Педагогические чтения презентационная площадка "Психологические акции как условие детско-родительских отношений"
проект по теме

Лаптева Жанна Владимировна

Что такое технология? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

Автором данной технологии является психолог, кандидат педагогических и психологических наук, Марина Ростиславовна Битянова.

Психологические акции – это вид психолого-педагогического сопровождения в игровой форме. Она представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы объединяя всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Психологическая акция, в широком понимании, предназначена для того, чтобы обеспечить возможность позитивного развития  детей,  для  формирования  навыков  понимания  себя  и  других,  согласования  целенаправленной деятельности всех и каждого в отдельности.

Анализируя взаимоотношения между взрослыми и детьми, была определена проблема. Проблема заключалась в том, что в настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Росинка» г. Краснокаменск Забайкальский край Лаптева Жанна Владимировна педагог – психолог I квалификационная категория дети педагоги родители

Слайд 2

Психолого – педагогическая технология «Связанные одной целью» : психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений

Слайд 3

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям». В. Ф. Одоевский Технология -совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология… Автором данной технологии является психолог, кандидат педагогических наук, Марина Ростиславовна Битянова . Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Она представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы.

Слайд 4

Контингент участников (целевые группы): Сотрудники и воспитанники МАДОУ детский сад № 9 «Росинка», родители воспитанников (лица их заменяющие). Целевые группы Их интересы Дети от 3 до 7 лет Наличие интереса в разных видах детской деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми, проявление желания действовать самостоятельно. Родители Укрепление детско-родительских отношений, активные участники образовательного процесса, желание взаимодействовать, повышение родительской компетентности в вопросах развития детей Педагоги Желание самообразовываться, повышение психолого-педагогической компетентности Возможные сложности при использовании образовательного продукта: Риски (трудности) Пути их преодоления недостаточная компетентность и отсутствие мотивации некоторых педагогов обучение (совместное составление игровых комплексов, практических модулей для детей, игровых заданий - упражнений, загадок, картинок и др.), разработка игровых картотек, мастер-классы, консультирование, отзывы, отчёты недостаточно времени, родительское безразличие посещение родительских университетов, подбор приемлемых форм работы, вовлечение родителей в игровой процесс, информация на сайте ДОУ, отзывы

Слайд 5

Проблема Загруженность взрослых бытовыми проблемами; Взрослые и дети мало общаются друг с другом; О тсутствие совместных игр; Взрослые и дети находятся в психоэмоциональном напряжении. Актуальность Ответственность за воспитание детей несут родители, а другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна Комплексный подход к процессу проведения.

Слайд 6

Темы акций: «Доброе сердечко»; «Разноцветный мир детства»; «Арт-минутки для настроения»; «Тропинками добра»; «Просто так»; «Копилка добрых дел»; «Мой любимый детский сад, я люблю тебя»; «Корабль детства»; «Письмо другу»; «Обратите внимание. Детство!»; «Мои питомцы»; «Голубь мира»; «День победы»; «Подарю улыбку» и другие.

Слайд 7

Практическая значимость Уникальная возможность презентовать работу психологической службы детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему. Психолого-педагогическая технология строится на основе системно-деятельностного подхода, прослеживается структура согласно требованиям ФГОС ДО.

Слайд 8

Концептуальная часть (Концептуальные идеи) е динство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей; взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи; индивидуальные и групповые формы работы с родителями. К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский Т.Н. Доронова , Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова Е.П . Арнаутова , Т. Н. Доронова , О.В. Солодянкина Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик ( К лючевые подходы ) Открытости Психологическая акция основана на соблюдении принципов Диалогичности Рефлексивности

Слайд 9

Содержательная часть (назначение) Н азначение психологической акции состоит: в создании общности детей и взрослых; в умении распознавать, определять и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга; в совершенствовании навыков и культуры общения; в создании эмоционального настроя (позитивного, делового); в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей, а у родителей и педагогов умения взаимодействовать ради достижения единой цели в воспитании детей. П сихологическая акция предназначена для того, чтобы обеспечить возможность позитивного развития детей, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всех и каждого в отдельности. Широкое понимание Узкое назначение

Слайд 10

Процессуальная часть Психолого-педагогическая технология насыщена оригинальными приёмами, которые поднимают позитивный настрой и настроение, появляется стимул участника (педагоги, дети, родители), сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад Пошаговое применение (алгоритм) Накопления ребёнка (опыт) Получает информацию опираясь на свой накопленный опыт; Задаёт уточняющие вопросы; Делает выводы из полученной информации; Выбирает способы реализации для достижения результата; Использует полученную информацию в решении жизненных ситуаций.

