Дислексия. Игры на исправление нарушений чтения воспитанников
консультация

Никифорова Анастасия Олеговна

ознакомить с основными направлениями работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дислексия.

Игры на исправление нарушений чтения воспитанников.

Цель: ознакомить с основными направлениями работы.

Дислексия: что это такое?

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Виды дислексий:

•Аграмматическая дислексия – недоразвитие грамматического строя речи.

•Вербальная – нарушения при чтении слов.

•Литеральная – нарушения при изолированном узнавании и различении буквы.

•Мнестическая – трудности усвоения всех букв, их недифференциация, замены.

•Оптическая – трудности усвоения и смешение сходных графических букв, их замены.

•Семантическая – нарушения понимания прочитанных слов, предложений при правильной технике чтения.

•Тактильная – у слепых детей трудности в дифференциации тактильного восприятия букв азбуки Брайля.

•Фонематическая – связана с недоразвитием функций фонематической системы, звуко буквенного анализа.

Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в старшем возрасте.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся и приносящие наибольшие неприятности устойчивые специфические ошибки при чтении. Специфическими эти ошибки называют потому, что они не связаны с техникой чтения.

Существует четыре группы специфических ошибок:

1. Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.

Ошибки выглядят так: вместо ЖУК ребенок пишет или читает ШУК, вместо НОСИК – НОЗИК и т.д.).

В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребенком на слух соответствующих звуков, то есть несформированность фонематического слуха.

2. Искажение звуко слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении.

Например, ребенок может прочитать ЖНЯ вместо ЖЕНЯ, ПТИПЦА вместо ПТИЦА, ГРУДОЙ вместо ДРУГОЙ.

Основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок не овладел звукослоговым анализом слов и поэтому просто не представляет их структуры.

Другими словами ребенок затрудняется в подсчете количества звуков (букв) в слове и не представляет порядка их следования друг за другом. А это говорит о том, что не сформировано фонематическое восприятие и не усвоены пространственные и временные категории.

3. Аграмматизмы в чтении.

Ошибки выглядят так, как будто ребенок никогда ничего не слышал о грамматических правилах.

Например, он может прочитать ПЯТЬ МЯЧОВ вместо ПЯТЬ МЯЧЕЙ, СИНЯЯ КРЕСЛО вместо СИНЕЕ КРЕСЛО. Даже выполняя записи под диктовку, когда он только что слышал правильно построенные фразы, ребенок всё таки делает ошибки. По мере овладения чтением ребенок все чаще начинает «узнавать слова в лицо». При этом он уже не вчитывается в каждую составляющую слово букву. По этой причине он уже не дочитывает, а как бы домысливает окончания слов.

Если у ребенка имеются аграмматизмы в устной речи, то это обязательно проявится при чтении и самостоятельном письме. Такому ребенку трудно усваивать грамматические правила и уточнять написание безударных гласных. Это объясняется тем, что отставание в речевом развитии не дает ребенку чувствовать родство слов, поэтому не формируется навык подбора нужного проверочного слова.

4. Замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание или прочитывание.

Ошибки выглядят как замены одной буквы на другую. Эти замены обусловлены несформированностью зрительнопространственных

представлений. По этой причине ребенок затрудняется в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например, читая слово ЩЕПКА, ребенок будет затрудняться, как прочитать первуюбукву: то ли Ш, то ли Щ, то ли Ц. В связи с этим ребенку трудно понять, что такое ШЕПКА или ЦЕПКА? Эти трудности имеют явное «зрительное» происхождение. У ребенка нет отчетливых представлений зрительных образов букв, что и заставляет его постоянно колебаться в их выборе.

Несформированность фонематического восприятия (умения дифференцировать и различать фонемы), фонематического анализа (умения выделять звуки из речи), зрительного анализа и синтеза (определения сходства и различия букв), а также зрительного мнезиса (способности к запоминанию зрительного образа букв) приводит к стойким проявлениям дислексии.

На начальном этапе предупреждения и коррекции дислексии следует начинать с исправления недостатков слухового восприятия, развития фонематического слуха, элементарного звукового анализа. Также необходима работа по коррекции зрительного восприятия, пространственной ориентировке, координации мелких мышц кисти руки.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1.На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров  он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2.Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения.

3.Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4.Подход «больше читать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.

5.Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.


Предлагаю познакомиться с  заданиями, которые позволят не только решать задачи устранения нарушений при дислексии и развития навыка чтения, но и закрепления и автоматизации этого навыка в рамках одного задания.

1.Задание на предотвращение ошибок по замене букв, сходных по начертанию и формированию представлений зрительных образов букв. (Слайд № 6)

1)Найди на картинке все строчные буквы «а».

2)Найди и назови все гласные, согласные.  Подсчитай количество на картинке.

 2.Задания на предотвращение ошибок по замене букв, сходных по начертанию (по оптическому сходству) и формированию представлений зрительных образов букв. (Слайд №7 )

3.Задания по формированию зрительнопространственных представлений. (Слайд №8 )

4.Задания по развитию звукового анализа и синтеза. (Слайд №9)

Дописать пропущенные буквы в именах. В каждой карточке даны буквыподсказки на выбор. Имена в одной карточке не должны повторяться.

Имена не должны повторяться. 

5.Закрепление навыков по дифференциации парных глухих и звонких согласных в словах (в начале слова и середине). (Слайд №10)

Дописать недостающие буквы. 

6.Задания по развитию звукового анализа и синтеза. (Слайд №11)

Вычленение из слова звуков по параметрам. 

1) Что нарисовано? (Улитка, груша, ель, роза, кошка, утка, ножницы).

2) Проследи глазами, куда ведёт пунктирная кривая от улитки?

3) Мысленно запиши в этот пустой круг первую букву слова «улитка». (Надо запомнить, какую позицию в искомом слове занимает буква «У».) 

7. Побуквенный разбор слова. (Слайд №12)

Совершенствование фонематического восприятия. 

 8.Задания на предотвращение искажений звукослоговой структуры слова. Развитие навыков звуковогоанализа и синтеза. Развитие способности к концентрации распределению, переключению внимания и самоконтролю. (Слайд №13)

Найди и подчеркни буквосочетание (любой комбинации строчных, заглавных букв и их начертаний):

в первой строке (1) – ИЛИ; (2) – ОТ; (3) – КОТ;

(4) – КРОТ; (5) – ТОРТ; (6) – ОЛЬ; (7) – ОВЬ; (8) – СОРТ;

(9) – ШЁЛК; (10) – ФАНТ; (11) – ВРАГ; (12) – КЛОК;

(13) – ОСТЬ; (14) – КРИК; (15) – АМ.]

9.Чтение чистоговорок, подбор рифмы. Развитие фонематического слуха. Стимулирование смыслового внимания. (Слайд №14)

10. Слова играют с нами в прятки. Побуквенный разбор слова. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. (Слайд №15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя­тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...

Выступление на тему: "Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма у младших школьников".

В предлагаемом материале содержатся основные требования к артикуляционной гимнастике, основные требования к постановке и автоматизации звуков, приемы коррекции звуков на уроках произношения....

Исправление нарушений речи

Постановки звуков...

Упражнения для исправления нарушения осанки.

Комплекс упражнений для исправления нарушения осанки....

Рабочая программа «Исправление нарушений у обучающихся 1-х классов с ФФНР »

Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-ме...

Коррекционно-развивающая программа по исправлению нарушений речи у учащихся с нарушением зрения.

Рабочая программа направлена на оказание помощи  учащимся начальных классов с нарушениями  устной   и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русском...