укрепление детско-родительских отношений в условиях ОО
учебно-методический материал
Детство – уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Глобальные перемены, которые происходят в России, нестабильность жизни, перестройка системы образования приводят к тому, что возрастает роль семейного воспитания. Вместе с тем, как показывает практика и научные исследования, родители часто допускают ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, обусловленные недостатком педагогических знаний.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Педагоги должны постоянно, повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Общение педагогов с родителями всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск новых, рациональных путей взаимодействия. Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия образовательной организации с семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukreplenie_detsko-roditelskih_otnosheniy_v_usloviyah_oo.docx | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение ставит своей целью развитие ребенка как самостоятельной личности, который, хоть и является носителем важнейшей черты детского поведения – любознательности, тем не менее нуждается в ее активизации. Эффективным методом обучения на современном этапе развития педагогической науки является метод проектной деятельности, который способствует коллективному творчеству детей. Проектный метод используется чаще всего с целью формирования общеучебных умений и навыков, научения детей совместной деятельности, сотрудничеству в группах «ребенок‐ребенок», «ребенок‐педагог», «ребенок‐родитель».
Особенностью проектного метода является то, что педагог выступает «ведомым» своими детьми, «подчиняется» их желаниям, наблюдая и направляя деятельность детей в нужное русло. Применяя в своей работе метод проектной деятельности, педагог должен отойти от традиционных взглядов на воспитание и обучение детей и встать на новую позицию – сотрудника в совместной деятельности.
В. П. Бедерханова изучила роль самого ребенка в проектной деятельности, которая заключается в том, что он вынужден проявлять свою «самость» в ситуациях, когда необходимо:
1) заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми;
2) открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины;
3) согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество в общей работе. При этом В. П. Бедерханова указывает на особое умение педагога поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и перед другими, и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков.
Семья и общеобразовательные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал Материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. А.С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей.
В 60-70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания.
Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О.Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в ОО, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В общеобразовательные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества».
Таким образом, исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и ОО произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
В настоящее время идет перестройка системы образования и воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и образовательной организации. Однако на взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает: хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключения родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Проведенные исследования (А.И. Захаров, Р.Ж. Мухамедрахимов) доказывают, что новый тип общения, взаимодействие ОО и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
В работах Е.П. Арнаутовой, А.С. Жичкиной, С. Мусиенко, Т.Н. Дороновой первым и решающим условием положительного направления взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями. Необходима диалогичность в общении между педагогами детского сада и родителями.
Следствием организации педагогического взаимодействия должно стать активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие ОО и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и другие.
В основе новой философии взаимодействия семьи и ОО лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольной образовательной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Т.А. Данилиной изучался вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получить родители и воспитатели друг от друга. Оказалось, что педагогам от родителей требуется помощь организационного характера (23%), ещё они хотели бы использовать личные качества родителей, имеющие прямое отношение к осуществлению взаимодействия, такие, как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем ОО (43%). Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей и учителей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а также в подготовке детей к школе, адаптации. Многие родители, отвечая на этот вопрос, указывали, что помощи, которую они получают, вполне достаточно, или что они не нуждаются ни в какой помощи вообще (26%). Родители в большинстве своем, жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребенка. но в то же время значительно выше оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах, как общение со сверстниками и подготовка детей к школе.
В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние:
- во многом утрачены традиции российского семейного воспитания и его нравственные ценности;
- изменился статус семьи как воспитательного института. Сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей. Растет отчуждение, непонимание родителей и детей;
- изменилось качество самой семьи.
Серьезной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи. Причины этого кроются в усилении недоверия родителей к школе и дошкольным организациям, в неадекватном отношении к педагогам, в неудовлетворенности качеством образования, в отсутствии необходимой психолого-педагогической культуры родителей.
Об установлении партнерских отношений между детским садом и семьей говорят авторы Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, В.М. Иванова, О.Л. Зверева. Они выделяют следующие аспекты проблемы: определение целей и значения воспитания родителей, разработка содержания работы по воспитанию родителей, определение форм и видов связей детского сада с семьей, созданием моделей воспитания родителей.
Нужно помнить о том, что не передача научных психолого-педагогических знаний является целью воспитания родителей, а формирование у них «педагогической концепции» и «педагогической рефлексии» для того, чтобы родители научились понимать своего ребенка, смогли правильно построить общение с ним и совместную деятельность.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры общения – это система целенаправленных воздействий на выделенные по сходным показателям группы отцов и матерей с целью повышения эффективности их деятельности по-семейному и общественному воспитанию.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям детского сада, учителям и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таковыми являются:
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательной системы.
При такой дифференциации специфичными являются не только содержание общения, но и методы передачи их определенной категории родителей. Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования по определённой программе изучения семьи:
- Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия) психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого необходимо проведение индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик «Анализ семейного воспитания /Эйдемиле, Юстицкий/, рисуночные методики «Моя семья», «Мой дом» и т.п.).
- Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают –положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
- Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, желание воспитывать ребенка.
- Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).
После изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяется не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
Также можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи группы риска).
В.П. Дуброва, Е.А. Милашевич выделяют виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие:
- связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Это реализуется в таких формах работы как родительские собрания, консультации, лектории формула «Детский сад - семья».
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Формула взаимодействия «Семья - детский сад». Родители оказывают помощь детскому саду, налаживают работу кружков, проведение экскурсий.
- Координационные связи – возникают, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.
Педагоги-исследователи отмечают, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественными педагогами как более способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников.
Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:
На 1 этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.
На 2 этапе устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить с ними педагоги детского сада. Этого можно достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями.
На 3 этапе формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщений знаний о ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду в семье. Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности воспитателя.
На 4 этапе ознакомление воспитателей с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе также проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.
На 5 этапе совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества (отдельно для каждой возрастной группы, учитываются возможности и индивидуальные особенности каждого воспитателя).
Задача педагогов- – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений
Тренинг детско-родительских отношений в период адаптации к школе. Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе» Форма проведения: тренинговое занятие. Цели: 1. Познакомить родительский коллектив...
Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте
Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...
Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"
Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...
Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников
Доклад на тему ""Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников"", для выступления на родительских собраниях, семинарах....
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Цель: Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей....
Педагогические чтения презентационная площадка "Психологические акции как условие детско-родительских отношений"
Что такое технология? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология - это совокупность психол...