Слайд 11

Ожидаемые результаты применения психолого – педагогических акций в воспитательно – образовательном процессе ДОУ: Повышение интереса всех участников проекта к совместной деятельности, формирование коллектива единомышленников. Налаживание эмоциональных контактов в семьях воспитанников ДОУ. Обновление содержания психолого-педагогического сопровождения воспитательно -образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.

Слайд 12

Продуктивная составляющая психолого – педагогических акций Дети - Выставка творческих работ: «Радуга настроения», «Часики эмоций», «Комплимент для мамы», «Мир взрослых, глазами детей» и др. - Фотовыставка «Я и моя семья», театрализованные представления « Заюшкина избушка», «Приключения Колобка» и др. - Совместное творчество с родителями: «Веселая страна», «Моё солнышко» и др. - Копилки стихотворений « Книжкин дом». - Сборники мультфильмов «В стране мультипультии ». Педагоги - Разработка буклетов , памяток, шпаргалок для педагогов и родителей «Профилактика эмоционального выгорания», «Играем вместе с детьми» и др. - Методическая копилка, пакет рекомендаций: «Мир детства проживаем вместе». - Публикации по темам проектной деятельности «Все обо всём». - Сайт детского сада, наличие персональных сайтов педагогов «Интересные события». - Оформление электронных книжек, информационных сборников и журналов, медиотеки . Сундучок – копилка «Игровые пособия ». Родители - Интерактивная гостиная для родителей «В мире детства». - Участие взрослых и детей в конкурсном движении, совместные публикации. - Серия мини-сборников «Связанные одной целью». - Регистрация на сайте ДОУ, обратная связь. - Родительский журнал «Я и мой ребёнок». - Презентация детско-родительских достижений «Наша семья едина ».

Слайд 13

Участники Система оценки Способы оценки Планируемые результаты педагоги Творческий потенциал педагогов, рост профессиональной компетентности, снижение риска проф. выгорания; количество и качество проведенных педагогами мероприятий, психолого-педагогические копилки методических разработок мероприятий. (приложение 1) Анкета: Уровень оценки инновационной деятельности педагогов Активное участие субъектов воспитательно -образовательного процесса в запланированных психологических мероприятиях (участие в конкурсах, выставках; представление своих работ, продуктов творческой деятельности; количество и качество проведенных педагогами мероприятий; качество методических разработок). дети Психо -эмоциональное состояние дошкольников (исследования внутрисемейных отношений детей старших групп (приложение 2). Исследования внутрисемейных отношений детей старших групп (тест «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман) дети 5-7 лет Положительная динамика развития социальной адаптированности э моционально-личностной сферы воспитанников родители Включенность родителей в проектную деятельность (приложение 3) Наблюдение (сравнительный анализ): Включенность родителей в проектную деятельность Смена стиля взаимодействия «педагог-ребенок- родитель». Повышение уровня заинтересованности у педагогов и родителей. Мониторинг

Слайд 14

1. Мониторинг профессионального мастерства педагогов педагоги, участвуя в инновационной деятельности повышают свой профессионализм и мастерство. 2. Сравнительный анализ: Включенность родителей в проектную деятельность (наблюдение по степени участия) у родителей возник стойкий интерес к организации инновационной деятельности в ДОУ, следовательно, между родителями и дошкольным учреждением укрепились прочные партнерские отношения. 3. Результаты исследования внутрисемейных отношений детей старших групп (тест «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман) дети 5-7 лет отмечается положительная динамика в отношениях взрослых и детей, укрепляются детско-родительские отношения.

Слайд 15

Вывод: Таким образом, использование в работе психологических акций способствует повышению уровня психологической и коммуникативной культуры, сохранению и укреплению психологического здоровья, самореализации всех участников образовательного процесса. Совместная работа заряжает всех эмоциональностью, создает атмосферу дружбы, взаимопонимания, поддержки, вселяет веру в успех, помогает раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого. В ходе цикла мероприятий: у педагогов повысилась психолого-педагогическая компетентность, родители стали более заинтересованными, дети стали более инициативными.

