинная история о балетмейстере Аркадии Ефимовиче Обранте.

Ученик читает стихотворение А. Шамарина «Никто не забыт»

«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Воспитатель: В День Победы до сих пор есть маленькая, но важная традиция - танцевать вальс. Это особенный танец. Он прошел войну.… И если в этот день не исполним его мы, то кто станцует за нас? Не забывайте, что даже в войну люди находили силы и время. Давайте окунемся в атмосферу военного танца.

 (Танец «Журавли» под песню Марка Бернеса)

Воспитатель: Давайте обобщим все вышесказанное вами, и каждый из вас назовет по одному слову, с которым ассоциируется ВОв. 

(Ответы детей: победа, ветераны, слезы на глазах, парад, военные песни, военные пляски, ветераны, голод, блокада, страх, смерть, бомбежки, тревога, слезы…)

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, посвященное Героям артистам, балетным фронтовикам.

Что запомнилось и особенно тронуло?

Что было непонятно?

Что для вас было новое в нашей беседе?

Давайте встанем покругом!  (звучит песня «День Победы») Дети стоят полукругом и передают на вытянутых руках перед собой друг другу бумажного голубя.

Голубь - это символ мира. Он летит по всей планете, напоминая людям о том, что дороже мира нет ничего.  Мир - это и есть жизнь.

     Я надеюсь, что Вы запомните имена Героев- артистов, запомните, что вопреки войне, хаосу, разрухе,  Советский народ не опустил руки и боролся за счастье, за мирное небо над головой.

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Использованная литература:

  1. Ю. Алянский. «Театр в квадрате обстрела». Л.: Искусство, 1985.
  2. Без антракта. Актёры города Ленина в годы блокады. Л.: Лениздат, 1970. – 367 с.
  3. А. Королькевич. «А музы не молчали». Л.: Лениздат, 1965. – 216 с.
  4. Ю. Яковлев. «Балерина политотдела». М.: Молодая гвардия, 1979.

Интернет - ресурсы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артисты Герои Великой Отечественной войны Не было ни одной части, где бы ни побывали артисты. Под обстрелами, на передовой они показали 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов

Слайд 2

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Слайд 3

Лепешинская Ольга Васильевна - Заслуженная артистка РСФСР (1942). Народная артистка РСФСР (1947). Народная артистка СССР (1951) «Она танцевала в открытом кузове, в пачках и на пуантах, под постоянной угрозой обстрела»

Слайд 4

Нина Васильевна Пельцер (Чумакова) - Заслуженная артистка РСФСР (1957). Во время войны осталась в блокадном Ленинграде, где выступала на сцене театра Музыкальной комедии - его не эвакуировали, но перевели в здание Пушкинского театра. Пережила 900 дней блокады города.

Слайд 5

Обрант Аркадий Ефимович - советский балетмейстер и режиссёр, педагог, создатель и руководитель Молодёжного ансамбля танца (1942—1958). В марте 1942 г. он пешком пришел в блокадный город для того, чтобы собрать танцевальную группу для агитвзвода политотдела 55 армии Ленинградского фронта. "30 марта 1942 года ребята приняли участие в концерте на слете сандружинниц и врачей... Ребята танцевали, превозмогая слабость... А в зрительном зале плакали девушки-сандружинницы , невозможно было удержаться от слез при виде изможденных блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать", - вспоминает А. Е. Обрант .

Слайд 6

Молодежный фронтовой ансамбль Свою первую боевую награду – медаль «За боевые заслуги» – ансамбль получил 12 апреля 1943 г., за нею последовали медаль «За оборону Ленинграда», а 30 июня 1945 г. – Орден Отечественной войны II степени.

Слайд 7

Сичкин Борис Михайлович С фронтовым ансамблем Борис Сичкин дошел до Берлина, он был уже не простым танцором, а любимым во многих частях артистом. Веселый конферансье дошел до Берлина

Слайд 8

Сахновская Наталья Павловна и Гербек Роберт Иосифович - артисты театра им. Кирова, педагоги. В эти страшные годы балерина Ольга Генриховна Иордан организовала и возглавила балетную труппу, среди работавших там были Наталия Сахновская и Роберт Гербек . Выступления эти были сродни подвигу — город из последних сил пытался выжить; артисты придумали специальные костюмы, скрывающие уродливую худобу, и из последних сил все равно выходили на сцену к зрителям — таким же блокадникам, как они сами.

Слайд 9

Михаил Львович Сатуновский (1917) - (2000) балетмейстер и режиссер-постановщик, Заслуженный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР Был призван в армию в 1939 году в качестве военного фельдшера. Вынес из боя за Феодосию 97 раненых, был сам тяжело ранен и демобилизован. В 1942 году Михаил Сатуновский вновь вернулся к театральной деятельности, став солистом и балетмейстером Киевского театра оперы и балета, который в то время находился в эвакуации в Иркутске .

Слайд 10

Гремели взрывы. Ранило людей. Земля взлетала от гранат. Обстрелы. Бомбежки. А они танцевали. Танцевали, чтобы поднять боевой дух. И пусть всего на несколько часов… Они забывали о блокаде. «Яблочко», «Танец татарских мальчиков», грузинский « Багдадури », цыганский танец, «Тачанка» — все это танцы военных лет .

Слайд 11

Можно приравнять к фронтовикам преподавателей Академии им. Вагановой, который в дни блокады набирали курсы из истощенных детей и преподавали им высочайшее искусство, как и самих этих детей, умудрившихся выжить и стать артистами.

Слайд 12

И сегодня наш черед помнить о всех них - может быть не поименно, но помнить с благодарностью - эти люди своим трудом подарили нам победу и мирное небо над головой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художники-фронтовики

Это внеклассное мероприятие посвящено мужеству и стойкости наших солдат, проявленных во время Великой Отечественной войны. Узнают о художниках-фронтовиках, о погдигах А Матросова, Н, Гастелло, Н. Маса...

Учителям-фронтовикам посвящается...

Звучал Гимн России. Минутой молчания, оружейным салютом и цветами почтили жители села Мещерино память тех, кто погиб, сражаясь за Родину, и тех ветеранов, кто не дожил до 65-летия Великой Победы. Наст...

Статья Наш ветеран - фронтовик.

В мае в школе № 1174 в 3А классе прошла встреча с ветераном. Вышла статья в газете "Ветеран" района Северное Бутово (см. статью). Автор написала стих о войне (прилагается)....

Памятник женщинам-фронтовикам

Памятник женщинам-фронтовикам...

Исследовательская работа "Герои фронтовики"

В соей работе ученик подобрал материал об односельчанах, защищавших Родину в 1941-1945 году. Работа была представлена на НПК "Первые шаги"...

Писатели - фронтовики

презентация к уроку...

Урок мужества "Памяти школьных учителей - фронтовиков"

Привлечение школьников к изучению истории своей школы и истории ВОВ на примере биографий учителей-фронтовиков....