Использование театрализации как метода обучения в начальной школе
статья

Волкова Елена Вячеславовна.

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_2.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

                       МБОУ Саввино – Каринская СОШ

        

«Использование театрализации как метода обучения в начальной школе»

        Учитель начальных классов

                                                                               Волкова Елена Вячеславовна

Использование театрализации как метода обучения в начальной школе

Именно творческая деятельность делает ребенка существом,

обращенным к будущему, созидающим его и

видоизменяющим свое состояние.

Л. С. Выготский

Новый образовательный стандарт ставит во главу угла развитие творческой личности ученика. Это его отличительная особенность от старой системы. Мы, как педагоги, идущие в ногу со временем, должны научиться применять старые, проверенные временем наработки и давать им новую жизнь в современных условиях.

В условиях современного города дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками. Разнообразные гаджеты подменяют живое общение. Дети с малых лет играют в компьютерные игры, но это не раскрывает их как личность и не помогает социализироваться. В то же время, как мы знаем, именно игра как ничто другое позволяет ребенку раскрыться и самоутвердиться. Поэтому в школу сейчас массово приходят плохо социализированные, довольно закрытые дети. Особенно остро эта проблема стоит с «домашними» детьми, не посещавшими детские сады. Именно игра может помочь педагогу раскрыть потенциал каждого ученика и выпустить его наружу. Ведь, как говорил А. В. Луначарский: «Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».

Театрализация – это не просто подражание героям на экране смартфона или ноутбука. Это даже не просто игра. Театрализация помогает опытному педагогу развить разнообразные способности детей: творческие, речевые, художественные, мыслительные. Также, при правильном подборе игр и произведений, она серьезно обогащает активный словарь младших школьников. Помимо этого именно театрализация способствует эмоциональному раскрепощению детей.

Правильно введенная в учебный процесс театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи развития и обучения школьников:

- развивать речь и обогащать словарь;

- тренировать и развивать память;

- тренировать и развивать внимание;

- развивать воображение, фантазию и творческие способности;

- развивать познавательную активность;

- развивать художественное восприятие;

- затрагивает физическое развитие, включая развитие движений, крупной и мелкой моторики;

- обогащает общее художественное развитие;

- служит толчком к улучшению социально-коммуникативного и нравственного развития ребенка.

 Именно поэтому я стараюсь использовать театрализацию практически на всех уроках в младших классах. Хорошо зарекомендовал себя и театральный кружок, но его посещать будут не все дети. А введение в небольших объемах театрализованной деятельности именно в уроки, позволяет охватить всех учеников класса. Причем это участие будет исключительно добровольным. Элементы театрализованных игр я использую на уроках математики, чтения, русского языка, окружающего мира. В своих методических разработках я опираюсь на работы таких людей, как Игорь Анатольевич Якимов, Михаил Ростиславович Львов, Татьяна Валерьевна Рыжкова

Во время уроков я использую различные виды театрализации, варьируя и совмещая их. Мной используются игры – импровизации, когда сюжет предлагается мной или учениками и его обыгрывание происходит без какой-либо предварительной подготовки. Также я люблю использовать игры – имитации образов животных, литературных персонажей, исторических деятелей. На уроках литературного чтения проводятся инсценировки отрывков из прочитанных произведений и ролевые диалоги на основании прочитанного текста. Так как разные виды и методы театрализации требуют разного воплощения, я использую многие доступные театральные формы.

Это может быть:

1. Настольный театр. Его хорошо использовать как на уроках литературы и окружающего мира, так и на уроках математики, делая героями театрализации, например, цифры или геометрические фигуры.

2. Кукольный театр. Прекрасно зарекомендовал себя на уроках литературного чтения и окружающего мира.

3. Мимический театр и театр пластики и жеста хорошо подходят для уроков музыки и физкультуры.

4. Театр картинок используется вообще на всех уроках.

5. Наиболее часто вводимый мной в предметы пальчиковый театр – это кладезь идей, как для общего развития детей, так и для развития мелкой моторики учеников. Владимир Михайлович Бехтерев и Николай Константинович Кольцов в своих трудах доказали, что умственное развитие ребенка неразрывно связано с развитием его мелкой моторики. К тому же хорошее развитие пальцев рук очень способствует лучшему развитию правильности и аккуратности письма первоклассников.

Так как в основе любой театрализованной деятельности лежит игра, она близка и понятна детям. Цель ввода в занятие театрализованной игры не в том, чтобы развлечь ребенка, а в том, чтобы развить познавательные, творческие, эмпатические способности ребенка, раскрепостить движения и повысить его самооценку.

Стоит отметить, что введение театрализации в учебную деятельность можно тесно связать с проектной деятельностью. Результатом проекта могут выступать подготовленный детьми спектакль или серия инсценировок на выбранную ими тему по любому учебному предмету.

Мой личный опыт введения театрализовано-игровой деятельности в обучение детей младших классов имеет исключительно положительные результаты.

  1. Я заметила, что у учеников начали исчезать страх и скованность движений. Дети стали больше доверять мне и друг другу. Они больше проявляют инициативу, чем в начале обучения. Новые знания не вызывают у них негативных эмоций. Ученики всегда вовлечены в урок, ждут новых, неожиданных решений и готовы к размышлениям и экспериментам.
  2. Школьники стали более общительными, легче принимают в свою компанию одноклассников, перестали разбиваться на маленькие «кучки». Дети стали менее конфликтными, у них появилось желание договариваться, объяснять свою точку зрения. Класс стал более сплоченным.
  3. Многие дети нашли и стали развивать свои творческие способности. Они больше не боятся выделяться, демонстрировать одноклассникам свои умения. В творчестве дети стали более открыты и готовы к принятию помощи от учителя.
  4. В общем, дети стали более собранными, дисциплинированными, что положительно отражается на успеваемости всего класса.

На основании своего опыта работы с учениками младших классов с использованием театрализации как метода обучения в начальной школе, могу сделать вывод, что знания детей об окружающем мире значительно расширились и стали более систематизированными. Внимание, воображение и память детей значительно улучшились. Звукопроизношение, темп речи стали совершеннее. Активизировались и пополнились словарный запас и грамматический строй речи. Благодаря регулярным упражнениям улучшились координация и целенаправленность движений. В проигрывании ситуаций со сложным выбором, формируется опыт нравственного поведения. Ученики стали лучше относиться друг к другу. Активно развивалась творческая самостоятельность.

 Подводя итог всему изложенному, могу сделать вывод, что именно театрализация позволяет раскрыть потенциал и развить талант каждого ученика. В дальнейшем это поможет им найти свой путь в жизни и работать на благо общества, оставаясь счастливыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемного метода обучения в начальной школе

Данная статья освещает проблему активизации познавательной деятельности младших школьников через проблемный метод обучения, знакомит с задачами проблемного обучения, приёмами создания проблемных ситуа...

Использование продуктивных методов обучения в начальной школе в условиях ФГОС.

Продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды тв...

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе

Данный материал используется мною в учебном процессе с 1 - 4 классы. При использования деятельностного способа обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, созда...

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Доклад на тему: Использование метапредметных методов обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»

В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого н...