Слайд 16

Литература: 1.Выготский , Л.С. Вопросы детской психологии. – М . :Просвещение, 1984 – 319 с. Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005. 2.Евдокимова Е. С. Технология проектирования –М.: ТЦ Сфера 2006.-с..64 3.Журнал «Справочник педагога- психолога» №2, 2012 стр. 4 4.Журнал «Ребенок в детском саду» № 5, 2010. «Неделя психологии в детском саду». Пазылова Е. С. 5.Кряжева , Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с. 6.Куликов Л.В. Мозаика радости. Советы психолога на каждый день. СПб.: Питер пресс, 1997, 416 с. 7.Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2008 8.Минаева , В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос , 2001.- 204с. 9.Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. М.: АСТ, 2008. – 576 с. 10.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. -7-е изд. – М.Генезис , 2014 г. -176 с. 11.Шмидт , В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с. Интернет-ресурсы: http://psyhelp.rodim.ru/ Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/581059/ Ключевые понятия: И нновации, психологическая акция, педагогическое мастерство, показатели, продукт деятельности, результативность (ожидаемые результаты) , мотивация, критерии, качество, инициативность, самостоятельность, взаимодействие, педагогическая и родительская компетентность.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Росинка»

VI педагогические чтения

Тема выступления:

Психолого – педагогическая технология

«Связанные одной целью»: психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений

Подготовила:

Лаптева Жанна Владимировна

педагог-психолог

I квалификационной карегории

г. Краснокаменск

Психолого – педагогическая технология

«Связанные одной целью»: психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений

1 слайд

2 слайд

Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, я Лаптева Жанна Владимировна, педагог - психолог детского сада № 9 «Росинка».

Так как я являюсь педагогом-психологом, то и речь пойдёт о психолого-педагогическом сопровождении.

Представляю опыт работы по теме: Психолого – педагогическая технология «Связанные одной целью»: психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений.

3 слайд

Что такое технология? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

Автором данной технологии является психолог, кандидат педагогических и психологических наук, Марина Ростиславовна Битянова.

Психологические акции – это вид психолого-педагогического сопровождения в игровой форме. Она представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы объединяя всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

4 слайд

В начале работы были определены целевые группы участников:

Сотрудники и воспитанники МАДОУ детский сад № 9 «Росинка», родители воспитанников (лица их заменяющие).

Целевые группы

Их интересы

Дети от 3 до 7 лет

Наличие интереса в разных видах детской деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми, проявление желания действовать самостоятельно.

Родители

Укрепление детско-родительских отношений, активные участники образовательного процесса, желание взаимодействовать, повышение родительской компетентности в вопросах развития детей

Педагоги

Желание самообразовываться, повышение психолого-педагогической компетентности

Используя образовательный продукт в практической деятельности  могли возникнуть трудности и риски, и поэтому, были найдены пути их решения: см. слайд

5 слайд

Почему же нами выбрана именно эта форма работы?

Анализируя взаимоотношения между взрослыми и детьми, была определена проблема. Проблема заключалась в том, что в настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует преобразование и предъявляет новые требования к семье, взрослым. Ведь какие условия создаст, взрослый для развития ребёнка, такие и качества личности сформируются в нём.

( в контексте стандарта….В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность).

Отличительная особенность данной технологии психолого-педагогического взаимодействия - это комплексный подход к процессу проведения, одновременно решающий задачи развития социально-коммуникативной компетентности каждого субъекта, в интеграции со всеми участниками образовательного процесса (педагоги-дети-родители).

6 слайд

Темы акций проводимые в нашем саду разнообразны: «Доброе сердечко, Разноцветный мир детства»… см. слайд.

7 слайд

Возникает уникальная возможность презентовать работу психологической службы детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему.

Данная психолого-педагогическая технология строится на основе системно-деятельностного подхода, прослеживается структура согласно требованиям ФГОС ДО:

Концептуальная, содержательная, процессуальная (мониторинговая).

8 слайд

Концептуальная часть (научная база технологии)

В основу данной технологии легли концептуальные идеи:

  • К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
  • Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи;
  • А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей;
  • Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй;
  • Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей.

Так как вся работа строится на основе системно-деятельностного подхода это отражается в:

  • единстве работы ДОУ и семьи по воспитанию детей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  
  • использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи (проекты, праздники, походы и др.);
  • индивидуальные и групповые формы работы с родителями (интервью, интерактивные гостиные, мини-встречи по интересам и др.).

Психологическая акция основана на соблюдении принципов:

Открытости:

  • объединение, оказание помощи в том, чтобы почувствовать себя членом большого коллектива, включенным в этот коллектив;
  • способность привлечению к участию большого числа воспитанников, родителей и педагогов;
  • право участия/неучастия в психологической акции.

Диалогичности:

  • участвуя в разнообразных отношениях, развивается в единстве социализации и становления индивидуальности.

Рефлексивности:

  • для педагогов, в их самосовершенствовании;
  • для родителей, в нахождении путей к личности ребенка и самому себе;
  • для детей, в предоставлении каждому ребёнку возможностей осмысления своих чувств, для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы дети получают ответную реакцию от собеседника.

9 слайд

Содержательная часть (конкретные цели и содержание материала)

Психологическая акция, в широком понимании, предназначена для того, чтобы обеспечить возможность позитивного развития  детей,  для  формирования  навыков  понимания  себя  и  других,  согласования  целенаправленной деятельности всех и каждого в отдельности.

        Предложенный формат взаимодействия всех участников образовательных отношений заключается:

  • в создании общности детей и взрослых;
  • в умении распознавать, определять и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;
  • в совершенствовании навыков и культуры общения;
  • в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);
  • в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения,
  • аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения;
  • в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей, а у родителей и педагогов умения взаимодействовать ради достижения единой цели в воспитании детей.

10 слайд

Процессуальная часть (совокупность форм и методов деятельности детей и взрослых, управление процессом усвоения материала).

Данную психолого-педагогическую технологию я апробирую, внедряю и распространяю. Психолого-педагогическая технология насыщена оригинальными приёмами, формами проведения и методами, которые поднимают позитивный настрой, у взрослых и детей появляется статус участника, а не пассивного зрителя или исполнителя, данный вид деятельности объединяет коллектив, объединяет семью и детский сад.

Определились структурные компоненты, пошаговое применение данной технологии (алгоритм взаимодействия):

1. Выбирается тема и её назначение

2. Объясняется способ реализации

3. Определяются действия

4. Рефлексия

Внедряя в практику психолого-педагогического сопровождения данную технологию можно достичь гарантированного результата:

Накопления ребенка:

  • Получает информацию, опираясь на свой накопленный опыт;
  • Задаёт уточняющие вопросы;
  • Делает выводы из полученной информации;
  • Выбирает способы реализации для достижения результата;
  • Использует полученную информацию.

11 слайд (гарантированный результат, Ожидаемые результаты)

  • Повышение интереса всех участников к совместной деятельности, формирование коллектива единомышленников.
  • Налаживание эмоциональных контактов в семьях воспитанников ДОУ.
  • Обновление содержания психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.

12 слайд

Продуктивная составляющая психолого – педагогических акций может отражаться

(см. слайд 11 педагоги, дети, родители)

13 слайд

На 2 следующих слайдах отражена мониторинговая часть

Мониторинговая часть см. слайд

14 слайд

Диаграммы см. слайд

  • педагоги, участвуя в инновационной деятельности, повышают свой профессионализм и мастерство.
  • у родителей появился (сформировался) стойкий интерес к организации инновационной деятельности в ДОУ, следовательно, между родителями и дошкольным учреждением укрепились прочные партнерские отношения.
  • отмечается положительная динамика в отношениях взрослых и детей, укрепляются детско-родительские отношения.

15 слайд

Вывод:

Таким образом, использование в работе психологических акций способствует повышению уровня психологической и коммуникативной культуры, сохранению и укреплению психологического здоровья, самореализации всех участников образовательного процесса. Совместная работа заряжает всех эмоциональностью, создает атмосферу дружбы, взаимопонимания, поддержки, вселяет веру в успех, помогает раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого. В ходе цикла мероприятий: у педагогов повысилась психолого-педагогическая компетентность, родители стали более заинтересованными, дети стали более инициативными и самостоятельными.

16 слайд

Используемая литература…..

Ключевые понятия:

Инновации, психологическая акция, педагогическое мастерство, показатели, продукт деятельности, результативность (ожидаемые результаты), мотивация, критерии, качество, инициативность, самостоятельность, взаимодействие, педагогическая и родительская компетентность.

17 слайд

         Спасибо за внимание (отзывы от педагогов, родителей о проведении в ДОУ социально-психологических акций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений

Тренинг детско-родительских отношений в период адаптации к школе. Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе» Форма проведения: тренинговое занятие. Цели: 1. Познакомить родительский коллектив...

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...

Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"

Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Цель: Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей....

Психолого-педагогические проблемы детско-родительских отношений

Психолого-педагогические проблемы детско-родительских отношений...

Психолого – педагогический проект «Влияние детско-родительских отношений на успеваемость учащихся в начальной школе»

В настоящее время. в обществе возникла необходимость в преодолении противоречий между семьей и школой. Д етей с ЗПР становится больше. причём данная категория детей имеет задержку развития по причине ...

укрепление детско-родительских отношений в условиях ОО

Детство – уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.Глоба...


 

Комментарии

Лаптева Жанна Владимировна

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам воспользоваться данной разработкой: Психологические акции в работе педагога-психолога. Интересно, увлекательно.Удачи.